Правовое положение коммерческих банков. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правовое положение коммерческих банков.

2022-09-11 23
Правовое положение коммерческих банков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основу правового регулирования банковской деятельности составляет Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (далее - БК).

Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом, и соблюдением правил, установленных законодательством Республики Беларусь о нормативных правовых актах. Отношения, связанные с использованием ценных бумаг, бюджетных и валютных средств, а также иные отношения, связанные с деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, регулируются специальным законодательством, если иное не предусмотрено БК.

В соответствии со ст. 6 БК Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть государственные органы, органы местного управления и самоуправления, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги и валютные ценности.

В соответствии со ст. 11 БК денежные обязательства на территории Республики Беларусь должны быть выражены в официальной денежной единице Республики Беларусь (белорусском рубле). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных инструкций в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 5 БК финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система Республики Беларусь - составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

Основными принципами банковской деятельности являются:

обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее - лицензия на осуществление банковской деятельности);

независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, БК, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь, что означает:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов Национального банка - город Минск.

Основными целями деятельности Национального банка являются (ст. 25 БК):

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет функции, закрепленные ст. 26 БК.

В соответствии с Уставом НБ, утвержденного Указом Президента от 13 июня 2001 г. № 320 Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном настоящим Уставом. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, к организациям Национального банка - учреждение образования "Пинский высший банковский колледж Национального банка Республики Беларусь", республиканское унитарное предприятие "Белорусский межбанковский расчетный центр", республиканское унитарное предприятие "Центр банковских технологий".

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, настоящим Уставом и иным законодательством Республики Беларусь. Изъятие и обременение обязательствами имущества Национального банка без его согласия не допускаются, за исключением случаев, определенных законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк имеет право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приобретать, а также продавать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование физическим или юридическим лицам или иным способом распоряжаться закрепленными за ним зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, оборудованием, транспортными средствами, инвентарем, сырьем и другим имуществом.

Уставный фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и выполнения обязательств Национального банка. Уставный фонд Национального банка образуется за счет его прибыли, целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Размер уставного фонда Национального банка составляет шестьдесят миллиардов белорусских рублей.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов. Члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях. Заместители Председателя Правления Национального банка назначаются из числа членов Правления Национального банка Правлением Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка.

Правление Национального банка выполняет следующие функции:

рассматривает и представляет совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

утверждает годовой отчет о работе Национального банка и ежегодно до 15 апреля представляет его Президенту Республики Беларусь;

устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

принимает решения:

о регулировании кредитных отношений, денежного обращения, об определении порядка расчетов, валютного регулирования;

о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

о выдаче лицензий на осуществление банковских операций;

об участии в международных организациях;

о регулировании банковской деятельности, и др.

Правление Национального банка проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания правомочны при присутствии на них не менее восьми членов Правления Национального банка. Решения Правления Национального банка принимаются простым большинством голосов и оформляются постановлениями Правления Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров Национального банка. Совет директоров Национального банка состоит из девяти членов, включая руководителя этого Совета. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления Национального банка. Члены Совета директоров Национального банка назначаются Правлением Национального банка сроком на пять лет из числа работников Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка.

Совет директоров Национального банка осуществляет следующие функции:

организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

определяет структуру Национального банка;

устанавливает условия найма, увольнения, оплаты труда, права и обязанности служащих Национального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и др.

Совет директоров Национального банка проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания правомочны при присутствии на них не менее шести членов Совета директоров Национального банка. Решения Совета директоров Национального банка принимаются простым большинством голосов и оформляются постановлениями Совета директоров Национального банка.

Председатель Правления Национального банка назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

В соответствии со ст. 8 БК банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Государственная регистрация банков осуществляется в соответствии с БК и Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального Банка 28 июня 2001 г. № 175.

Для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

заявление;

устав банка;

выписка из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд банка, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;

сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих - справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), указанному в учредительных документах;

анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка, заполненные ими и содержащие сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи;

документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по перечню, определяемому Национальным банком;

бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;

документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по перечню, определяемому Национальным банком;

платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка;

эскизы печатей в двух экземплярах.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;

список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.

Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка должны содержать следующие сведения:

для руководителя банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

об отсутствии (о наличии) у них непогашенной или неснятой судимости, подтвержденные справкой органа внутренних дел, содержащей, кроме того, сведения о непривлечении (привлечении) в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.

Документы представляются в одном экземпляре, за исключением устава банка.

Устав банка представляется в двух экземплярах. Устав должен быть утвержден уполномоченным органом управления банка. К уставу банка, созданного в форме закрытого акционерного общества, прилагается список учредителей (участников), который должен включать в себя: наименование и местонахождение учредителей (участников) - юридических лиц, паспортные данные учредителей (участников) - физических лиц, размер их вклада, количество акций, в том числе простых и привилегированных, долю участия в уставном фонде. Список учредителей (участников) должен быть прошит вместе с уставом банка. Данные сведения должны быть подписаны уполномоченным лицом банка.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов в согласованном с ними порядке дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при создании банка.

Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку соответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним.

Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:

свидетельство о государственной регистрации банка;

разрешение на право изготовления печатей;

документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

При государственной регистрации банка для его постановки на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование, Национальный банк осуществляет взаимодействие с этими органами и организациями в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о банке для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Реорганизация банка путем его разделения или выделения банка (банков) допускается при условии, если уставный фонд банков (банка), созданных в результате реорганизации, останется не ниже размера минимального уставного фонда, установленного Национальным банком.

Слияние банка может осуществляться только с банком (банками). В случае принятия банками решения о слиянии необходимо получить разрешение Национального банка на их слияние. Порядок получения разрешения устанавливается Национальным банком.

Банк может быть реорганизован путем присоединения только к другому банку. Присоединиться к банку могут только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация.

Реорганизация банка производится с уведомлением кредиторов реорганизуемого банка. Кредитор реорганизуемого банка вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является этот банк, и возмещения убытков.

При слиянии реорганизованные банки обязаны возвратить выданные им лицензии на осуществление банковской деятельности (их дубликаты) и копии таких лицензий в Национальный банк. При этом вновь созданный банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня тех банковских операций, которые были вправе осуществлять реорганизованные банки.

При присоединении банк, реорганизованный путем присоединения к другому банку, обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк. Банк, реорганизованный путем присоединения к нему другого банка, вправе заявить в Национальный банк ходатайство о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности, для указания в нем тех банковских операций, которые был вправе осуществлять присоединенный банк.

При выделении банк, создаваемый путем выделения из другого банка, обязан заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче ему лицензии на осуществление банковской деятельности.

При разделении реорганизованный банк обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк, а создаваемые в результате разделения банки должны заявить ходатайства о выдаче им лицензий на осуществление банковской деятельности.

При реорганизации банка его права и обязанности переходят ко вновь созданным банку (банкам) и иным юридическим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством.

Ликвидация банка

Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Банк может быть ликвидирован по решению его участников (собственника имущества банка) либо органа банка, уполномоченного уставом, хозяйственного суда или Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.

Ликвидация банка по инициативе его участников (собственника имущества банка) либо органа банка, уполномоченного уставом, производится с письменного согласия Национального банка. Порядок получения согласия устанавливается Национальным банком.

В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение и представить соответственно участникам (собственнику имущества) банка либо органу банка, уполномоченному уставом, план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации банка.

Участники (собственник имущества) банка либо орган банка, уполномоченный уставом, принявшие решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создают ликвидационную комиссию (назначают ликвидатора), назначают ее председателя, а также определяют в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка.

Национальный банк в пятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ликвидация банка с иностранными инвестициями осуществляется по решению его участников (собственника имущества банка) или органа банка, уполномоченного уставом, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, либо в судебном порядке.

Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сообщение об исключении банка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, и в официальном издании Национального банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в этот регистр.

Банк обязан прекратить свою деятельность с момента принятия решения о его ликвидации и в двухмесячный срок выйти из состава участников других юридических лиц (принять решение о ликвидации юридического лица, собственником имущества которого он является).

Лица, заключившие с ликвидируемым банком договор банковского счета, в течение тридцатидневного срока со дня публикации информации о ликвидации банка в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, обязаны расторгнуть в одностороннем порядке этот договор.

 

БИЛЕТ №15

1. Общепринято, что начало банковской деятельности в России было положено в первой половине XVIII века. Однако подобный подход нуждается в некотором историческом уточнении.

Первая попытка создания учреждения, подобного банку, в России была предпринята в 1665 году в Пскове, практически одновременно с формированием банковской системы в Англии. Ее инициатором был псковский воевода А.Л. Ордин-Нащокин. Роль ссудного банка для маломощных купцов должна была исполнять городская управа при поддержке крупных торговцев. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно, так как реформатор был отозван из Пскова, а новый воевода тут же ликвидировал все его нововведения.

Таким образом, банки как специфические экономические институты начали создаваться в России лишь через 100 лет, в середине XVIII века. Россия значительно отставала от Европы по распространению коммерческого кредита, первыми заемщиками ссуд выступало правительство и крупные землевладельцы, а в роли кредиторов – единоличные предприниматели-ростовщики. Подобная ситуация в условиях преимущественно натурального помещичьего хозяйства давала возможность бесконтрольно поднимать проценты за кредит, что стало одним из стимулов к созданию казенных банков.

Первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений считается создание «Монетной канцелярии» (1733) в царствование Анны Иоанновны. Императрица создала данное учреждение, чтобы облегчить положение лиц, нуждавшихся в денежных средствах, и приказала "Монетной канцелярии" выдавать ссуды под обеспечение золота и серебра с "взысканием" 8%.

Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754 г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве, а также "Купеческий Банк" в Санкт-Петербурге, специально организованный для торговых людей. Одной из главных функций "Дворянского Заемного Банка" была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества, в размере 500-1000 рублей одному лицу. По указу 1766 г. банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых. Безусловно, это были привлекательные условия, так как плата за частный кредит доходила до 20% годовых.

При Елизавете Петровне возникали и другие кредитные учреждения, как, например, "Медный банк", "Банковские конторы вексельного производства" между городами, занимавшиеся выдачей ссуд купцам и фабрикантам медной монетой под обеспечение переводных векселей. При возврате ссудополучатель обязан был возвратить ссуды серебром. Стараниями графа И.И. Шувалова в 1760 г. был учрежден "Банк Артиллерийского Инженерного Корпуса".

Плодотворная деятельность этих банков подтверждена документально - их основной капитал, состоявший из 750 тыс. руб., в царствование Екатерины II достиг 6 млн. рублей. В 1769 г. были созданы Ассигнационные банки, занимавшиеся главным образом введением в обращение бумажных денег. Несмотря на контроль, сосредоточенный в руках губернаторов и городничих, деятельность всех этих контор не оказалась успешной, и они постепенно стали закрываться в связи с истощением ресурсов.

Но, несмотря на важное значение существования этих банков и на ту роль, которую они должны были играть, при отсутствии правильного ведения книг и без строго установленных начал деятельности, дела банков стали падать и в 1786 г. они были закрыты, а их капиталы переданы "Государственному Заемному Банку". Закрытие произошло в связи с тем, что краткосрочные кредиты и ссуды из-за несвоевременного погашения становились долгосрочными, а заемщиками были почти одни и те же лица.

"Государственный Заемный Банк" стал заниматься выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам. Капиталом банка стали все наличные суммы, находящиеся в закрытых Дворянских банках, однако, оборотных его средств было недостаточно для удовлетворения всей потребности в земельном кредите.

Правление Александра I отмечено в истории банковского дела развитием учетных контор, их распространением по стране. Однако в связи со слабым развитием вексельного оборота и отсутствием достаточных средств они не оказали существенного влияния на торговлю и промышленность России. Чтобы исправить ситуацию, в 1817 г. правительство провело новую финансовую реформу, содержание которой свелось к следующим основным направлениям:

– во-первых, был полностью прекращен дальнейший выпуск ассигнаций, новые ассигнации выпускались лишь для замены старых;

– во-вторых, был организован новый банк краткосрочного кредита – Государственный коммерческий банк;

– в-третьих, создана Комиссия погашения государственных долгов, в дальнейшем – Совет государственных кредитных установлений, под наблюдением которого находились три государственных банка: Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредитования). Основание коммерческого банка явилось мерой оздоровления кредитных учреждений России, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачей долгосрочных ссуд и секретными заимствованиями на нужды правительства. Банк всех проблем решить не смог, однако просуществовал до 1860 года и был преобразован в первый в России Государственный банк, который получил эмиссионные функции. Непосредственным начальником банка являлся Министр финансов.

– в-четвертых, всем кредитным учреждениям дана большая самостоятельность и независимость от Министерства финансов, они поставлены под наблюдение Особого совещания государственных кредитных установлений. Было принято решение о публикации отчетов всеми кредитными учреждениями.

Отмена Александром II в 1861 году крепостного права дала развитию банковского дела новый импульс, так как возникла необходимость в широком кредитовании сельского населения, что потребовало создания сети учреждений мелкого кредита. Так, к 1873 году в России уже было открыто 39 акционерных коммерческих банков с суммарным основным капиталом в 1,06 млрд рублей (для сравнения, капитал Государственного банка в то время составлял 21 миллион рублей) с сетью филиалов из 40 отделений.

Быстрый рост числа банков привел к возрастающей конкуренции между ними, что отрицательно сказалось на их деятельности и финансовом состоянии заемщиков. Эти явления усилили необходимость государственного регламентирования банковских операций.

В 1872 году появился закон, регламентирующий деятельность банков. В частности, он предусматривал:

Установление для банков Образцовых Уставов

Приостановление учреждения новых банков в столицах и тех городах, где уже были банки

Запрет учета векселей без обеспечения или с обеспечением недвижимым имуществом.

Запрет открытия банка с капиталом менее 50 тысяч рублей

Запрет выпуска акций стоимостью более 250 рублей

Запрет выделения особых премий из прибыли на учредительные паи и акции

Кредитным учреждениям разрешалось приобретать недвижимость только для собственных нужд.

С усилением деловой активности в банковской среде изменялись и законы, регулирующие данную сферу деятельности: появились закон о создании коммерческих банков 1883 года, и закон о порядке ликвидации 1884 года.

Необходимые условия создания и функционирования банков:

Общий капитал не менее 5 млн рублей

50% капитала вносится при подписании учредительных документов, оставшаяся часть – в течение последующих 6 месяцев

Наличные суммы банка вместе с его текущим счетом в Госбанке должны составлять не менее 10% его обязательств

Сумма обязательств не должна превышать складочный капитал более чем в 5 раз

Кредит одному клиенту не должен превышать 10% складочного капитала

Члены правления не имеют права пользоваться вексельным кредитом в своем банке

Запасный капитал составляет 1/3 основного капитала и хранится в Госбанке в правительственных ценных бумагах.

Совмещение административных должностей в банке запрещено

Один акционер может распоряжаться не более, чем 110 голосами на собрании

Что касается процедуры ликвидации, банк подлежал закрытию, если из-за понесенных убытков складочный, основной, оборотный или паевый капитал сокращались до размера, при котором он должен был прекратить свою деятельность согласно уставу, или, при отсутствии особых указаний – если его капитал уменьшался на 1/3

Министерству финансов было предоставлено право ревизии кредитных учреждений в исключительных случаях. Правительственная ревизия могла быть н


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.