Способы избегать изнеможения души: новости, сериалы или книга — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Способы избегать изнеможения души: новости, сериалы или книга

2022-09-01 22
Способы избегать изнеможения души: новости, сериалы или книга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

15-й абзац из раздела об унынии:

Глаз унылого непрестанно обращается на дверь, и мысль его мечтает о посетителях; скрипнула дверь, и он вскакивает; послышался голос, и он выглядывает в окно, и не отходит от него, пока не соскучит.

Здесь мы видим совершенно особое состояние уныния, когда человек утомлен безрадостностью, утомлен скучностью духовных упражнений, когда он просто утомлен духовной жизнью. Но специфика этого утомления больше присуща тем людям, которые живут уединенно; это они чувствуют и ощущают описанное здесь проявление уныния. Понятно, что в основном это монахи, живущие уединенно. Хотя, в принципе, любой человек, пытающийся укреплять свою душу какими-то особыми духовными упражнениями (особенно в дни поста) – молитвой или чтением книг, может быть подвержен такому унынию.

Человек тоскует по развлечениям, к которым привыкла его душа. И любое утешение, любой досуг кажутся ему желанными – он их ждет, лишь бы только оставить и книги, и молитву. Да, он читает молитвы, он читает книги, но они его утомляют. У него достаточно честности и совестливости, чтобы продолжать уныло читать и уныло молиться, но сердце его уже истомилось, сердце его, как мы читали, изнемогло в этом делании – оно требует привычной пищи. И это важно понимать.

Это не смертельная болезнь, это не приговор – душа привыкла к нормальным, обычным, естественным для нашего падшего состояния развлечениям. А тут вдруг человек лишил свою душу всех привычных и доступных утешений, удовольствий и радости, черпать же радость и утешение из молитвы и книг душа его не в состоянии. Какое-то дозированное количество книг, дозированное количество молитв она может вынести, но чего-то большего не может взять на себя и не может вынести. Это одна из наиболее часто встречающихся проблем.

Но уединенно живут не только монахи, не только анахореты. Уединенно живет и огромное число обыкновенных бабушек, а иногда и дедушек – тех, которые уже давно на пенсии. Супруги их умерли, а сами они начали ходить в храм, начали заниматься каким-то духовным деланием, особенно в дни поста. И здесь некоторая неосмотрительность, нерассудительность могут привести к тому, что человек возьмет на себя слишком большую духовную нагрузку. Он значительно больше, чем в обычное время, будет читать, значительно больше, чем в обычное время, будет молиться. Но самое главное – он резко отрезает от своей души привычные для нее утешения.

Так уж получается, что Великим постом человек не работает в огороде, не смотрит сериалы, не читает книги. Он, естественно, минимизирует общение с соседями, не ездит на праздники и разные мероприятия к родственникам. И поначалу это кажется ему правильным и благочестивым. Однако душа, лишенная, с одной стороны, привычных душевных переживаний, удовольствий, радостей, а с другой стороны, погруженная в духовное делание, начинает голодать. Ей нужны те определенные эмоции и чувства, которые она привыкла получать, и когда их нет, душе, конечно, становится трудно.

В этой ситуации человек может почувствовать, что его просто манит общение, причем любое общение. Ему хочется хоть с кем-нибудь поговорить или включить телевизор, хочется сделать хоть что-нибудь, хоть под каким-нибудь предлогом, но так, чтобы дать душе привычную пищу. Здесь, естественно, нужно рассуждение – необходимо понимать, что может душа потерпеть, а чего она потерпеть уже не может.

Очень часто бывает (и множество тому свидетельств, и каждый, наверное, подобное испытывал), что после первой седмицы Великого поста душа оказывается ни к чему не способной, как, впрочем, и тело. Книги такой человек просто не хочет видеть, молитвы для него – зубная боль. И ходит он из угла в угол, не зная, что бы ему сделать, и потихоньку изнемогает от того одиночества, в которое сам себя погрузил.

Конечно, в эпоху преподобного Нила Синайского большинство радостей и утешений заключались в общении с людьми. У нас же сегодня есть множество других утешений: социальные сети и телевидение, новости и книги, фильмы на разных носителях, то есть мы по-разному можем себя развлечь. Но когда мы волевым усилием запрещаем себе эти развлечения, то чувствуем, как сильно наша душа к ним привязана, как сильно мы нуждаемся в таком удовольствии, как дорого оно нам, как мы к нему привыкли. А лишение себя этой привычной душевной пищи сказывается на нас таким вот изнеможением, поскольку душу кормят тем, что она употреблять не привыкла.

Это, по идее, знакомо любому человеку. Но в силу нашей привычки находить себе оправдание мы не рефлексируем. Прочитал я, например, что глаз унылого непрестанно обращается на дверь. Но мой-то глаз не обращается на дверь! Стало быть, я и не унываю. Потому пойду-ка посмотрю новости. А что здесь такого? Я же не какой-нибудь неприличный фильм посмотрю, а просто новости. Я хочу знать, что происходит в этом мире, тем более сейчас – это особенно актуально. Мне хочется знать!

Ну и узнаю эти новости часов эдак пять-семь, а кто-то даже и больше. Я не унываю, нет – я просто смотрю новости, вхожу в курс дел. Правда, мне трудно оторваться от этой «двери» или «окна» в мир Интернета, мне очень трудно поставить себя на молитву, да и молитва меня не радует. Но если бы я был к себе внимателен, если бы наблюдал за собой, то увидел бы, с какой трепетной, порой до дрожи, радостью я заканчиваю утреннюю молитву и бросаюсь к компьютеру или телефону как к спасительному кругу. Наконец-то я могу заняться чем-то интересным! И пичкаю свою душу этими новостями.

Поскольку человек оправдывает себя тем, что новости – это необходимая часть социальной жизни, то естественным образом он приходит к тому, что не считает это занятие чем-то плохим, не считает его чем-то ненужным или вредным. И потому он не замечает в себе никакого уныния. Хотя на самом деле ему скучно с Богом – просто скучно! Человек не чувствует и не понимает, что его духовная жизнь не состоялась и что правило, которое он исполняет, крайне тяготит его.

Оправдывая себя, не наблюдая за собой, бросаясь бездумно к любимому сериалу, новостям или еще к чему-то, человек так и не может понять, что его душа скучает. Но скучает она совсем не по Богу, а по привычным для него удовольствиям. И это, конечно, нехорошо. Человек должен научиться скучать по Богу. Однако факт остается фактом: душа не сразу воспринимает эти духовные вещи. Здесь надо действовать так, как и подобает действовать разумному и рассудительному человеку.

Дело в том, что в сегодняшних новостях слишком много страстей – их там гораздо больше, чем в обычном современном сериале. Конечно, гнусно проводить время за просмотром сериалов. Но два часа сериала – это не пять часов новостей. Сериал обычно не возбуждает так тревогу, раздражение, гнев и осуждение, которые часто возбуждают новости. Поэтому разумнее было бы два раза в день посмотреть сериал, который не содержит в себе ничего греховного, но помогает душе не изнемочь, чем, ссылаясь на греховность сериалов, это же самое время проводить в Интернете, читая новости.

Или можно заменить такое времяпрепровождение книгой – пусть не духовной (не «Лествицей», не «Добротолюбием»), а просто художественной, которая нам ближе по вкусу и по темпераменту. Если у нас более сухой, более «философский» темперамент, то это могут быть книги Ф.М. Достоевского – они и полезны, и являются душевной (но не духовной) пищей. Если же человек имеет иной темперамент, то ему можно предложить западную классику – перечитать, допустим, того же Ч. Диккенса или В. Гюго. Это заведомо полезная для души литература, в которой показаны хорошие, правильные чувства – это просто добротная художественная литература.

Можно почитать Г.К. Честертона – те же самые рассказы об отце Брауне. Тоже замечательная литература, а главное – это короткие рассказы. Но и такая литература способна дать и духовную пищу, и информацию к размышлению. Это может быть американская литература конца ХIХ или начала ХХ века, например, книги Джека Лондона (или еще что-то подобное). Эти замечательные произведения учат человечности, поскольку касаются общих человеческих вопросов и проблем.

Кто же нам мешает вместо сериала почитать эти книги, если мы не совсем далеки от такого занятия? Можно даже почитать и нечто совершенно неожиданное, как мог бы подумать православный человек: какой-нибудь, скажем, детектив (Агату Кристи, Д.Х. Чейза), или приключенческую литературу (Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Р.Л. Стивенсона), или еще что-то… Я даже не знаю, что сейчас в современной литературе появилось. Но это все равно не будет так вредно, как погружаться в новости. Когда душа моя унывает и изнемогает, опасно посылать ее в Интернет…

На самом деле есть прекрасная художественная литература… Но кому-то, возможно, интересно будет читать научную литературу, кому-то искусствоведческую или литературоведческую, а кому-то и советскую литературу ХХ века – там тоже есть что почитать. И мы сознательно можем брать в руки книги, понимая, что душа может не вынести такого концентрированного присутствия в жизни только духовного аспекта. Душа обязательно потребует для себя и душевного. А я для того, чтобы хоть как-то заглушить этот душевный голод, буду лезть в Интернет либо искать общения с людьми? И это в то время, когда есть литература, которая для того и создана, чтобы мы могли душевно себя питать! Конечно, если мы питаемся только лишь литературой – это плохо. Но если мы, неся определенный подвиг, понимаем, что душа наша к такой концентрации подвига не готова, то было бы благоразумно его ограничить и чем-то разбавить.

Но это касается в основном людей одиноких. Большинство же современных христиан люди далеко не одинокие – это люди семейные, работающие, имеющие общение и дома, и в коллективе. И у них уныние проявляется иначе. Часто бывает трудно постоянно быть с людьми: ты утомлен не отсутствием людей, а их количеством. И для человека присутствие многих людей в жизни есть такая же воля Божия, как присутствие одиночества в жизни того же монаха.

Как же радуется отшельник, если он, пребывая в унынии, вдруг услышит разговор за дверью своей кельи! Точно так же радуется современный человек любому вожделенному, нарисованному в сознании отдыху. Вернее даже не так: как отшельник обличается гостем на пороге, когда ему радуется, так и современный христианин, живущий в семье, обличается гостем на пороге, когда он ему не радуется. Он мечтал о спокойном вечере у камина с кофе или с любимой книгой, хотел отдохнуть, а Бог тут посылает ему человека, чтобы того утешать. И хотя это противоположные действия, но страсть одна и та же.

Мы хотели побыть одни, уже изнемогли от того количества людей, которые постоянно окружают нас, а тут вдруг Бог посылает нам того, в отношении кого мы должны исполнить Его волю. И здесь надо понимать, что значит для нас этот звонок в дверь: это Христос звонит к нам. И хотя душа наша устала, мы живем в социуме: Бог сделал нас семейными людьми, живущими среди других людей. А потому для нас проявлением верности Ему как раз и будет внимание к каждому человеку и радость в отношении каждого человека, каковыми для отшельника, монаха и подвижника является молитва и пребывание в слове Божием.

 

Мая

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.