Тема 1. Взаимодействие педагога и детей в системе детского сада — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1. Взаимодействие педагога и детей в системе детского сада

2022-09-11 233
Тема 1. Взаимодействие педагога и детей в системе детского сада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

 

 




Разработка вопросника для беседы с детьми, цель которого – выявить представление детей о своем положении в семье


 

ü Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А. Г. Лидерс предложил разделить на:

1) предназначенные только для детей;

2) предназначенные только для родителей;

3) одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей.

ü Рассмотрим методики, предназначенные для детей. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1) проективную методику «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов.

 

2) различные варианты методики «Незавершенные предложения».

3) модификацию оценочно-самооценочной методики.                    

ü За основу возьмем проективную методику «Волшебный мир» (Л. Д. Столяренко).

ü НАЗНАЧЕНИЕ: Она предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

 

 

ü Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который

может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п.

 

ü По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.

 

ü Содержательная интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных составляющих реакций ребенка (длина, развернутость, лексика, грамматическое построение и др.) составляют диагностическую основу данной методики. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

 

 


Интерпретация

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях.

Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает.

Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

 


Тема 3. Взаимодействие педагога и родителей в педагогическом процессе

Задание:

Составить анкету для родителей, на основе которой можно было бы определить, знают ли они своего ребенка.

2. На основе собственных наблюдений составить 2–3 педагогические ситуации, продумайте вопросы для их анализа.

Педагогические ситуации

     
Ситуация 1.   Обсуждая на групповом родительском собрании вопрос о детском послушании старших дошкольников, одна из родительниц рассказала: — Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это в исключительных случаях, чтобы ребенок почувствовал: если речь идет на семейном совете — значит, это очень серьезно.     Допустим и эффективен ли описанный прием? В каких случаях его можно применять? Что при этом следует иметь в виду? Описанный прием требует от взрослых особого такта.
 
Ситуация 2.   Илюша (2,5 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие. Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: — Сам! Сам! Сам! — Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».   Правильно ли поступила мама? Обоснуйте ваше мнение. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка? Какие самостоятельные трудовые умения доступны ребенку на третьем году жизни?
Ситуация 3.    Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю:   — Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: — Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль. А она в ответ: — Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют. Откуда это у девочки? Она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее являться примером предупредительности и заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?   Что бы вы ответили маме?

 

 


 


Ответы на вопросы

 


Ситуация 1. Важно, чтобы ребенок почувствовал не только недовольство старших, но и доброжелательность к нему и уверенность в том, что подобное он не повторит. Прежде чем решиться вынести на общественное обсуждение проступок ребенка, необходимо взвесить, как это будет воспринято им.

Ситуация 2. В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка. Оно проявляется очень рано. Важно поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые. Не нужно делать за ребенка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для каждого из взрослых, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Ситуация 3. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя также рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию. Еще большую ошибку допускают родители, если ребенок в семье становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если от него не требуют ответного внимания к себе, если не формируют у него чувства долга перед близкими, перед окружающими людьми.


 


Сценарий игрового тренинга для родителей "Тропинка родительской любви"

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики , чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске), давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

Выбирается родитель и ребенок.

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

До новых встреч!

Тема 4. Подготовка ребенка к обучению в школе

Задание: Изучите психолого-педагогическую литературу и нормативные документы для проведения деловой игры в форме круглого стола по теме «На пороге школы».

Задачи:

· Определить наиболее важные психологические характеристики ребёнка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.

· Разработать рекомендации для учителей, воспитателей детских садов и родителей в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.

· Выбор поддержки как педагогической стратегии поведения.

Подготовительный этап

· психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.

· консультация «семья на пороге школьной жизни ребёнка» для родителей будущих выпускников дошкольного учреждения.

Участники игры

· ведущий – психолог

· секретари – эксперты-психологи из других детских садов

· родители будущих первоклассников (ныне – детей подготовительной группы).

· Воспитатели подготовительных групп дошкольных учреждений.

· Учителя нынешних четвёртых классов.

Правила игры

Ведущий задаёт вопрос. В группах идёт обсуждение. Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу. Эксперты подводят итог высказанным мнениям.

В игре нет зрителей, все участники.

Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.

нельзя повторять ранее сказанное.

выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

Знакомство с участниками игры. Участники игры делятся на 4 группы. Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили, затем предлагает небольшую разминку.

Ведущий: предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Участники игры предлагают свои варианты

Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад. И как один из наиболее важных и болезненных аспектов этой проблемы – преемственность между дошкольным периодом и школой. Весьма показательно, что поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Что же такое готовность к школе? Почему так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Попробуем разобраться.

Итак – первый вопрос: Какими качествами, умениями и навыками должен обладать на ваш взгляд «идеальный первоклассник» на момент поступления в школу?

И тут же второй вопрос: Какими качествами, умениями и навыками обладает реальный первоклассник («такой как все») на момент поступления в школу?

На каждом столе заготовлен бланк для ответов. Ваша задача – составить 2 психологических портрета. Работаете совместно. Время работы 10 минут.

Полученные портреты сдаём экспертам, которые их проанализируют и обобщат. (Обобщенные портреты оформляются на листах ватмана)

А мы с вами пока поиграем: прикрепите друг другу на спину листы бумаги. Сейчас вы будете свободно, спокойно передвигаться под музыку, используйте всё пространство зала, можете общаться друг с другом. Постарайтесь поставить автограф как можно большему количеству участников игры. Однако в любой момент я могу выключить музыку и сказать: «Соберитесь в команды по … 3 человека». Вам надо оказаться именно в такой группе, взявшись за руки и образуя круг. Постарайтесь не остаться один. В конце игры образуется 3 команды.

Ведущий: В этих командах Вы будете продолжать работать. Сядьте за столы придумайте название для своей команды.

Прежде чем зачитать обобщенный портрет идеального первоклассника, зачитаем список качеств идеального первоклассника составленный каждой группой. …

В них есть много общего, но есть и различия. В чём вы видите причины различий?

Мы с вами смотрим на эту проблему под разными углами зрения; не всегда наши требования к ребёнку объективны, оправданы; бывает так, что они завышены или занижены.

Эксперты, проанализировав и обобщив составленные вами портреты, получили следующий портрет идеального первоклассника: эксперт зачитывает обобщенный портрет идеального первоклассника.

Но это идеальный первоклассник, а каков же реальный первоклассник («такой как все»)?

Портрет, составленный кем более всех приближен к идеальному?

Каков же обобщённый портрет реального первоклассника? Эксперт зачитывает обобщенный психологический портрет реального первоклассника.

Мы с вами совместным трудом составили портреты идеального и реального первоклассников. В них есть общее, но есть и различия.

В чём вы видите причину расхождения этих портретов?

Что же такое готовность к школе? Обычно, когда говорят о готовности к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения программы без ущерба для его здоровья.

Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

интеллектуальная

мотивационная готовность

волевая

коммуникативная

развитие мелкой моторики руки

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

- Какие качества, умения и навыки в портрете идеального первоклассника соответствуют интеллектуальной готовности?

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

- Какие качества идеального первоклассника относятся к мотивационному компоненту?

Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия; а так же уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

На ваших столах лежат описания жизненных ситуаций (по 2 ситуации у каждой команды). Определите к какому из компонентов готовности относится ваша ситуация и разработайте общие рекомендации для педагогов, родителей по формированию данного компонента. Время работы 10 минут (рекомендации оформляются командой на ½ листа ватман). По окончанию обсуждения представитель команды отвечает на вопрос, зачитывает рекомендации по развитию одного из компонентов школьной готовности. Участники других команд могут дополнить. Ведущий делает вывод.

А что же произойдёт, если ребёнок в момент поступления в школу не будет психологически готов к такому серьёзному и ответственному моменту?

Ребёнка ждут трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая школьная успеваемость, нарушение норм поведения и так далее.

Всё это внешние проявления дезадаптации (первичные проявления). По этим причинам пропадает желание ходить в школу, возникает отказ от учёбы, плаксивость, болезненность, что приводит к состоянию эмоционального дискомфорта и соматическим нарушениям. Часто школьные учителя, психологи говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

У вас на столах есть карточки с № 2. На карточке написана фраза, довольно часто используемая взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения. Время 1,5 минуты. Представитель группы отвечает на вопрос.

Карточки с фразами

Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником?

Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.

Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.

Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.

Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.

Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.

Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.

Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.

Мы – родители, педагоги должны поддержать ребёнка в этот сложный период.

Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Мы поможем нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:

Принятие

Внимание

Признание (уважение)

Одобрение

Теплые чувства

Посмотрите ситуацию: ваш ребёнок получил двойку. Найдите свои способы поведения в данной ситуации. Общее обсуждение ситуации.

И, наконец, заключительное задание командам. Поделитесь, пожалуйста, впечатлением о сегодняшней игре.

Приложение

Карточки с ситуациями

Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.

Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

Что послужило причиной неуспеха в школе?

Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть не легко.

Права ли мама в волнениях?

Славик очень хочет научиться писать. Он берёт карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряжённо краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена. Слава пытается нарисовать маленькую машинку. Вижу, что трудно, до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в школе?

Можно ли учить ребёнка писать письменным шрифтом до школы?

Разыграйте ситуацию: ребёнок получил двойку (роли: учитель, ребёнок, родитель).


Изготовление кругов Луллия

· «Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Сверху над кругами расположена стрелка. Все кольца подвижны, их можно крутить в обе стороны. Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Полученную комбинацию можно истолковать как ответ на вопрос, а для расшифровки подключают воображение и логику.

· Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий.

· История создания игры началась с работы над развитием речевых функций и логического мышления.

· В настоящее время «круги Луллия» активно применяются в детских садах воспитателями и логопедами. Благодаря простоте конструкции и широкой функциональности такой изделие понятно и удобно в использовании и необходимо в работе педагогов.


Тема 1. Взаимодействие педагога и детей в системе детского сада

Задание: На основе собственных наблюдений составить 4–5 педагогических ситуаций, в которых отражена проблема взаимодействия педагога с детьми; продумать вопросы для анализа ситуаций.

     
Ситуация 1. Четырехлетний малыш слышит, как воспитатель напоминает двум девочкам о том, что умываться надо аккуратно, не замочить рукава. Сльша это, он все же подставляет ладонь плотно к крану — и… забрызганы стены, пол и сам мокрый с головы до ног! Вчера он искренне осуждал товарища за то, что тот обидел девочку, а сегодня сам поступает точно так же. — Ну что за бестолковый! Опять — тоже самое! Ты ведь только что приносил извинения и обещал не обижать Марину, а сам что делаешь? — негодует мама. — Я и не обижаю Марину,— заверяет сын.— Я ведь не ее, а Игоря толкнул… А его я не обещал не трогать.   Как вы оцениваете поведение детей в описанных случаях? Какие особенности проявились в их поведении и суждениях? Как на подобные детские проявления должен реагировать взрослый?
 
Ситуация 3. Идем в садик! Все уже построились, ждут тебя — говорит воспитатель четырехлетнему Сереже. Тот будто и не слышит ее, продолжает играть в песок. Воспитатель возмущена.  — Я кому сказала! Ты слышишь, что я тебе говорю,— взрывается она. Мальчик махнул рукой и отвернулся от нее. Выведенная из терпения воспитатель тащит Сережу от песочницы. Сережа, плача и упираясь, едва успевает за ней. Ситуация 4. Даша играет в больницу. Игра в разгаре, вся группа садится за столы обедать. Воспитателю необходимо строго придерживатьс

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.