Классицизм XVII века: начало и расцвет — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Классицизм XVII века: начало и расцвет

2022-09-11 57
Классицизм XVII века: начало и расцвет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – XIX веков. Название данного направление происходит от латинского classicus, что в переводе «образцовый». Направление полностью соответствует переводу с древнего языка, так как свое начало классицизм берет в античной культуре, за которой следовали творцы той эпохи.

Представленный художественный стиль скорее является идеологией и мировоззрение, отражающее естественное стремление человека к искусному, эстетически приятному и к красоте в целом. Направление XVII – XIX веков отображает простому, целостность и ясность содержания и форм.

На основе обращений к античному искусству в классицизме возникают различные эстетические направления, художественные стили, школы, теории, а также складываются техники и различия в работах мастеров эпохи. Все эти течения отличны из-за места, времени и обстоятельств их возникновения.

Что же касается именно классицизма в архитектуре – он стал отображением общественной мысли прогрессивных европейцев. Черты античности придавали постройкам величие и благородную простату. Если в Древней Греции ордерная система использовалась лишь в храмовой постройке, то в застройке Европы в XVII – XIX веков в стиле классицизма возводились резиденции, дворцы, театры, университеты, загородные дома, больницы, музеи, а также другие общественные здания: библиотеки, школы, городские здания, тюрьмы, пансионы и многое другое.

Так, классицизм в архитектуре пришел на смену придворному барокко и рококо вместе с буржуазными революциями. Он завоевал свои позиции благодаря идейному наполнению, которое отвечало требованиям времени. Античные структуры, пропорции и формы наполнились новым содержанием, их ясная и четкая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко, излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии. Новому классу – буржуазии, не имеющей аристократических корней и стремящейся создать собственный слой культуры подобные идеи были чужды. Последних привлекало больше всего простота и строгость, что и отразилось в архитектуре.

 

 

Возникновение классицизма

 

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума.

Архитектурный стиль «порядка и логичности» сформировался во Франции в период расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании, Германии, Англии, Нидерландах, США и т.д. В императорской России же классицизм возник благодаря Екатерине II, которая ввела моду на все французское.

Как нельзя лучше характеризовать философию классицизма могут слова Декарта, на которого и ровнялись все классицисты,: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Все произведения искусства XVII века в рамках упомянутого стиля строились по канонам и стремились стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Главными целями творчества было: познание истины и воспитание человека по законам морали и нравственности. Важнейшей же темой позднего классицизма стало столкновение гражданского долга и личных интересов, которыми жертвовали во благо высших идеалов.

Классицисты выстроили иерархию жанров: к высоким относились исторические, мифологические и религиозные произведения искусства, а к низким – натюрморт, пейзаж и портрет. Смешение форм не допускалось.

Также возникновение архитектуры классицизма связывают тесно и с Италией, которая в определенный момент стала центром идейных изысканий. Именно в Италии, Риме были сконцентрированы основные памятники античного зодчества, которые на протяжении многих веков оказывали влияние на архитекторов.

Появление этого стиля в архитектуре часто тесно связывают с усилением элементов капитализма в экономике в один из периодов XVIII века. Укрепляющая свои позиции буржуазия стремилась к борьбе с устоявшейся идеологией. Идейной основой последних была философия Просвещения, что совпало с поисками нового стиля в искусстве, который должен был отразить цели и идеалы «нового» общества.

Буржуазный класс создавал свою культуру, опираясь на прошлое, используя достижения своих предков. Формы античного зодчества в большей мере соответствовали представлениям буржуазии о новой архитектуре. Древняя архитектура и искусство в целом стали предметом для изучения, заимствования и подражания. Увеличивающийся интерес ко всему античному спровоцировал отход от барокко.

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному, поэтому возникают проблемы в терминах и определениях.

Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.

В российском искусстве стиль разделили на два периода: I период – Классицизм XVII века, II период - Классицизм XVIII—XIX веков.

Классицизм XVII века возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии, которая противопоставляет идею рационализма, порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд «Рассуждение о методе» (1637); трактат «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже (1648); трагедии Корнеля (1606−1684) и Расина (1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.

Классицизм XVIII—XIX веков – главный стиль во Франции в эпоху Просвещения, Французской революции и Первой империи, а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает «второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума, трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля, которого прославлял влиятельный художник Менгс.

В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX веков при «просвещенной императрице» Екатерине II.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем, сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм.

 

Главные особенности

 

В архитектуре классицизм стал отображением общественной мысли прогрессивных европейцев. Черты античности придавали постройкам величие, благородную простату, целостность, а также ясность содержания и форм.

Классицизм пришел на смену придворному барокко и рококо и завоевал свои позиции благодаря идейному содержанию, которое отвечало требованиям того времени. Античная структура, пропорции и формы наполнялись новым содержанием, их ясная и чёткая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко и излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии. Именно простота и строгость в архитектуре привлекала новый класс – буржуазию.

 Как уже было сказано ранее черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами – элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д.

Гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы, ритм, уравновешенность планировки, четкие и спокойные пропорции, использование ордерной системы античной архитектуры (портики, колоннада, статуи и рельефы на стенах) – характерные черты классицизма. Другие же особенности в разных странах классицизм в архитектуре черпал из национальных традиций.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома.


 

Дворец Во-ле-Виконт

 

(Приложения 1 – 3)

 

Дворец Во-ле-Виконт – классическая французская усадьба XVII века, расположенная недалеко от Парижа. Она была спроектирована архитектором Луи Лево, ландшафтным архитектором Андре Ленотром и художником по интерьерам Шарлем Лебреном.

Вся территория Во занимает почти идеальный прямоугольный участок 1300*2500 м.кв.. Большая часть участка – лесопарковые насаждения, основная же часть — это около 100 га, ограниченная воротами и каналом, она включает в себя постройку, парковую часть и небольшой кусок парка.

Дворец является центральной частью комплекса. Он построен на платформе, со всех сторон окруженной рвом. Ко входу ведут два моста: северный, от главных ворот к небольшому внутреннему двору, и южный, через который можно попасть сразу в парк. Здание достаточно небольшое, всего три этажа и подвал.

Дворец выдержан в рамках двух стилей классицизм и барокко. Он не имеет излишеств и вычурности, застройка гармонична, лаконична, симметрична и скорее соответствует именно классицистическому стилю в архитектуре. Дворец также достаточно компактен и аккуратен.

. Сразу от здания дворца по его ширине идет узкая ось симметричного сада. Он имеет вид нового и яркого примера «французского сада», нового для европейской архитектуры паркового стиля. Тут нет деревьев, только небольшие аккуратно подстриженные кусты, цветные клумбы, каналы и широкие дорожки. Среди украшений встречаются скульптуры, фонтаны, бассейны.

 

Большой дворец в Версале

 

(Приложения 4 – 7)

 

Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

Ансамбль Версаля отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монахов и аристократии.

Дворцово-парковые комплексы имели на своей территории водоёмы, чаще всего искусственные. Таким, например, является бассейн Аполлона. Людовик XIV распорядился расширить его площадь и украсить роскошным скульптурным ансамблем. Жан-Батист Тюби изобразил бога Аполлона, ведущего свою колесницу, освещая небо. Фонтан образует узловое место в парке и служит связующим элементом между садами, Малым парком и ещё одним водоемом – Большим каналом.

Для интерьеров дворца, также, как и для его внешнего вида, были задействованы характерные черты классицизма. Скульптурные композиции, цветной мрамор, фрески, барельефы – все это применялось в декоре интерьеров Версаля.

Регулярный парк Версальского дворца – один из наиболее значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры также представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. Тут так же проявляется еще одна важная черта парков эпохи классицизма – парки выглядят искусственными, клумбы обретают геометрические формы.

 

Общий анализ

 

Классицизм – это массивные колоны, высокие своды, монументальная кладка из цельного камня, мрамор. Классицизм – это величие, роскошь, непоколебимость, монументальность и история архитектуры. Большинство значимых сооружений многих стран мира построены в представленном стиле. Это огромные музеи, политические учреждения, известные институты и простые дворцы и усадьбы. Классицизм глубоко ценится красотой и эстетичностью.

Сейчас уже сложно воспроизвести те величественные постройки в рамках классицизма. Однако данный архитектурный стиль не уйдет и останется одним из важнейших направлений в архитектуре.


 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

 

 

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

 


 

Библиографические источники

1. Классицизм // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.06.2021).

2. Классицизм в архитектуре // Фасадный декор URL: http://www.facade-project.ru (дата обращения: 10.06.2021).

3. Классицизм // Артхив URL: https://artchive.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

4. Возникновение классицизма // Справочник URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

5. Классицизм. Европейский классицизм XVII — XVIII вв. // Архитектура и Проектирование | Справочник URL: http://arx.novosibdom.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

6. Архитектура неоклассицизма // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 10.06.2021).

7. Неоклассицизм в архитектуре: знаменитые здания и архитекторы // FB URL: https://fb.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

8. Особенности классицизма в архитектуре // Фасадный декор URL: http://www.facade-project.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

9. Во-ле-Виконт // WorldAttraction URL: https://worldattraction.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

10. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА // Журнал Издательского дома «Первое сентября» URL: https://art.1sept.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

11. Ансамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829 // АртПоиск URL: http://artpoisk.info/ (дата обращения: 10.06.2021).

12. Здание Главного штаба // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.06.2021).

13. Стиль историзм // Справочник студенческий URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

14. Нелужковский стиль: 5 удачных современных зданий в центре Москвы // The Village URL: https://www.the-village.ru/ (дата обращения: 10.06.2021).

15. Игра в «классику»: топ-10 удачных примеров современных зданий в историческом стиле // ОНЛАЙНЕР URL: https://www.onliner.by/ (дата обращения: 10.06.2021).

ВВЕДЕНИЕ

 

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – XIX веков. Название данного направление происходит от латинского classicus, что в переводе «образцовый». Направление полностью соответствует переводу с древнего языка, так как свое начало классицизм берет в античной культуре, за которой следовали творцы той эпохи.

Представленный художественный стиль скорее является идеологией и мировоззрение, отражающее естественное стремление человека к искусному, эстетически приятному и к красоте в целом. Направление XVII – XIX веков отображает простому, целостность и ясность содержания и форм.

На основе обращений к античному искусству в классицизме возникают различные эстетические направления, художественные стили, школы, теории, а также складываются техники и различия в работах мастеров эпохи. Все эти течения отличны из-за места, времени и обстоятельств их возникновения.

Что же касается именно классицизма в архитектуре – он стал отображением общественной мысли прогрессивных европейцев. Черты античности придавали постройкам величие и благородную простату. Если в Древней Греции ордерная система использовалась лишь в храмовой постройке, то в застройке Европы в XVII – XIX веков в стиле классицизма возводились резиденции, дворцы, театры, университеты, загородные дома, больницы, музеи, а также другие общественные здания: библиотеки, школы, городские здания, тюрьмы, пансионы и многое другое.

Так, классицизм в архитектуре пришел на смену придворному барокко и рококо вместе с буржуазными революциями. Он завоевал свои позиции благодаря идейному наполнению, которое отвечало требованиям времени. Античные структуры, пропорции и формы наполнились новым содержанием, их ясная и четкая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко, излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии. Новому классу – буржуазии, не имеющей аристократических корней и стремящейся создать собственный слой культуры подобные идеи были чужды. Последних привлекало больше всего простота и строгость, что и отразилось в архитектуре.

 

 

Возникновение классицизма

 

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума.

Архитектурный стиль «порядка и логичности» сформировался во Франции в период расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании, Германии, Англии, Нидерландах, США и т.д. В императорской России же классицизм возник благодаря Екатерине II, которая ввела моду на все французское.

Как нельзя лучше характеризовать философию классицизма могут слова Декарта, на которого и ровнялись все классицисты,: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Все произведения искусства XVII века в рамках упомянутого стиля строились по канонам и стремились стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Главными целями творчества было: познание истины и воспитание человека по законам морали и нравственности. Важнейшей же темой позднего классицизма стало столкновение гражданского долга и личных интересов, которыми жертвовали во благо высших идеалов.

Классицисты выстроили иерархию жанров: к высоким относились исторические, мифологические и религиозные произведения искусства, а к низким – натюрморт, пейзаж и портрет. Смешение форм не допускалось.

Также возникновение архитектуры классицизма связывают тесно и с Италией, которая в определенный момент стала центром идейных изысканий. Именно в Италии, Риме были сконцентрированы основные памятники античного зодчества, которые на протяжении многих веков оказывали влияние на архитекторов.

Появление этого стиля в архитектуре часто тесно связывают с усилением элементов капитализма в экономике в один из периодов XVIII века. Укрепляющая свои позиции буржуазия стремилась к борьбе с устоявшейся идеологией. Идейной основой последних была философия Просвещения, что совпало с поисками нового стиля в искусстве, который должен был отразить цели и идеалы «нового» общества.

Буржуазный класс создавал свою культуру, опираясь на прошлое, используя достижения своих предков. Формы античного зодчества в большей мере соответствовали представлениям буржуазии о новой архитектуре. Древняя архитектура и искусство в целом стали предметом для изучения, заимствования и подражания. Увеличивающийся интерес ко всему античному спровоцировал отход от барокко.

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному, поэтому возникают проблемы в терминах и определениях.

Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.

В российском искусстве стиль разделили на два периода: I период – Классицизм XVII века, II период - Классицизм XVIII—XIX веков.

Классицизм XVII века возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии, которая противопоставляет идею рационализма, порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд «Рассуждение о методе» (1637); трактат «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже (1648); трагедии Корнеля (1606−1684) и Расина (1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.

Классицизм XVIII—XIX веков – главный стиль во Франции в эпоху Просвещения, Французской революции и Первой империи, а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает «второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума, трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля, которого прославлял влиятельный художник Менгс.

В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX веков при «просвещенной императрице» Екатерине II.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем, сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм.

 

Классицизм XVII века: начало и расцвет

 

Классицизм XVII в. российский историк искусства Сергей Даниэль называет «эпохой Пуссена», так как французский художник Никола Пуссен (1594−1665) является родоначальником раннего европейского классицизма и самым ярким его представителем.

Пуссен был страстным поклонником и знатоком античного искусства, литературы и философии, он полжизни провел в Италии, где изучал древнеримскую скульптуру, а также работы мастеров Возрождения, среди которых выше всех ставил Рафаэля и Тициана; был знаком и с новаторским подходом к обучению художников, принятым в Болонской академии живописи братьев Карраччи, основанной ими в 1585 году. Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи ввели в практику подробное знакомство учеников с творчеством мастеров Высокого Возрождения: их картины считались образцовыми, так как были написаны в соответствии с античными канонами и строились по универсальным законам красоты.

В философии царит культ разума: рационализм Декарта получает всеобщее признание, его идеи приходятся в буквальном смысле слова ко двору.

Во Франции по приказу Короля-солнца Людовика XIV строится Версаль — воплощение классицистических идей рационализма, порядка и системы. В 1667—1678 гг. возводится восточное крыло Лувра, в котором впервые элементы эстетики классицизма собраны воедино: опора на классические ордерные пропорции, строгое членение по горизонтали и вертикали, симметрия, расположенный в центре здания фасад, выделенный фронтоном.

С именем Иниго Джонса, бывшего с 1618 года членом Королевской строительной комиссии, связывается важнейшее для XVII века градостроительное мероприятие в Англии — закладка первой лондонской площади, созданной по регулярному плану. Уже ее простонародное название — Пьяцца Ковент Гарден — говорит об итальянских истоках замысла.

Далее классицизм переживает свой упадок, однако позже вновь набирает обороты и преобразовывается в неоклассицизм.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.