История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-09-01 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мнения язычников и народные поверья.
«Внутреннее влечение человека», говорит Бэкон,
«к таинственному к чудесному породило магию
и другие тайные науки».
«Убеждение в возможности повелевать миром духов
и, помощию этих деятелей, скрытыми силами приро-
ды, было главным источником чернокнижия и
волшебства», Сильвестр замечает.
«Страсти, преимущественно властолюбие и
любостяжание, породили волшебников,
астрологов, знахарей, колдунов и ведьм»,
говорит г. Хотинский.
«Ни одна наука в древности», говорит Плиний,
«не пользовалась таким уважением и не была
так прилежно изучаема, как магия».
ГЛАВА XVII
О магии и волшебстве
зыческая древность, все древние поэты, историки и ораторы
ß
говорили и рассуждали о магии, магах, магических дейст-
виях и суеверных магических книгах; особенно много и часто
об этом говорили языческие поэты. Одни из писавших о магии и ее
чудесах считали эти чудеса несомненно истинными, другие отри-
цали; третьи осмеивали их; четвертые недоумевали, что сказать о
чудесах магии. Самые разноречивые ответы давали на вопрос: что
такое магия и магики? Одни считали их людьми, имеющими дру-
жеские сношения с духами подземного мира; другие смотрели на
них, как на шарлатанов, обманщиков, которые, при помощи ис-
кусства и хитрости, заставляли невежественную толпу считать со-
вершенно естественные явления или фокусничество за чудеса, за
сверхъестественные явления. Вообще же с именем магии и колдов-
ства соединяли понятие о ненавистном искусстве производить в при-
роде явления неестественные, необыкновенные, совершать чудеса,
|
причинять зло людям, гадать о будущем и т. п.
Мы укажем здесь на некоторых древних писателей, которые если
не сами верили тому, что писали о магии, то, по крайней мере, вер-
но передавали взгляд толпы на магию.
В древности очень многие были убеждены, говорит Тибулл, что
магики могли сводить луну с небесной высоты, и что причина лун-
ных затмений — в магическом искусстве некоторых лиц1.
Тибулл свидетельствует также, что он сам видел, как одна кол-
дунья околдовала на небе звезды и остановила молнию, которая
должна была разразиться над землей. Далее Тибулл говорит, что по
приказанию этой же колдуньи разверзалась земля и мертвые поды-
мались2.
Овидий приписывает магикам силу заклинать подземные силы,
грозы, бурю и возвращать хорошую погоду3.
Магикам и колдунам приписывали силу превращать людей в жи-
вотных посредством известных им одним снадобий4.
1
2
Tibull., Lib. I, Eleg. 9, v. 21.
Tibull., Lib. I, Eleg.. 9: «Iam tenet infernas magico stridore catervas, / Iam iubet adspersas
lacte referre pedem. / Cum libet, haec tristi depellit nubila caelo, / Cum libet, aestivo convocat
orbe nives. / Sola tenere malas Medeae dicitur herbas, / Sola feros Hecates perdomuisse canes».
3
Ovid., Metamorph. 14: «Obscurum verborum ambage novorum / Ter novies carmen magico de-
murmurat ore» еtс.
4
Metamorph. IV: «Nais an ut cantu nimiumque potentibus herbis / verterit in tacitos iuvenalia
corpora pisces».
162
По словам Виргилия, магики усыпляли и заклинали змей1.
Аппион, как говорит Плиний2, заклял душу Гомера с целью уз-
нать от него о своем происхождении и своем отечестве. Аполлоний
Тианский, по словам Филострата3, пришел однажды на могилу Ахил-
леса, заклял его душу и просил, чтобы явилась тень героя. Могила
поколебалась и он увидел удивительного юношу, ростом в пять лок-
тей, который пред его же глазами вырос до двенадцати локтей.
Аполлоний стал предлагать ему вопросы; но, заметив, что юноша
позволяет себе неприличные шутки, заключил, что он одержим де-
моном, и исцелил его, изгнав из него демона. Апулей говорит, что
Аполлоний Тианский возвратил жизнь девушке, которую хотели по-
гребать. Асклепиад, следовавший за погребальной процессией, вос-
|
кресил умершего, которого положили уже на костер. Уверяют, что
Эскулап оживил Ипполита, сына Тесеева, Главка, сына Миносова,
Капанея, умерщвленного во время осады, и Адмета, царя Ферского,
что в Фессалии. Элиан говорит4, что Эскулап обезглавленной жен-
щиyе возвратил жизнь и голову.
Ираклий5 утверждает, что Насамоны (в Африке) проводили ночи
на могилах своих родственников, чтобы узнать от них будущее.
Галлы или Кельты, по свидетельству Никандра, ходили с той же
целью на гробницы своих великих мужей.
Лукан говорит6, издеваясь, впрочем, над взглядом массы, что
магики, колдуны и волшебники, при помощи своего искусства, произ-
водили на небе гром, без ведома Юпитера; что они нарушали пра-
вильное течение луны по ее орбите и притягивали ее к земле, удли-
няли ночи, укорачивали дни; что вся вселенная подчинялась их ве-
лению, и мир цепенел, когда они начинали говорить или давали
приказания.
Очевидно, что все эти рассказы о силе магического искусства, о мо-
гуществе и власти магиков и колдунов — не более как поэтические
вымыслы. Поэты даже соревновались друг с другом в наполнении
подобным вздором своих произведений, хотя и не были убеждены в
истинности того, о чем говорили; большей частью они же первые и
осмеивали то, о чем писали, и в этом случае сходились с дельней-
шими людьми своего времени. И потому все эти или почти все рас-
сказы не заслуживают никакого доверия, а доказывают только, как
велики были в то время предрассудки, суеверия и заблуждения
большинства. Но ни государи, ни жрецы не думали разочаровывать
народ в этих предрассудках. Языческая религия терпела и оправды-
1
Virgil, Aeneid., Lib. VII: «Vipereo generis et graviter spirantibus hydris / Spargere qui somnos
cantuque manuque solebat».
2
3
4
5
6
Plin., Lib. III, c. 2.
Philostr., Vit. Apollon.
Aelian, De anima, Lib. IX, c. 77.
Vide apud Tertull., De anima, c. 57.
Lucan, Pharsal., Lib. VI, 450 et seq.
163
вала это суеверие, — и лучшая часть культа основывалась на этом
суеверии.
Несмотря однако ж на несостоятельность, неосновательность и не-
лепость этих убеждений, все относились к магикам с уважением;
масса благоговела перед магиками, как такими людьми, которые
имеют власть над судьбою человека и повелевают вселенной. Луч-
шие и образованнейшие люди язычества уважали магиков за серьез-
|
ное изучение предмета, которому они посвятили себя. Это благого-
вение массы, это уважение образованных было причиной, что маги-
ки не только изучали все наследованное от предков, но и старались
усовершенствовать, дополнить свои познания новыми наблюде-
ниями, опытами и исследованиями; к этому побуждали магиков как
пытливость ума человеческого, так и стремление духа приобресть
как можно более сведений, необходимых и пригодных в жизни. В
самом деле, каждый желает знать причины и законы явлений, со-
вершающихся кругом, внутреннее состояние предметов и их отноше-
ние к человеку. Меж тем магия владела секретом, впрочем, в боль-
шей мере, открывать то, чем интересовался каждый и что имело зна-
чение для каждого.
После этих замечаний становятся ясными слова Плиния: «Ни од-
на наука в древности не пользовалась таким уважением, и не была
так прилежно изучаема, как магия» 1
В одном сочинении, напечатанном в. Вюрцбурге в 1837 году, ав-
тор2 говорит: Плиний за 18 веков до нас писал: «Магия в продол-
жение многих веков во всем мире пользуется большим авторите-
том; влияние ее очень велико… она поднялась на такую высоту, что
даже еще до сих пор господствует в большей части народов» 3.
То же самое говорит и Вольтер; он, впрочем, не придает никако-
го веса этой вере: «Все верили в магию… Учение о духах и магии рас-
пространено по всей земле» 4.
Писатель нашего времени, представлявший относительно этого пред-
мета свои исследования, говорит о нем таким образом: «На какую
бы часть земли, на какой бы народ мы ни посмотрели, нам везде и в
древности и в новые времена как у дикарей, так и у образованных
наций, везде существуют колдуны, занимающееся магией… Книги
Индийцев, Китайцев и Греков говорят о людях, которые видят буду-
щее, заклинают духов, совершают тысячи других чудес посредством
своих сверхъестественных знаний, которые они приобретают через
сношения с духами» 5.
1
2
«Summam litterarum claritatem gloriamque ex ea scientia antiquitus et pene semper petitam»..
Die religion mit hilfe der neuern Gelehrsamkeit und Wissenschaft in ihrer Algemeinheit nacht-
gewiesen. Würzburg, 1837. II Bde., s. 214.
3
4
5
Hist. naturalis, Lib. III, c. 1.
|
Philosophie de l’histoire et dictionnaire philosophique, Art. Genie.
Ferdinand Denis, Tableau historique, anlitique et critique des sciences occultes, introd.
164
И да не подумают, продолжает далее автор названного выше со-
чинения о религии, что вера в чудеса, в магию была распространена
только в одном простом народе, — нет, и в Европе, и в Африке и в
Азии она господствовала даже между философами и учеными. Толь-
ко с полтора столетия назад, как в Европе появились люди, без всяких
дальнейших исследований отвергающие всякие неестественные яв-
ления духов; только с этого времени сделалось условием хорошего
тона смеяться над всеми старыми учениями, даже в том случае, если
их при этом не знают. Мы говорим правду. Не доверяющий нашим
словам может удостовериться в истинности сказанного, прочитав пер-
вое и лучшее под руку попавшее сочинение какого-нибудь ученого.
Автор сочинения о религии между прочим приводит, относитель-
но нашего предмета, такое мнение философа Бейля: «История всех
времен и народов рассказывает нам относительно снов и магии столь-
ко изумительных вещей, что те, которые стали бы упрямо отрицать
их действительность, навлекли бы на себя подозрение, что у них не-
достает или искренности или понимания для того, чтобы увидеть
неоспоримые доказательства в пользу магии и необыкновенных
снов.... Я верю, что бывают сны, которых никак нельзя объяснить,
если не признать их за выражение высшего внушения или открове-
ния» 1.
Из приведенных отзывов о магии и колдовстве видно, что не толь-
ко в древности, но и в средние века и наше время все рассказы о
чудесах магии и бредни народные некоторые считают несомненно
истинными. В настоящее время в простонародье очень распростра-
нена вера в колдовство, в его могущество и силу, в его чудеса и зло-
действа, и в его сношения с злыми духами. Даже некоторые так на-
зываемые образованные не вооружаются против веры массы в кол-
довство, потому что сами не чужды веры в рассказы о колдунах, ча-
родеях, ведьмах и волшебницах.
Что же истинного в этих рассказах поэтов о магиках и колдунах?
Что разумного и верного в убеждениях народа о чародеях? Все ли
рассказы верны, или чистейший вздор? Все ли рассказываемое поэ-
тами и все ли, во что верует народ, несомненно истинно, или несом-
ненно ложно? Можно ли хоть малую частицу из рассказываемого
признать действительной? Можно ли магию и колдовство считать
нелепостью? На чем чисто реальном и утверждаются то и другое,
если их признать действительными хоть в некоторой мере? — Вот
вопросы, на которые нам нужно отвечать в исследовании о магии и
колдовстве. Мы приведем целый ряд фактов с тем, чтобы показать,
что истинно, действительно и несомненно и что совершенно ложно,
|
вымысел, нелепость в рассказах о магии и в вере народа в колдов-
ство, чародейство и т. д.
1
Dictionnaire historique et critique, art. Magus, note D.
165
Чтобы отдать должную справедливость магии, мы должны сделать
распределение в понятии о магии и колдовстве, т. е., что в них ис-
тинно и ложно.
С давних времен разделяют магию на белую и черную. С понятием
белой магии соединялось всегда хорошее представление. Задача
белого магика — это изучение всех известных наук. Магик изучал
Геометрию, Математику, Физику, Химию, Астрономию, Географию,
Медицину и даже Философию; он изучал законы природы и явле-
ний, совершающихся кругом, и их причины и свойства; старался
уяснить себе их влияние, отношение к человеку, изучал законы жиз-
ни своего организма, его слабости и недостатки и вредное влияние
некоторых предметов на организм, а также целебные свойства дру-
гих предметов. Некоторые магики проводили всю свою жизнь в
наблюдении над природой; другие посвятили себя изучению зако-
нов организма человеческого; третьи изучали законы небесных яв-
лений и т. д. Магики положили начало всем естественным наукам,
— и за это мы должны уважать магиков, как уважали их в древности
лучшие люди. Под именем черной магии разумелось все вредное,
опасное, страшное для человека. Черный магик обладал и повелевал
вселенной, управлял судьбами человека, влиял на воздух, погоду;
он имел сношение с темными, недоступными для обыкновенного
смертного, силами, дружил с духами подземного мира и повелевал
ими. Колдун, чародей, волшебник, ведьма — все эти понятия отно-
сятся к категории черной магии. К категории белой магии может
примкнуть фокусничество, магнетизерство или сомнамбулизм и т. п.
Белую магию создали пытливый дух человека, стремление и лю-
бовь к истине, к познанию природы и труд, — и белая магия, как
продукт действительных, реальных причин, существовала действи-
тельно и оставила действительные доказательства своего существо-
вания.
Черная магия создана суеверием массы, народным невежеством
и предрассудками и теми отношениями, в каких стояли магики к
массе. В чем состояли отношения магиков к массе, мы раскроем ни-
же, а теперь скажем только, что черная магия, созданная суеверным
воображением и, значит, утвержденная на таком непрочном осно-
вании, существовала только в воображении и с постепенным разви-
тием массы падала постепенно. Теперь уже многие мыслящие про-
столюдины (к сожалению, мыслящих здраво о магии и колдовстве
немного) смеются над колдовством. И колдуны не могут вредить
тогда, как другие страждут от колдунов, — и мы уверены, что нас-
танет время, когда только очень немногие станут верить силе и ча-
рам колдовства.
ГЛАВА XVIII
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!