Всю жизнь матушка обливалась горькими слезами: увидит ли ребятишек на улице, на работу ли идут, смотрела в окно и плакала. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Всю жизнь матушка обливалась горькими слезами: увидит ли ребятишек на улице, на работу ли идут, смотрела в окно и плакала.

2022-09-11 49
Всю жизнь матушка обливалась горькими слезами: увидит ли ребятишек на улице, на работу ли идут, смотрела в окно и плакала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДМУРТСКАЯ

МОНАХИНЯ НАТАЛ I Я

КАКЪ ОТМАЛИВАТЬ УСОПШИХЪ?

Напечатано въ сокращен\и. Зоя Батырева. "Жизнеописан\е матушки Натал\и: Возпоминан\я о монахинё Натал\и, въ м\ру Нинё Михайловнё Бурановой"

ЖИЗНЬ В РОДНОЙ ДЕРЕВНЕ

Монахиня Наталия (в миру Буранова Нина Михайловна) родилась перед всенощной праздника Святителя Николая Чудотворца 18 декабря 1926 года в Шарканском районе Удмуртии в деревне Пашур-Вишур.

День Ангела 27 января - равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Родители ее - отец Буранов Михаил Степанович и мать Евдокия Антоновна - были рядовыми колхозниками. В семье было пятеро детей: старшая Нина, брат Леонид, 1929 г. р. (ныне усопший); Василий, 1931 г. р.; Анатолий, 1936 г. р.; сестра Анна, 1941 г. р. (умерла в 9 лет).

Родители были благословлены в церкви святым венчанием. Михаил Степанович был маловерующим, но очень добрым. А Евдокия Антоновна очень верующая. В колхозе старалась ходить на одиночные работы, чтобы не быть в праздности вместе с другими и не осуждать людей.

В церковь ходила в село Шаркан за 18 километров пешком, матушка обижалась, что она не берет ее с собой. В то время там были женский монастырь и целебный источник. Матушке очень хотелось попасть на этот источник потому, что многие там исцелялись. Но никогда ее с собой не брали, ссылаясь на то, что устанет, идти слишком далеко.

Родилась матушка здоровая и очень шустрая, с шести месяцев начала бегать и чисто разговаривать всем на удивление. Однажды во время жатвы, когда Нине было три года, мать взяла ее с собой в поле. До обеда она играла, а потом уснула на меже. Спала долго, потом вдруг сильно заплакала. Мать сразу не подошла, думая, что перестанет, а она еще сильней плакать. Мать подходит, а девочка встать не может - ноги отнялись, парализовало всю нижнюю часть тела от поясницы. Везти ее в больницу было некогда, надо жатву закончить, обратились только осенью. Врачи сказали: "Уже поздно".

Стала матушка ползать на четвереньках, плакала, людей стеснялась, пряталась под лавку. Много возили ее по лекарям, насильно поили наговорами, она сопротивлялась, даже царапалась: не хотела пить наговоренное - лечение не помогало. Ноги не болели, но болтались, как не живые.

В пяти километрах от их деревни в церкви села Сосновка жил блаженный Филипп. Решили показать Нину ему. Филипп сидел, прикрывшись полотенцем, ни на кого не смотрел, даже глаз не открыл, положил руку на голову и сказал: "Так надо".

В восемь лет родственники начали уговаривать Нину пойти в школу, научиться грамоте. Она очень горько плакала, стеснялась, не хотела туда идти. Учительница пришла домой, уговорила. Кое-как матушка закончила четыре класса. Учеба давалась легко, учительница была добрая, жалела Нину. В пятый класс надо было ехать в другую деревню за три километра и жить у чужих людей. Бабушка увезла Нину силой. Незнакомые дети обижали, насмехались, обзывали ее собачкой. Часто она очень горько плакала, учиться больше не стала.

Впоследствии она себя так и смиряла, говорила, что как собачка на этой земле. И приводила в пример Арсения Великого, когда тот был еще иноком. Преподобный Иоанн Колов, сидя за трапезой с братией, провидя его праведность, не пригласил его вместе со всеми, испытывая. Бросил кусок хлеба ему на пол, а тот подумал, что он хуже пса, смиренно спустился на четвереньки, взял хлеб, подполз в угол и стал его есть.

Директор школы до слез жалел Нину, добился путевки в Крым в г. Евпаторию, подготовил документы на безплатное лечение. Родителям надо было только отвезти ее туда, но и этого они не смогли сделать для дочери: дорога дорогая, от семьи отъехать - дети малые. Мама не отпустила, от путевки отказалась - семья большая, надо прясть, водиться с младшими.

Нина была горячая на работу, пряла быстро, за свою жизнь перепряла горы шерсти и кудели. Наложит мама груду до потолка, а она за неделю ее всю спрядет. За работой молилась, читала "Богородицу...". Матерь Божия оберегала ее от всех болезней. Всю жизнь спала по 3-4 часа, чтобы успеть. Работала по ночам при луне, научилась вязать в темноте, не глядя.

С десяти лет Нина научилась молиться. По соседству через дом жили две молитвенницы, старые девы, у них жила монахиня Анастасия, которая вернулась из тюрьмы. Они каждый день читали Евангелие, псалтирь, акафисты. Матушка ежедневно стала посещать их, и те очень полюбили Нину, радовались ее приходу.

Она брала у них божественные книги, переписывала целые тетради и раздавала. До сих пор у матушкиных родственников сохранились эти тетради с молитвами, канонами, акафистами, написанные красиво большими буквами. И по сей день они ими пользуются, хотя некоторые уже совсем растрепались. Монахиня Анастасия наставляла Нину на молитву, научила читать "Богородице, Дево..." 150 раз.

Нередко матушка бывала у своей родственницы Марии. Зинаида, дочь Марии, рассказывает, как матушка их, а они еще не ходили в школу, учила молиться, читать "Отче наш", "Богородицу", "Живый в помощи". Учила тропари к Рождеству Христову, к Пасхе, и все на удмуртском языке. Она создавала такую обстановку, что невольно чувствовали праздник. В доме наводила чистоту и порядок, иконы украшала вышитыми полотенцами, стелила белые скатерти. Все ложились спать, а она все готовилась. А утром опять вставала вперед всех, в такой праздничной обстановке все вставали на молитву.

Матушка молитву очень полюбила. Однажды, чтоб помолиться в уединении, она подползла в огороде к одиноко стоящей березе, а там пели птички. Она так сожалела, что не может забраться, как эти птички, на самую верхушку дерева, петь и качаться на ветке. Как только она так подумала, вдруг чудным образом оказалась на березе, и пела, и пела там всякие песни Богородице, молитвы. И потом снова чудным образом очутилась на земле.

В 1941 году, когда началась война, Нине шел 15-й год, а младшая сестра Анна только родилась. Детей в семье пятеро, отца забрали в трудармию. На фронт не взяли, одним глазом он совсем не видел из-за бельма (репей в глаз попал). Отправили его в Ижевск на завод. Сутками не выходили с завода, голодали, отпусков не было, домой не приезжал. Работал на станке, одежда вся промасленная. Первые два года мама ходила пешком, отцу носила еду. А потом нечего было нести, так работал он почти голодом. Деревенские очень завидовали, что отец не на фронте.

В деревне тоже было голодно всю войну и первые послевоенные годы. Оттого что у них отец не на фронте, на них были наложены большущие налоги на все. Имея всякую живность: корову, пару овец, 2-3-х куриц, они сами ничего не ели. Молоко, мясо, масло, яйца - все забирало государство. Только немножко в суп наливали обрата (пахты). Восемь лет жили совсем без хлеба, три года подряд не рождалась и картошка. Очень рано выпадали заморозки, и кусты чернели, картошка оставалась совсем мелкая и ту не ели – всю оставляли на семена. Питались травами: собирали мешками крапиву и лебеду, полевой хвощ, кислицу, колыс, картофельную ботву. Собирали стылую картош ку, мололи сухую кору и молодые липовые ветки.

Матушка вставала чуть свет и уходила собирать травки, надо было большую семью чем-то накормить. Все взрослые уходили на работу. Нарубит разной травки и сделает лепешки. Обязательно туда добавляла крапивки, без нее лепешки не получались. И пекла в печи, но, когда испекутся, начинали их брать они рассыпались, так и ели. Матушка говорила: "Всякими травами животы набивали, а наедаться никогда не наедались". К Петрову дню поспевала скороспелая картошка "американка". Уж очень матушка просила у Матери Божией этот сорт и получила.

У ее матери не было мира с бабушкой и дедушкой. До войны жили вместе, а как забрали отца в трудармию - разделились. Дом был пятистенный, на два хозяйства, и два подполья отдельно. В одной половине стали жить старики, в другой - сами.

В колхозе за работу платили мало - не проживешь. Кормились тем, что получали в своем хозяйстве. Хозяйство вести некому, братья маленькие, сестренка новорожденная, вся домашняя работа оставалась на матушкином попечении. 30 соток своего огорода она почти полностью обрабатывала одна: пропалывала, окучивала, поливала, выкапывала. Таскала картошку в подполье или на шее в мешке, или в ведре, надевая дужку на шею, или брала в зубы.

Много работала матушка для людей, соседей и родственников. Пряла и вязала, и в огороде помогала, и с детьми водилась. Платы не просила, стеснялась: что дадут, то и ладно, а давали иногда только ложку семян калеги или капусты и больше ничего.

Дед тоже был работящий, делал из дерева ложки, чашки, ведра, коромысла, рамы. За работу ему платили деньгами или вином. Копил всю жизнь. Пенсии не было. Работал в подполье, в пыли. Умер от водянки в 71 год.

Братья выросли, а Нина все жила служанкой для всех. Стала просить Матерь Божию уйти из дому куда-нибудь в церковь. Вася вернулся из армии, велела ему жениться, чтоб самой уйти. Жена ему попала больная. Ребенок тоже родился больной, день и ночь плакал.

Сноха лежит в постели, ребенок болеет, надо ухаживать. Бабушка еще жива была, но ее сноха не подпускала. Упрекала еще, что ребенок, мол, не в меня, а в вашу породу. Нина ходила за больными, даже тогда похудела. Через месяц сноха поправилась и с ребенком убежала. Пишет письмо: "В тюрьму вас посажу, а ребенка на елке повешу". Нина помолилась, сноха пришла обратно.

Другой брат Анатолий женился. Зовут Нину жить к себе. Две снохи ссорятся между собой, Нину делят, кому она достанется. Жена Василия хвалится, что подделала, чтобы Нина по ней скучала, и Василия, мол, тоже опоила. Во сне Нина видела желтый крест от земли до неба - такой и несла, когда женился Вася.

Матушке до невозможного уже хочется куда-нибудь в церковь. Бабушке говорит: "Я в Воткинск в церковь поеду". Она отвечает: "Как поедешь, ты ведь русского языка-то не знаешь, не езди". "Поеду, Матерь Божия мне поможет". И Матерь Божия ей помогла.

Один знакомый взял ее с собой в Воткинск. Приехала в церковь, а сама по снохе скучает. В церкви было полно народу, приехал Владыка Ювеналий (в схиме Иоанн). Матушка никогда не видела Владыку, думала, кто это такой, Владыко, Бог, что ли? Очень хотела посмотреть, а народу много, толкаются, не подойти. Нина плачет. Владыка Ювеналий народ отстранил рукой и прошел прямо к Нине, благословил ее и дал 3 рубля. Сколько радости было матушке, и с тех пор не стало у нее скуки по снохе. Четыре дня жила она там в церкви, не могла нарадоваться. Как не хотелось ей возвращаться обратно домой. Мысль о том чтобы жить при церкви, не покидала Нину.

А тут приехал младший брат Анатолий из Кизела и забрал ее водиться. Прожила там больше года, Церкви нет, плачет, скорбит, а малыш ее успокаивает. Брат купил телевизор: будет, мол, тебе веселье. Посмотрела раз: птички-цветочки, интересно; посмотрела второй раз, а там кино, целуются, больше смотреть не стала.

Однажды дома не было никого, ночью спалось плохо. Вдруг открывается дверь, входит компания молодых людей, девушки в шляпах, на каблуках, платы длинные, пляшут, изгибаются, хватают Нину: "Наша, наша, наша!". Крестом оградила - исчезли. На другой день в своей комнате душили. Красная собака прыгнула на грудь, придавила, чуть не задушила, язык не поворачивался, только умом читала: "Живый в помощи...", "Да воскреснет Бог...". Собака в дверь, дверь открылась, все это было наяву, не спала. Потом брат вернулся, посмотрели шею, она посинела, как будто надавлено веревкой. С сердцем стало плохо.

В Псково-Печерской Лавре есть святая горка, где когда-то было явление Божией Матери. Туда разрешается ходить только монахам. А матушку Наталию наместник о.Алипий благословил посещать святую горку и кушать смородину, там росло ее очень много. Каждый день матушка Наталия по ступенькам поднималась на эту горку и ела ягоды с этого святого места.

Второй раз приехали в Печеры в 1963 году с Евдокией. Были в Успенском храме, о.Савву еще не знали. Он подошел к матушке, дал икону Казанской Божией Матери, сказал: "Тебя Ниной зовут, а меня не знаешь как? Отец Савва". Потом исповедывались ему, писали грехи. О. Савва сказал: "Вот как Божия Матерь любит Нину, спит в мужском монастыре".

В церкви на молитве Нина видела такое видение: храм на небе очень красивый и в нем служит о. Савва. Рассказала о. Савве. Он говорит: "Хорошо бы так служить". Нина говорит: "Только не знаю, кто видение показал, может, черный?". А о. Савва ответил: "Если на душе легко, то видение от Бога". На душе было легко.

О. Савва каждый раз давал иконы, однажды дал пригоршню красивых крестиков, разных - розовых, голубых. Говорил: "Нина, ты любишь Спасителя, Матерь Божию, Николая Чудотворца". А Евдокии на день Ангела дарил цветы.

Первые три года матушка жила в Ижевске у одной парализованной р. Б. Елизаветы по ул. Советской, ухаживала за ней. Потом уже у Евдокии (мат. Рафаилы). Матушка Рафаила (тогда еще Евдокия) постоянно возила Нину в Троицкую церковь на велосипеде. А потом подарили им маленькую тележку, стала возить на тележке. На несколько дней Евдокия оставляла Нину в церкви. Три года она помогала там: чистила картошку, мыла пол на кухне, посуду, чистила иконы, мыла низ стен, чистила к праздникам подсвечники. Спала в подвале.

На молитве много плакала, всю службу не поднимала головы, никуда не смотрела. Лужи слез были, и тогда видела много видений. В большие праздники слышала в церкви запахи от исповедников: от кого дустом, от кого карбофосом. Несколько раз брызнули как из пульверизатора, даже в глаз попало. Уходила как отравленная, в угаре, иногда брала с собой духи.

Как начала матушка читать за умерших канон Паисию Великому, стало много искушений, страхов. Сидела как-то на кровати в сенках, вдруг взорвалось что-то очень сильно, пламя на кухне, хруст, как будто сухари грызут. Оградила крестом - ничего не стало. Пожаром пугали, проснулась: полная изба дыму, испугалась, стала звать Евдокию - все исчезло. В другой раз ночью вязала в темноте, без света, вдруг за окном пламя, будто соседи горят, разбудила Евдокию - вспыхнуло и не стало.

Много видела матушка Наталья чудес наяву и много чудных сновидений. Ей открывалась загробная участь умерших, о ком она читала канон Паисию Великому. Многих она вымаливала из ада, а может быть, и все за кого молилась.

Окружающие стали замечать, что по ее молитве люди получают утешение, исцеление и всякую помощь в своих нуждах. К матушке Наталии стали ходить и ездить посетители, как всегда ходят к тому, от кого получают реальную помощь. Люди приходили с разными неутешными скорбями: у кого-то случилось горе, несчастье или другие незначительные проблемы, не смог устроиться на работу, не сдал экзамен... Экзаменщиков приходило так много, что матушка Наталия не успевала о них молиться. Она записывала, какого числа за кого молиться. По ее молитве все получали пятерки, хотя и сами этого не ожидали.

По матушкиным молитвам все дела решались как нельзя лучше. Она молилась не только сама, но просила и людей, которые приходили молиться. Объясняла, какому святому молиться, кому сколько свечей поставить. В некоторых случаях наставляла молиться ночью.

Придя к матушке однажды, невозможно было уже туда не ходить, она становилась тебе самым родным, близким человеком. Очень трудно описать словами, какая она была доброжелательная, мягкая, теплая, всех жалеющая и всем сочувствующая. Она как бы жила в твоей душе и поэтому каждый из нас думал, что матушка любит тебя особенно.

Невозможно о ней вспомнить без умиления, она была как агница, такая кроткая и очень смиренная. Встречала людей сидя на полу со сложенными на коленях маленькими, совсем детскими ручонками. Миловидное умиротворенное лицо ее было всегда наклонено к полу. Голосок такой нежный, певучий, часто на голове повязано несколько платков, уши заложены ватными тампонами. А на теле несколько кофточек, потому что она сильно замерзала. Говорила: "Даже щеки мерзнут". Но несмотря на такой слой одежды, выглядела всегда опрятно.

Хочется подчеркнуть ее чистоплотность: во дворе у нее было чисто выметено, дома ни пылинки, ни соринки. Везде она успевала: и полы вымыть, и двор подмести. Постирать, готовить, стряпать. Не описать и ни с чем не сравнить ее стряпню, настолько она была вкусная и пышная. Многие желали ее отведать.

А какая у нее была память - просто удивляешься. Когда ей называли имена, за кого молиться о здравии, за кого о упокоении, она никогда никуда не записывала. Но всех помнила и за всех молилась, а приходило людей очень много.

Также она любила читать жития святых, помнила даже малоизвестных. И многим рассказывала житие их именных святых, подсказывала, в каких случаях, какому святому молиться. Часто посетители приходили один за другим или сразу несколько человек, и в результате не оставалось времени помолиться днем.

Одной своей посетительнице она призналась: "Я ведь совсем не сплю, всю ночь молюсь, даже матушка Рафаила об этом не знает".

Матушка Наталия вязала ночами в темноте и каждую петлю с Иисусовой молитвой. Носки, варежки у нее получались как фабричные, не пропущено было нигде ни одной петли. При свете так не свяжешь - мягкие, теплые. Она старалась каждому чем-нибудь помочь, подарить - кому варежки, носки, а кому - коврики. Особенно заботилась о детях-сиротах. Целыми связками отправляла носки и варежки в санаторий "Юськи", где лечатся много детей-сирот, в Завьяловский детский дом. Высылала и сиротам в Кострому, в тюрьмы. Не счесть, сколько добрых дел сделали ее маленькие детские ручонки.

Еще где-то в 1974-75 годах, когда матушка была в Печерах, подымается по ступенькам и слышит: "тык – тык" - кто-то поднимается за ней и говорит: "Не унывай, не унывай, скоро Господь возьмет". Матушка говорит: "Я не унываю". По том стало тихо, и опять "тык-тык" шаги и снова голос: "Господь скоро тебя возьмет".

Однажды к матушке приходила сама смерть. Матушка Рафаила уехала за торфом, а Наталия одна лежала на кушетке. И тут заходит к ней прямо через стену скелет такой же, как изображают на картинке. Матушка сразу как бы остолбенела, ни руками, ни ногами шевелить не может, спрашивает: "Кто ко мне идет?".

Скелет говорит: "По твою душу". Мат. Наталия взмолилась: "Божья Матерь, не дай мне умереть без покаяния и без хозяйки". И слышит голос: "Схиигумен Савва сильно молится, так еще оставим ненадолго". И смерть ушла.

Много раз Господь продляет матушке дни земной жизни - чтобы молиться за умерших. Каждый день к ней приходили их души и просили молитв. Иногда их собиралось полный дом. Однажды видит как бы во сне: много-много людей, полная улица, в огороде, в хлеву и в навозе лежат, даже не шевелятся. У мамы спрашивает: "Почему эти люди так лежат?". Она ей говорит: "Ты их всех сводишь в баню". Через два года снова видит: они все стоят и ходят, столько их много. Своей племяннице матушка сказала, что вымолила из ада 7 колен.

Матушке было еще 6-7 лет. Мама ей говорит "Нина, ты за усопших молись. Если за усопших будешь молиться, долго жить будешь". Она ей отвечает: "А я ведь никого не знаю". Тогда мать стала называть ей имена своих родственников и друзей – умерших. Так по благословению своей матери матушка с малых лет начала молиться об умерших. Родные все у нее тогда еще были живы, молилась за совсем незнакомых ей людей.

Мама, бабушка, дядя - все были в аду. Матушка их всех вымолила и видела в райских селениях. Про свою маму она говорила, что в таком страхе Божьем жила всю жизнь и все равно попала в ад - за то, что не любила свекровь. Долго молила за брата Леонида, который умер без покаяния. Он все у матушки есть просил, в последнее время и его увидела в хорошем месте.

За прабабушку молилась, не знала имени и в молитве спрашивала, как ее зовут. И видит ее года за два перед смертью в такой маленькой комнатушке, так живет - мучается - бес ее мучает. Спрашивает: "Зачем ты отсюда не выходишь?" "На замок, - говорит, - закрыта, не могу отсюда выйти". Спросила: "Как зовут?" "Анна", - говорит. Вот лет 200 уже, как она в земле, и только недавно матушка ее вымолила, так она обрадовалась. За всю деревню молилась, а усопшую из одного дома записать забыла. Из этого дома пришла к ней умершая и говорит: "Почему ты меня не поминаешь?". Матушка сразу записала и стала о ней молиться.

Много-много людей видела матушка, как они из огня геенского выходили, прямо горящие, изо всяких мест мучения. Многие приходили к ней домой благодарить. бесы за это страшно пугали ее по-разному. Раза четыре в нее стреляли. Матушка их очень боялась, но ради Господа терпела все. И никогда из-за страха не прекращала борьбу с врагом человечества.

Однажды одна ижевская бабушка подарила им частицу мощей Параскевы Пятницы. Потому что сама уже стала старенькая и боялась, что вдруг умрет и частицу куда-нибудь выбросят. Решила отдать святыню в надежные руки. Матушка Наталия не поверила, что она действительно принесла частицу мощей Параскевы Пятницы. Подумала: "Откуда у этой старушки могут быть мощи, какой-нибудь камешек, наверное". Стали читать акафист Параскеве Пятнице, пока читали, матушка Наталия очень сильно заболела. Акафист дочитать не смогла. Открылся сильный понос, и ничего не помогало, и так длилось месяца два. Совсем ослабла, потом опомнилась, что частице мощей не поверила, стала каяться. И дала обет: по пятницам читать акафист Параскеве Пятнице. Сразу исцелилась. Поздней несколько человек одновременно читали акафист этой святой, а матушка сказала, что видела, как во время чтения каждой из них прямо на головы спустились очень красивые лиловые цветочки со свечками. А сами они ничего не видели, только чувствовалась особая благодать.

К погребению ее готовили монахини из Успенского монастыря (в с. Перевозное) - мон. Феодосия и мон. Таисия, им помогала Татьяна. Приезжали друг за другом батюшки несколько раз служили литию, читали безпрестанно Псалтирь.

Много почитателей и родственников пришли проститься с любимой матушкой Наталией. Людей было полный дом, а также во дворе и на улице. На следующий день гроб с матушкой Наталией повезли в Успенский женский монастырь, в Перевозное. День был теплый, солнечный было много разных цветов, особенно тюльпанов.

Многим не захотелось расставаться с матушкой, поехали за гробом и в Перевозное. Кто на автобусах, кто на своих машинах. Там матушку встречали игумен Силуан с настоятельницей Афанасией и с сестрами. Вторую ночь матушка провела в монастырском храме. Монахини целую ночь молились, читали Псалтирь. Утром было совершено отпевание по монашескому чину. Отпевали игумен Силуан с протодьяконом Михаилом. При прощании некоторые достойные люди слышали благоухание.

Похоронили ее на монастырском кладбище. Когда уже вырос свежий могильный холм и пели молитвы, не желая уходить, над могилкой запорхала птичка. То поднимется к небу, то снова спустится. Не душа ли матушкина прощалась тогда с нами?

Вскоре после похорон произошло такое чудо. Пришли служить панихиду и прикладывались к могильному кресту, а он весь благоухает. И даже осы, учуяв аромат, свили там себе гнездо. Второе чудо: ни на одной могилке нет ни одной ягоды, а у матушки Наталии на такой свежей могилке красные спелые ягоды, которые она сама при жизни так любила.

Напечатано в сокращении. Зоя Батырева. "Жизнеописание матушки Наталии: Воспоминания о монахине Наталии, в миру Нине Михайловне Бурановой"

 

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею, изведеши от печали душу мою и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Тропарь, глас 2-й

Божественною любовию от юности распаляем преподобне, вся красная яже в мире возненавиде, Христа единаго возлюбил еси. Сего ради в пустыню вселися, идеже сподобися Божественнаго посещения, Егоже неудобь зрети и aнгельскима очима, паде поклонися. Великий же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе: не ужасайся возлюбленный Мой, дела твоя угодна Мне. Се, даю тебе дар: о коем либо грешнике помолишися, отпустятся ему греси. Ты же в чистоте сердца твоего возгореся, прием воду и прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его. И воду пив, даром чудес обогатися, грешники от муки молитвою своею избавляти, болящия исцеляти, о, преподобие отче Паисие, и бесов от человек отгоняти ибо от сих грешников первый есмь аз. Молю тя, да умолиши Иже тебе обетова, да даст ми время покаяния, и простит мое согрешение, яко Благий и Человеколюбец, да со всеми и аз воспою Ему: аллилуиа. (Дважды)

ЧИТАЕТСЯ 50 ПСАЛОМЪ

Канон, глас 6-й

Песнь 1

Иже вся умудряющему Богу молися, преподобне отче, о рабе своем, да отверзет ми устне недостойнии, и двигнет ми язык недоуменный, тесноту же и худогласие, отче, разверзи благодатию, иже в тебе Святаго Духа к пению чудес твоих.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Начну убо достохвальное и душеполезное житие твое от младенства, иже древле Египет великаго во пророцех произнесе Моисея, иже к Богу присвоением и великими чудесы прославися, тако и ныне вторицею прославлен показася Египет тебе ради, отче Паисие, честным именем твоим и многими добродетельми обогатися, еже дарова тебе Господь, Егоже моли, да спасет души наша.

Слава: В Царство Небесное вшед узким путем и прискорбным по заповеди Владыки своего, Христа, преподобне отче Паисие, широкий и пространный путь возненавидев, распространившийся мрак ума моего отжени, да возмогу малое мое моление принести в пречестную память твою.

Песнь 3

Каменю веры - Петру апостолу - уподобился еси, распяться мирови во всей жизни своей, преподобне Паисие, и нозе свои невозвратно к Небесному шествию управил еси, и Горняго Иерусалима достигл еси, со святыми предстоя Святей Троице, моли о мне единаго Благаго Человеколюбца.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Благочестиваго корене пресветлая отрасль, тебе избра Господь, Ангел рече матери твоей: сей Богу угоден. Ты же от младенства крест свой взем, невозвратным путем Тому последова, и возрасташе леты и разумом, купно и благодатию Божиею. Моли дати ми отпущение грехов.

Слава: О, Владыко Господи Иисусе Христе, кто не удивится Твоему человеколюбию, егда прииде желание преподобному иноческое житие получити к деланию заповедий Твоих, Твоею благодатию, яко агнец непорочен, изведеся в пустыню, и достиже словесных овец, и введеся к пастырю, блаженному Памве, и облечеся в иноческий образ, в немже утверди и мене, Господи, молитвами преподобнаго Паисия, к деланию заповедий Твоих.

Господи, помилуй (трижды)

Седален, глас 2-й

Душу связав любовию Христовою и земная возненавидев вся, мудре, водворился еси, отче преподобне, в пустынях и горах, разумнаго древа вкусив еси, славне, ангельски просиял еси. Темже и мрак прошед плоти своея, тму отгнал еси бесов, Паисие, инокующим первый, моли Христа Бога грехов оставление подати чтущым любовию святую память твою.

Слава, и нынё: Скорый покровъ, и помощь, и милость покажи на рабё своемъ, Чистая, и волны укроти суетныхъ помышлен\й, и падшую мою душу возстави, Богородице, вёмъ бо, вёмъ, яко можеши, елико хощеши.

Песнь 4

Ирмос. Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи!

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Законострадальческое житие от мягких ногтей восприим, богомудре Паисие, даже до конца пребыл еси Божественен доблественник, венец приял еси победы от всех Царствующаго молитвами своими избавляти от муки грешники, от них же первый есмь аз, не забуди мене.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Слава: Велию судеб бездну имеяй, Тоя тебе рече: се, бо даю ти дар, да вся еже просиши от Отца Моего во имя Мое, дастся тебе, о коем либо грешнике помолишися, оставятся греси того: сего ради припадаю ти, отче Паисие, имея бездну согрешений, да отпустит твоими молитвами иже тебе обетова, яко Благ и Человеколюбец.

Песнь 5

Постом удручая тело свое отче Паисие, иногда по причащении Тела и Крови Христовы, яко Ангел седмьдесят дней без пищи телесныя пребыл еси, Божественную державу неизреченную имея, и возмог в себе животную содержати силу благодатию, паче пищнаго укрепления, слава державе Твоей, Господи.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Яко Иоанн Креститель узким и прискорбным путем ходити произволил еси. Но той на Иордане, узрев Зиждителя своего, устрашися и вопияше: не смею приступите сего Огню; ты же, отче Паисие, в пустыне иногда явльшагося Господа, не могий пречистаго Лица Его зрети, паде, трепетом одержим. Он же ти рече: не устрашайся, сию пустыню наполню спостники тебе. С нимиже молим, отче, не забуди нас, молитвенник твоих, помилованным быти.

Слава: Аз бо в начале моя пред Тобою зрю согрешения, и о моих беззакониих молю Твое милосердие, да простиши и покрыеши благоутробием Твоим множество грехов моих, и даждь ми прочее жизни сея время безгрешно проводити, да, удобь на спасения стезю потек, безпреткновенно к доброму концу достигну Твоею помощию, кроме бо Твоея помощи и наставления ничтоже благо совершити, и милость у Тебе получити кто может.

Песнь 6

Бездушная тварь, Иордан, своего Творца устыдеся, вопияше: не могу Безгрешнаго омыти. Святый же виде Господа, прием воду, прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его. И пив воду, прия дар целити недуги и прогоняти от человек бесы. Сего ради и мы припадаем ти, отче: молитвами твоими помилуй нас от всяких бесовских наведений.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

По слову Господа нашего Иисуса Христа, обретохом тя, отче Паисие, великое прибежище, и заступника и тепла молитвенника о гресех наших, яко же первее не отверже инока преставльшася, и христианства отчуждишася и во глубину адову пагубным безверием низведся, и егда ощутився притекша к тебе, да умолиши Всемилостиваго. Щедрый же Господь явися тебе и глагола: угодниче Мой, добро есть Моей любви подобяся, печешися о грешных, изволяя муки прияти за их избавление.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Принесеся молитва твоя и слезы к Богу, яко благовонный фимиам и жертва непорочна и благоприятна, и мене не забуди ходатайством твоим ко Пресвятей Богородице, слезы умиления дати ми, омый грехов моих бездну, избави мя от смертныя глубины, и не надеющимся подаждь велию милость, и прости им согрешения.

Слава: Весь недоумением держим есмь, егда прииму во уме той час страшный испытания Судии и Бога, и плачуся, и сетую, и рыдаю, поминая бездну зол моих. Темже спаси, Человеколюбче, молитвами Твоего угодника преподобнаго Паисия и избави мя муки, яко Благоутробен.

И ныне: От сердца стенания приношаю Ти, Пренепорочная, Твое прося благопребытное заступление. Помилуй всестрастную мою душу, умилосердися, Мати Многомилостиваго Бога, избавити мя Суда и езера огненнаго.

Моли Бога о насъ, преподобне отче Паис\е Велик\й, яко мы усердно къ тебё прибёгаемъ, скорому помощнику и молитвеннику о душахъ нашихъ.

Или: Избави отъ муки вёчныя усопшаго раба своего (имярек), преподобне отче Паис\е Велик\й, яко вси по Бозе къ тебё прибёгаемъ, ты бо молиши о насъ Христа Бога нашего.

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и нынё

Кондак, глас 2-й.

Икос

Христов глас услышав, шествовал еси во след Того заповедей, наг жития быв, отверг попечения, и вся стяжания, и имения, и братий своих, и любве матере, Богоносне Паисие, един в пустынях Богови беседуя разумом, дарования приял еси, еже ми посли в песнех поющему, отцев начальниче, Паисие.

Песнь 7

Многих грехов исполнен аз, и твоя молитва яко кадило благовонно исправися, отче. Бездну грехов моих потреби, и буяющее море злаго жития изсуши, и напоение гневное отжени, и целомудренный ум молитвами твоими утверди, отче Паисие.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Наставника тя и молитвенника тепла имущи, и скораго помощника, яко стену тверду и забрало недвижимо и воеводу крепка и непобедима, молим тя: не забуди молитвенник твоих, избавляя от всякия печали и навет вражиих.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

О, чудо велие, во един от дней седящу ти, отче Паисие, в пещере, бысть ти глас глаголяй: мир тебе, возлюбленному Моему угоднику, ты же возстав со страхом и трепетом одержимь, паде, поклонися и рече: се раб Твой, Господи. Сего ради молим тя: моли Человеколюбца, да спасет души наша.

Слава: Даждь ми, Христе, разум и терпение, еже не осуждати согрешающих с кичением фарисейским, но яко мытарево покаяние приими, и яко блуднаго сына, Боже, вечери Твоея достойна мя яви, молитвами преподобнаго Паисия, и грехов прощение ми даруй.

Песнь 8

Всепремудрому житию поревновав Богоугодных отец, иже от века поживших, отче Паисие, во смирении и постничестве Христа ради всю жизнь свою мученически скончал еси, и от бесов нападения много претерпел еси, и сих победив. Сего ради молю тя, отче: буйство, ярость и небрежение молитвами твоими отрини от мене.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Владыко Христе Боже Всещедрый, имиже веси судьбами, даждь ми ненавидети деянии лукаваго, Ты бо еси Бог наш, рекий: просите и приимете. Даждь любовь от всея души моея, молитвами преподобнаго отца Паисия, творити волю Твою спасительную.

Слава: Молютися, на мне, грешнем, долготерпи, Владыко, и не посецы мене яко неплодное древо, посечением смертным во огнь отсылая, но плодоносна мя сотвори, молитвами преподобнаго умолен бывая, время покаяния ми даждь, яко Человеколюбец.

Песнь 9

Скорый помощник был еси, преподобне, еще в жизни сей, иногда у преподобнаго старца ученику в преслушании умершу, и ведену во ад, он же припадаше, прося, да умолиши Всещедраго о ученице его. Ты же, яко скорый послушник и любве хранитель, надежду возложи ко Всещедрому Богу простреся на молитву, и Той Многомилостив и во обетех неложный, волю к боящимся Его сотвори, и молитву твою услышав, изведе душу от ада. Того ради и аз недостойный, припадая, молю тя, отче преподобне, молитвами твоими избави мя муки и огня негасимаго.

Преподобне отче Паисие Великий, моли Бога о нас.

Бывша мя бесом смех, человеком уничижение, праведным рыдание, Ангелом плач, осквернение воздуху, и земли, и водам, тело окалях и ум оскверних паче слова деяньми, аз враг Богу бых. Увы мне, согреших! Молитвами преподобнаго Паисия прости мя.

Слава: Яко впадый в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от многих грехов и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинный, токмо к Тебе, Милосер<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.