Тема 7. Социальная психология групп. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 7. Социальная психология групп.

2022-09-11 23
Тема 7. Социальная психология групп. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Массовые процессы в больших социальных группах

 

1. Группа как предмет социально-психологического анализа.

2. Классификация групп в социальной психологии. Разновидности больших социальных групп.

3. Массовые процессы и малые группы.

4. Массовые и малые группы как целевые аудитории.

5. Социальная психология классов и наций. Национальная культура и реклама.

6. Стихийные группы.

7. Слухи как разновидность массового коммуникативного процесса.

 

Понятия: группа, микрогруппа, малая группа, большая группа, групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции, статус личности в группе, «мы-чувство», групповое сознание, групповое мнение, фасилитация, ингибиция, деперсонализация, эффект «сдвига к риску», психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения, большая социальная группа, устойчивые большие социальные группы, нравы, обычаи, традиции, образ жизни, интересы, ценности, потребности, концепция «социальных представлений», менталитет, социальный класс, социальный характер, психический склад, этнические группы, этнические стереотипы, стихийные группы, толпа, масса, публика, внушение, заражение, подражание, деперсонализация, паника, социальные движение.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о происхождении термина «группа» и его становления в социальной психологии. В чем состоит значение изучения проблемы данного феномена в социальной психологии?

 2. Какие подходы существуют в определении социальных групп? Сопоставьте позиции разных ученых.

 3. Проанализируйте, каким образом соотносятся категории «социальная общность» и «социальная группа». Аргументируйте свой ответ.

 4. Назовите основные признаки группы. Что является ключевой психологической характеристикой группы?

 5. В каком ракурсе исследуются группы в социологии, в демографии, в социальной психологии? В чем специфика социально-психологического подхода в изучении групп?

 6. Перечислите структурные элементы группы. В чем сложности их изучения?

 7. Назовите, какие разновидности групп принято выделять в социальной психологии. Какие критерии классификации групп используются в социальной психологии?

 8. Расскажите об исследованиях больших групп в зарубежной и отечественной социальной психологии. Как Вы объясните разницу традиций в исследовании данного социально- психологического феномена?

 9. Перечислите основные функции групп. Раскройте сущность этих функций.

 10. В чем заключаются эффекты группового влияния? Охарактеризуйте эти эффекты. Расскажите об основных исследованиях группового влияния на поведение людей.

11. Назовите и кратко охарактеризуйте теоретические источники психологии больших социальных групп. В чем состояла их методологическая значимость в исследовании данного феномена?

12. В чем значимость больших социальных групп в процессе социализации личности?

13. Какие виды больших социальных групп приято выделять в социальной психологии?

14. Какова структура психологии больших социальных групп? Кратко охарактеризуйте ее основные элементы.

15. В чем состоят основные различия больших и малых социальных групп?

16. Какими методами изучаются большие и малые социальные группы?

17. Что такое социальные представления? В чем их значимость с точки зрения исследования больших социальных групп?

18. Что такое менталитет? Каким образом он влияет на социальное и политическое поведение?

19. В чем особенности исследования классов в американской, европейской и отечественной социальной психологии?

20. Что такое социальный характер?

21. Какие из устойчивых больших социальных групп являются наиболее исследованными в социальной психологии?

22. Какие виды стихийных групп принято выделять в социальной психологии? Охарактеризуйте каждый из них.

 23. Каковы основные способы социально-психологического воздействия стихийно возникающих групп? В чем они заключаются?

24. Что такое паника? Какова этимология этого слова? В чем состоят основные сложности изучения такого явления, как паника?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Найдите несколько определений категория «группа», предлагаемых отечественными социальными психологами. Выделите черты сходства в данных определениях и основные различия.

2. Подумайте или найдите в учебной литературе, с какими научными категориями родственен термин «группа». Постарайтесь найти как можно больше таких категорий. Сравните эти категории.

3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы исследования групповой проблематики в социальной психологии. Источник: Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000.

4. Составьте таблицу: «Исследования групп в отечественной социальной психологии»

Ф.И.О. ученого Исследованные проблемы Полученные результаты
     

5. Основываясь на учебной и справочной литературе, выясните, кто из зарубежных исследователей занимался проблемами групп. Какие аспекты данного феномена были подняты в зарубежной науке? Какие достижения были сделаны? Структурируйте полученные сведения в хронологическом порядке. Результаты занесите в таблицу. Структуру таблицы придумайте самостоятельно.

6. Используя знания, полученные в ходе изучения курса «Теория массовой коммуникации», составьте социально-психологические портреты: активного пользователя Интернет, телезрителя дневного / вечернего /ночного эфира, читателя принтерных версий газет.

7. Выясните, какие компоненты групповой структуры и каким образом определяют потребительское поведение // Мельникова О.Т. Широков Ю.Э., Фоломеева Т.В. Потребительское поведение: теория и действительность // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект, Пресс, 2002.

8. Выясните, какие большие социальные группы (возрастные, гендерные, профессиональные) являются наиболее восприимчивыми с точки зрения рекламного воздействия? Какими социально-психологическими характеристиками это объясняется?

9. Продумайте, каким образом вы сможете использовать знания об эффектах социального влияния группы в своей будущей профессии.

10. Используя учебную литературу, выясните, какие элементы сознания больших социальных групп принято выделять в современной науке? Какие именно элементы массового сознания представляют интерес для специалиста в области рекламы? Какие из них являются определяющими?

11. Подготовьте сообщение об образе и стиле жизни как социально-психологических явлениях. Каким образом образ и стиль жизни определяют потребительское поведение? Приведите примеры.

12. Опишите социальные представления современной российской молодежи. Каким образом они отражаются на ее потребительском поведении?

13. Используя учебную литературу и другие источники, приведите конкретные примеры, когда незнание особенностей культуры конкретного народа создавало курьезные ситуации в продвижении на рынке какого-либо товара.

14. Подготовьте сообщение о влиянии рекламы на национальную культуру. Приведите конкретные примеры.

15. Подготовьте сообщение о слухах как о социально-психологическом явлении. Какова их роль в процессе массовой коммуникации?

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.