Закон как источник римского права. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Закон как источник римского права. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана.

2022-09-11 41
Закон как источник римского права. Конституции императоров и их виды. Кодификации конституций до Юстиниана. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от законодательного органа и чтобы он был обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для принятия закон должен был быть доведён до сведения граждан – выставлен магистратом на форуме. «Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Римские законы получали, как правило, наименование по его инициатору, например, закон Корнелия. Закон принимался в следующем порядке: магистрат письменно разрабатывал проект закона, проводилось голосование народного собрания, после чего закон отправлялся на одобрение Сенатом.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) Praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) Rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы;

3) Sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Его появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола вторых. Законы XII таблиц установили цивильное право. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

1) Leges perfectae – их нарушение влечёт недействительность сделки;

2) Leges minus quam perfectae – влечёт невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

3) Leges imperfectae – без санкций.

На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона. Причём народное собрание не имело законодательной инициативы. Законопроект либо принимался в предложенном виде, либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались деятельности магистратов и применимости их полномочий. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges.

Конституции императоров.

Принцепс как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть.

Виды императорских конституций:

1) Эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

2) Декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;

3) Рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

4) Мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами. Codex Gregorianus был выпущен в конце III в. Были собраны конституции, начиная с Адриана и кончая современными. Всего было 19 книг. Книги делились на титулы с предметными рубриками, но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана. Codex Hermogenianus стал дополнением к первому собранию. Трижды пересматривался составителем. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов без объединения в книги. Система и расположение титулов этого Кодекса не восстановлены. Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодосий II имел широкие кодификационные планы конституций с включением произведений классиков. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II Валентинианом III. Несмотря на то что Кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке. Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам. В Кодексе Феодосия имели место и отношения в частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.