Q При каких мозговых поражениях происходят наиболее грубые нарушения ориентировки в текущем времени? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Q При каких мозговых поражениях происходят наиболее грубые нарушения ориентировки в текущем времени?

2022-09-11 22
Q При каких мозговых поражениях происходят наиболее грубые нарушения ориентировки в текущем времени? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При поражениях глубинных подкорковых (срединных) структур мозга. Здесь нарушения ориентировки во времени вы­ступают в одном синдроме вместе с модально-неспецифичес­кими нарушениями памяти, к которым в случае «заинтересо­ванности» в патологическом процессе стволовых структур мо­гут присоединяться и нарушения сознания. Ориентировка в те­кущем времени может нарушаться и при массивных поражени­ях лобных долей мозга (Лурия, 1962; Хомская, 1987).

q Известно, что при мозговых заболеваниях (например, при де-менциях позднего возраста) может наблюдаться «сдвиг ситу­ации в прошлое». Что это такое?

Это особый клинический феномен, часто сочетающийся с амнестической дезориентировкой в текущем времени. В таком состоянии больной осознает себя существующим не в реальном (актуальном) времени, а в одном из периодов своего прошлого. Считается, что наиболее часто субъективное ощущение возрас­та сдвигается на максимально наполненные событиями и ин­тенсивно эмоционально окрашенные периоды — молодости и «акмэ» (около 45 лет). В развернутом виде такой феномен встре­чается редко, но отдельные его проявления нам доводилось на­блюдать не раз.

Например, мы обследовали большую выборку пациентов с выраженными расстройствами памяти типа амнестичес1Сого синдрома. У них отмечалась дезориентировка во времени. Ло­гично было бы предположить, что в ответах на вопросы о годе, месяце, числе приблизительно с одинаковой частотой будут встречаться отказы, случаи отнесения текущей даты к будущему или к прошлому. Реальная картина, однако, отличалась от вероятностной: случаев отнесения текущей даты к будущему времени практически не встречалось.

q Вы упомянули вопросы о значимых датах биографии больного. А есть ли смысл спрашивать его о датах значимых обществен­ных событий?

Думаем, да. Только нужно осознавать два важных момента. Первый: с помощью таких вопросов вы исследуете не только хронологические представления, но и возможность актуализа­ции знаний из запасов долговременной памяти. Второй: по на­шим наблюдениям, знание дат значимых исторических собы­тий сильно зависит от возрастных и образовательных факторов.

q То есть если больной не называет такие даты, то это с равной ве­роятностью может свидетельствовать и о распаде хронологичес­ких представлений, и об их несформированности до заболевания?

Не совсем так. Вероятность может быть разной, и здесь очень важно учитывать образовательный уровень, уровень раз­вития познавательной сферы в период до заболевания. Пред­ставим, что перед нами больной пожилого возраста с высшим образованием, до болезни много читавший, интересовавшийся историей и культурой. Его несостоятельность в припоминании дат значимых исторических событий с высокой степенью веро­ятности свидетельствует о распаде хронологических представ­лений вследствие болезни. Другое дело — современные подро­стки. Для большинства из них незнание временной отнесенно­сти крупнейших событий мировой истории (как и неузнавание изображений знаменитых политических и культурных деятелей прошлого) — самое обычное дело.

q Но ведь ориентировка в прошлом включает не только знание дат. Важно представлять себе и последовательность событий. Ка­кие приемы существуют для исследования этой способности?

Можно просто задавать испытуемому вопросы о последо­вательности событий. А можно заранее заготовить карточки с названиями этих событий и попросить испытуемого разложить их в правильной последовательности. Нарушения способности реконструировать правильную последовательность жизненных событий свидетельствуют о дефиците пространственно-времен­ной организации прошлого опыта, то есть эпизодической па­мяти (см. главу 9).

q Психическое отражение времени включает не только хроно­логические представления, но и представления хронометри­ческие, то есть знания о единицах измерения времени и соот­ношениях между ними; возможность оценки и отмеривания различных временных интервалов. Какие методики использу­ются для такого анализа?

Методик и приемов достаточно много, и они органично включаются в процедуру нейропсихологической диагностики по причине своей доступности и компактности.

Например, в конце обследования испытуемого обязатель­но просят, не глядя на часы, оценить продолжительность об­следования и сказать, сколько сейчас времени. Таким спосо­бом исследуется возможность непосредственной оценки време­ни. По нашим наблюдениям, наиболее значительные погреш­ности такой оценки (чаще в сторону недооценки) наблюдаются при дисфункциях правого полушария мозга.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.