Джордж Уайтфилд собирает толпы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Джордж Уайтфилд собирает толпы

2022-09-11 31
Джордж Уайтфилд собирает толпы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


В начале Великого Пробуждения Джордж Уайтфилд проповедовал толпам из 1000 человек, переполнивших церковные здания. Но за дверями церкви собралось еще 2000 человек, которые стояли на кладбище, пытаясь услышать его. Наконец, Уайтфилд сказал "хватит" и решил проповедовать на улицах под открытым небом, где были люди.

Джон Уэсли подумал, что Уайтфилд сорвался с катушек за то, что покинул церковь, но когда увидел плоды, Уэсли вскоре сделал то же самое. Вскоре десятки тысяч людей собрались, чтобы получить спасение. Я верю, что мы вот-вот пересечем этот порог в Западной Церкви. Когда церковь столкнется со сверхъестественными измерениями любви, радости и чудес, пробуждение будет распространяться так быстро и стремительно, что нам придется вывести наши собрания на улицы. Во многих городах единственным местом, достаточно большим для собраний, будет спонтанный сбор на парковке продуктовых магазинов или на открытых площадках. У нас не будет времени на установку звуковых систем, так что будьте готовы проповедовать с бычьим рогом!

Уайтфилд впервые взялся проповедовать под открытым небом на горе Ханхам, к юго-востоку от Бристоля, в одном из худших районов города в наши дни. Приблизительно 20 000 бедных рабочих пришли послушать его, и их слезы оставляли белые полосы по их грязным лицам и "сильные люди были перемещены в истерические судороги чудесной силой [Бога]". (10) Толпы росли, как грибы. Регулярно в Уайтфилде собиралось 30 000 человек, чтобы увидеть его, а иногда и до 80 000!

Бенджамин Франклин, хотя и не христианин, описывает влияние на общество после проповеди Уайтфилда в Филадельфии: "Казалось, что весь мир становится все более религиозным, так что нельзя пройтись по городу вечером, не услышав псалмов, которые поют в разных семьях каждой улицы" (11).

Франклин был другом Уайтфилда и публиковал его журналы. Однако Франклин изначально скептически относился к сообщениям о том, что Уайтфилд проповедовал на улицах города толпам десятков тысяч людей. Помните, что не было устройства для усиления его голоса, и кроме того, эти цифры были феноменальными. Во время одной из своих проповедей Франклин измерял расстояние, на котором он мог уйти от Уайтфилда, пока не перестал слышать голос проповедника на открытом воздухе. Затем, учитывая 2 фута на человека вокруг этого параметра, Франклин подсчитал, что десятки тысяч человек действительно могут слышать проповедь Уайтфилда одновременно.

Проповедь Уайтфилда сопровождалась дикими проявлениями, однако он сомневался в их достоверности. В то время как Джон Уэсли признавал эти экстатические проявления как плод встречи с Богом, Уайтфилд критиковал Уэсли за то, что тот позволил этому явлению произойти. Но вскоре проявления стали происходить и на его собственных собраниях. Уайтфилд сначала выразил сомнения, сказав Уэсли:
«Я не думаю, что это правильно поощрять конвульсии, в которых оказывались люди на твоих служениях. Если бы я это сделал, сколько бы людей кричало каждый вечер? Я думаю, что требовать от Бога таких знаков - это искушать Его. В том, что в этом есть что-то от Бога, я не сомневаюсь. Но дьявол, по-моему, вмешивается. Я думаю, что это ободрит французских пророков. Это оторвет людей от написанного Слова и поставит их в зависимость от видений, потрясений и т.д. больше, чем от обетований и заповедей Евангелия» (12).

Но Джон Уэсли не допустил, чтобы на этом история закончилась. Лично он посетил Уайтфилд и "присел" с ним, чтобы обсудить вопрос о проявлениях. Вот отчет Уэсли о встрече:
«Суббота, 7. - Я имел возможность поговорить с ним о тех внешних знамениях, которые так часто сопровождали внутреннюю работу Бога. Я пришел к выводу, что его возражения главным образом основывались на грубом искажении фактов. Но на следующий день у него появилась возможность лучше осознать себя: как только он начал (в своей проповеди) призывать всех грешников верить во Христа, то почти в одно и то же время четыре человека упали рядом с ним. Один из них лежал без всякого смысла и движения. Второй очень сильно дрожал. У третьего были сильные судороги по всему телу, но он не издавал шума, если только не стонал. Четвертый, не менее потрясенный, призывал Бога сильными криками и слезами. Я надеюсь, что с этого времени мы все позволим Богу выполнять свою работу так, как Ему будет угодно» (13).

Вскоре после этого все Небеса взорвались на сцене на собраниях Уайтфилда, ибо "часто до 500 человек падали в кучу и лежали под силой одной проповеди. Многие люди устраивали демонстрации, и в нескольких случаях люди, которые выступали против призыва Духа, падали замертво во время его собраний» (14).

Проповедь Уайтфилда была громкой и динамичной. Проповедуя импровизированно, без использования записей, он размахивал руками в воздухе, а его голос и лицо были живыми и выразительными. Уайтфилд учился актерскому мастерству, и его критики ставили под сомнение его харизму. Однако толпы людей стекались, и сходила слава.

"Он размахивал руками, делал жесткие жесты, кричал и танцевал на радость собравшимся, которые устали от высокомозглого, сильно аннотированного и джентльменского стиля проповедников из Гарварда и Йеля", - пишет автор Бенджамин Харт. - "Во время проповеди Уайтфилда люди кричали, катались по земле, пускались в слезы или бегали в религиозном экстазе. Даже агностический шотландский философ Дэвид Хьюм однажды сказал об Уайтфилде, что стоит проехать 20 миль, чтобы послушать его" (15).

Эти встречи были дикими, хотя не все его слушатели были фанатами. "Меня почтили тем, что в меня бросали камни, грязь, гнилые яйца и куски мертвых кошек", - пишет Уайтфилд. (16)

Исполняющий обязанности декана Йельского университета написал об Уайтфилде в письме другу в 1741 году, после того, как он воспламенил студентов пробуждением:
«Но этот новый энтузиазм, как следствие проповеди Уайтфилда по всей стране и его учеников, получил прочную основу в колледже [Йельский университет]... Многие ученые были им охвачены, и в этом году двум из кандидатов было отказано в присвоении ученой степени за их беспорядочные и неустанные усилия по его распространению...". Сейчас среди нас преобладает самый странный и неподотчетный энтузиазм, чем, возможно, в любом веке или государстве. Ибо не только умы многих людей одновременно поражаются ужасными страданиями, когда они слышат отвратительные возгласы наших странствующих проповедников, но даже их тела часто в одно мгновение страдают от самых странных потрясений и непроизвольных волнений и судорог, которые иногда случаются и с теми, кто приходит просто как зрители... [выделено мной]». (17)

В 1742 году во время пробуждения в Камбусланге под Глазго, Шотландия, был проведен большой праздник по случаю причастия. Именно здесь люди стали массово падать в Духе Божьем. Уайтфилд, который служил на некоторых столах, был "настолько полон Божьей любви, что был в некотором экстазе". (18) На следующем богослужении пробуждения сотни свалились в Духе, вместе с проявлениями смеха, пророчества и стенания.

"Почти такими же заметными, как и падение, были различные движения тела. Конвульсивные движения были, по крайней мере, при ранних шотландских причащениях, а после Кейн-Ридж получил в коллективе обманчивый термин "придурки". Этот термин скрывает разнообразие таких движений, включая ритмические танцы. Более обычные крики и стоны сопровождались почти бессвязными речами, некоторые из которых позднее стали называться священным смехом или пением", - пишет христианский автор Уильям де Артеага в своей книге "Утоление духа" (19).

Сила Божьей славы, покоящаяся на Уайтфилде, не должна оставаться незамеченной. Временами это было так тяжело, как в Деяния 5 глава, когда Ананию и Сапфиру пришлось вытащить мертвыми из собрания.

«Однажды, проповедуя в Йоркшире в 1756 году, Уайтфилд стоял на платформе, возведенной за открытым окном церкви, где его могли слышать как люди внутри, так и несколько тысяч людей снаружи. Он прочитал из послания к Евреям 9:27: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Внезапно из зала раздался "дикий, ужасающий вопль", когда кто-то мгновенно упал замертво. Один из служителей протиснулся свозь толпу, и после некоторого замешательства тело было унесено. После паузы Уайтфилд начал громко читать: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Сразу же из другой части толпы раздался еще один крик. Второй человек умер после того, как услышал слова Уайтфилда о смерти и суде". (20).

Местный пастор, преподобный Уильям Гримшоу, протиснулся сквозь толпу к Уайтфилду, говоря, что ангел-разрушитель был рядом: "Брат Уайтфилд, ты стоишь между живыми и мертвыми!" После этого народ был покорён его призывом.

Распространение дикого огня


Так, впечатленный харизматическим красноречием Уайтфилда, проповедник-мирянин Джеймс Девенпорт последовал за ним в Нью-Йорк и Филадельфию, чтобы поучиться у проповедника пробуждения. Давенпорт стал радикалом, подхватив стиль Уайтфилда и продолжив это. Конгрегационалистский служитель Джозеф Фиш говорит, что во время своих собраний Давенпорт разрешил "безудержную свободу шума и возмущения, как от горя, так и от радости, во время богослужения... всеми силами промоутируя обоих - путем повышения собственного голоса на самый высокий уровень, вместе с самым жестоким встряхиванием тела, вплоть до искажения своих черт лица и вида" (21).

Давенпорт был известен как дикий человек, и он призывал других не профессиональных проповедников распространять идеи пробуждения; они стали известны как отдельные конгрегационалисты. В июне 1742 года Давенпорт был привлечен к ответственности перед Колониальной ассамблеей в Хартфорде, штат Коннектикут, вместе с проповедником Бенджамином Померой, будучи обвиняемыми в нарушении общественного порядка. Они объявили, что Давенпорт находится под "восторженными впечатлениями и импульсами и, таким образом, нарушены рациональные способности его разума".

Стиль трансов и видений, пережитых этой группой отдельных конгрегационалистов, впоследствии будет сохранен в богослужении отдельных баптистов. У этих баптистов были люди, "плачущие во время служений, падающие, как в припадках, и просыпающиеся в экстазе; и служители, и обычные люди похожи [на конгрегационалистов] по своим импульсам, видениям и откровениям" (22).

Также о баптистских собраниях в Вирджинии в 1771 году наблюдатель Джон Уильямс писал: "Христиане начинали кричать, грешники дрожали и падали в конвульсии". А в последующем пробуждении, 14 лет спустя, баптистский священник Иоанн Лиланд описывает "небесное смятение среди проповедников", а также "небесный разлад среди народа" (23).

Пробуждение в Вирджинии охватило и методистов, так как в 1776 году Уэсли назначил Томаса Рэнкина: "Когда же сошла сила, сотни упали на землю, и дом, казалось, сотрясся от присутствия Божия" (24).

Во время методистского пробуждения 1787 года проповедники не cмогли успокоить общину, чтобы они могли говорить, несмотря на все хвалы и крики, пока, наконец, не сдались. В разгар шума в крыше сломались одиннадцать стропил, но никто не заметил этого в шумной обстановке. Ричард Гарреттсон, методисткий проповедник в Вирджинии в то время, рассказал, как шум конгрегации "заставлял приходить множество людей, так что в тех местах, где у нас раньше было всего двадцать или тридцать человек в будний день, теперь тысяча, а иногда и больше". Он добавил, что в молитвенных собраниях "пять, восемь и десять человек часто обращаются на одном собрании, где нет проповедников, [и] они часто проводят вместе шесть или семь часов" (25).

Славный хаос Кейн-Ридж


Тысячи людей снова подвергнутся корпоративному воздействию Бога прямо на улицах, как это было во время Первого Великого Пробуждения. Но давайте теперь обратим наше внимание на славный хаос, который разразился при рождении Второго Великого Пробуждения. Рассмотрим замечательное событие, произошедшее в августе 1801 года, известное как "Пробуждение Кейн-Ридж". На малонаселенной границе штата Кентукки было 20000 замечательных людей, которые пришли на это шестидневное мероприятие посреди пустыни. Возможно, впервые в Америке падение на землю в трансе было не только нормальным - оно было абсолютно нормальным в том течении.

В мероприятии "Кейн-Ридж" приняли участие баптисты, методисты, пресвитерианцы и граждане из всех слоев общества. Во всем своем пьяном, странном поведении литературный критик Гарольд Блум зашел так далеко, что назвал его "первым Вудстоком". (26). Молодой скептик, Джеймс Б. Финли, был среди тысяч обращенных там, и он написал следующее сообщение:

Шум был похож на шум Ниагары. Огромное море человеческих существ, казалось, было взволновано, как будто шторм. Я насчитал семь священнослужителей, все они проповедовали на пнях, другие в повозках и один стоял на дереве, которое упало на другое....". Одни люди пели, другие молились, кто-то взывал о пощаде самым жалобным голосом, а кто-то громко кричал. Во время наблюдения за этими сценами на меня обрушилось такое странное ощущение, которого я никогда раньше не испытывал. Мое сердце билось, колени дрожали, губы дрожали, и я чувствовал, что вот-вот упаду на землю. Сверхъестественная сила, казалось, проникла во всю собранную там массу разума... Я взобрался на бревно, откуда открывался лучший вид на бурлящее море человечества. Сцена, которая пришла мне в голову, была неописуема. Однажды я видел по крайней мере пятьсот человек, снесенных в один миг, как будто на них была вскрыта батарея из тысячи орудий, а затем сразу же последовали крики и вопли, которые разорвали самые небеса [выделено мной]. (27)

Это было началом Второго Великого Пробуждения.

Наблюдатели сцены признались в своей неспособности описать ее. Они говорили, что язык не может воздать этому должное. Преподобный Моисей Хож писал, что люди "падают, плачут, дрожат и нередко страдают от судорог... Ничего, что воображение может нарисовать, не может произвести более сильное впечатление на разум, чем одна из этих сцен. Грешники повсюду падают, вопят, стонут, взывают о милосердии, впадают в конвульсии; профессора молятся, мучаются, падают в обморок, впадают в горе из-за грешников или в восторг от радости!" (28)

В то время как экстатические проявления назывались "исступлениями" в пробуждениях Джонатана Эдвардса и во дни Джона Уэсли, термин для них в "Пробуждении Кейн-Ридж" был придуман как "конвульсии". Так назывались судорожные движения, которые происходили среди людей по мере того, как спускалась слава Божья, и "святые и грешники переживали отчаяние или экстаз". Шум и беспорядок были такими, что лишь немногие имели возможность услышать длительные проповеди. Никакая аэробика не могла сравниться с рывками и танцами, а те, у кого больше всего было таких проявлений, сообщали о крайней болезненности. Никакие аэробные упражнения не могли сравниться с рывками и танцами, а те, кто больше всего тренировался, сообщали о крайней болезненности. Те, кто пострадал, некоторые ценой большого смущения, неизменно соглашались с тем, что то, что они сделали, было недобровольным" (29). Один наблюдатель пишет:

«Их головы внезапно отдергивались назад, часто заставляя их тявкать или издавать другие непроизвольные звуки... иногда голова летала так быстро, что их черты лица не могли быть распознаны. Я видел, как их головы летят назад и вперед так быстро, что волосы женщин трещали, как трещит кнут, но не очень громко». (30)

Ниже приводится еще один рассказ о пробуждении: "...начались бурные физические "упражнения". Одновременно с криками и плачами некоторые начали падать. У некоторых из них были только ослабленные колени или легкая голова (включая губернатора Джеймса Гаррада). Другие упали, но остались в сознании и были способны разговаривать, некоторые впадали в глубокую кому, проявляя симптомы большого припадка или типа истерии." (31)

В другом письме того периода, написанном полковником Робертом Паттерсоном из Лексингтона, он попытался, “насколько это в моих силах”, описать это чувство:

«Люди всех возрастов, начиная с 8 лет и старше; мужчины и женщины; богатые и бедные; чернокожие; и представители всех конфессий; и те, кто за него, и те, кто в тот момент противостоял ему и ругался против него, мгновенно оказались лежащими неподвижно на земле. Некоторые чувствуют приближающиеся симптомы, будучи в глубоком осознании греховности; их сердце переполнено, нервы расслабляются, и в одно мгновение они становятся неподвижными и теряют речь, но в целом сохраняют свои чувства» [так в оригинале]. (32)

Паттерсон сказал, что у некоторых проявления длились от "одного часа до 24".


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.