Из книги Мередит Франческа Смолл «При чем здесь любовь?» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Из книги Мередит Франческа Смолл «При чем здесь любовь?»

2022-09-11 34
Из книги Мередит Франческа Смолл «При чем здесь любовь?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из книги Мередит Франческа Смолл «При чем здесь любовь?»

 

https://www.twirpx.com/file/3523499/

 

Аннотация

 

Эта книга – о брачном поведении человека как биологического вида, или сексе. Нас всех привлекает этот предмет, и тем не менее у нас нет четкого представления о его происхождении. Каков биологический смысл того, что мы занимаемся сексом, хотя мы реже всего делаем это для продолжения рода? Почему мы вступаем в брак, хотя брак меньше всего гарантирует секс? Почему мы влюбляемся в определенных людей? Действительно ли мужчины думают о сексе чаще, чем женщины? Правда ли, что женщины бессознательно ищут состоятельных мужчин, способных материально обеспечить их потомство? В своем неординарном исследовании известный ученый‑антрополог изучает множество вопросов, связанных с бесконечно загадочным процессом образования пар в человеческом обществе. Но поскольку наш вид мотивируется не только биологическими импульсами, автор рассматривает секс также и с точки зрения нашей культуры.

 

 

Глава 6

Что такое гомосексуальность?

 

Мужчина, осужденный на 10 лет, регулярно вступает в половые отношения с сокамерником; когда он выходит из тюрьмы, он возвращается к своей жене и занимается сексом только с ней. Тринадцатилетняя девочка целуется с лучшей подругой, и ей это нравится. Мальчик племени ананда позволяет более старшему мужчине анальный секс с ним в качестве части традиционного ритуала. Женщина, прожившая в браке 15 лет, мать двоих детей, обнаруживает, что она любит другую женщину так же, как она любит мужа. Кто же здесь гомосексуален?

У людей есть сильная потребность классифицировать себя и свое поведение. Кроме того, нам нравится раскладывать мир вокруг нас в хорошенькие аккуратные упаковки, потому что на них можно приклеивать ярлычки, дающие вещам четкое определение и не оставляющие сомнений. Но человеческая сексуальность – это больше, чем просто поведение человека, она не укладывается в рамки строгих правил и ярлыков. Например, «гомосексуальность» – это скользкий термин, у которого в нашей культуре много граней. И тем не менее западное общество требует объяснений. Кто является гомосексуалом? И наиболее важно для тех, к кому это относится, – почему кто‑либо гомосексуален?

 

Ярлык

 

Хотя некоторые люди во всех культурах на протяжении истории человечества вступали в то, что мы сегодня называем гомосексуальным актом, слово «гомосексуал» является относительно недавним наименованием[1]. Другие термины, такие как сексуальная инверсия, уранизм, содомия, педерастия, использовались ранее, большинство из них относилось к мужской сексуальности, направленной на других мужчин. Только в начале XX века термин «гомосексуальный» стал общепринятым для мужчин и женщин, занимающихся сексом с представителями своего пола. Сегодня, в разгар того, что некоторые называют гомосексуальной революцией, термин «нетрадиционной ориентации» применим к геям – гомосексуалам мужского пола, и лесбиянкам – гомосексуалам женского пола. Но даже при наличии этих ярлыков точно не ясно, что же они значат.

Отчасти проблема состоит в том, что в нашем обществе мы не можем сказать с уверенностью, что такое секс как половая жизнь. Во‑первых, у каждого есть пол, биологический статус. Во‑вторых, люди культурно определяются представителями другого пола по их культурной роли. В‑третьих, собственно половой акт, который, возможно, никак не связан с другими полами. Биологический пол человека обычно определяется продуктами размножения; женский пол производит яйцеклетки, а мужской – сперматозоиды. У некоторых людей есть ненормальные составляющие хромосом или погрешности в выработке ферментов, они не производят ни яйцеклеток, ни сперматозоидов, и в каком‑то смысле их половая принадлежность сомнительна[2]. Культурная роль пола – это пол, с которым мы сталкиваемся чаще всего, изо дня в день. Он включает в себя социально сформированное и санкционированное внешнее проявление того или иного пола[3]. Сегодня мы часто называем этот пол «гендером», а не полом, чтобы нивелировать этот аспект пола в культурном, меняющемся, а потому более гибком смысле, чем пол, установленный биологией. Как указывает психолог Сандра Липсиц Бем, эта составляющая пола в нашей культуре и в большинстве культур чаще всего устанавливает противопоставление мужского и женского в манере одеваться, социальных ролях и приемлемых типах характера. Например, в западном обществе мужчины чаще всего носят брюки, тогда как женщины носят платья; мужчины занимаются ручным трудом, таким как строительство, а женщины заботятся о детях или не работают; мужчины жарят барбекю, а женщины включают посудомоечную машину. Эти гендерные указания являются разумно гибкими, и они меняются с революцией или ходом времени, но все равно устанавливают некоторые рамки. Чаще всего, если кто‑то не совсем встраивается в пределы социальных границ того или иного гендера, их считают неестественными, аморальными либо биологически или психически ненормальными[4]. В биологическое назначение пола и его гендерных культурных принадлежностей вписан половой акт, который совсем актом не является. Половое поведение, как я ясно даю понять в этой книге, относится к биологии, культуре и психологии. Это процесс, который включает в себя мысли, желания и движения тела на протяжении времени. Существуют разнообразные способы вступления в половой акт, но обычно он включает в себя гениталии и оргазм. Конечно, существуют бесчисленные способы достичь сброса сексуального напряжения.

Поэтому наше замешательство по поводу того, кто является гомосексуальным, произрастает из непонимания, о каком поле мы говорим. Является ли мужчина, которому нравится сидеть дома с детьми, гомосексуалом? Является ли женщина, которая носит брюки, гомосексуальной? Гомосексуален ли мужчина, который носит платье? Нет. Гомосексуальность чаще всего в нашей культуре определяется половым актом, имеющим место между однополыми людьми. В таком случае является ли гомосексуалом мужчина, вступивший в гомосексуальный половой акт однажды в юности? Является ли гомосексуальной женщина, живущая с другой женщиной, но время от времени фантазирующая во время секса о мужчине? Основа для определения приводит в замешательство, так же как если мы будем полагаться на гендер. В конце концов, ярлык должен быть говорящим сам за себя. И определяющим это, по мнению некоторых, является тихий голос внутри каждого из нас, к которому каждый из нас прислушивается, определение, которое общество не может изменить. Джон Мони, посвятивший жизнь изучению эндокринологического основания сексуальности, считает, что с сексуальной точки зрения нас определяет то, в кого мы влюбляемся. Согласно этому определению, люди, регулярно влюбляющиеся в людей того же пола, являются гомосексуальными независимо от продуктов размножения или их сексуальных желаний.

 

Выбор или судьба?

 

Как и некоторые члены Американской психотерапевтической ассоциации, многие в западной культуре все еще твердо верят, что гомосексуальность является патологией, душевным заболеванием или грехом против природы. Под вопросом корни этого нетипичного поведения – является ли это судьбой или избранным путем? Если психология не толкает человека к гомосексуальности, считают некоторые, должно быть, гомосексуалы совершают сознательный выбор, выбор «стиля жизни» в том, чтобы быть гомосексуалами. Такая точка зрения основывается на предположении, что человек может физически и психологически выбрать, что его возбуждает и в кого ему влюбляться. В каком‑то смысле это правильно. У нас есть право голоса в вопросе, с кем мы вступаем в половые отношения и в брак. Но не очень‑то вероятно, что мы можем сознательно контролировать сексуальные импульсы в отношении того или иного пола; влюбленность происходит спонтанно, а не является сознательным шагом. Эта более фаталистическая точка зрения получила некоторую поддержку не только потому, что она кажется разумной, но и благодаря нескольким исследованиям, опубликованным в последние два года в научных и популярных изданиях, указывающих на биологическое происхождение гомосексуальности.

 

 

Биология гомосексуальности

 

Есть несколько путей для присвоения какой‑то черте или схеме поведения статуса «биологической» по происхождению. Когда я задаю вопрос: «Существует ли биологическая основа гомосексуальности?» – я на самом деле задаю несколько вопросов. Биология организма включает в себя не только гены, но и гормоны, процесс роста клеток, физиологию и органические изменения, которые могут иметь место. Кроме того, она включает в себя выработку ферментов, деление клеток, старение, рост и созревание клеток. Другими словами, биология – это не только гены. Еще важнее то, что ни один из этих биологических факторов не действует сам по себе, даже гены.

Например, у каждого человека есть объединенные гены отца и матери, отвечающие за выработку определенного количества меланина в радужной оболочке глаза. Эта установленная программа выработки меланина или его нехватки делает глаза голубыми, карими или какими‑то другими. Этот цвет постоянен, полагаю, никто не будет оспаривать утверждение, что цвет глаз является генетически предопределенной чертой. Рост также является чертой, предопределенной биологически, но в несколько ином смысле. Объединенные гены обоих родителей определяют, будет человек высоким или низким, но то, сколько человек ест и какой образ жизни ведет, также влияет на его рост. Например, двое низкорослых людей могут родить ребенка, который вырастет звездой баскетбола, потому что он избежал детских болезней и хорошо питался. Эта черта предопределена генетически, но также находится под большим влиянием окружающей среды. Организм рождается, растет и функционирует в условиях окружающей среды. Эта окружающая среда для людей включает воздух, которым мы дышим, еду, которую едим, семью, в которой мы растем, и культуру, к которой принадлежим. Хотя некоторые склонны отделять биологию от окружающей среды, мы не можем этого сделать. Поэтому первый пункт, который следует запомнить о биологии любой человеческой схемы поведения и схемы поведения других животных, если уж на то пошло, что ярлык «биологическое происхождение» не обязательно значит, что среда не играет роли в конечном выражении любого типа поведения. Это особенно верно в отношении сексуальности. Схемы поведения, особенно тысячи реакций, уступок, действий, чувств, которые включает в себя сексуальность, не являются отдельными чертами, как цвет глаз или группа крови. Это должно быть очевидно – я описала сексуальность как чрезвычайно переменчивый континуум, и по определению никакой единичный ген или набор генов не может отвечать за разнообразие сексуального континуума.

Наша биология и окружающая нас среда слишком переплетены друг с другом, чтобы их можно было разорвать. Вместо этого следует определить биологический механизм, вовлеченный в выражение какого‑либо поведения или черты. Мы тратим время на выявление определенной биологической причины чего‑то настолько сложного, длящегося всю жизнь и гибкого, как сексуальность. Но мы не теряем время в поисках биологических элементов нашей сексуальной жизни.

Поиск биологической основы сексуальности шел разными путями, включая генетические, нейроанатомические, гормональные исследования и изучение близнецов. В первую очередь ученые предположили, что здесь действует какое‑то генетическое влияние. Эти особые гены могут направлять развитие определенных областей мозга или выработку гормонов сексуальности, которые могут в конечном итоге подтолкнуть кого‑то к тому, чтобы его привлекали партнеры одного с ним пола. На первый взгляд, это психологическое объяснение имеет смысл. Но при более близком рассмотрении всех исследований человеческой сексуальности, проведенных по сей день, они не могут объяснить, почему наши братья, сестры и родители оказываются гетеросексуальными или гомосексуальными.

 

Генетика гомосексуальности

 

По сей день не найдет ген гомосексуальности. Это значит, что ген, отвечающий за гетеросексуальность, также не выявлен. Но существуют провокационные новости относительно области Х‑хромосомы, которая может привести к открытию набора генов, каким‑то образом предопределяющих направление любви. Летом 1993 года Дин Хэмер и его команда в Национальном институте здоровья опубликовали исследование, рассматривающее схемы наследования и хромосомную топографию геев[38]. Команда отслеживала семейную историю 76 мужчин, определяющих себя как гомосексуалов. У этих мужчины‑геев наблюдалось значительно большее количество гомосексуальных братьев (13,5 %), чем у гетеросексуальной контрольной группы (2 %). Это фамильное сходство между гомосексуальными братьями, или «конкордация», как это называет поведенческая генетика, когда двое людей являются одинаковыми, было обнаружено и в других исследованиях[39]. Исследователи составили как можно более подробную семейную карту этих мужчин. Удивительно, что распределение мужской гомосексуальности не было случайным образом разбросано по семейному дереву. При отслеживании семей гомосексуальных объектов исследований, или пробандов, на протяжении поколений и различных дальних родственников, значительное количество материнских родственников, то есть братьев матери или сыновей сестер матери были геями. Последовательная схема этой родословной заставляет предположить не только, что гомосексуальность является генетическим, наследуемым компонентом, но и что она передается по материнской линии. Конечно, в этом анализе родословной есть проблемы. Сбор информации о поколениях семьи – это в лучшем случае лотерея. А попытаться определить сексуальность прадедушки практически невозможно. Но факт остается фактом: если исследователям удавалось обнаружить в роду геев, чаще всего они были родственниками по материнской линии, а дяди и двоюродные братья отца были гетеросексуальны.

Группа Хэмера пошла дальше. Поскольку мужчины наследуют единственную Х‑хромосому от матери, ученые решили особо сфокусироваться на ней. Были взяты образцы крови у подгруппы, состоящей из 40 пар гомосексуальных братьев, чтобы ученые могли сравнить с генетической точки зрения Х‑хромосому одного гомосексуального брата с Х‑хромосомой другого. Они использовали хромосомные маркеры – повторяющиеся последовательности ДНК, которые можно легко изолировать, отметить и идентифицировать. Маркеры в действительности не являются генами, это способ классифицировать последовательности генов. Представьте себе это следующим образом: на Х‑хромосоме есть коробка с различными новогодними гирляндами; у некоторых из них только красные лампочки, у некоторых белые, они перепутаны так, что вы не можете вытащить какую‑то одну. Нам нужна только красная гирлянда, поэтому мы отыскиваем вилку для нее, включаем ее в сеть – и вуаля, красная гирлянда отмечена, чтобы ее проще было распутать. Хэмер и его коллеги использовали 22 известных маркера, идущих по длине Х‑хромосомы (представьте себе 22 возможных цвета гирлянд), и сравнили типы маркеров у пар братьев. Поскольку мужчины были братьями, у них были общими 50 % маркеров. Учитывая это, у братьев было или не было общим приблизительно правильное количество маркеров в большинстве областей Х‑хромосомы. Но нижний конец хромосомы, известный на языке генома как Xq28, отличался. 33 из 40 пар исследуемых братьев‑геев имели общую схему – 5 маркеров ДНК только в этой области. Другими словами, маркеры в этой части ДНК были общими практически для всех мужчин. Ключ к генетике гомосексуальности, таким образом, может лежать на конце Х‑хромосомы и передаваться от матерей к сыновьям.

Для тех, кто верит в генетическую основу гомосексуальности, это может показаться ответом. Но это не так. Даже Хэмер признает, что они лишь идентифицировали область Х‑хромосомы, которая выглядит одинаково у братьев‑геев; но это не то же самое, что обнаружить ген гомосексуальности. Эта область содержит 4 миллиона основных пар и составляет менее 0,2 % генома человека[40]. Искать в этой области определенный ген или набор генов, направляющих гомосексуальность, все равно что искать иголку в стоге сена. И даже если будут обнаружены определенные сегменты ДНК, отвечающие за сексуальную ориентацию, это тоже не является окончательным ответом. В нескольких семьях наблюдалась закономерность в гомосексуальности по отцовской (а не материнской) линии, поэтому предположение о генах гомосексуальности в Х‑хромосоме для них несправедливо. Кроме того, семь братьев в этом исследовании вообще не имели одинаковых маркеров. Если бы это были предположительные гены гомосексуальности или маркеры гомосексуальности, почему у некоторых они отсутствуют? И наконец, никто, даже Хэмер, не имеет точного представления, что кодируют эти маркеры. Возможно, что они кодируют особую химию мозга или психологическую черту, которая в итоге превращается в тип сексуальной ориентации. Но, насколько мы знаем, приблизительно сотня генов в этой области кодирует что‑то совсем не связанное с сексуальностью. Поэтому предположительный ген гомосексуальности или гетеросексуальности, если уж на то пошло, еще предстоит открыть.

 

История о близнецах

 

До появления сложного генетического анализа биологи полагались на исследования близнецов, чтобы выяснить, какой процент человеческого поведения определяется генетикой. Однояйцевые близнецы называются так, если они зачаты из одного сперматозоида и одной яйцеклетки, разделившихся на двух людей с одинаковым набором генов. Но со дня рождения каждый из них реагирует на окружающий мир немного по‑своему. Ученые рассуждают, что любые черты или поведение, которые у этих близнецов являются одинаковыми, с большой вероятностью определяются генами, тогда как те, что отличаются, должны определяться средой. Двойняшек называют разнояйцевыми близнецами, когда они зачаты из двух различных яйцеклеток и сперматозоидов, и с генетической точки зрения они схожи не больше, чем обычные братья и сестры, но у них была общая среда для развития на протяжении 9 месяцев. Эти различные наборы близнецов представляют собой естественный эксперимент Природы для ученых, заинтересованных в определении генетической основы поведения.

Несколько исследований, проведенных за последние 40 лет показали, что, если один из близнецов, однояйцевых или разнояйцевых, является гомосексуалом, риск того, что второй из близнецов будет гомосексуалом, выше, чем у обычных братьев и сестер[41]. Даже когда близнецы воспитываются отдельно, по‑видимому, существует какая‑то чисто генетическая взаимосвязь их сексуальной ориентации[42]. Эти исследования, однако, имеют недостатки, потому что они полагаются на выборку из душевнобольных пациентов или же количество подопытных в исследовании чрезвычайно мало. Не так давно Майкл Бэйли и Ричард Пиллар рассмотрели относительно большое количество близнецов мужского и женского пола – людей, собранных по всей стране, – для того чтобы выявить генетический компонент гомосексуальности[43]. Их первое исследование гомосексуальных мужчин включало в себя 115 пар близнецов. Некоторые были классифицированы как однояйцевые близнецы, то есть обладающие одинаковым набором генов, тогда как других отнесли к группе разнояйцевых близнецов, потому что они достаточно отличались внешне, чтобы предположить, что у них были разные гены. Выборка также включала в себя 46 мужчин‑геев, у которых были приемные братья. Другими словами, в исследовании были задействованы мужчины‑геи, у которых были одинаковые гены и внутриутробная среда с их братьями; мужчины‑геи, у которых была одна внутриутробная среда с их братьями, но только часть их генов; и мужчины‑геи, у которых была одинаковая домашняя среда, но абсолютно никаких общих генов с их приемными братьями. Из 56 однояйцевых близнецов, где один из братьев был гомосексуалистом, в 52 % случаев их брат‑близнец тоже был гомосексуалистом. В случае с двойняшками лишь 22 % признались, что их братья гомосексуалисты. Обе цифры намного выше среднего уровня гомосексуальности по стране, равного 4–10 %, что заставляет предположить, что внутриутробная среда, как и гены, играет важную роль в направлении сексуального развития. Как ни странно, приемные братья тоже были геями в 11 % случаев, тогда как братья, не являющиеся близнецами, – только в 9,2 % случаев. Кроме того, Бэйли и Пиллар недавно обнаружили схожие результаты в парах гомосексуальных близнецов женского пола, когда у однояйцевых близнецов самая высокая конкордация в том, являются ли они лесбиянками, а у сестер, не являющихся близнецами, и двойняшек – средняя[44]. Эти результаты недавно были подтверждены исследованием, использующим ту же методологию, проведенным на 61 паре гомосексуальных близнецов мужского пола. Интересно, что это другое исследование включало в себя три набора тройняшек, в которых по крайней мере один из тройняшек был гомосексуалом[45]. Один набор включал в себя пару однояйцевых братьев, оба из которых были гомосексуалами, и их разнояйцевую сестру. Второй набор состоял из двух однояйцевых сестер‑лесбиянок и разнояйцевой гетеросексуальной сестры. А третий набор представлял собой трех однояйцевых гомосексуальных братьев. Если кто‑то ставит под сомнение власть генов в направлении гомосексуальности, эти наборы тройняшек должны заставить их остановиться и задуматься.

Что важно во всех этих исследованиях, согласно мнению Бэйли и Пиллара, это отмеченная разница между близнецами и двойняшками. Когда у близнецов одинаковые гены и один из них является гомосексуалом, второй близнец в два раза более вероятно будет гомосексуалом, чем если бы они просто делили внутриутробную среду развития. Гены, по их заключению, играют главную роль в определении сексуальной ориентации, а поэтому гомосексуальность является умеренно наследуемой чертой. Это значит, что может существовать генетический компонент, может быть, даже предрасположенность, к гомосексуальности, но окружающая среда тоже играет большую роль в определении того, будет ли иметь место выраженная склонность к гомосексуальности. Гомосексуальность, с их точки зрения, не определяется генетически, но совершенно точно находится под влиянием генов.

Работа Бэйли и Пиллара и другие исследования близнецов попадали под обстрел критики. Поскольку близнецы в этом исследовании воспитывались в одной семье, исследование не может разумно отделить влияние генов от влияния среды. Кроме того, эти исследования полагаются на опросники и мнение членов семей для определения сексуальной ориентации человека, и непросто признать это надежными данными о чьем‑либо сексуальном опыте или желаниях. И, что имеет большее отношение к науке, исследующей этих близнецов, это то, как мало мы знаем о генетике близнецов. Однояйцевые близнецы на самом деле могут не иметь абсолютно одинаковых последовательностей ДНК[46]. Разнообразие генов, которыми обладают близнецы, может объяснять тот факт, что уровень конкордации, то есть то, что оба близнеца являются гомосексуалами, отличается в различных исследованиях от нескольких до 100 %. Более поразительно, как указывает критик этой работы Уильям Байн, высокое число близнецов, не имеющих конкордации в вопросе гомосексуальности – почти половина, – что заставляет предположить, что другие факторы кроме генов направляют сексуальную ориентацию взрослого человека[47]. Как все остальное поведение человека, которое рассматривала генетика, например шизофрения или алкоголизм, гены могут объяснить лишь немного. Таким образом, исследования близнецов заставляют предположить, но, естественно, не доказывают окончательно существование генетического компонента сексуальной ориентации, традиционной или нетрадиционной.

 

Нейронные сети

 

Соберите в комнате 500 человек и внимательно посмотрите на них. Возможно, первое, что вы заметите, это то, что есть два типа людей, один называется мужчинами, другой – женщинами. Вы заметите это в основном благодаря тому, что два эти типа людей одеты в разную одежду, у них разные прически и другие аксессуары, позволяющие разделить их на две четкие группы. А теперь разденьте их. Две эти отдельные категории станут еще более очевидными. У половины людей есть выдающиеся вперед груди, а у другой половины – пенисы. Это справедливо вне зависимости от сексуальной ориентации этих людей, того, чем они зарабатывают, или цвета их глаз. Поэтому разделение на мужчин и женщин имеет смысл, и оно достаточно четкое, пересечение в этих биологических категориях встретишь нечасто. Для некоторых ученых это женско‑мужское разделение идет дальше разницы в прическах и даже дальше разницы в строении гениталий – прямо к мозгу. Они верят в существование физиологических различий мужского и женского мозга и посвящают свои исследования поиску этих различий[70]. Это, в свою очередь, привело к появлению исследований, которые пытаются обнаружить источник «сексуального мозга» путем сравнения мужчин и женщин, гомосексуалов и гетеросексуалов.

Сперва исследователи Калифорнийского университета Лос‑Анджелеса под руководством Роджера Горски проследили вероятность того, что в мозге есть ключ к пониманию различий между мужчинами и женщинами в их сексуальной мотивации. Рассматривая гипоталамус крыс – область, отвечающую за метаболизм и связанную с автоматическими проявлениями поведения, такими как сексуальность, – Горски обнаружил область в переднем гипоталамусе, или медиальной преоптической области, размер которой у самцов крыс в два раза больше, чем у самок. Эту область называют сексуально диморфным ядром в преоптической области (SDN‑POA); по всей видимости, она связана со способностью самцов крыс взбираться на самку, хотя никто до конца не знает, что же в ней происходит. Но ученые знают, что различие в размере этой области у представителей противоположных полов развивается под влиянием наличия или отсутствия мужских андрогенов[71]. По следам этого исследования та же группа и другие группы со всего мира начали использовать человеческий мозг для исследования этой области гипоталамуса на наличие признаков отличий мужского мозга от женского, которые могут быть в ответе за различия в мужской и женской сексуальности. Нейроанатомы больше всего заинтересованы в четырех небольших кластерах клеток, которые называются промежуточными ядрами переднего гипоталамуса и имеют порядковые номера от 1 до 4 (INAH 1‑4); первый из них был идентифицирован в человеческом мозге Лаурой Аллен, коллегой Горски. Различные исследования этих клеточных кластеров предоставляют неясные и часто противоречивые результаты: INAH‑1 описывается в одном из исследований как имеющий больший размер у мужчин, чем у женщин, но в других двух исследованиях разницы выявлено не было; INAH‑2, предположительно, больше у мужчин по результатам одного исследования, но не отличается по размеру от женского по данным двух других; INAH‑3 у мужчин больше в одном исследовании, но не в других; и ни одна из лабораторий не рассматривала INAH‑4[72].

В любом случае, гипоталамус с его склонностью отличаться у мужчин и женщин и его возможная взаимосвязь с сексуальностью совсем недавно привели нейропсихолога Саймона Ле Вея к изучению нового витка сексуального диморфизма областей INAH. Одно из возможных объяснений гомосексуальной ориентации может быть аналогичным нейроанатомическим различиям между мужчинами и женщинами; поскольку гомосексуалы мужского пола ориентированы на мужчин, части их мозга, направляющие сексуальность, должны напоминать женские. Ле Вей, который и сам является геем, обосновал свою гипотезу работой, которая демонстрировала бóльшие области INAH‑2 и INAH‑3 у мужчин, чем у женщин, и предположении, что эта область гипоталамуса должна быть как‑то связана с сексуальной мотивацией. У женщин, которых обычно заводят мужчины, области INAH‑2 и ‑3 меньшего размера. Таким образом, Ле Вей рассудил, что у гомосексуалов, которых тоже заводят мужчины, тоже должны быть маленькие области INAH‑2 и ‑3. Ле Вей внимательно изучил области INAH сорока одного покойника, включая 19 мужчин‑гомосексуалов, 19 гетеросексуальных мужчин и пяти женщин. Он обнаружил, что объем клеток в области INAH‑3 обычно был в два раза меньше у гомосексуальных мужчин, чем у гетеросексуальных мужчин, хотя область 2 имела одинаковые размеры. Кроме того, размер области INAH‑3 гомосексуалов совпадал по размеру с областью INAH‑3 пяти подопытных женщин[73]. Согласно мнению Ле Вея, таким образом, различный размер этой области гипоталамуса связан не с полом человека, но с его сексуальной ориентацией. За этим исследованием последовали другие, сообщающие о различиях в областях мозга гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин. Например, группа Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе обнаружила, что передняя смычка, узел ткани, передающий сигналы от одного полушария мозга к другому, больше по размеру у женщин, чем у мужчин, и еще больше у гомосексуальных мужчин, но этот результат не удалось воспроизвести в другой лаборатории[74]. Дик Свааб из Нидерландов обнаружил различия в супрахиазматическом ядре – области, связанной с биологическими ритмами, – у гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин. Это конкретное ядро типично больше у женщин, чем у мужчин, и Свааб обнаружил, что у гомосексуальных мужчин это ядро не только больше, чем у гетеросексуальных мужчин, но даже больше, чем у женщин. Мозг тех же гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин не имел тех отличий, которые имеют мозг мужчин и женщин, самок и самцов крыс, в другой области гипоталамуса, называемой сексуально диморфным ядром[75]. Основываясь на неубедительности этих данных, Свааб указывает на то, что любое предположение, будто мозг гомосексуалов мужского пола «феминизирован», является сильным упрощением и точно не является справедливым для большинства областей мозга. В любом случае, эти области мозга и другие, которые сейчас сравниваются в лабораториях, вообще только предстоит связать с сексуальностью.

Весь этот ералаш с определением нейропсихологии мужского гомосексуального мозга оставил данную ветвь науки в беспорядке. Несколько из этих исследований были воспроизведены. И когда это было сделано, результаты чаще всего были противоречивы. Эти исследования также испытывают сильные методологические проблемы. Измерения количества или размера клеток определенной области мозга могут привести к статистическим различиям между классами различной сексуальной ориентации, но они также демонстрируют большое количество пересечений. Например, у нескольких гомосексуальных мужчин в исследовании Ле Вея области INAH‑3 были по размеру такими же, как и у гетеросексуальных мужчин и как у некоторых гетеросексуальных женщин. Мозги всех гомосексуалов, принимавших участие в исследовании, принадлежали пациентам, умершим от СПИДа, и никто в действительности не знает, что случается с гипоталамусом или другими областями мозга во время разрушительного действия осложнений СПИДа. Еще более важно то, что сексуальная ориентация любого из этих подопытных не является данностью. На мужчин, умерших от СПИДа, могли намеренно навесить ярлык гомосексуальности (хотя они могли заразиться ВИЧ при использовании наркотиков и при гетеросексуальном сексе), но кто может судить об ориентации этих так называемых гетеросексуальных мужчин или женщин, если уж на то пошло? Кроме того, лежащее в основе предположение, что гипоталамус, и в особенности области INAH, связан с корнями сексуальной мотивации, является в лучшем случае шатким[76]. Гипоталамус и лимбическая система вовлечены в сексуальность, но в нее вовлечены и многие другие части мозга. Прямолинейная связь между гипоталамусом, спариванием и зачатием может подойти крысам, но никто еще не показал взаимосвязи между этими областями и сексом у приматов, включая людей[77]. И наконец, в настоящий момент невозможно узнать, являются ли эти так называемые различия архитектуры мозга причиной гомосексуального притяжения или, возможно, результатом жизни, в ходе которой практикуется гомосексуализм, которая изменила анатомию мозга. Наука о сексуальном мозге, таким образом, оставила нам больше вопросов, чем ответов. Наиболее значимая критика может быть направлена на политику этих исследований. По‑видимому, большие суммы тратятся на множество исследований в попытке понять, почему небольшое количество мужчин возбуждают мужчины, а не женщины. Хотя ученые могут спорить, что их исследование поможет понять корни сексуальной мотивации в целом, любопытно, что гомосексуалы мужского пола вдохновили такое усердие. И здесь просматривается фаворитизм; мозг гомосексуальных женщин редко попадает на лабораторный стол, как будто их сексуальность представляет меньший интерес и озабоченность. Уильям Байн также указывает на то, что наша культура хочет, чтобы мы считали, что у сексуальности, а таким образом и у анатомии мозга, лишь два пути – притяжение к мужчинам или притяжение к женщинам[78]. Но ясно, что человеческая сексуальность – это не черное и белое. На самом деле в этих исследованиях, заявляющих о значительных отличиях между мужчинами и женщинами, гомосексуалами и гетеросексуалами, чаще всего имеется некоторое количество подопытных с одинаковым количеством клеток, которые могут быть отнесены к любому лагерю. Эти пересечения, а не созданная полярность в анатомии мозга, которая подчеркивается, имеет отражение в представлениях Кинси и более межкультурном взгляде на континуум человеческих сексуальных реакций.

В любом случае, как признают сами исследователи мозга, никто не знает, что здесь является причиной, а что следствием; по пока еще неизвестным биологическим причинам мозг может подтолкнуть тело к одному или другому типу сексуального поведения, или же тип последовательной практики может действительно изменить анатомию мозга с течением времени. Ни одно из этих исследований не заявило о том, что знает корни гомосексуальности, но лишь о том, что мозг гомосексуальных мужчин иногда в некоторых местах, по‑видимому, настроен несколько иначе.

 

 

Эволюция гомосексуальности

 

Если мы примем то, что определенный процент мужчин и женщин в каждом человеческом обществе называет себя гомосексуалами, и то, что гомосексуальные акты всегда имели место, поскольку человеческая история фиксировала такую информацию, возникнет очевидный вопрос: «Почему?» Естественно, эволюционные биологи, теоретики, посвятившие себя пониманию истинных причин человеческого поведения, должны иметь ответ на кажущуюся универсальной среди нашего вида гомосексуальность.

Оказывается, этот вопрос ставит их в тупик. Гетеросексуальное поведение со всеми его наслоениями любви и вожделения можно легко объяснить в качестве способа природы заставить нас, представителей вида, размножающегося половым путем, объединяться и передавать гены. Однако гомосексуальность представляет для биологии особую дилемму. Если есть поведение, напрямую связанное с размножением, но по определению созданное не для передачи генов, то как же оно могло развиться в качестве стратегии половых отношений?

С одной стороны, гомосексуальность можно рассматривать в качестве эволюционного отклонения. Не все человеческое поведение является приспособлением, возможно, гомосексуальность – это одна из схем, наблюдающаяся время от времени и не передаваемая по наследству. Биолог Эдвард О. Уилсон имеет другую точку зрения. Он считает гомосексуальность поведением, управляемым генами и развившимся из‑за своих преимуществ[87]. Его логика состоит в следующем: гомосексуальность является универсальной человеческой чертой, а потому имеющей генетическую о


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.