О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах.

2022-09-01 34
О магии и волшебстве, о колдунах и ведьмах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Мнения язычников и народные поверья.

 


«Внутреннее влечение человека», говорит Бэкон,


«к таинственному к чудесному породило магию


и другие тайные науки».

 


«Убеждение в возможности повелевать миром духов


и, помощию этих деятелей, скрытыми силами приро-


ды, было главным источником чернокнижия и


волшебства», Сильвестр замечает.

 


«Страсти, преимущественно властолюбие и


любостяжание, породили волшебников,


астрологов, знахарей, колдунов и ведьм»,


говорит г. Хотинский.

 


«Ни одна наука в древности», говорит Плиний,


«не пользовалась таким уважением и не была


так прилежно изучаема, как магия».


 


ГЛАВА XVII

 


О магии и волшебстве

 

 


зыческая древность, все древние поэты, историки и ораторы


ß


говорили и рассуждали о магии, магах, магических дейст-

виях и суеверных магических книгах; особенно много и часто


об этом говорили языческие поэты. Одни из писавших о магии и ее


чудесах считали эти чудеса несомненно истинными, другие отри-


цали; третьи осмеивали их; четвертые недоумевали, что сказать о


чудесах магии. Самые разноречивые ответы давали на вопрос: что


такое магия и магики? Одни считали их людьми, имеющими дру-


жеские сношения с духами подземного мира; другие смотрели на


них, как на шарлатанов, обманщиков, которые, при помощи ис-


кусства и хитрости, заставляли невежественную толпу считать со-


вершенно естественные явления или фокусничество за чудеса, за


сверхъестественные явления. Вообще же с именем магии и колдов-


ства соединяли понятие о ненавистном искусстве производить в при-


роде явления неестественные, необыкновенные, совершать чудеса,


причинять зло людям, гадать о будущем и т. п.


Мы укажем здесь на некоторых древних писателей, которые если


не сами верили тому, что писали о магии, то, по крайней мере, вер-


но передавали взгляд толпы на магию.


В древности очень многие были убеждены, говорит Тибулл, что


магики могли сводить луну с небесной высоты, и что причина лун-


ных затмений — в магическом искусстве некоторых лиц1.


Тибулл свидетельствует также, что он сам видел, как одна кол-


дунья околдовала на небе звезды и остановила молнию, которая


должна была разразиться над землей. Далее Тибулл говорит, что по


приказанию этой же колдуньи разверзалась земля и мертвые поды-


мались2.


Овидий приписывает магикам силу заклинать подземные силы,


грозы, бурю и возвращать хорошую погоду3.


Магикам и колдунам приписывали силу превращать людей в жи-


вотных посредством известных им одним снадобий4.

 


1

2


Tibull., Lib. I, Eleg. 9, v. 21.

Tibull., Lib. I, Eleg.. 9: «Iam tenet infernas magico stridore catervas, / Iam iubet adspersas


lacte referre pedem. / Cum libet, haec tristi depellit nubila caelo, / Cum libet, aestivo convocat


orbe nives. / Sola tenere malas Medeae dicitur herbas, / Sola feros Hecates perdomuisse canes».


3


Ovid., Metamorph. 14: «Obscurum verborum ambage novorum / Ter novies carmen magico de-


murmurat ore» еtс.


4


Metamorph. IV: «Nais an ut cantu nimiumque potentibus herbis / verterit in tacitos iuvenalia


corpora pisces».

 


162


 


По словам Виргилия, магики усыпляли и заклинали змей1.


Аппион, как говорит Плиний2, заклял душу Гомера с целью уз-


нать от него о своем происхождении и своем отечестве. Аполлоний


Тианский, по словам Филострата3, пришел однажды на могилу Ахил-


леса, заклял его душу и просил, чтобы явилась тень героя. Могила


поколебалась и он увидел удивительного юношу, ростом в пять лок-


тей, который пред его же глазами вырос до двенадцати локтей.


Аполлоний стал предлагать ему вопросы; но, заметив, что юноша


позволяет себе неприличные шутки, заключил, что он одержим де-


моном, и исцелил его, изгнав из него демона. Апулей говорит, что


Аполлоний Тианский возвратил жизнь девушке, которую хотели по-


гребать. Асклепиад, следовавший за погребальной процессией, вос-


кресил умершего, которого положили уже на костер. Уверяют, что


Эскулап оживил Ипполита, сына Тесеева, Главка, сына Миносова,


Капанея, умерщвленного во время осады, и Адмета, царя Ферского,


что в Фессалии. Элиан говорит4, что Эскулап обезглавленной жен-


щиyе возвратил жизнь и голову.


Ираклий5 утверждает, что Насамоны (в Африке) проводили ночи


на могилах своих родственников, чтобы узнать от них будущее.


Галлы или Кельты, по свидетельству Никандра, ходили с той же


целью на гробницы своих великих мужей.


Лукан говорит6, издеваясь, впрочем, над взглядом массы, что


магики, колдуны и волшебники, при помощи своего искусства, произ-


водили на небе гром, без ведома Юпитера; что они нарушали пра-


вильное течение луны по ее орбите и притягивали ее к земле, удли-


няли ночи, укорачивали дни; что вся вселенная подчинялась их ве-


лению, и мир цепенел, когда они начинали говорить или давали


приказания.


Очевидно, что все эти рассказы о силе магического искусства, о мо-


гуществе и власти магиков и колдунов — не более как поэтические


вымыслы. Поэты даже соревновались друг с другом в наполнении


подобным вздором своих произведений, хотя и не были убеждены в


истинности того, о чем говорили; большей частью они же первые и


осмеивали то, о чем писали, и в этом случае сходились с дельней-


шими людьми своего времени. И потому все эти или почти все рас-


сказы не заслуживают никакого доверия, а доказывают только, как


велики были в то время предрассудки, суеверия и заблуждения


большинства. Но ни государи, ни жрецы не думали разочаровывать


народ в этих предрассудках. Языческая религия терпела и оправды-

 

 


1


Virgil, Aeneid., Lib. VII: «Vipereo generis et graviter spirantibus hydris / Spargere qui somnos


cantuque manuque solebat».


2

3

4

5

6


Plin., Lib. III, c. 2.

Philostr., Vit. Apollon.

Aelian, De anima, Lib. IX, c. 77.

Vide apud Tertull., De anima, c. 57.

Lucan, Pharsal., Lib. VI, 450 et seq.

 

163


 


вала это суеверие, — и лучшая часть культа основывалась на этом


суеверии.


Несмотря однако ж на несостоятельность, неосновательность и не-


лепость этих убеждений, все относились к магикам с уважением;


масса благоговела перед магиками, как такими людьми, которые


имеют власть над судьбою человека и повелевают вселенной. Луч-


шие и образованнейшие люди язычества уважали магиков за серьез-


ное изучение предмета, которому они посвятили себя. Это благого-


вение массы, это уважение образованных было причиной, что маги-


ки не только изучали все наследованное от предков, но и старались


усовершенствовать, дополнить свои познания новыми наблюде-


ниями, опытами и исследованиями; к этому побуждали магиков как


пытливость ума человеческого, так и стремление духа приобресть


как можно более сведений, необходимых и пригодных в жизни. В


самом деле, каждый желает знать причины и законы явлений, со-


вершающихся кругом, внутреннее состояние предметов и их отноше-


ние к человеку. Меж тем магия владела секретом, впрочем, в боль-


шей мере, открывать то, чем интересовался каждый и что имело зна-


чение для каждого.


После этих замечаний становятся ясными слова Плиния: «Ни од-


на наука в древности не пользовалась таким уважением, и не была


так прилежно изучаема, как магия» 1


В одном сочинении, напечатанном в. Вюрцбурге в 1837 году, ав-


тор2 говорит: Плиний за 18 веков до нас писал: «Магия в продол-


жение многих веков во всем мире пользуется большим авторите-


том; влияние ее очень велико… она поднялась на такую высоту, что


даже еще до сих пор господствует в большей части народов» 3.


То же самое говорит и Вольтер; он, впрочем, не придает никако-


го веса этой вере: «Все верили в магию… Учение о духах и магии рас-


пространено по всей земле» 4.


Писатель нашего времени, представлявший относительно этого пред-


мета свои исследования, говорит о нем таким образом: «На какую


бы часть земли, на какой бы народ мы ни посмотрели, нам везде и в


древности и в новые времена как у дикарей, так и у образованных


наций, везде существуют колдуны, занимающееся магией… Книги


Индийцев, Китайцев и Греков говорят о людях, которые видят буду-


щее, заклинают духов, совершают тысячи других чудес посредством


своих сверхъестественных знаний, которые они приобретают через


сношения с духами» 5.

 


1

2


«Summam litterarum claritatem gloriamque ex ea scientia antiquitus et pene semper petitam»..

Die religion mit hilfe der neuern Gelehrsamkeit und Wissenschaft in ihrer Algemeinheit nacht-


gewiesen. Würzburg, 1837. II Bde., s. 214.


3

4

5


Hist. naturalis, Lib. III, c. 1.

Philosophie de l’histoire et dictionnaire philosophique, Art. Genie.

Ferdinand Denis, Tableau historique, anlitique et critique des sciences occultes, introd.

 

164


 


И да не подумают, продолжает далее автор названного выше со-


чинения о религии, что вера в чудеса, в магию была распространена


только в одном простом народе, — нет, и в Европе, и в Африке и в


Азии она господствовала даже между философами и учеными. Толь-


ко с полтора столетия назад, как в Европе появились люди, без всяких


дальнейших исследований отвергающие всякие неестественные яв-


ления духов; только с этого времени сделалось условием хорошего


тона смеяться над всеми старыми учениями, даже в том случае, если


их при этом не знают. Мы говорим правду. Не доверяющий нашим


словам может удостовериться в истинности сказанного, прочитав пер-


вое и лучшее под руку попавшее сочинение какого-нибудь ученого.


Автор сочинения о религии между прочим приводит, относитель-


но нашего предмета, такое мнение философа Бейля: «История всех


времен и народов рассказывает нам относительно снов и магии столь-


ко изумительных вещей, что те, которые стали бы упрямо отрицать


их действительность, навлекли бы на себя подозрение, что у них не-


достает или искренности или понимания для того, чтобы увидеть


неоспоримые доказательства в пользу магии и необыкновенных


снов.... Я верю, что бывают сны, которых никак нельзя объяснить,


если не признать их за выражение высшего внушения или открове-


ния» 1.


Из приведенных отзывов о магии и колдовстве видно, что не толь-


ко в древности, но и в средние века и наше время все рассказы о


чудесах магии и бредни народные некоторые считают несомненно


истинными. В настоящее время в простонародье очень распростра-


нена вера в колдовство, в его могущество и силу, в его чудеса и зло-


действа, и в его сношения с злыми духами. Даже некоторые так на-


зываемые образованные не вооружаются против веры массы в кол-


довство, потому что сами не чужды веры в рассказы о колдунах, ча-


родеях, ведьмах и волшебницах.


Что же истинного в этих рассказах поэтов о магиках и колдунах?


Что разумного и верного в убеждениях народа о чародеях? Все ли


рассказы верны, или чистейший вздор? Все ли рассказываемое поэ-


тами и все ли, во что верует народ, несомненно истинно, или несом-


ненно ложно? Можно ли хоть малую частицу из рассказываемого


признать действительной? Можно ли магию и колдовство считать


нелепостью? На чем чисто реальном и утверждаются то и другое,


если их признать действительными хоть в некоторой мере? — Вот


вопросы, на которые нам нужно отвечать в исследовании о магии и


колдовстве. Мы приведем целый ряд фактов с тем, чтобы показать,


что истинно, действительно и несомненно и что совершенно ложно,


вымысел, нелепость в рассказах о магии и в вере народа в колдов-


ство, чародейство и т. д.

 


1


Dictionnaire historique et critique, art. Magus, note D.

 

165


 


Чтобы отдать должную справедливость магии, мы должны сделать


распределение в понятии о магии и колдовстве, т. е., что в них ис-


тинно и ложно.


С давних времен разделяют магию на белую и черную. С понятием


белой магии соединялось всегда хорошее представление. Задача


белого магика — это изучение всех известных наук. Магик изучал


Геометрию, Математику, Физику, Химию, Астрономию, Географию,


Медицину и даже Философию; он изучал законы природы и явле-


ний, совершающихся кругом, и их причины и свойства; старался


уяснить себе их влияние, отношение к человеку, изучал законы жиз-


ни своего организма, его слабости и недостатки и вредное влияние


некоторых предметов на организм, а также целебные свойства дру-


гих предметов. Некоторые магики проводили всю свою жизнь в


наблюдении над природой; другие посвятили себя изучению зако-


нов организма человеческого; третьи изучали законы небесных яв-


лений и т. д. Магики положили начало всем естественным наукам,


— и за это мы должны уважать магиков, как уважали их в древности


лучшие люди. Под именем черной магии разумелось все вредное,


опасное, страшное для человека. Черный магик обладал и повелевал


вселенной, управлял судьбами человека, влиял на воздух, погоду;


он имел сношение с темными, недоступными для обыкновенного


смертного, силами, дружил с духами подземного мира и повелевал


ими. Колдун, чародей, волшебник, ведьма — все эти понятия отно-


сятся к категории черной магии. К категории белой магии может


примкнуть фокусничество, магнетизерство или сомнамбулизм и т. п.


Белую магию создали пытливый дух человека, стремление и лю-


бовь к истине, к познанию природы и труд, — и белая магия, как


продукт действительных, реальных причин, существовала действи-


тельно и оставила действительные доказательства своего существо-


вания.


Черная магия создана суеверием массы, народным невежеством


и предрассудками и теми отношениями, в каких стояли магики к


массе. В чем состояли отношения магиков к массе, мы раскроем ни-


же, а теперь скажем только, что черная магия, созданная суеверным


воображением и, значит, утвержденная на таком непрочном осно-


вании, существовала только в воображении и с постепенным разви-


тием массы падала постепенно. Теперь уже многие мыслящие про-


столюдины (к сожалению, мыслящих здраво о магии и колдовстве


немного) смеются над колдовством. И колдуны не могут вредить


тогда, как другие страждут от колдунов, — и мы уверены, что нас-


танет время, когда только очень немногие станут верить силе и ча-


рам колдовства.


 


ГЛАВА XVIII

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.