Q Как исследуется пространственный праксис? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Q Как исследуется пространственный праксис?

2022-09-11 26
Q Как исследуется пространственный праксис? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют два основных варианта методик для этой цели.

Первый — это пробы, предложенные в 20-х гг. XX века ан­глийским неврологом и нейропсихологом Г. Хэдом и затем в некоторой степени модифицированные А.Р. Лурией (1962). Пе­ред испытуемым ставится задача воспроизводить простран­ственно организованные движения рук психолога, причем по­ясняется, что, если психолог делает какое-либо движение пра­вой рукой, испытуемый тоже должен действовать правой; если психолог делает движение левой — то левой (напомним, при проведении нейропсихологического обследования испытуемый всегда располагается напротив психолога). Эти пространствен­но организованные движения варьируют по степени сложнос­ти (просто подъем левой или правой руки, соотнесение руки с какой-либо частью головы в унилатеральной половине про­странства, соотнесение руки с какой-либо частью головы в кон­тралатеральной половине пространства, расположение правой и левой руки в разных координатных плоскостях и т.п.).

Второй вариант — это выполнение того же задания не по наглядному образцу, а по речевой инструкции («Покажите ле­вой рукой правое ухо», «Покажите правой рукой правую щеку» и т.п.).

q Какой из описанных вариантов труднее? И какие ошибки могут возникать при выполнении этих проб?

Конечно, первый труднее. В нем содержится самый слож­ный для испытуемого этап — анализ пространственных харак­теристик позы-образца. Второй вариант обычно не вызывает та­ких затруднений (за исключением случаев речевых или соматогностических нарушений).

Что касается ошибок, то они бывают трех типов: долгий, раз­вернутый поиск нужной позы; так называемые зеркальные ошиб­ки и ошибки вследствие игнорирования левой половины простран­ства. Первый тип ошибок характерен для поражения теменно-затылочных отделов мозга. Ошибки второго типа могут наблюдаться при поражениях как теменно-затылочных, так и лобных отделов мозга (Лурия, 1962; Хомская, 1987). Третий тип ошибок встречает­ся при поражениях задних отделов правого полушария.

Если имеет место игнорирование части внешнего зритель­ного пространства, то больной фрагментарно воспринимает позу психолога (видит только ее правую часть). Если налицо нарушения соматогнозиса (восприятия своего тела, опирающе­гося на тактильные ощущения), то будет возникать игнориро­вание половины собственного телесного пространства.

Q Теперь о регуляторном праксисе. Как можно его исследовать?

Заметим, что любой из видов праксиса, безусловно, требует регуляции и контроля — это ведь произвольные движения. Одна­ко для правильного выполнения проб регуляторного праксиса удержание программы, возможность отхода от стереотипа, целе­направленное внимание и контроль особенно необходимы.

Самые известные пробы на регуляторный праксис — кон­фликтная проба и «реакция выбора» (ее еще называют «услов­ными движениями»).

В конфликтной пробе испытуемого сначала просят точно воспроизводить движения психолога. Если психолог показыва­ет испытуемому кулак, испытуемый в ответ должен показать кулак; если психолог показывает палец, испытуемый тоже по­казывает палец. Первый этап деятельности продолжается 20—30 секунд — это время необходимо для формирования ус­тойчивого двигательного стереотипа. Затем инструкция меня­ется — теперь испытуемый, если психолог показывает ему ку­лак, должен в ответ показать палец, и наоборот.

В «реакции выбора» испытуемый должен давать разные мо­торные реакции на звуковые стимулы. Если психолог стучит по столу один раз, испытуемый должен поднять правую руку; если психолог стучит два раза, испытуемый должен поднять левую руку. На первом этапе предъявляемые звуковые стимулы чере­дуются в правильном порядке (один удар, два удара, один удар, два удара и т.п.). Таким образом, у больного, дающего соответ­ствующие моторные ответы на эти стимулы, формируется оп­ределенный двигательный стереотип (возможно, незаметно для него). Затем психолог без предупреждения меняет правильную последовательность ударов на случайную. Эта смена характера звуковой стимуляции, происходящая на втором этапе задания, позволяет определить, может ли больной быстро изменить стра­тегию своих моторных реакций.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.