Судьба Казанской церкви в XX в. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Судьба Казанской церкви в XX в.

2022-09-11 22
Судьба Казанской церкви в XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полное представление о комплексе Казанской Загородной церкви и часовен на святых источниках дают страховые описи 1910 г. Так, в страховых документах Вышневолоцкого Казанского женского монастыря сохранилось описание под № 44 надкладезной часовни в честь Казанской иконы Божией Матери: «Часовня над ключом во имя Казанской Божией Матери, обшитая с 2-х сторон тесом, крытая лучинкой, длиною и шириною по 8 аршин, высотою 3 аршина, внутри часовни бревенчатый, обшитый тёсом сруб, пол и потолок деревянные, 2 больших и малых окна. Строение сохранилось хорошо».[36] Сведения об этом святом источнике отсутствуют в других документах и пока его место расположения является загадкой, при этом он не входит в список уже известных часовен над святыми ключами, которые принадлежали городскому собору.

Часовни над святыми источниками упоминаются в описи отдельно в составе имущества Казанского городского собора. Древняя деревянная восьмиугольная часовня всё еще продолжала существовать и оценивалась в 500 руб.[37], вторая «пирамидальная часовня» оценивалась в 150 руб.[38], третья «куполообразная» «стоила» дороже – 300 руб.[39] и четвёртая «из байдака» оценивалась в 200 руб.[40]

«Дальний» ключик с часовней на березовой аллее. Открытка нач. XX в.

Отдельно описана и Казанская Загородная церковь. Опись дает некоторые подробности в цветовой гамме Казанского храма, размеры иконостаса, а так же показывает, что в храме произошло переустройство системы отопления с голландских печей в калориферную с воздушными каналами внутри стен по всему храму и была произведена роспись. «Казанская церковь – каменная, круглая, на гранитном цоколе, - записано в страховом акте за подписью духовенства городского собора во главе с благочинным Петром Алексеевым, - снаружи штукатурена и выбелена, а внутри так же отштукатурена и выкрашена масляною краскою и отделана… картинами, крыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою… Над церковью купол с 4 узкими окнами; кроме того всех окон в храме 4 больших и 2 поменьше, все окна с железными решетками и железными рамами, и кроме того 2 последних окна закрываются с внутренней стороны железными глухими ставнями; дверей наружных створчатых обшитых железом 3 и внутренних стеклянных три. Иконостас резной вызолоченный, длиною 22 аршина, высотой 9 аршин (оценен в 5000 руб.). Церковь отапливается 1 калориферной печью с воздушными камерами. Ближайшая постройка – церковная сторожка и теплый собор женского монастыря. Церковь построена часовнею в 1852 г., в церковь обращена в 1882 г.».[41]

Расположение строений Загородной церкви. Копия с плана 1878 г.

Из сохранившихся документов Казанского городского собора за 1920-1930-е гг. становится ясна судьба Казанской Загородной церкви. В 1924 г. после регистрации религиозного общества древлеправославных христиан при Казанском соборе Казанская Загородная церковь перешла в пользование общины верующих. Председателем общины стал настоятель собора протоиерей Пётр Александрович Алексеев. В сведениях о «служителях религиозного культа» Казанского собора он указал, что проживает на ул. Карла Маркса, д. 47 и должность занимает с 6 апреля 1896 г. Кроме него в соборе служили священниками протоиерей Андрей Иванович Житников и протоиерей Николай Алексеевич Кобаров, а так же диакон Алексей Михайлович Скобников и псаломщик Трифон Алексеевич Дашкевич. Настоятель собора был из мещан, прочие священники из духовного звания, а вот псаломщик указал в графе принадлежность к сословию «казак».[42] Все священнослужители совершали богослужение в Казанской загородной церкви «только в летнее время с мая до октября».

Период совершения богослужений в Казанской церкви указан в другом документе, который имеет немаловажное значение в истории храма. В 1927 г. по Казанской Загородной церкви выдали такую справку: «В президиум Вышневолоцкого горсовета. Вышневолоцкий УАС возвращает при сем переписку за № 443 о Казанской церкви сообщает, что Казанская церковь, расположенная за оградой бывшего женского Казанского монастыря передана группе верующих городских соборов Казанского и Богоявленского в 1924 г. Церковь не закрыта и не закрывалась, никакого отношения к бывшему монастырю не имела и не имеет. Служба в ней совершается только в летнее время с мая до октября – является отделением соборов. Соборы являются приходскими церьквями, действуют они попеременно /теплый зимний, холодный – летний/, прихожан свыше трех тысяч человек. Выстроена в 1851 г. на кошельковую церковную сумму. Монастырския церкви /бывший женский Казанский монастырь/ переоборудованы под театр и клуб для 144 Стрелкового полка. Апреля 9 дня 27 г.».[43]

Как выясняется к этому времени в Казанском соборе произошли кадровые изменения. В мае 1926 г. умирает настоятель собора протоиерей Николай Алексеевич Кобаров и 8 мая 1926 г. протоиерей собора Николай Александрович Флеров просит разрешения провести собрание и выборы председателя религиозного общества.[44] Председателем общины на собрании избрали брата почившего настоятеля священника с. Титова Тверского уезда протоиерей Александра Алексеевича Кобарова.[45] После смены настоятеля местная власть по указанию сверху начинает изымать храмы и часовни из пользования общины Казанского собора.

Первым изымают здание Казанской Загородной церкви. Вся процедура изъятия происходила по действующему законодательству. Сами здания религиозного назначения и так принадлежали государству, верующие лишь имели право пользования имуществом. Поэтому изъять здание и передать его в пользование иной структуре не составляло никакого труда. Верующие имели право возразить и обжаловать решение, но в соборе этого делать не стали. Дело согласно букве закона передали в Президиум Губисполкома, а затем во ВЦИК. 9 июня 1927 г. «Президиум ВЦИК… сообщает, что постановление Президиума Вышневолоцкого УИКа ст. 9/III – 27 г. о передаче здания Казанской церкви 144 Вышневолоцкому полку, подтвержденное постановлением Президиума Губисполкома от 19/VIII – 27 г. окончательно входит в силу».[46]

В акте передачи военной части здания храма от 27 июня 1927 г. сказано, что «согласно отношения УИКА за № 3553 от 22/V с/г о приеме и сдачи церкви находящейся в районе Красного Городка в составе комиссии: представителя 144 полка коменданта полка тов. Долотова и представителя церковного совета протоиерея Житникова Андрея, диакона Скобникова Алексея и церковного старосты Бителева Василия и представителей верующих Вараксина А.В., Федотова И., Елисеева И.А. в присутствии представителя от Вышневолоцкого Административного отдела Закиса М.П. произвели 1) приём, 2) сдачу вышеуказанной церкви, при чем оказалось: 1) церковь каменная, круглая, на гранитном фундаменте, с двумя боковыми приступками, вокруг церкви деревянный пол, 18 круглых колонн, водосточных туб 9, из них одна неисправная, дверей 3 обитых железом, окон 6 внутренними железными решетками.

2) Рядом с церковью каменная колокольня, неотштукатуренная, в первом этаже двое железных решотчатых ворот, винтовая железная лестница, две рамы со стёклами. Во втором этаже прямая железная лестница, в третьем этаже 7 колоколов разного размера, один из них без языка, на воротах один железный фонарь в неисправности, две железные решетки, соединяющие колокольню с церквою.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вышеуказанную постройку церковный совет обязан освободить от находящегося внутри здания инвентаря в недельный срок т.е. с 27 июня по 4 июля с/г. Вышеуказанная постройка по наружному состоянию принята представителями 144 полка, о чем и составлен настоящий акт в 4-х экземплярах».[47]

В конце 1927 г. поднимается вопрос о закрытии 3-х часовен близ Казанской Загородной церкви.[48]


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.