Комплект практических/лабораторных работ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Комплект практических/лабораторных работ

2022-09-11 30
Комплект практических/лабораторных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплект практических/лабораторных работ

По Основам микробиологии, физиологии питания санитарии и гигиены в пищевом производстве

Для обучающихся

По профессии Повар, кондитер

 

  Должность Ф.И.О. Дата
Разработал Преподаватель Булатова А.П  
Проверил и согласовал Председатель ЦМК    
Версия 1.0      

2019

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Рисование и лепка» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии: 43.01.09 «Повар, кондитер». Рабочая программа учебной дисциплины «Рисование и лепка» составлено в соответствии с действующими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии: 43.01.09 «Повар, кондитер».

Учебная дисциплина «Рисование и лепка» является специальной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы.           Цель дисциплины: Программа курса способствует приобретению учащимися профессионально значимых качеств, умений и навыков, формированию эстетического отношения к миру прекрасного. Обучение рисованию и лепке повышает уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, способствует развитию их творческого отношения к труду.

Задачи дисциплины:

а) изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие законы выполнения рисунков;
б) развитие пространственного мышления;
в) усвоение законов композиции, техники рисунка и последовательности его выполнения;
г) ознакомление с понятием формы предмета.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

Знать:

- историю возникновения рисования и техники лепки;

- сведения о работе с инструментами и принадлежностями для рисования и лепки;

- различать виды и техники рисования и лепки;

- о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

- понятия скульптура, объемность, пропорция, характер предметов, плоскость, декоративность, рельеф, круговой обзор, композиция.

Уметь:

-владеть навыками рисования узоров;

-выполнять творческие композиции;

- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

- умение работать с натуры по памяти;

- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

- навыки конструктивного и пластического способа лепки.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Практические занятия №1. Рисование плоских предметов геометрической формы

2. Практические занятия №2 Рисование орнаментов - ленточного

3. Практические занятия №3 Рисование светотеневого рисунка

4. Практические занятия №4Рисование натюрморта из объемных геометрических тел. Рисование предметов домашнего обихода

5. Практические занятия №5 Рисование с натуры фруктов

6. Практические занятия №6 Рисование растений. Рисование натюрморта из плодов, фруктов.

7. Практические занятия №7 Наброски и зарисовки с натуры птиц

8. Практические занятия №8 Рисуем с натуры рыб. Рисуем с натуры животных.

9. Практические занятия №10 Композиция тортов.

10. Практические занятия №11Лепка растений

11. Практические занятия №12 Лепка овощей

12. Практические занятия №13 Лепка животных

 

Практические занятия №1.

Практические занятия №2.

Тема урока: Рисование орнаментов - ленточного.

Цель урока: научить студентов последовательно, пропорционально рисовать рисунок

Оборудование урока: графитные карандаши различной степени мягкости, плотная и гладкая бумага, мягкая белая резинка, цветные карандаши.

Ход урока: Рисование орнаментов классы и стили орнаментов

В рисовании орнамента присутствует та же составляющая, которая присутствует и в простом рисовании, здесь в композиции есть ритм, движение и прочие характеристики. Чтобы более успешно применять в рисовании орнаментацию нужно ознакомиться с основными характеристиками, в рисовании создать свой уникальный орнамент.

Практические занятия №3.

Тема урока: Рисование светотеневого рисунка

Цель урока: научить студентов последовательно, пропорционально рисовать рисунок, передавать светотень на выбранный объект.

Оборудование урока: графитные карандаши различной степени мягкости, плотная и гладкая бумага, мягкая белая резинка.

 Ход урока:

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно с успехом передавать тон. В зависимости от частоты нанесения штрихов можно получить различные степени насыщенности тона (чем штрихи реже – тем тон светлее и наоборот – чем чаще, тем темнее). Так же направлением штрихов можно передать фактуру поверхности. Например, горизонтальные штрихи хорошо подходят для передачи поверхности воды, а вертикальные – для травы.

Штриховка выполняется, как правило, короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с одной стороны с отрывом карандаша. Т.е. начав с одной стороны делают штрих, затем возвращают карандаш к началу, делают отступ и снова проводят штрих и т.д.

Чтобы усилить глубину тона применяют перекрёстную штриховку, т.е., например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, усиливая «темноту» тона, затем на этот «бутерброд» можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это придаст еще большее затемнение. Если продолжить, то самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений: обе косые, вертикальная и горизонтальная.

Но штриховка не только помогает передать тон, она еще может передавать строение поверхностей объектов рисунка.

Рисунки взяты из книги «Учебник рисования карандашом и пером», Фрэнк Дж. Логан

Растушёвка

Как отмечалось выше – растушёвка, это основной приём, который целесообразно применять при выполнении рисунка начинающим рисовальщикам (с моей точки зрения).

С помощью градаций тона вы можете сделать фигуры объемнее. Получая с помощью растушевки плавные тоновые переходы, вы создаете реалистичное изображение.

Строго говоря, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент – растушку (об этом инструменте подробно упоминалось во второй части этого мини-курса), растушёвывают (размазывают) их до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять ВДОЛЬ штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, Вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.

2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные тушующие штрихи.

Зигзагообразных тушующих штрихов мы ещё не касались, поэтому рассмотрим их чуть подробнее.

При зигзагообразном тушующем штриховании карандаш движется по зигзагообразной траектории без отрыва от бумаги, при этом используется, как правило, не кончик грифеля карандаша, а его боковая часть (тут как раз и пригодится способ заточки карандашей для художественных работ). Просветы между штрихами, как правило, не делают. Густоты тона добиваются различной степенью нажима на карандаш (чем сильнее нажим – тем темнее тон, и наоборот), а также использованием карандашей различной твёрдости.

Вот пример зигзагообразной штриховки (см. рисунок).

На втором примере, я намеренно «растянул» штриховку, чтобы показать, как движется карандаш при выполнении этого приёма.

Тут, как и в обыкновенной штриховке, различной интенсивности тона добиваются разным нажимом на карандаш и использованием карандашей разной мягкости (для более светлого тона – твёрдые карандаши, для более тёмного – мягкие).

Этот вид штриховки уже сам по себе является тушёвкой. Её дополнительная обработка «растушкой» (тортилоном) позволяет добиться равномерности тона и мягкости перехода тонов.

Держать растушку при работе надо под углом, чтобы не дать наконечнику сплющиться, и ни в коем случае не перпендикулярно плоскости листа. Если не получается сделать такую же растушку как предложено, найдите свой аналог. Лучше всего аналогом бумажной (замшевой) скрученной растушки будет служить кусок натуральной винной пробки заточенной на конус или клином с тонким рабочим концом. Как я уже писал в части посвящённой материалам и инструментам, в качестве растушки можно использовать кусочек ватки, ватную палочку, кусок мягкой бумаги, свернутый на конус и т.п.

Позаботьтесь о том, чтобы у Вас был достаточный запас растушек и всегда держите при работе над рисунком их под рукой.

Не расстраивайтесь, если растушка испачкалась - грязныерастушки можно использовать при работе с темными участками. Для светлых участков всегда используйте чистуюрастушку. Впрочем, растушку всегда можно «почистить» на мелкозернистой наждачной бумаге (можно так же использовать полоски для полировки ногтей из женского арсенала;-))

 Тоновая шкала

Так как рисунок карандашом это черно-белый рисунок, все цвета реального мира в рисунке передаются различными тонами серого, а так же белого и чёрного цветов. Практически тонов в природе бесконечное множество, но при рисовании это множество ограничивается небольшим количеством: 5, 6, 10. И такого количества тонов вполне хватает, чтобы передать всё богатство цветов реального мира и игру светотени.

Чтобы легче ориентироваться при анализе рисунка, где какой тон применять строят тоновую шкалу, которая содержит выбранное количество тонов.

Сама тоновая шкала это кусок бумаги (именно того типа, что будет применяться при рисовании) которая разделена на квадраты. Они в свою очередь «залиты» тушёвкой сделанной карандашами различной твёрдости и с различным нажимом (см. рисунок). Эта тоновая шкала в дальнейшем будет служить эталоном при создании рисунка. Тона можно пронумеровать, или обозначить буквами это позволит в дальнейшем «разметить» Ваш рисунок по тонам.

УПРАЖНЕНИЕ

Упражнение «Горный пейзаж». Этот урок, выполняется и как штриховкой, так и методом растушёвки.

Штриховка

Делаем штриховку обозначенных областей. Придерживаясь следующей схемы:
Область «неба» – делаем самой светлой, область заднего плана – темнее «неба», область среднего плана ещё темнее, и, наконец, самый тёмный это передний план.
Начинаем с самой светлой области – «неба». Для штриховки «неба» используйте карандаш твёрдости HB.

Следующий этап – задний план. Используйте карандаш с твёрдостью B-2B. При штриховке делаем нажим на карандаш более сильным, нежели чем при штриховке неба. Так же необходимо изменить направление штриховки.


Теперь – средний план. Снова меняем направление штриховки, при этом штрихи кладём более часто и с большим нажимом, тем самым добиваясь более тёмного тона. Твердость карандаша – 2B.


И, наконец, передний план. Снова меняем направление штриховки. Применяем карандаш твёрдостью 2B-3B. Штрихи кладутся очень часто и с ещё большим нажимом.

«Горный пейзаж» готов.

Практическая работа №4

Ход урока

Архитектурная среда – сложный организм, решающий функциональные, эстетические и социальные вопросы. Однако, будь то отдельно стоящее знание, комплекс или целый ансамбль все это воспринимается через параметры объемов, их конструктивную основу, композиционное размещение, цветность и фактурность. В современной архитектуре с ее лаконизмом, геометричностью форм, объемов и деталей, значение таких композиционных средств как цвет фактура, пропорциональность сильно возрастают. Отсюда в процессе подготовки студента- архитектора необходимо развитие таких качеств как понятие композиции, конструктивного построения, масштабности и пропорциональности, фактурности предмета и его светотеневой моделировки, цветовых и цвето-тоновых отношений. Немаловажную роль в развитии этих качеств имеет учебная постановка по натюрморту, поскольку поступательное осмысление от проектных форм ксложным является непреложным законом познания окружающего нас мира, основным принципом творческой деятельности.

Цель и задачи натюрморта

Цель – на относительно небольших по размерам геометрических телах, архитектурных обломах и предметах домашнего обихода познакомить студента с принципами композиционного размещения тел, с их конструктивной основой, масштабностью и пропорциональностью, с фактурностью предметов и их светотеневой моделировкой.

Задачи – средствами линейного и тонового рисунка передать изображение натюрморта со всеми присущими ему зрительными качествами с соблюдением закономерностей перспективного построения воздушной перспективы. В изображении натюрморта решаются три конкретные задачи: 1) Композиционная, где ставятся вопросы освоения основных закономерностей и средств композиции, формируется художественный образ;

2) Предметная, в процессе решения которой развивается ощущение решения формы, объема, материальности и фактуры предметов;

3) Тональная, цель которой является освоение техники штриховки, лепки объема светотеневыми отношениями;

 Рисунок натюрморта выполняется при дневном и искусственном освещении. Освещение можно применять прямое, боковое, верхнебоковое.

Постановка натюрморта можно располагать:

а) выше линии горизонта;

 б) ниже линии горизонта;

в) на уровне линии горизонта;

Каждая учебная постановка должна иметь проблемные ситуации, решаемые студентами в процессе работы. Натюрморт служит экспериментальной базой в поисках композиционных возможностей, дает основы теории графики и осуществляет связь с архитектурой, активизирует художественно-творческий процесс.

Требования к постановке натюрморта

Правильно поставленный натюрморт вызывает у студентов интерес и желание его нарисовать, правильно составленный натюрморт вызывает желание работать. Глубоко осмысленный натюрморт приучает студентов глубже раскрывать значимость вещей и связь их с человеком и природой, лучше понимать закономерности применения тех или иных графических средств, в целом активизирует образные и пространственные мышления. Натюрморт – учебная постановка, выражающая цели и задачи, в процессе решения которых у студентов должны сформироваться новые знания, умения и навыки. Сама постановка должна способствовать целостному видению прекрасного; способности анализировать пластику и конструкцию формы, материальность вещей и их фактуру, плоскость и пространство, планы, предметы, симметрию и ассиметрию, равновесие и неустойчивость, светотеневые отношения. Для постановки натюрморта предметов брать столько, чтобы композиция не оказалась очень трудной.

Примером может служить:

а) натюрморт из бытовых предметов разных по материалу: стекло, глина, металл, фаянс, керамика, драпировка;

б) натюрморт из гипсовых геометрических тел – конус, параллелепипед, трехгранная призма.

 в) гипс, ваза, капитель, драпировка;

 г) комбинированная постановка из геометрических тел и архитектурных обломов

Этапы выполнения

 Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; другие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, для чего достаточно выразить характер общей формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, студент глубже усваивает принципы линейно-конструктивного изображения формы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможности творчески использовать полученные знания и навыки. Кроме того, на рисунке натюрморта студент должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность – гипс, металл, стекло, шелк и т.д.). Если при рисовании с натуры одного предмета стояло небольшое количество аналитических задач, то в натюрморте их становиться гораздо больше. При рисовании группы предметов эти задачи значительно усложняются. Рисующему нужно передать форму не одного предмета, а нескольких, увязать их между собой и выдержать тональную закономерность всей композиции. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.

Для успешного выполнения рисунка необходимо работу разделить на следующие этапы:

1) предварительный анализ постановки;

2) композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3) передача характеров формы предметов и их пропорций;

 4) конструктивный анализ формы предмета и перспективное построение изображения на плоскости;

5) выявление объема предметов посредством светотени;

6) детальная прорисовка формы предметов;

 7) синтез – подведение итогов работы над рисунком.

На примере анализа несложного натюрморта предлагается рассмотреть принцип выполнения каждого этапа.

Предварительный анализ

 Перед началом работы надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересные из них. Обратить внимание на эффект освещения – с каждой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно предметы выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется. Следует подумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги – вертикально или горизонтально.

2. Композиционное размещение (рис. 2)

Построение как всегда начинается с композиционного размещения. Важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был планомерно заполнен. Надо мысленно определить всю группу предметов в одно целое и продумать ее размещение на бумаге. Сверху лучше оставить больше места, чем снизу, тогда предметы крепко будут стоять на плоскости. Надо следить за тем, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, не оставалось много пустого места. В данном натюрморте предметы подобранны по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.

Одной из учебных задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства, степень удаления предметов друг от друга. Ч этой целью составные элементы в натюрморте следует расставлять так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть второго плана, но основания последних должны быть частично видны. Это поможет лучше выявить пространство и воздушную среду между предметами.

Синтез

Заканчивая рисунок, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры. Когда четко прорисована форма каждого предмета следует посмотреть на свой рисунок издали, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка, проверить силу рефлексов с натурой. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Рефлексы должны пропадать, сливаться с тенями.

 Подводя итоги работы над рисунком натюрморта, необходимо вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки – к цельности зрительного восприятия. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, предметы вне зрительного центра, воспринимаются не так ясно и четко. Следовательно, учитывая закономерность восприятия, надо в рисунке выделить главное, смягчить второстепенное. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что предметы, окружающие человека, воспринимаются не все одинаково и прежде всего в зависимости от степени удаленности предмета от зрителя, поэтому плановость изображения в передаче натюрморта должна являться одним их главных условий рисунка.

 

 

 

 

 

Практическая работа №4

Рис. 4

Перспектива может быть центральная (рис.5а), когда точка схода параллельных прямых одна и расположена в границах рисуемого объекта; и угловая, когда перспектива имеет две точки схода параллельных прямых (рис. 5б).

На рисунке 5в показаны закономерности изменения пропорций и углов куба в зависимости от его положения относительно точек схода и линии горизонта. Чем больше сокращается вертикальная плоскость куба, тем резче угол граней, попадающих в одну точку схода.

Рис. 5в

Основные законы линейной перспективы

1. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз.

2. Все горизонтальные параллельные линии, удаляющиеся от нас, сходятся на линии горизонта в точке схода.

3. Если параллельные линии идут от нас под прямым углом, то встречаются на горизонте в точке, называемой главной точкой схода.

4. Линии параллельные горизонту, остаются параллельными.

5. Вертикальные линии остаются вертикальными.

6. Горизонтальные линии, находящиеся ниже горизонта, поднимаются вверх, а те, что выше – опускаются.

7. Чем ниже или выше расположена плоскость относительно уровня зрения, тем больше ее раскрытие (Рис. 6)

 

Рис. 6

ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

 

Начинают работу над рисунком с композиции. В учебном рисунке под словом композиция подразумевается расположение рисунка на листе бумаги. Если постановка вытянута по горизонтали, то лист нужно располагать горизонтально, если по вертикали – вертикально. Рисунок должен быть уравновешен на листе. Сначала необходимо определить крайние точки рисунка по высоте (верхнюю и нижнюю) и по ширине (левую и правую) и отметить их на бумаге (построить большую форму). Эти отметки и будут примерными границами вашего будущего рисунка.

Крайние точки определяют основные пропорции модели. Пропорциями называются отношения длины предмета к его ширине, или отношение одной части к другой, или, наконец, отношение размеров одного предмета к другому. Поиски пропорций можно производить визирным способом «на карандаш», как указано на рисунке 7.

Рис. 7

Работа над построением рисунка должно вестись в определенной последовательности. Начинают с общей массы объекта. Выполняют рисунок легкими, едва заметными линиями, не нажимая на карандаш. При этом необходимо внимательно все время наблюдать натуру, сравнивать между собой ее части, находить основные пропорции. Когда пропорции, взаимное расположение предметов найдены и определено расположение частей деталей, приступают к конструктивному построению.

Правильное определение на рисунке наклонов уходящих в глубину линий очень важно. Для верной передачи перспективы горизонтальных линий вначале применяют прием визирования. Для этой цели карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Определяют кажущийся наклон линий натуры по отношению к горизонтальному положению карандаша (Рис.8а).

Существует другой вариант определения углов (Рис. 8б). Угол, найденный визуальным совмещением карандаша с рисуемой прямой, аккуратно по дуге переносится на лист.

                       Рис.8а                                  Рис. 8б

Следующий этап – уточнение общей объемной формы и выяснение деталей. Все детали в рисунке должны быть приведены к некоему единству, т.е. «от общего к частностям» и «от частности снова к общему».

Линейно-конструктивный рисунок шестигранной призмы

Рис 9

ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК

 

После завершения построения приступают к выявлению объема при помощи светотени. Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. Постоянной спутницей всякого света является тень. Тени бывают двух видов. Тень на неосвещенных поверхностях называется «собственной». Тень, отбрасываемая предметом на соседние поверхности - называется «падающей». Контур падающей тени, повторяет контур собственной тени (Рис. 10).

Рис. 10

Распределение светотени на некоторых геометрических телах показано на рис. 11

В рисунке освещенные части предметов называются светом, а неосвещенные – тенью. Переход от света к тени называется – полутенью. Так называемая собственная тень получается на тех поверхностях предметов, куда не попадают лучи от источников света. В собственных тенях различают также более светлые места – рефлексы, это отраженный на предмете свет, получившиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов.

Рис. 11

 

Закономерности строения формы, ее градации светотени позволяют выделить ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных и объемных качеств изображения:

1. Световой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину.

 

2.В следствии воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Для более полного рельефа применяется штрих «по форме».

 

К штриховке приступают после нанесения собственных и падающих теней. Тональная проработка начинается с теней и ведется на всей плоскости рисунка. Неправильно прорабатывать один предмет или часть в полную тональную силу. Тоновые соотношения должны постоянно сопоставляться и усиливаться. Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они расположены.

Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. После этого переходят к последней стадии работы – к обобщению рисунка. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения.

На рисунках 12а и 12б продемонстрированы особенности штриховки разных форм, их объемные и пространственные качества, а так же пример искажения формы предмета штриховкой, направленной не «по форме».

 

Рис. 12а

Рис. 12б

При выполнении рисунка нельзя рисовать предметы, составляющие группу, по – очереди, один за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Работу над рисунком ведут в строгой последовательности, решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.

Первый этап – нанесение общей формы предметов. После того, как на эскизе определяют общие размеры рисунка, на листе наносят границы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми.

Второй этап – перспективное построение объемных форм предметов и уточнение пропорций. На этом этапе - наиболее ответственном и длительном – окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные построения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте.

На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от одной фигуры на другую и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали; передают неровности поверхности и ее фактуру. При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют ее на дальнем, что способствует передаче на рисунке пространственной композиции.

Третий этап. Наносят фон, выделяя, тем самым, освещенные части поверхностей фигур. При передаче светотени штриховкой, рисунок постепенно прорабатывают по всей его площади, и все время следят заправильностью тоновых соотношений. При этом необходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета.

В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими штрихами обобщают мелкие подробности.

Деление процесса рисования с натуры на этапы – условное.

Последовательность выполнения рисунков отдельно стоящих геометрических тел приведены на рисунках 13 и 14

Рис.13

Рис.14

 

 

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Варианты экзаменационных постановок

 

 

Практические занятия №5.

Практические занятия №6.

РИСУЕМ НАТЮРМОРТ С ФРУКТАМИ

В использовании пастели нет совершенно ничего сложного. Во многом вам понадобятся те же умения, что подробно описывались в статье, посвященной рисованию яблока. Вообще натюрморт – были и остается одним из самых любимых жанров классического изобразительного искусства. Натюрморт представляет собой создание в рамках единой композиции разнообразных предметов, которые просто попадаются вам на глаза. Все, что остается после этого – лишь гармонично расположить их рядом друг с другом.

А вот и натюрморт, который мы будем учиться рисовать в данном уроке с использованием пастели. Как видите, пастель представляет собой замечательное средство, с помощью которого можно добиться импрессионистических образов.

Пастель всегда славилась цветом ярким и весьма насыщенным, поэтому многие художники уделяют ей особое внимание. С использованием пастели можно добиться самых разнообразных эффектов, таких как наложение цветов слоями, внесение в картину ярких штрихов или смешение цветовой гаммы с использованием пальцев, что дает возможность добиться матового тона.

Пастель можно приобрести в виде обычных мелков или карандашей. Пастель бывает различной жесткости. В данном случае для создания этого натюрморта использовалась мягкая разновидность пастели. В качестве фона применяется желтый цвет, на который накладываются все остальные цвета, применяемые для прорисовки фруктов. Бумага также соответствует по тону общей композиции. С помощью острого кончика пастели делается обводка контуров фруктов, которые затем закрашиваются плоской частью пастели.

Посмотрим, что нам понадобится для создания этого натюрморта.

  • Лист специальной бумаги для пастели, цвет бумаги серый или бежевый
  • Мелок черной пастели жесткого типа или пастельный карандаш, который нужно предварительно заточить. Он понадобится для создания контуров.
  • 12 палочек пастели мягкого типа.

Создаем набросок

В первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены фрукты и разобраться в их очертаниях, том как они сочетаются друг с другом. Далее возьмите жесткую пастель черного цвета и легкими штрихами набросайте композицию. Пусть штрихи будут легкие и не сильные, ведь это всего лишь эскиз, он и не обязан быть совершенно точным.

Добавляем фоновый тон

Возьмите пастель лимонно-желтого цвета и начинайте наносить ее боковой стороной фон на все фрукты теплых цветов. В нашем случае это оранжевый апельсин, красное яблоко, а также банан и груша желтого цвета. А вот виноград пока не трогаем. Желательно не выходить за границу контура и не затрагивать те зоны, что будут после применяться для отображения бликов. С помощью кончика пастели создавайте более четкие желтые линии. Они позволять отобразить нижний изгиб банана, а равно как его ножку.

После того как контуры обозначены и нанесен фоновый цвет, пора переходить к базовым цветам и бликам. Чтобы обозначить границы фруктов нужно использовать не только плоскую сторону, но и острый кончик пастели.

Апельсин обретает форму

С помощью пастели оранжевого цвета внутри апельсина нужно сделать несколько коротких линий в форме серпа. Эти линии должны повторять контур апельсина. Сделать линии можно как острым концом пастели, так и ее плоской стороной. Как правило, оранжевый цвет гармонично смешивается со светлыми теплыми цветами, поэтому оранжевый обеспечит частичное закрытие фона лимонно-желтого цвета.

Добавляем светлый тон

Чтобы обеспечить прорисовку яблока, нам понадобится пастель светло-красного цвета. Среднюю часть яблока нужно закрасить равномерными штрихами, что следует повторить и для левой части яблока. Далее с помощью острого кончика требуется усилить цвет в области, расположенной вокруг углубления с черенком, а затем более явно выделить контур плода.

Переходим к винограду

С помощью пастели вишнево-красного цвета мы нарисуем виноградинки. С помощью коротких штрихов ягоды нужно закрасить таким образом, чтобы штрихи приходились по форме ягод. Не забывайте оставлять пустое пространство для будущих бликов.

Виноградинки получают форму

Перенесем наше внимание на виноград. Посредством пастели темно-лилового цвета нужно закрасить внутреннюю часть каждой виноградинки, что нужно делать мелкими и энергичными


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.