Антидемократическое и антитрестовское законодательство США. Эволюция полицейских и разведывательных органов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Антидемократическое и антитрестовское законодательство США. Эволюция полицейских и разведывательных органов.

2022-09-11 57
Антидемократическое и антитрестовское законодательство США. Эволюция полицейских и разведывательных органов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Второй мировой войны наметилось отступление в области трудового законодательства. Против рабочего и демократического движения был пущен в ход широкий арсенал карательных средств:

· Ущемление прав трудящихся;

· Гонения за инакомыслие;

· Расширение реакционной деятельности полицейского аппарата;

· Преследование членов левых организаций.

В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли «О регулировании трудовых отношений», призванный создать средства пресечения забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Закон пресекал ряд направлений трудовой практики профсоюзов, запрещал некоторые виды забастовок.
Допустимые виды забастовок оговаривались рядом условий:

· Введением «охладительного периода»;

· Обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку;

· Голосованием рабочих перед объявлением забастовки;

· Не допускались стачки солидарности, запрещалось участие в забастовках служащих;

· Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом;

· Устанавливался контроль за профсоюзными средствами;

· Профсоюзам было запрещено делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности;

· Усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов;

· Создавалась федеральная служба посредничества и примирения (вела переговоры между предпринимателями и представителями рабочего класса).

 

Закон создавал также постоянно действующий чрезвычайный президентский механизм для пресечения недозволенной профсоюзной активности. Президент мог запретить забастовку на 80 дней, если, с его точки зрения, она угрожала национальным интересам, мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа запрещения стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудовых конфликтов. Антипрофсоюзная деятельность закона Тафта-Хартли была усилена законом Лэндра-ма-Гриффина 1959 г, поставившего профсоюзы под еще больший контроль государственных органов, которые получили право регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать предоставления в министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов. Центральное место среди антикоммунистических правовых актов принадлежит Закону о внутренней безопасности 1950 г., который предусматривал широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих публикаций, радио для обнародования программ. В 1954 г. был принят закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью, который прямо объявил Коммунистическую партию США орудием заговора и вне закона. Таким образом, был завершен процесс создания юридической базы для широкого наступления сил реакции на демократические права американских граждан, получивший название маккартизма. В сентябре 1959 г. был издан антирабочий закон Лэндрама-Гриффина, который окончательно ликвидировал право профсоюзов на свободное функционирование, поставив их полностью под контроль правительства.
Антитрестовское законодательство США.

Монополии-производители стремятся также к монополии в области сбыта товаров и предоставления услуг. На этот счет в ряде стран принято специализированное законодательство, нацеленное на обеспечение честной конкуренции в сфере торговли и пресечение всевозможных нарушений или откровенных мошеннических проделок. Этой задаче были посвящены Закон Шермана 1894 г. и Закон Клейтона 1914 г. Они объединяются обычно под названием антитрестовского законодательства и нацелены против создания таких трестовых объединений с доверенной собственностью и выгодоприобретателями, которые извлекают прибыль и доходы при помощи создания монополий и других стеснений в торговле между штатами или в торговых сношениях с иностранными государствами. Были установлены санкции в виде денежных штрафов и тюремного заключения, однако эти меры оказались малоэффективными. Кроме всего прочего, такие законы стали применяться помимо трестов также к тем из профсоюзов, которые пытались наладить координацию усилий с профсоюзами других штатов. Антитрестовский характер текущего законодательства следует понимать и в более узком смысле — в смысле запрета некоторых видов договоров, которые ведут к неправомерной дискриминации и ослаблению свободной торговли: когда договоры "связывают" или "стесняют" конкуренцию. В 1936 г. в США был введен запрет на контракты, предусматривающие поддержку единой схемы цен на товары и на продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам. К антимонопольному законодательству непосредственно примыкает законодательство о защите прав потребителей, в частности, о защите мер по поддержанию "качества" конкуренции или против "нечестных методов" конкуренции. В США это законодательство ведет свое начало с 1914 г.
После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “Акта Селлера - Кефовера“, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. В антитрестовские законы были внесены наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права, формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в 1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50 тыс. долларов.

В 1952 году был принят «Акт Макгайра» (поправки к "Акту о федеральной торговой комиссии") в котором участники соглашений получили ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен, которую охотно используют и крупнейшие корпорации.

В 1962 году конгресс принял «Акт о гражданском антитрестовском процессе», который по существу направлен на сокращение уголовных антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских. Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.
Основные принципы антитрестовского регулирования (ограничения монополизации рынков, слияний, ценовых сговоров и ограничения конкуренции по вертикали):

· Антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов;

· Слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства за счет роста рыночной доли вновь созданных компаний;

· Наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.;

· Ограничения конкуренции по вертикали (т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.

81. Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая республика и Конституция 1946 г.

Четвертая республика образовалась после второй мировой войны, т.к. все управление Францией было в руках у оккупантов. Одновременно с выборами в Учредительное собрание предлагалось составить новую конституцию, предложены вопросы:

· хотят ли граждане, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875г;

· будет ли проект окончательным или он должен пройти через референдум.

 

Первый проект конституции:

· однопалатный суверенный парламент;

· лишение президента права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования;

· закрепление национализации отдельных отраслей промышленности – БЫЛ ОТКЛОНЕН НАРОДОМ.


Второй проект конституции, разработанный учредительным собранием в новом составе, был одобрен на референдуме.
Конституция 1946г.

Утверждала парламентскую республику. В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

· равные права всех граждан независимо от пола;

· право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

· обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания;

· право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках законов, которые регламентируют эти вопросы»;

· право на заключение коллективных договоров.

Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн: «... Не употреблять силы против свободы какого-либо народа». Объявлялось, что «всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».

 

По форме правления Франция являлась парламентской республикой, причем нижняя палата парламента – Национальное собрание (избиралось на 5 лет, всеобщим, тайным избирательным правом) – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не могу никому делегировать свои законодательные полномочия. Конституция сохранила двухпалатную структуру парламента. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями, ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.


Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.


Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого должен осуществляться соответствующий нормативный акт.


Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами.

· Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.

· Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование.

· Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.

82. Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

Проведенные преобразования: Совету республики предоставляются почти все права и полномочия довоенного Сената, установилось полное равноправие палат, определялись периоды действия Нац. Собрания – возвращали режим 3 республики, но многие политические группировки были против. Причиной отмены Конституции 1946г. стали события в Алжире – активизировались силы, требовавшие подавления национально-освободительного движения, начались открытые выступления проколониалистских французских военных, что способствовало гражданской войне и в самой Франции.

 

Принятие конституции 1958 года ознаменовало рождение Пятой республики.
Во главе государства теперь стоит президент, избирающийся избирателями, а не выборщиками. Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере:

· имел право подписывать и обнародовать законы;

· требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

· право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции;

· право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент;

· право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

· право принимать ордонансы, имеющие силу закона.

 

Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что нехарактерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики, был главой вооруженных сил. Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. Парламент мог лишь учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене. Он состоял из 2 палат – Национальное Собрание (прямое голосование) и Сенат (косвенное голосование). Парламент законодательствует лишь в строго очерченных границах, вопросы, не входящие в его компетенцию, решались в административном порядке декретами кабинета. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом. Наличие Сената обеспечивало систему сдержек и противовесов.
Вторым лицом в государстве является премьер-министр, руководящий правительством. Новый орган – Конституционный Совет – решает вопросы законности выбора президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия НПА конституции. Государственный Совет осуществлял контроль за нормативными актами исполнительной власти. Таким образом, была установлена форма правления, сочетающая в себе парламентскую и президентскую республику с доминированием последней.
Колонии стали юридически независимыми.

83. Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение Германии.

Войска союзных государств, СССР, США, Англии и Франции, оккупировали Германию после окончания Второй мировой войны. Решением Потсдамской конференции в 1945 г. побежденное государство было разделено на четыре оккупационных зоны. Управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано три западных зоны. Образовалось два независимых государства. Военные губернаторы США, Великобритании и Франции уполномочили премьер-министров правительств германских земель приступить к разработке проекта конституции будущего государства — ФРГ. Конституция определяла ФРГ как государство демократическое, социальное и федеративное. Верхняя палата парламента – Бундесрат (Союзный совет), а нижняя – бундестаг (главный законодательный орган) избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам. Бундесрат ограничивал полномочия бундестага – только в его компетенцию входило изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и др. Главой государства становился президент, избираемый на 5 лет, действительная власть сосредотачивалась в руках канцлера. Конституционный суд – толкует конституцию, решает вопросы о пределах компетенции федерации.


Конституция 1949 г.

Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков Третьего рейха, провозглашая ненарушимость человеческого достоинства, неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека, среди которых - право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи расово-неполноценных и нежизнеспособных немцев, проводилась принудительная стерилизация. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г:

· свобода вероисповедания и совести;

· свобода выражения мнений, собраний, союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий;

· свобода передвижения, выбора профессии, тайна переписки;

· неприкосновенность жилища;

· основные права в сфере правосудия.

 

В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также - о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и достоинство трактуется ФКС как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризисы в ГДР, которые привели к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с 1989 г. по 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением. Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вклады населения. Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась «единая избирательная территория», на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г, вообще не вносились предложения о разработке новой Конституции. После объединения Германии была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок.

84. Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии.

Поражение Японии и ее капитуляция во многом оказали влияние на государственно-правовое развитие страны. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех органов военно-террористического подразделения, отмены нормативных актов, закреплявших военно-полицейский режим.

Социально-экономическая сфера: упразднялось крупное землевладение (помещичье), максимальная площадь не должна превышать 9 га, остальную землю покупало государство и продавало крестьянам.


Промышленность: декартелизация военно-промышленных монополий (позволило увеличить средние предприятия)

Трудовое законодательство: право на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, право на проведение забастовок при наличии определенных условий, рабочий день 8 часов.


Конституция.
Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия. Император теперь являлся символом государства и единства народа, но правомочия ограничивались (царствовал, но не управлял). Он мог назначить премьер-министра, выдвинутого парламентом, по представлению кабинета министров главного судью Верховного суда, созывает парламент, объявляет всеобщие выборы и др.

ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ИМПЕРАТОРА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ДЕЛАМ ГОС-ВА, МОГУТ БЫТЬ ПРЕДПРИНЯТЫ С ОДОБРЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ.


Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из палаты представителей и палаты советников. Предусматривается парламентская неприкосновенность. Закон принимается обеими палатами. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления.
Исполнительная власть принадлежала кабинету министров.
Судебная власть в руках Верховного суда и судов низшей инстанции.
В Конституцию включена специальная глава, посвященная «правам и обязанностям народа», где помимо традиционного перечня основных прав и свобод, объявленных «нерушимыми и вечными», говорилось об отказе в признании пэрства и других аристократических институтов. Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осужден в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание, и т. д. Конституция декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки Конституции вскоре после ее принятия под видом «силы самообороны» были созданы современные армия и флот.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.