Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-09-11 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Жестких универсальных указаний на этот счет нет. В любом случае слова предъявляются до тех пор, пока испытуемый не заучит их или пока у психолога не сформируется четкое представление о характере кривой заучивания (и соответственно о механизмах нарушений памяти). Поэтому взрослому психически здоровому испытуемому может быть достаточно трех-четырех предъявлений. Для исследования больного с нарушениями мнестической функции может потребоваться до 7—10 предъявлений (Рубинштейн, 1998). Даже если в результате такого значительного количества предъявлений материал не заучен полностью, выполнение методики можно закончить.
q Третий вопрос: в протоколе фиксируются все слова, воспроизведенные больным при каждом предъявлении, или только те, которые он припомнил правильно?
Обязательно фиксируются все слова. Обращаем ваше внимание на то, что недостаточно фиксировать только количество слов, должна присутствовать буквальная запись ответов испытуемого. Именно благодаря такой записи осуществляется качественный анализ допущенных ошибок. Вместе с тем в обработке результатов методики используются и количественные показатели: они позволяют построить «кривую заучивания», показывающую продуктивность и динамику процесса запоминания.
q Четвертый вопрос: нужно ли просить, чтобы испытуемый запоминал порядок слов?
Нет. Такое дополнение инструкции не имеет особого смысла, если мы исследуем здоровых испытуемых или больных с психическими расстройствами. В нейропсихологическом контексте такой прием в принципе информативен, но чрезмерно усложняет и без того сложную методику. Далее мы расскажем о том, как он используется при запоминании меньшего объема материала.
|
q Пятый вопрос: в этой методике предполагается только непосредственное заучивание слов или и отсроченное воспроизведение после пустой паузы либо выполнения других заданий?
В уже упомянутой нами книге С.Я. Рубинштейн (1998) указывается, что необходимо выполнить отсроченное воспроизведение через час после заучивания. Это позволяет уточнить, на сколько прочно материал сохраняется в памяти. Однако, по нашим наблюдениям, интервал между заучиванием и воспроизведением может быть и меньше. Иногда психологи ограничиваются тестированием только фазы заучивания.
q А можно ли отсроченное воспроизведения заменить узнаванием?
Как правило, речь идет о воспроизведении. Но такой прием, как узнавание запомненных стимулов среди дистракторов (так называются стимулы, которые не предъявлялись испытуемому при запоминании), становится интересным и информативным для нейропсихологов, если стоит задача исследования мозговой организации процесса узнавания и/или латеральных различий в церебральном обеспечении мнестической функции.
q И последний вопрос: как нарушается выполнение этой методики при поражениях мозга различной локализации?
При поражениях срединных структур мозга характер кривой заучивания может быть достаточно близок к показателям здоровых испытуемых, хотя, как правило, у больных несколько ниже продуктивность воспроизведения и им требуется больше предъявлений для полного заучивания материала (Лурия, 1974). Однако показатели отсроченного воспроизведения у них значительно ниже, чем у здоровых испытуемых, что свидетельствует о патологической тормозимости следов памяти.
При поражениях лобных долей мозга вследствие дефицита мотивационного обеспечения и инертности психических процессов кривая заучивания приобретает форму «плато», а среди воспроизводимых слов достаточно часто возникают побочные включения вследствие снижения возможностей избирательного припоминания.
|
При поражениях левой височной области мы столкнемся с первичными, модально-специфическими нарушениями слухо-речевой памяти, проявляющимися в первую очередь сужением ее объема, повышенной тормозимостью следов, особыми нарушениями избирательности воспроизведения.
q Расскажите, пожалуйста, какие методики используются для диагностики состояния слухоречевой памяти?
Это заучивание 5 (6) слов, двух групп по 3 или по 2 слова, двух предложений, двух небольших рассказов (Лурия, 1974; Лурия, Коновалов, Подгорная, 1979; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!