Основные принципы работы в связке. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные принципы работы в связке.

2022-09-11 31
Основные принципы работы в связке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

В данном методическом пособии описаны методы и способы обеспечения взаимной страховки при работе в связке двойке, выступающей на соревнованиях по технике спортивного туризма.

Подобные соревнования могут проходить как в закрытых помещениях, так и в природной среде. Они характеризуются относительно короткой дистанцией и наличием блоков, состоящих из 2-3 этапов, которые участники должны преодолеть по очереди. Отличительной особенностью подобных дистанций является то, что участники должны самостоятельно обеспечивать свою безопасность и страховку при помощи страховочной веревки.

В данной работе мы попытались дать рекомендации по подготовке команд и спортсменов в условиях сельских школ, имеющих минимальный набор туристского снаряжения или не имеющих его вовсе.

Следует учесть, что в данном пособии рассмотрены только способы и методы страховки, действия участников по преодолению этапов нами не описываются. Этот вопрос был подробно рассмотрен в предыдущих пособиях:

- «Методические рекомендации по организации учебного процесса при подготовке команды к туристским соревнованиям»;

- «Методические рекомендации по организации учебного процесса при подготовке команды к туристским соревнованиям по лыжному туризму».

Надеемся, что данное пособие окажется полезным для Вас.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В СВЯЗКЕ.

Участники должны самостоятельно обеспечивать страховку друг друга. Для этого используется основная веревка необходимой длины. Она называется связочной или страховочной веревкой. Эта веревка подключается своими концами к участникам, т.е. каждый член связки перед стартом привязывается к концу веревки.

Подключение к веревке может быть организовано при помощи карабина, или методом прямого ввязывания.

При подключении карабином на веревке вяжется проводник восьмерка, а затем этот узел присоединяется к передней части ИСС (в силовое кольцо либо в узел блокировки ИСС).

При прямом ввязывании конец веревки привязывается к силовому кольцу или к узлу блокировки ИСС узлом проводник восьмерка одним концом.

РИС. Прямое привязывание к силовому кольцу беседки.

РИС. Подключение карабином в переднюю точку блокировки ИСС.

Следует отметить что прямое ввязывание считается более надежным и безопасным способом, но отсоединение от веревки и присоединение к ней занимает больше времени, так как придется развязывать и снова завязывать узел.

При подключении карабином, веревку можно освободить быстрее, но существует опасность, что при срыве участника веревка ляжет на муфту и вырвет ее.

В идеале дистанция должна проходиться так, чтобы участники на всем ее протяжении не отвязывались от своих концов веревки. К сожалению, это не всегда возможно.

Признаком хорошего тона и профессионализма является взаимная проверка перед стартом. При этом лидер проверяет правильно ли вдета веревка в СУ и замуфтован ли карабин. Страхующий проверяет правильность подключения лидера к веревке, правильно ли завязан узел и замуфтован ли карабин. Также проверяется наличие обратного хода в пряжках. Это не знак недоверия друг другу, а дополнительная подстраховка, так как совершить ошибку может даже опытный спортсмен.

РИС. Взаимная проверка перед стартом. Проверяются:

- 1- узел привязывания;

- 2 – обратный ход в системах;

- 3 – правильность заправки веревки в СУ

- 4- замуфтованы ли карабины;

- 5 – контрольные узлы на конце веревки (если они не подключены к участнику).

После того как оба участника подключились к веревке и проверили друг друга, первый участник начинает преодолевать этап (например, подъем по веревке). Первый участник называется лидером. Второй страхует его, согласно требований этапа. Если в случае срыва лидера, второго может вытянуть в опасную зону, то он должен встать на самостраховку.

Если на этапе есть промежуточные точки страховки (ПТС), то лидер прощелкивает в них веревку. После преодоления этапа лидер встает на самостраховку (если это необходимо), вытягивает лишнюю веревку (если есть), и организует страховку для второго.

После того как страховка готова, второй начинает преодолевать этап, по пути выщелкивая страховочную веревку из ПТС.

Страховочная веревка должна выдаваться или выбираться без провиса. В случае срыва участника страхующий должен, натянуть тормозной конец веревки, выходящий из спускового устройства и тем самым остановить падение напарника.

Далее связка переходит на следующий этап.

Вот примерная последовательность действий связки при прохождении дистанции.

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Более подробно этот раздел представлен в предыдущих пособиях. Здесь мы рассмотрим только то снаряжение, которое задействуется в процессе страховки и навыки работы с которым имеют наиболее важное значение.

Карабины

2.1.1 Применяются стандартные страховочные карабины из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, имеющие защелку с контрольной муфтой. Страховочный карабин должен выдерживать без остаточных деформаций нагрузку, направленную вдоль его основной грузовой оси, не менее 2200кГ. Эта гарантированная прочность должна быть указана на поверхности прутка карабина. Коэффициент трения страховочной веревки на карабине 0,22.

 

Рис. Карабин с автоматической муфтой и карабин с резьбовой муфтой

Следует помнить, что прочность карабина с раскрытой защелкой уменьшается в 3-4 раза. Примерно в три раза уменьшается его прочность, если нагрузка приложена не по главной грузовой оси. Если нагрузка падает непосредственно на муфту, ее срыв возможен при усилии всего 150-200кГ.

2.1.2 Страховочный карабин применяется:

- для соединения отдельных элементов страховочной, силовой или другой технической схемы, применяемой для работы участников на дистанции;

- как элемент трения в цепи динамической и статической страховке;

- как элемент трения при спуске по веревке (карабинный дюльфер и узел УИАА);

- как элемент трения при торможении веревкой спуска участников или грузов;

- как элемент, заменяющий в некоторых случаях работу блока.

2.1.3 Опасные способы использования карабина

Рис. Опасные способы использования карабина:

- открытая защелка или незавинченная муфта;

- нагрузка поперек защелки;

- нагрузка в трех направлениях;

- опора на острый выступ (спинкой карабина, муфтой или защелкой).

 

2.1.4. Скалолазные карабины (без муфты) могут применяться при организации промежуточных точек страховки. На их защелке нет муфты, что облегчает процесс вщелкивания в них веревки. Для этого на некоторых карабинах защелки имеют вогнутую форму.

 

Рис. Карабин без муфты

Спусковые устройства

2.2.1 Восьмерка страховочная

Рис. Различные варианты страховочных восьмерок

2.2.2 Восьмерка применяется как элемент трения или фиксации для обеспечения динамической, статической и фиксирующей страховки, для снижения нагрузки на руки участника при его спуске по веревке, и для спуска веревкой тяжелых грузов.

2.2.3 На соревнованиях допускается стандартная восьмерка, изготовленная из прочных алюминиевых сплавов, по технологиям, исключающим наличие внутренних раковин и микротрещин. Гарантированная прочность страховочной восьмерки должна соответствовать прочности страховочного карабина в штатном режиме эксплуатации. Запрещается использование устройств, имеющих механические дефекты, трещины и пропиленные веревкой более чем на 2/3.

Самостраховка

 

Рис. Самостраховка выполненная из концов веревки блокирующей ЛСС

2.3.1. Самостраховка ЛСС должна быть из основной, динамической веревки диаметром не менее 10 мм, с завязанным на конце узлом проводник восьмеркой, с пристегнутым карабином. Карабин может быть зафиксирован в проводнике изолентой, скотчем или др. способом так, чтобы он всегда был в штатном положении.

2.3.2. Длина самостраховки нормируется условиями работы в следующих режимах:

А) Короткая – участник при зависании на ней должен свободно дотягиваться и браться руками до точки ее пристегивания (перила, жумар и др.).

Б) Длинная – длина самостраховки вместе с карабином составляет 1,5м. Применяется при работе на широкой полке, на берегу реки или каньона, на склоне, крутизной не более 40О.

В) Самостраховка регулируемой длины – длина может изменяться в соответствии с условиями работы, но не должна превышать 1,5м. Регулировка ее длины может производиться при помощи узла стремя, или узла (узлов) австрийский проводник.

2.3.3. Для самостраховки не должна применяться: веревка тоньше 10 мм, равнопрочная лента, трубка ремень, сдвоенный или счетверенный репшнур, оплетка основной веревки, веревка из растительных волокон, металлический трос и др.

2.3.4 Для самостраховки может применяться страховочная веревка, подключенная к участнику. Для того, чтобы встать на самостраховку при помощи страховочной веревки, на ней завязывается узел стремя (проводник восьмерка), и подключается карабином к точке опоры.

Рис. Самостраховка связочной веревкой.

2.3.5. Еще одна разновидность самостраховки применяемой при работе в связке – контрсамостраховка. Это ус самостраховки подключенный к какой-либо точке страховки (желательно чтобы она располагалась как можно ниже), препятствующий «подкидыванию» страхующего при срыве лидера. Т.е. в отличие от обычной самостраховки, рассчитанной на рывок вниз, контрсам рассчитан на рывок вверх.

Рис. Контрсамостраховка подключенная к тяжлому рюкзаку

Рис. Контрсамостраховка подключенная к дереву

Личная страховочная система

2.4.1 На туристских соревнованиях применяются стандартные, цельные страховочные системы альпинистского типа, приспособленные для верхней и нижней страховки, для верхней страховки участника с грузом, для страховки на веревочных перилах всех типов, для страховки в водном потоке разной силы. На соревнованиях допускаются системы с отдельными беседочной частью и грудным поясом с плечевыми лямками, которые блокируются вместе отрезком основной веревки или универсальные системы, состоящие из беседочной части, состоящей из бедерных петель и пояса, и конструктивно цельную с ней, грудную часть, в виде плечевых лямок.

 

 

Рис. Поясная беседка с центральной точкой в виде ручки и с соединительным кольцом (зеленого цвета)

 

Рис. Стандартная грудная обвязка и «бабочка»

Рис. Универсальные страховочные системы

На передней части системы, на уровне пояса, ЛСС должна иметь точку для пристегивания страховочных и спусковых устройств, транспортного карабина, блока или каретки на навесной переправе. Подвески этих устройств на грудной точке системы запрещается.

На передней, грудной части система должна иметь точку пристегивания динамической страховки так, что при страховочном рывке участника разворачивало ногами вниз, и основной рывок ложился на беседочную часть, на бедра, и исключался переламывающий момент на позвоночник.

На соревнованиях запрещается применение: самошитых систем (неизвестная прочность), комбинацию грудного страховочного пояса и самошитой беседки. Запрещаются старые, изношенные или поврежденные системы. Запрещаются веревочные обвязки типа грудной булинь, беседочная петля и т. п.

2.4.2 Общие требования к личной страховочной системе:

А) При подвеске участника на беседочной точке системы должны (хотя бы в 10 минут) отсутствовать болевые ощущения и онемение ног. Нагрузка должна равномерно распределяться на элементы системы.

Б) Участник должен свободно висеть на беседочной точке, не опрокидываясь и иметь необходимую свободу движений (свободно двигать руками и ногами, поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси, из виса вниз головой свободно возвращаться в обычное положение).

Г) ЛСС должна выдерживать общую нагрузку не менее 1600кГ, а ее петли не менее 800кГ каждая, и работать при температурах от -30 до +50ОС. Намокание или обледенение может снижать ее прочность не более 10-15%.

Важно! Боковые петли на беседке предназначены для развески дополнительного снаряжения и рассчитаны на нагрузку 5 кг. Использование данных петель для страховки, самостраховки и т.п. запрещено.

Необходимо следить за тем, чтобы на всех пряжках страховочной системы был сделан «обратный ход».

РИС. Обратный ход на пряжках. Справа непрально выполненный обратный ход.

Рукавицы страховочные.

2.5.1 Предохраняют руки от ожогов при проскальзывании удерживаемой веревки и от др. воздействий. На ЛСС закрепляются в удобном для работы положении посредством резинок или шнуров.

2.5.2 Рукавицы должны быть из плотного, износостойкого материала (не капрона). Не разрешается их замена на обычные кожаные, шерстяные или садовые перчатки, или варежки, или на элементы одежды. На морозе под рукавицы одеваются варежки или теплые перчатки.

2.5.3 Применяются:

- При динамической страховке через карабин, опору или СУ.

- При спуске по вертикальной веревке и по наклонной переправе.

- При спуске веревкой тяжелых грузов.
- При укладке бревна веревочными оттяжками и др.
- При работе на морозе.
- При движении по снежным, ледовым и осыпным склонам.

2.5.4 БЕЗ РУКАВИЦ МОЖНО РАБОТАТЬ:

- При работе на верхней, фиксирующей страховке.

- На горизонтальных и слабо наклонных перилах и горизонтальной навесной переправе.

- На наклонной переправе подъема, крутизной меньше 20град.

- При подъеме по вертикальным перилам

Оттяжки

2.6.1 Страховочные оттяжки состоят из короткой капроновой петли прочностью не менее 22 kN, и двух карабинов вщелкнутых в эту петлю. Один карабин подключается в ПТС, во второй прощелкивается страховочная веревка. Оттяжки позволяют немного «спрямить» страховочную веервку, что снижает трение в карабинах и позволяет лидеру двигаться быстрее.

РИС. Классические оттяжки со скалолазными карабинами без муфт.

2.6.2 В качестве карабинов оттяжки могут применяться как стандартные карабины (с муфтами), так и скалолазные.

При наличии скалолазных карабинов веревка просто прощелкивается в них.

При наличии стандартных карабинов, после того как веревка в них прощелкнута, возможно придется закрутить на них муфту (это требование отдельно оговаривается в «Условиях соревнований»).

2.6.3 Иногда на соревнования и тренировках могут применяться самодельные оттяжки. В этом случае они должны быть связаны из основной веревки и иметь прочность не менее 22 kN.

РИС. Изготовление оттяжки из основной веревки

 

 

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТРАХОВКИ

Существует много классификаций способов и методов страховки. На соревнованиях связок чаще встречаются следующие: верхняя, нижняя, сопровождение. Рассмотрим каждый уз этих видов отдельно.

Нижняя страховка.

Чаще всего таким способом страхуют лидера, первым проходящего этап. При нижней страховке лидер как бы тянет веревку за собой, а все ПТС располагаются ниже него – отсюда и название страховки.

РИС. Классический пример страховки лидера (нижней страховки).

Данный вид страховки является, пожалуй, наиболее сложным и опасным. Он характеризуется тем, что при срыве лидера он падает на достаточно большую глубину. Также на страхующего действует достаточно сильный рывок вверх и удержать страховочную веревку бывает сложнее чем при верхней страховке.

При нижней страховке СУ может располагаться как на страхующем, так и на надежной опорной точке.

РИС. Нижняя страховка. СУ на страхующем.

При расположении СУ на страхующем, как правило процесс страховки легче и «чувствительней». Страхующему в этом случае легче выбрать или выдать веревку. Но при срыве лидера, страхующего может сильно подкинуть вверх, что может привести к тому что он потеряет контроль за веревкой.

РИС. Нижняя страховка через опору. В качестве СУ используется узел Мунтера.

При расположении СУ на опоре, страхующий находится вне системы страховки и на него не действует никаких сил. Соответственно ему легче удержать срыв. Но выбирать и выдавать веревку лидеру сложнее.

В качестве СУ может применяться устройство «восьмерка» или узел Мунтера.

Верхняя страховка

При этом способе ПТС находятся выше участника, и страховочная веревка идет от него вверх. Такой способ страховки легче и удобней чем нижняя страховка. Страховочная веревка может использоваться для помощи участнику и в качестве дополнительной опоры.

РИС. Классический пример верхней страховки. В этом случае страхующий может располагаться как на верхней станции, так и на земле.

Верхняя страховка также может быть организована через СУ расположенное на участнике или на опоре.

РИС. Верхняя страховка через редирект

При расположении СУ на участнике веревка должна обязательно проходить через дополнительный карабин, расположенный на опоре (обычно такой карабин называется - редирект). Если этого не сделать, то при срыве лидера, оба участника повиснут на самостраховке страхующего, а это не безопасно.

РИС. Верхняя страховка, СУ расположен на беседке участника. Такой способ страховки не рекомендуется, так как если второй сорвется и сдёрнет за собой страхующего, то оба повиснут на самостраховке страхующего.

При расположении СУ на опоре, процесс страховки как правило легче, но необходимо следить за тем, как веревка продета в СУ.

РИС. Верхняя страховка со станции при помощи узла Мунтера (УИАА).

Нельзя продевать веревку в восьмерку как при спуске спортивным способом, так как в этом случае СУ почти не добавляет трения и такой способ аналогичен страховке через карабин. Страховка через карабин допускается на участках, крутизна которых менее 30 градусов. На вертикальных этапах так страховать запрещено, поэтому веревка в восьмерку должна вдеваться как при стандартном спуске.

РИС. Вдевание веревки в восьмерку при верхней страховке со станции

В качестве СУ может применяться устройство «восьмерка» или узел Мунтера.

 

Сопровождение

Организуется на этапах с горизонтальными перилами (навесная переправа, параллельные перила и т.п.). Веревка может выдаваться и выбираться руками, без использования СУ. Здесь самое главное следить за тем, чтобы она не запуталась и ни за что не зацепилась.

РИС. Сопровождение на навесной переправе. Веревка выдается и выбирается руками.

Действия лидера

Итак, лидер подключился к веревке, второй готов страховать его. Теперь он может начать движение по этапу. Отличительной особенностью от соревнований личного первенства является то, что ему также необходимо прощелкивать веревку через ПТС. Этот навык является одним из ключевых, поэтому рассмотрим его подробнее.

Во – первых, при неправильной работе со скалолазными карабинами, веревка из них может выщелкнуться.

РИС. При неправильном вщелкивании веревки в карабин, она может самопроизвольно выщелкнуться из него при срыве лидера.

Во-вторых, очень часто вщелкивать веревку в карабин приходится одной рукой, так как другой участник удерживает себя на месте. Существует много способов того, как вщелкнуть веревку в карабин одной рукой, выбор за вами. Но в любом случае этот навык должен быть отработан до автоматизма. Желательно отработать несколько способов, так как участнику в зависимости от конфигурации этапа скорее всего придется делать это разными руками и в разных положениях.

РИС. 1-й вариант вщелкивания (карабин развернут влево).

РИС. 2-й вариант вщелкивания (карабин развернут влево).

РИС. 1-й вариант вщелкивания (карабин развернут вправо).

РИС. 2-й вариант вщелкивания (карабин развернут вправо).

Каждый способ может быть выполнен как правой, так и левой рукой.

РИС. Вщелкивание веревки и закручивание муфты одной рукой.

Действия второго.

Второму номеру придется выщелкивать веревку из ПТС.

Здесь также существует множество способов. Опять же возможно придется действовать одной рукой. Поэтому этот навык также должен отрабатываться.

Достаточно сложно выщелкнуть натянутую веревку, поэтому второй должен подать команду «Выдай» (или любую другую, о которой участники договариваются заранее). Страхующий по этой команде выдает чуть-чуть веревки, а второй номер выщелкивает ее из карабина. После чего страхующий должен быстро выбрать эту слабину через СУ.

 

РИС. Тормозной конец в положении максимального торможения. Для восьмерки – он должен быть натянут вниз. Для узла Мунтера он должен натягиваться вверх.

РИС. Порядок действий страхующего при страховке лидера.

РИС. Действия страхующего при сильном срыве лидера

 

РИС. Действия страхующего при работе с узлом Мунтера.

РИС. Слева – так веревку удерживать запрещено. Справа – Такое положение допустимо только на короткий промежуток времени – при выбирании/выдаче веревки. Запрещается постоянно удерживать тормозной конец в таком положении.

РИС. Работа с узлом Мунтера. Слева –следите за тем, чтобы тормозной конец не разблокировал муфту. По центру и справа – так веревку держать запрещено.

 

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ СТРАХОВКЕ

Работа с веревкой и СУ при страховке – достаточно сложный навык, которому тяжело научиться сразу. Поэтому прежде чем спортсмены начнут страховать друг друга на тренировках, целесообразно провести с ними несколько тренировок на земле.

РИС. Упражнение отход подход

2. Туда- сюда

Это упражнение похоже на первое. Оба участника заправляют веревку в своих СУ. Веревка между ними вщелкивается в карабин на точке опоры. Их задача протравливать веревку через опорный карабин. Получается один участник будет вытягивать веревку, отрабатывая навык верхней страховки, а второй будет выдавать веревку, как при нижней страховке. Затем веревка протравливается в обратном направлении, а участники как бы меняются местами.

РИС. Упражнение туда-сюда.

 

3. Соревнования

Эти же упражнение можно применять для тренировок нескольких связок. Например, участник должен подойти к страхующему как можно быстрее, но страхующий должен успевать выбирать веревку так, чтобы она не касалась земли.

После того как участники освоили работу с СУ, они могут начать страховать друг друга на настоящих этапах, но от страховки в двойках пока желательно воздержаться.

Этапы обучения

На первом этапе, инструктору необходимо находиться рядом со страхующим и удерживать страховочную веревку после страхующего. Если при срыве лидера, страхующий не удержит его, то инструктор должен остановить падение лидера сам.

РИС. 1-й этап обучения: инструктор находится рядом со страхующим и удерживает конец страховочной веревки.

На втором этапе спортсмены могут разбиться на тройки. Пока лидер проходит этап, остальные его страхуют. Сначала первый страхующий вдевает веревку в СУ, а за ним второй. Второй также вдевает веревку в СУ. Получается они как бы страхуют друг за другом.

РИС. Второй этап обучения. У лидера два страхующих.

 

На третьем этапе второй страхующий может не вдевать веревку в СУ, а просто держать ее в руках и выдавать первому страхующему. Здесь можно организовать небольшое разделение обязанностей. Например, один страхующий может вытягивать только рабочий конец, а второй работать только с тормозным концом.

РИС. Третий этап обучения. Один страхующий заправил веревку в СУ, а второй просто держит конец веревки в руках.

РИС. Разделение обязанностей среди страхующих. Один тянет веревку, другой вытягивает ее через СУ.

И только на четвертом этапе можно начинать работу в связках, когда страхующий работает в одиночку.

РИС. Четвертый этап обучения. Страхующий работает в одиночку.

 

Работая с несколькими связками старайтесь расположиться так, чтобы видеть всех страхующих.

РИС. Инструктор встал сбоку от страхующих, так чтобы видеть их обоих.

 

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Рассмотрим проблемы и ошибки участников, встречающиеся на соревнованиях.

Проблема Решение
Страховочная веревка не дает лидеру лезть быстро Страхующий не успевает выдавать веревку – обучить страхующего
Второй лезет быстро и появляется провис страховочной веревки Страхующий не успевает выбирать веревку, или просто отвлекается и не следит за ней
Во время нижней страховки, на веревке появились узлы, которые застревают в СУ и не позволяют страхующему быстро выдавать веревку лидеру Причина: плохая работа с веревкой. Связка не подготовила и не проверила веревку перед стартом, или сама запутала ее на предыдущих этапах. Веревка часто путается при работе с СУ восьмерка- недостаток конструкции устройств этого класса. Решение: удерживая одной рукой тормозной конец веревки, второй распутать узлы. Если необходимы обе руки, то необходимо заблокировать веревку в СУ и после этого распутать узлы
Лидеру трудно лезть, так как у веревки сильное трение в ПТС Причина: веревка неправильно пропущена через карабин, что привело к появлению сильного трения в нем. Необходимо правильно вщелкивать веревку в карабин. Она должна идти свободно, не оборачиваясь вокруг карабина и не стремясь развернуть его
Во время выдергивания веревки после прохождения этапа, она застряла в карабине ПТС Не был развязан узел на конце веревки, или же в процессе работы на веревке образовались другие узлы

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном методическом пособии описаны методы и способы обеспечения взаимной страховки при работе в связке двойке, выступающей на соревнованиях по технике спортивного туризма.

Подобные соревнования могут проходить как в закрытых помещениях, так и в природной среде. Они характеризуются относительно короткой дистанцией и наличием блоков, состоящих из 2-3 этапов, которые участники должны преодолеть по очереди. Отличительной особенностью подобных дистанций является то, что участники должны самостоятельно обеспечивать свою безопасность и страховку при помощи страховочной веревки.

В данной работе мы попытались дать рекомендации по подготовке команд и спортсменов в условиях сельских школ, имеющих минимальный набор туристского снаряжения или не имеющих его вовсе.

Следует учесть, что в данном пособии рассмотрены только способы и методы страховки, действия участников по преодолению этапов нами не описываются. Этот вопрос был подробно рассмотрен в предыдущих пособиях:

- «Методические рекомендации по организации учебного процесса при подготовке команды к туристским соревнованиям»;

- «Методические рекомендации по организации учебного процесса при подготовке команды к туристским соревнованиям по лыжному туризму».

Надеемся, что данное пособие окажется полезным для Вас.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В СВЯЗКЕ.

Участники должны самостоятельно обеспечивать страховку друг друга. Для этого используется основная веревка необходимой длины. Она называется связочной или страховочной веревкой. Эта веревка подключается своими концами к участникам, т.е. каждый член связки перед стартом привязывается к концу веревки.

Подключение к веревке может быть организовано при помощи карабина, или методом прямого ввязывания.

При подключении карабином на веревке вяжется проводник восьмерка, а затем этот узел присоединяется к передней части ИСС (в силовое кольцо либо в узел блокировки ИСС).

При прямом ввязывании конец веревки привязывается к силовому кольцу или к узлу блокировки ИСС узлом проводник восьмерка одним концом.

РИС. Прямое привязывание к силовому кольцу беседки.

РИС. Подключение карабином в переднюю точку блокировки ИСС.

Следует отметить что прямое ввязывание считается более надежным и безопасным способом, но отсоединение от веревки и присоединение к ней занимает больше времени, так как придется развязывать и снова завязывать узел.

При подключении карабином, веревку можно освободить быстрее, но существует опасность, что при срыве участника веревка ляжет на муфту и вырвет ее.

В идеале дистанция должна проходиться так, чтобы участники на всем ее протяжении не отвязывались от своих концов веревки. К сожалению, это не всегда возможно.

Признаком хорошего тона и профессионализма является взаимная проверка перед стартом. При этом лидер проверяет правильно ли вдета веревка в СУ и замуфтован ли карабин. Страхующий проверяет правильность подключения лидера к веревке, правильно ли завязан узел и замуфтован ли карабин. Также проверяется наличие обратного хода в пряжках. Это не знак недоверия друг другу, а дополнительная подстраховка, так как совершить ошибку может даже опытный спортсмен.

РИС. Взаимная проверка перед стартом. Проверяются:

- 1- узел привязывания;

- 2 – обратный ход в системах;

- 3 – правильность заправки веревки в СУ

- 4- замуфтованы ли карабины;

- 5 – контрольные узлы на конце веревки (если они не подключены к участнику).

После того как оба участника подключились к веревке и проверили друг друга, первый участник начинает преодолевать этап (например, подъем по веревке). Первый участник называется лидером. Второй страхует его, согласно требований этапа. Если в случае срыва лидера, второго может вытянуть в опасную зону, то он должен встать на самостраховку.

Если на этапе есть промежуточные точки страховки (ПТС), то лидер прощелкивает в них веревку. После преодоления этапа лидер встает на самостраховку (если это необходимо), вытягивает лишнюю веревку (если есть), и организует страховку для второго.

После того как страховка готова, второй начинает преодолевать этап, по пути выщелкивая страховочную веревку из ПТС.

Страховочная веревка должна выдаваться или выбираться без провиса. В случае срыва участника страхующий должен, натянуть тормозной конец веревки, выходящий из спускового устройства и тем самым остановить падение напарника.

Далее связка переходит на следующий этап.

Вот примерная последовательность действий связки при прохождении дистанции.

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Более подробно этот раздел представлен в предыдущих пособиях. Здесь мы рассмотрим только то снаряжение, которое задействуется в процессе страховки и навыки работы с которым имеют наиболее важное значение.

Карабины

2.1.1 Применяются стандартные страховочные карабины из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, имеющие защелку с контрольной муфтой. Страховочный карабин должен выдерживать без остаточных деформаций нагрузку, направленную вдоль его основной грузовой оси, не менее 2200кГ. Эта гарантированная прочность должна быть указана на поверхности прутка карабина. Коэффициент трения страховочной веревки на карабине 0,22.

 

Рис. Карабин с автоматической муфтой и карабин с резьбовой муфтой

Следует помнить, что прочность карабина с раскрытой защелкой уменьшается в 3-4 раза. Примерно в три раза уменьшается его прочность, если нагрузка приложена не по главной грузовой оси. Если нагрузка падает непосредственно на муфту, ее срыв возможен при усилии всего 150-200кГ.

2.1.2 Страховочный карабин применяется:

- для соединения отдельных элементов страховочной, силовой или другой технической схемы, применяемой для работы участников на дистанции;

- как элемент трения в цепи динамической и статической страховке;

- как элемент трения при спуске по веревке (карабинный дюльфер и узел УИАА);

- как элемент трения при торможении веревкой спуска участников или грузов;

- как элемент, заменяющий в некоторых случаях работу блока.

2.1.3 Опасные способы использования карабина

Рис. Опасные способы использования карабина:

- открытая защелка или незавинченная муфта;

- нагрузка поперек защелки;

- нагрузка в трех направлениях;

- опора на острый выступ (спинкой карабина, муфтой или защелкой).

 

2.1.4. Скалолазные карабины (без муфты) могут применяться при организации промежуточных точек страховки. На их защелке нет муфты, что облегчает процесс вщелкивания в них веревки. Для этого на некоторых караб


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.