Карта психоречевого развития ребёнка с овз (зпр) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Карта психоречевого развития ребёнка с овз (зпр)

2022-09-11 31
Карта психоречевого развития ребёнка с овз (зпр) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАРТА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ (ЗПР)

Формальные данные

ФИО ребёнка_______________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Домашний адрес, телефон __________________________________________________________________

Мать _____________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________

Решение ТПМПК  от ___________________Протокол №__________________

от ___________________Протокол №__________________

от ___________________Протокол №__________________

Какое образовательное учреждение (частных специалистов) посещает(л)___

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Речевая среда (одноязычие/двуязычие)_________________________________

Ведущая рука______________________________________________________

Наличие инвалидности______________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

ЗАПАС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н Как тебя зовут?_______________________________________________________ Сколько тебе лет? ____________________________________________________ Когда у тебя день рождения?__________________________________________ Где ты живешь?(страна,город,адрес)___________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Где и кем работает твоя мама?__________________________________________ ____________________________________________________________________ Где и кем работает твой папа?__________________________________________ ____________________________________________________________________ Кто в семье старше? А кто моложе? _____________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Сколько этажей в вашем доме? На каком этаже живешь ты? ________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Для чего нужны:Нос?Глаза?Шея?Голова?______________________________ ____________________________________________________________________ Для чего нужны: Холодильник? Фен?Утюг? _____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Чем похожи сосна и ёлка?_____________________________________________ ___________________________________________________________________ Чем отличается старый человек от молодого? ____________________________ ____________________________________________________________________              
  1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)
  2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)
  3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)
  4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)
           

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

ЦВЕТ, ФОРМА, ВЕЛИЧИНА

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н Цвет: «Цветные квадратики». Материал: квадраты 10 х10 см синий, зеленый, красный, желтый, 1________ 2 ________ 3________ 4________ белый, черный, серый, коричневый, 1________ 2________ 3________ 4_______ фиолетовый, оранжевый, 1________ 2_________ голубой, розовый 1_________ 2 __________   Какого цвета этот квадрат?____________________________________________ Покажи квадрат (цвет) ________________________________________________ Покажи такой же квадрат ______________________________________________ Подбери по цвету_____________________________________________________             1. Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл) 2. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла) 3. Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла) 4. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)             Форма: «Почтовый ящик», «Доски Сегена». Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется?______________________________________ Покажи (фигура)_____________________________________________________ Вкладыши (ящик, доски)______________________________________________             1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл) 2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла) 3. Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла) 4. Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла)             Величина «Пирамидка»             1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл) 2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла) 3. Складывает пирамидку с учетом величины методом проб и примеривания колец. Высказывает желание собрать пирамидку повторно. (3 балла) 4. Самостоятельно и безошибочно складывает пирамидку. Действует путем зрительного соотнесения колец по величине (4 балла)            

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н
Целостное восприятие изображения предметов Кого нарисует художник?_____________________________________________ Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Что зачеркнул малыш?________________________________________________ Узнавание перечеркнутых изображений ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Загадки художника: что художник нарисовал? ____________________________ Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Отгадай, что это? ____________________________________________________ Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что забыл нарисовать художник? кастрюля______________________________ самолет_____________________________ дом____________________________ ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________              
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла). 4. Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла).            
Целостное восприятие «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.   Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)_________________ Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) ____________________________________________________________________ на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) ____________________________________________________________________ Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)______________________________________________ на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет) _____________________________ Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)___________________________________________              
1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл). 2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла). 3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла) 4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)            

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

ПАМЯТЬ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н

Слуховая память

Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.

Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;

6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.

Начало года:

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

Конец года

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

Начало года:

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

Конец года

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

Начало года:

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

Конец года

  год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      

 

           
1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит (2 балла). 3. Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет (3 балла). 4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).            

 

Зрительная память Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.) Что изменилось? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______ Чего не стало? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______            
1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл). 2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла). 3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла). 4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).            

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н Исключение предметов «4-й лишний» Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая? ______________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________             1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). 4. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).             Установление последовательности событий Серия картин Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________             1. Ребенок не справляется с задачей даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, допуская при этом некоторые ошибки (2 балла). 3. Выполняет задание со словесно-логической, направляющей помощью взрослого (3 балла) 4. Ребенок самостоятельно и правильно установил последовательность событий. Составил логичный рассказ (4 балла). Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь)             Понимание явного и скрытого смысла сюжета Инструкция ребенку: Посмотри на картинку, расскажи, что здесь нарисовано С явным смыслом ____________________________________________________ Со скрытым смыслом ________________________________________________             1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности (2 балла). 3. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). 4. Ребенок понимает смысл, способен составить рассказ. (4 балла).             «Нелепица» Инструкция ребенку: Посмотри на картинку. Найди и объясни, что неправильно нарисовал художник? _____________________________________ ____________________________________________________________________             1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).             Исследование уровня операций обобщения – «Классификация» Инструкция ребенку: Разложи карточки по группам________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________             4. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл). 5. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). 6. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). 7. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Обобщает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).            

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

ВНИМАНИЕ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н Оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка.             Уровень развития внимания (достаточный / недостаточный)             1. Ребенок не справляется с заданиями даже после обучающей помощи, деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, концентрация низкая, обучаемость затруднена, работоспособность низкая (1 балл). 2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, учебная деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, концентрация недостаточная, трудности при переключении с одного вида деятельности на другой (требуется стимулирующая помощь взрослого), обучаемость снижена, работоспособность неравномерна (задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно) (2 балла). 3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого, обучаем, ребенок способен удерживать внимание на протяжении выполняемого задания. Внимание истощается при повышении учебной нагрузки, устойчивость зависит от сложности учебного материала, возникающих трудностей в процессе выполнения задания.(3 балла). 4. Ребенок справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Учебная деятельность вызывает интерес. (4 балла).            

 

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н

Пересчет предметов до 5-10-20

прямой счет (в пределах 5), (10)

           

обратный счёт (в пределах 5)(10)

           

Количественный счет

Посчитай, сколько всего ________________________________________________________________________________________________               Порядковый счет

Который по счету?

 

            Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев

Покажи столько же пальцев  (в пределах 5)

__________________________________________________________________________________________________

            Соотнесение числа с количеством предметов (с 4 лет)

Подбери цифру к количеству предметов.

________________________________________________

           

Выделение предметов из множества

(1-5)

По слову

Возьми 5 палочек. Сколько взял?

 

           

По образцу

Возьми столько же.

           

По показу

           

Сравнение множеств (больше, меньше, равно)

Где кружков больше? Меньше?

           

Чего больше (синих палочек, желтых палочек)?

Меньше?

           

Сделай одинаково

(оба способа)

           

Как можно по- другому?

           

Счетные операции

на конкретном материале – счет вслух

2+1=           4-1=               

           

на конкретном материале – счет «про себя»

3+1=           5-1=

           

отвлеченно

(без конкретного материала)

           

Решение простых задач (6 лет)

 

 

Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

           

Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек?

 

           

На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?

Их стало больше или меньше?

_________________________________________________

 

           

1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).

3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)

4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)

                             

Образовательная область «Речевое развитие»

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Лет

лекарство   мостик   скворечник   капуста   сковорода   дружба   велосипед   свисток   антенна  

6

Лет

одуванчик  

6

Лет

парикмахер   сухофрукты   комбинезон   простокваша   инструменты  

 

4 года: Ребята слепили снеговика _______________________________________

____________________________________________________________________

Мотоциклист ездит на мотоцикле_______________________________________

____________________________________________________________________

5 лет: Водопроводчик чинит водопровод ________________________________

____________________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской __________________________________

____________________________________________________________________

6 лет: Регулировщик стоит на перекрёстке _______________________________

____________________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию _______________________________________

 

            0. Звукокомплексы, звукоподражание. 1. Нарушения грубые, на уровне слов упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.) 2. Нарушения в предложениях. В словах- незначительные. 3. Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах. 4. Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок.            

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

СЛОВОИЗМЕННЕНИЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ (N – правильная форма) А. Преобразование единственного числа во множественное
4 года стол столы    
шапка      
кольцо      
жук  

 

5

Лет

дом дома

6

Лет

лампа лампы крот   олень   окно   пень   лист   воробей   дятел   колесо  

 

            Б. Согласование с числительными 4 года:1 дом,  2 ___________________________,  3 ________________________ 1 утка, 2 __________________________________, 3________________________ 5 лет: 1 конь, 2 __________________________, 3 _________________________ 1 коза,  2 ________________________________,  3 ________________________ 6 лет: 1 змея, 2 __________________________, 3 _________________________ 1 воробей, 2 ____________________________,  3 _________________________             В. Согласование падежных окончаний
 

Года

Лет

Лет

лиса ежик рысь лиса ежик рысь лиса ежик рысь
И У тебя есть (кто?)                  
Р У них нет (кого?)                  
Д Корм даю (кому?)                  
В Любишь (кого?)                  
Т Доволен (кем?)                  
П Рассказ (о ком?)                  
            СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (N – правильная форма) А. Образование уменьшительно-ласкательных форм 4 года:Стол – столик, дом - __________________, книга - _________________, кукла - _________________, мяч - ___________________. 5 лет: Шкаф – шкафчик, кольцо - _____________, одеяло - _________________, ковёр - _________________, сапог - __________________. 6 лет: Стул – стульчик, кружка - ______________, гнездо - _________________, платье - _______________, дерево - _________________.               Б. Согласование с предлогами 4 года: В, НА, НАД, ПОД. _____________________________________________ 5 лет: ЗА, С, К, ИЗ. ___________________________________________________ 6 лет: ПЕРЕД, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. ________________________________               В. Образование прилагательных(с 6 лет) Из стекла – стеклянная, из снега - ______________________________________, из бумаги - ______________________, из дерева - _________________________. Хвост волка – волчий, ухо волка - ______________, лапа волка - _____________.             Г. Префиксальное словообразование (с 6 лет) Во-, вы-, за-, пере-, подо-, ото- (ШЁЛ) ___________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________             0. Грамматический строй не сформирован. 1. Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов. 2. Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные. 3. Редкие аграмматизмы. 4. Грамматические категории использует без затруднений.            


ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС

УРОВЕНЬ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н
А. Уровень классификаций Инструкция ребенку: Назови одним словом. 4 года: Голубь, ворона, воробей – это ___________________________________ 5 лет: Свитер, юбка, брюки – это _______________________________________ груша, яблоко, лимон – это ______________________________________ 6 лет: сапоги, туфли, кеды – это _______________________________________  молоко, хлеб, колбаса – это _____________________________________ Инструкция ребенку: Назови. 4 года: Назови животных: ____________________________________________ Назови игрушки: _____________________________________________ 5 лет: Назови птиц: _________________________________________________ Назови посуду: _______________________________________________ 6 лет: Назови фрукты: ______________________________________________ Назови мебель: _______________________________________________            
Б. Номинативный словарь Инструкция ребенку: Назови детёнышей. 4 года: У кошки ____________У утки ______________ У лисы _____________ 5 лет: У козы ______________ У волка _____________ У собаки ____________ 6 лет: У курицы ____________ У коровы ____________ У свиньи ___________ У овцы ______________ У лошади _____________            
В. Антонимы Инструкция ребенку: Скажи наоборот. 4 года: хороший -___________ большой -____________ худой- ____________ 5 лет: широкий - ___________ свет - ___________ подниматься - ____________ далеко - ____________ высоко - ____________ умный - ______________ 6 лет:весёлый - ___________ доброта - ___________ здороваться - ____________ сухо - ____________ чисто - ____________ терять - ___________            
Г. Глагольный словарь Инструкция ребенку: Кто что делает? 4 года: Птица _______________ Рыба _____________ Мальчик _____________ 5 лет: Змея _________________ Заяц ______________ Лошадь ______________ 6 лет: Врач ________________ Учитель ____________ Повар _______________ Художник ____________ Швея______________ Продавец ____________            
0. Лексика отсутствует. 1. Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий. 2. Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий. 3. Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы). 4. Лексический запас сформирован по возрасту.            

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

ОБСЛЕДОАВНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Ср-ний

Ст-ший

Под-ный

Н К Н Н К Н Инструкция ребенку: 4 года: Где заяц за кошкой, а где кошка за зайцем? ________________________ 5 лет: Покажи мамину дочку; дочкину маму. _____________________________ 6 лет: Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка? _______  ___________________________________________________________________ Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал? __________________________             0. Обращенная речь малопонятна для ребенка, он не может выполнить даже простых поручений. 1. Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов. 2. Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы. 3. Понимание на уровне целостного текста и рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого. 4. В полном объеме.            

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Лет

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

            Инструкция ребенку: Посмотри на картинку, скажи, что неправильно нарисовал художник? 4 года ______________________________________________________________ ___________________________________________

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.