Приход погоста села Горнешно — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Приход погоста села Горнешно

2022-09-11 64
Приход погоста села Горнешно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приход образован в 1764 году на месте упраздненного монастыря в селе Горнешно, находящегося в 20 верстах от реки Волхов. Граничил с приходами Спасо-Оскуйской пустыни и Деревским. Располагался в лесисто-гористой местности на озере Горнешно.

Ранее в Горнешно был мужской монастырь, что подтверждалось надписью на деревянном кресте при старой деревянной церкви Преображения Господня, а также в писцовой книге Обожежской пятины 1582-1583гг. «…монастырь Горнетцкой на озере Горнечне». Горнетцкий-Спасский мужской монастырь существовал в 1490г., когда архиепископ Новгородский Геннадий строгольника чернеца Захара «велел если его послати в пустыню на Горнецко». Известен строитель монастыря Феодорит. Устное предание говорит, что монастырь терпел опустошение от Литвы, после этого в храме много лет не было службы. И уже в последствии, а когда именно не известно, храм был восстановлен.

В 1667г. монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а в 1686г. к Новгородскому архиерейному дому. В 1764г. монастырь упразднен, церкви преобразованы в приходские.

Старая деревянная церковь в честь Преображения Господня, неизвестного года постройки, на 1834 год находилась в ветхом состоянии.

Кроме деревянной церкви в Горнешно была каменная двухэтажная в честь Рождества Христова, неизвестного года постройки (в 1798г. уже существовала). Нижний этаж из подвала был обращен в церковь в 1838 году. Судя по архитектуре этой церкви можно справедливо заключить, что она существует с древнейших времен.

В 1896 году церковь была перестроена и увеличена на средства Маловишерского купца Петра Мануйлова: построена новая колокольня и трапезная с пределом св. Михаила Архангела.

Приписная деревянная церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1868 году, находилась в деревне Гладь. В 1893 году там был образован самостоятельный приход. В деревнях Веретье, Гряды, Конец (2), Луг, Прохонова были деревянные часовни – четыре большие и две маленькие.

В 1876 году приход был объединен с Папоротским, но уже к 1882 году вновь стал самостоятельным. Приход относился к 4-му Благочинному округу Крестецкого уезда. Причт состоял до первой половины XIX века из священника, дьячка и пономаря, с 1876 года – настоятеля, помощника настоятеля и двух псаломщиков, с 1912 года – из священника и псаломщика.

Период службы Священники прихода
1761-1796 Михаил Васильев
1796-1803 Кирилл Федоров
1803-1809 Андриан Бельский (Андрей Кириллов)
1809-1824 Тихон Козьмин
1824-1826 Александр Васильев
1827-1868 Семён Андрианович Бельский
1868-1878 Петр Сергеевич Зверев
1878-1906 Николай Петрович Богословский
1906-1908 Николай Петрович Тодорский
1908-1938 Михаил Николаевич Богословский

В приход в разные периоды входили населенные пункты: Горнешно, Гряды, ст. Гряды, Прохоново, Веретье, Луг (Луга), Глади, Конец (Концы), Некрасово, две господские усадьбы, находившиеся недалеко (д. Конец Бутаковой и Крамера), а также 12 домов лесных сторожей на разных участках с 80 жителями.

В начале XIX века основным промыслом у прихожан было отпаивание телят молоком для последующей отправки их в Санкт-Петербург, в д. Гладь гнули березовые обручи для бочек и отправляли их также в Петербург. На четырех мельницах голландках и одной водяной мололи муку.

На территории прихода в начале XX было четыре школы. Земская школа в Веретье, основанная в 1882г., помещалась в деревянном наемном доме с одной комнатой. Попечителем в ней долгое время был Александр Александрович Краммер. Церковно-приходская школа в д. Веретье основана в 1893 году, в 1911 году было построено собственное деревянное здание для школы. Земские школы были основаны в 1870 году в Горнешно, в 1907 году в Концах. На станции Гряды была железнодорожная школа, основанная 01.09.1917 года, классы помещались в двух отдельных зданиях.

Петр Матвеевич Мануйлов был одним из благотворителей Горнешинского прихода. На его средства была перестроена в 1896 году приходская церковь. За заслуги в деле строительства церквей он был удостоен 1898 году ордена Святой Анны 3 степени. В ознаменование спасения императора он пожертвовал земству дом в селе Горнешно под земское училище и 2000 руб. деньгами[6]. Петр Мануйлов был похоронен слева от входа в церковь Рождества Христова в Горнешно.

В настоящее время церковь Рождества Христова частично отреставрирована и в ней проводятся службы.


Горушинский приход

Деревня Горушка относилась к Оксочскому приходу. В 1882 году на средства прихожан и при содействии настоятеля Оксочской церкви Петра Ильинского была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с двумя престолами во имя Успения Божией Матери и Преподобного Нила Столобенского.

При Успенской церкви указом Святейшего Синода от 27 января 1886 года за № 316 образован самостоятельный приход. В него вошли деревни: Вязовка, Бреговщина, Захожка, Ольховка, Залужье, Комель, Новая, Вербенец; село Горушка.

Приход относился ко 1-му Благочинному округу Крестецкого уезда. Причт состоял из священника и псаломщика.

Период службы Священники прихода
1886-1894 Петр Федорович Пылаев
1894-1895 Георгий Григорьевич Должинский
1895-1914 Леонид Павлович Борисов
1914-1915 Иван Иванович Демянский
1914-1921 Иоанн Александрович Пограницкий
1921-1930 Иван Иванович Вольский

В деревнях Вязовка, Бреговщина, Захожка, Ольховка, Залужье, Комель, Новая, Вербенец были часовни.

При церкви в 1905 году открыта церковно-приходская школа, земские школы были в деревнях Залужье, Заручевье, а также сельскохозяйственная школа в д. Новая.


Приход Морконицкого погоста

Точная дата образования прихода неизвестна. Средневековый Никольский погост в Морткиничах впервые указан в писцовой книге Бежецкой пятины 1499 года.

Погост упоминается в писцовых книгах и Бежецкой, и Обонежской пятин. В этом нет ничего странного, так как лежал он на границе двух пятин: Бежецкой и Обонежской – и принадлежал частично к одной, а частично к другой.

В 1583 году в погосте находилась церковь Ивана Богослова.

23 июня 1836 года была построена деревянная церковь Николая Чудотворца с приделами: 1-й св. Иоанна Предтечи, 2-й Ильи Пророка. Прежняя церковь сгорела.

В 1907 году усердием благотворителя Матвея Митрофановича Андреева и прихожан была построена новая каменная церковь Воздвижения Креста Господня с тремя приделами в честь Святителя Николая, Сретения Господня и Святого Апостола Матфея. Начало строительства датируется 1893-1895 годами. Строили ее местные прихожане очень долго, так как требовалось очень большое количество кирпича. Специально для этого примерно в полутора километрах от места закладки церкви был сооружен кирпичный завод.

Церковь была освящена 19 августа 1907г. епископом Кирилловским Феодосием. В Новгородских Епархиальных ведомостях по этому случаю было напечатано: «…После более недели продолжавшихся проливных дождей ко дню освящения небо прояснилось и собрало на торжество до 4000 народа из уездов Крестецкого, Боровичского и Тихвинского, в узле которых стоят Морконницы. За сотни верст пришли некоторые богомольцы, услышав, что освящение храма будет совершаться Архиереем (должен быть сам, но утомленный служением 15 и 16 августа поручил Феодосию). Преосвященный Феодосий прибыл на станцию Веребье Николаевской железной дороги 17 числа. Переночевал, утром отправился в Морконницы (26 верст) куда прибыл около двух часов по полудню. Здесь на живописном берегу реки Мсты ожидали его уже сотни народа. После обычного приема в старом деревянном храме Владыка обратился с речью, в которой выразил свою радость по поводу построения храма, оттенив мысль, что в настоящее шаткое по религиозным убеждениям время такое событие весьма отрадно. …. По распоряжению Владыки начался звон к всенощному бдению, которое шло обычным порядком с выходом его Преосвященства на литию и величание. Владыка сам елепомазал весь народ, наполнивший храм до невыразимой тесноты и окруживший оный с трех сторон. Утром освящение среднего престола и храма совершено было Его Преосвященством, в приделах же поручено было освящение престолов, в одном местному благочинному, а в другом настоятелю церкви священнику Михаилу Виноградову на другой день, т.е. 20-го за ранней и поздней литургиями…».

Обе церкви были действующими до 1937 года, последним священником был Виктор Михайлович Виноградов.

Приход относился ко 1-му Благочинному округу Крестецкого уезда. Причт первой половины XIX века состоял из священника, дьячка и пономаря, по штатам с 1876 года – из настоятеля, помощника настоятеля и двух псаломщиков, с 1912 года – из священника и псаломщика.

Период службы Священники прихода
1759-1789 Никифор Иванов
1777-1804 Сидор Савин
1789-1807 Федор Филиппов
1804-1829 Евсевий Сидоров
1807-1830 Яков Федоров
1830-1842 Роман Емельянович Реданский
1830-1842 Елисеев Андрей
1829-1874 Василий Михайлович Тихомиров
1874-1875 Павел Иванович Соловьев
1857-1875 Тимофей Михайлович Быстрицкий
1875-1876 Тимофей Храповицкий
1876-1896 Михаил Петрович Миролюбов
1875-1887 Георгий Григорьевич Должинский
1888-1914 Михаил Яковлевич Виноградов
1897-1904 Петр Георгиевич Вихров
1904-1908 Владимир Дионисьевич Любомудров
1909-1910 Виктор Антонович Осипович
1914-1937 Виктор Михайлович Виноградов

На церковных землях в 1849-1865 годах действовал лесопильный завод Санкт-Петербургской купчихи Скрябиной, в 1869 году - лесопильный завод графа Мегдена (Менделя), в начале XX века - лесопильный завод царскосельского купца Матвея Митрофановича Андреева.

В состав Морконницкого прихода входили деревни: Морконницы, Конец, Замостье (Кабацкое Замостье), Терпухово, Соболиха (Соболева Гора), Шемякино, Ясновик.

В 1888 году на средства уездного земства и крестьян в Морконницах была открыта школа. В деревнях Замостье Кабацкое, Концы, Шемякино были часовни.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.