Q Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Q Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой?

2022-09-11 21
Q Что необходимо знать клиническому психологу, если он хочет заниматься нейропсихологической диагностикой? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего, перед изучением собственно методик, необ­ходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с осно­вами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-мето­дологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы по­строения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик иссле­дования различных высших психических функций, а также ме­тодов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представ­ления о современных направлениях нейропсихологической ди­агностики в России и за рубежом.

q Когда и кем создавались методы нейропсихологической диагно­стики?

Основной блок нейропсихологических диагностических ме­тодик, без сомнения, создан в 1940—1960-е гг. А.Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н.И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на простран­ственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихо­логия всегда являлась динамично развивающейся отраслью зна­ния, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное учас­тие ближайшие ученики А.Р. Лурии — Л.С. Цветкова, Н.К. Кор­сакова (Киященко), Э.Г. Симерницкаяидр. (Цветкова, 1985; Ки­ященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно при­вести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейро­психологических исследований арсенал нейропсихологов посто­янно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструк­тивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия — методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются моди­фикации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л.С. Цветковой, ЕД.Хомской, А.В. Семенович идр. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

q Какие психологические теории являются методологической ос­новой нейропсихологической диагностики?

Прежде всего, это теория системной динамической локали­зации ВПФ А.Р. Лурия и метод синдромного анализа их наруше­ний (Лурия, 1962,1973). Нейропсихологическая диагностика так­же базируется на современных представлениях о психологичес­ком строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют куль­турно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного форми­рования умственных действий П.Я. Гальперина, идеология сис­темного подхода к изучению психических явлений. Наконец, ней­ропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологичес­ких и биохимических закономерностях интегративной деятель­ности мозга (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.)

  q Каковы основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик?

Основные принципы таковы:

— Принцип преимущественной направленности конкрет­ной методики на исследование определенного психичес­кого процесса или определенного звена этого психичес­кого процесса («функциональная проба»).

— Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев пси­хических функций («провокация»).

— Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты кото­рых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

— Принцип обязательного анализа не только конечного ре­зультата деятельности, но и процесса выполнения зада­ния в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

— Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выражен­ности симптомов.

— Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной ме­тодики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

— Принцип сопоставления данных, полученных при ней-ропсихологическом обследовании, с данными анамне­за, объективных клинических и параклинических иссле­дований.

— Принцип учета возрастных и преморбидных особеннос­тей испытуемого.

Заметим, что большинство перечисленных выше принци­пов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях кли­нической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

 

  q А существует ли единая стандартная процедура нейропсихо-логического обследования?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной сто­роны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных мето­дик в частности. Обследование должно проводиться индивиду­ально, занимать определенное время, включать задания разно­го уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъ­явления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже ха­рактер инструкций могут варьироваться в зависимости от це­лей обследования, его гипотезы, особенностей состояния боль­ного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.