Быличка первая. Нелжи старинное начало. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Быличка первая. Нелжи старинное начало.

2022-09-11 43
Быличка первая. Нелжи старинное начало. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наталия Пузикова

Нелжинские

Былички

 для детей.

Издательство «Дядя Фёдор и Ко»

Воронеж 2019 г.

 

 

В Рамонской краеведческой литературе книга Пузиковой Наталии Леонидовны является первым изданием для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Используя сказочный язык русских быличек, автор доходчиво раскрывает перед детьми удивительную историю старинного села Нелжа, которую она по крупицам собирала и исследовала на протяжении многих лет. Книга Пузиковой Н. Л. отличается образностью родного русского языка, широким использованием пословиц, поговорок и диалектов сёл  Усманского уезда, в состав которого до 20-х годов ХХ века входило и село Нелжа. Автор в художественной форме, доступным для детского восприятия языком, пересказывает   сказания и легенды села Нелжа, записанные ею от коренных жителей. Это придаёт изданию удивительное своеобразие, которое непременно оценит читатель.

В. А. Смирнова. Краевед, член союза писателей «Воинское содружество», кандидат исторических наук.

Нелжинские былички.

Наталия Пузикова

Нелжинские

Былички

 для детей.

Издательство «Дядя Фёдор и Ко»

Воронеж 2019 г.

 

 

В Рамонской краеведческой литературе книга Пузиковой Наталии Леонидовны является первым изданием для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Используя сказочный язык русских быличек, автор доходчиво раскрывает перед детьми удивительную историю старинного села Нелжа, которую она по крупицам собирала и исследовала на протяжении многих лет. Книга Пузиковой Н. Л. отличается образностью родного русского языка, широким использованием пословиц, поговорок и диалектов сёл  Усманского уезда, в состав которого до 20-х годов ХХ века входило и село Нелжа. Автор в художественной форме, доступным для детского восприятия языком, пересказывает   сказания и легенды села Нелжа, записанные ею от коренных жителей. Это придаёт изданию удивительное своеобразие, которое непременно оценит читатель.

В. А. Смирнова. Краевед, член союза писателей «Воинское содружество», кандидат исторических наук.

Нелжинские былички.

Быличка первая. Нелжи старинное начало.

В православном царстве, в Российском государстве жил-был Грозный царь, а имя ему было – Иван. Досталось царство Ивану от своих предков – великих князей Рюриковичей, от деда да отца, а с ним и все заботы. Заедали русский народ ляхи[1] да татары. От татар и вовсе житья не было. Ходили они войной на Москву, жгли  города и сёла, топтали их кони нивы, уводили баб, детишек, мужиков в полон[2], продавали их в рабство, разлучали мать с сыном да отца с дочерью. Придут изгоном[3],  напакостят и уходят на свои кочевья на Дикое поле, в необъятную степь.

Крепко задумался Грозный царь: что делать, как всё поправить?  «Царь думает, а народ ведает»…

 Призвал к себе бояр да воевод и у них спрашивал: «Как нам победить злых татар – степняков, как народу нашему мир и покой дать?»

Поднялись знатные князья да бояре и говорят: «Живут по нашим вотчинам сыновья да племянники при мамках да няньках. До обедни спят, сладко кушают и мёд пьют. Хватит им на печи лежать. Вели призвать их на Москву и награди их своей милостью и службою».

Встал и князь Михаил Иванович Воротынский и говорит царю: «Царь и Великий князь Иван Васильевич, не вели казнить, вели слово молвить. Со старинных времен живут по  рекам – по Хопру да по Савале, по Воронежу да по Дону

В.М. Васнецов. Царь Иоанн Васильевич Грозный.

лихие казаки. Знают они все тайные перелазы и сакмы[4] татарские. Войско их атаман в один миг собирает. Молятся они Господу нашему Иисусу Христу и давно православному государю служить желают. Вели призвать их на службу, награди их землёй, да хлебом, да конями добрыми, да порохом. А как устроить всё, решим всем миром и боярской думою».

В. М. Мудрак. Дикое поле.

Недолго думал царь. Велел боярам составить Приговор о пограничной царской службе. Велел доискаться в Диких полях старых и сведущих казаков и охочих людей[5], которые не боясь татар, в этих лесах дичь промышляли и бортничали[6]. Просил их, чтоб показали, какие где реки, да овраги, да леса есть. Где можно схоронится да шайки татарские выследить. Чтоб составили знающие люди карты да провели по степным кочевьям границы… Ну что ж, «царю служить – о домах не тужить».

Призвал Грозный царь  на Москву тысячу да ещё три тысячи детей боярских. Одним велел служить на Москве. Других послал строить с казаками по границе крепосцы да дозоры, рубить засеки да устраивать тайные сторожа. Поставил при них воевод царских и велел: «Служить верно, с коней не сседая, останов не делая, а где полдневали, там не ужинать, татар хорониться и вести себя усторожливо».

Собрались и татары с ляхами и совет держали. Сказал крымский хан Гирей: «Земля русских обильна и велика, окружают её богатые дикие степи, а в них дичи, да пчёл в пролесках и дубравах великое множество. Но мешает нам кочевать там московский царь. Наш господин – турецкий султан даёт нам войско о семи тысячах лучших своих воинов – жестоких и преданных ему янычар. Ни стариков, ни девиц, ни детей не щадит их острая сабля.  Давайте вместе пойдем войной на московского царя, убьём его, Москву сожжём, а народ сам нам поклонится. Вам, ляхам, владеть всем западом, подчинить себе всех черкасов[7] да днепровских казаков, а нам, славным потомкам Орды Золотой – всем югом да востоком».Ну чтож, «тати [8] не молотят, а замки колотят»…

Собрались ляхи да татары и пошли войною на русские земли, но не тут- то было. Выследили их верные казаки да дети боярские, доложили воеводе Воротынскому. Встретил их воевода с огромным войском при селе Молоди и разбил наголову. А жестокие янычары потеряли всё своё войско и бежали с позором в Турцию. Все силы потерял верный князь воевода в этой битве, а вскоре по наговору злых царских псов- опричников сложил свою буйну голову на плахе. «Что ж, – сказал  царь, - «лес по дереву не тужит».

Битва при Молодях.

Умер царь Иван и править стал сын его – Фёдор с мудрым и хитрым своим советником – бояриным Борисом Годуновым. Приказал царь служилым  казакам да детям боярским основать на реке Воронеж город – крепость. А за службу раздал им леса да земли, разрешил добывать бобра да рыбку, ставить лавки, торговать да вино курить[9].

Поскакали по диким степям атаманы казачьи. Прискакали на Ступную поляну и сказал их главный атаман: «Вот тут место ровное и впадает здесь речушка Ивница в реку Воронеж. Давно я тут рыбу ловлю, здесь и селу нашему быть – Ступину». А казакам что? «Казак человек неприхотливый: из пригоршни напьётся, с ладони пообедает»…

  Поскакали по лесам и диким степям  дворяне да дети боярские Михаил Микитов сын Плаксин да Прокопий Олфимов сын Ярцев. Кидали Михаил да Прокопий шапки: докуда долетит, там земля твоя будет. Упали шапки  у Нелжинского леса, у Нелжинского озера.  И сказали тогда Прокопий и Михаил: «Вот спасибо царю. Дал он нам своею царской милостью жалование алтынное, испоместил[10] нас на земли хорошие и назвал нас за то помещиками».

Привели с собою помещики племянников своих да крестьян и основали первый починок. А назвали его – починок Нелжа. По лесу да по озеру, значит. Стали хлеб сеять да скот водить. А покосы их шли до самой Излегощи. По четыреста копен собирали помещики и скот их быстро множился. А рыбу царь дозволял ловить и в реке Воронеж и в озере Нелжинском.

 Но часто собирались татары ногайские и крымские грабить русские земли. Тогда бросали плуги свои Прокопий и Михаил, покидали обильные нивы, прощались с детишками и жёнами. Являлись на смотр, на военный сбор конно, людно и оружно. Брались за сабельки и били татар смело, не щадя животов[11] своих.

Любил царь служилых своих людей, защищали они земли Московские и от ляхов, и от татар. Процветать стала столица. «Вот какие люди служат у меня на Воронеже. Основали они починки, деревни да сёла. Сеют и пашут хлеб они, водят скот и воевать умеют. Скажу про таких людей: «и чтецы, и жнецы, и на дуде игрецы».

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Умер царь Фёдор Иоаннович, а за ним и другого царя Бог прибрал. Начались в стране хлебные недороды и наступила в Российском государстве смута страшная.

Пришёл из земли ляхов беглый монах Гришка Отрепьев и объявил себя царевичем Димитрием, которого зарезали в Угличе, а он выжил.  Послал он своих лихих людей убить царевича Фёдора, а потом, когда это страшное дело совершилось, самозванно занял русский престол!

 Бояре да казаки поклонились ему, но не все. И народу этот царь был подозрителен: одет в одежды польские, к святым иконам не прикладывается, а лезет недостойно лобызать в уста, на архиерейских службах разговор с ляхами ведёт да вино на святых раках распивает. Загудел народ, собрался под колокольный набат у стен Московского кремля, ворвались  люди в покои самозванца да и скинули его из окошка вниз, на копья.  Он и помер, отбомкался[12], значит.  А на буяву[13] не снесли, а чтоб другим неповадно было чужих царей в Русских землях ставить, взяли его бренное тело, заложили в пушку, да и выстрелили им в сторону Польши и Литвы.

 Но не окончилась смута. Поляки крепко сидели в Москве, а неугодных и несогласных сажали в темницы. Уморили голодом заступника русской земли патриарха Гермогена.

Пришлось ещё долго воевать за русского царя и за Русское государство.

Собрали Минин и Пожарский народное ополчение и попросили казаков им помочь скинут ненавистную иноземную власть. Потом в народе так и говорили: «Пришли казаки с Дона, погнали ляхов до дома».

К. Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.