Первый класс ( возраст от 4 до 9 недель) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Первый класс ( возраст от 4 до 9 недель)

2022-09-11 16
Первый класс ( возраст от 4 до 9 недель) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Плавать раньше, чем ходить

 

В Каире, в Музее древнеегипетско­го искусства хранятся папирусы с изображением плавающих младен­цев. Они датированы вторым тыся­челетием до нашей эры. Египетские жрецы использовали этот уникаль­ный способ развития детей и через века передали его нам.

 

Первопроходцы

В наше время первым пропагандис­том обучения грудных детей плава­нию стал Игорь Борисович Марков­ский. К этому его подтолкнула сама жизнь. Дочь Чарковского Вета в ре­зультате преждевременных родов появилась на свет очень слабенькой, весила всего 1600 г. Игорь, который тогда учился в Институте физкульту­ры, увлекался плаванием, был водо­лазом, смастерил для дочери надув­ное «ложе» в ванне, наполненной во­дой. Вета и спала в нем, и бодрство­вала, а заодно обучалась плаванию. На четвертом месяце жизни у нее был нормальный вес, а по показате­лям физического развития она обго­няла ровесниц. В полгода Вета сво­бодно плавала и ныряла на дно ван­ны за игрушками.

Сообщениями о плавающей и ны­ряющей малышке заинтересова­лись немецкие врачи. На базе педи­атрической клиники Мюнхенского мединститута был создан Экспери­ментальный научно-исследователь­ский институт детского плавания. Под руководством известного педи­атра профессора К.Битке и опытно­го специалиста по плаванию Х.Бау-эрмайстера немецкие физиологи, гигиенисты, биохимики, педиатры обучали плаванию детей в возрасте от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровитель­ную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно (от 4 до 7 раз в неделю) занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их не­плавающие сверстники. Они рань­ше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрас­но физически развиты. Кроме этого они отличались уравновешенным характером и повышенным интел­лектом, обладали хорошим аппети­том и крепким сном.

Снимки полугодовалых младен­цев, свободно плавающих и ныряю­щих с соской во рту, в 70-е годы обошли многие печатные издания мира. Это было сенсацией! В США начали выпускать программы обу­чения плаванию грудных детей. В Англии были организованы курсы для медицинских сестер детских уч­реждений. В Токио открылась школа плавания для грудных младенцев.

В нашей стране в 1976 году по те­левидению был показан докумен­тальный фильм «Как рыба в воде», заразивший многих родителей иде­ей обучать своих детей плаванию. В 1977 году в ряде детских поликлиник Москвы были оборудованы плава­тельные бассейны для грудничков.

В 1978 году президент Медицин­ского комитета Международной федерации

  плавания З. П. Фирсов выпустил книгу «Плавать раньше, чем ходить»

  — прекрасное методи­ческое пособие для родителей. На экземпляре этой книги, подарен­ном нам с женой, Захарий Павлович оставил автограф, назвав нас соав­торами и поблагодарив за методи­ческие советы. К тому времени в нашей семье уже подрастала дочь, научившаяся плавать в полугодова­лом возрасте.

 

 

Мнение исследователей

Доктор медицинских наук Т.А.Аршавский, исследовавший этот ме­тод, назвал его физиологически обоснованным, способствующим полноценному развитию детского организма. «В воде снимаются ста­тические нагрузки на скелетную му­скулатуру, — объяснял профессор, — и стимулируются ее динамичес­кие компоненты. А это не только по­лезно для развития организма, но и может служить одной из форм предупреждения таких отрицатель­ных последствий акселерации, как астения и преждевременное поло­вое созревание. А для детей, рож­дающихся в состоянии физиологи­ческой незрелости, число которых сейчас увеличивается, плавание может стать эффективнейшим спо­собом компенсации».

Не менее важно мнение детских психологов. Вот что об обучении грудничков плаванию писал доктор психологических наук П.А.Рудик: «У трехмесячных малышей нет "страха воды", который очень часто не по­зволяет детям более старших воз­растов научиться плавать. Такой страх становится непреодолимым, неуправляемым, превращается в стойкий барьер между человеком и водой. У младенцев, еще не умею­щих не только ходить, но и гово­рить, обучение плаванию создает прочный эмоционально-положи­тельный рефлекс общения с водной средой. Впоследствии он будет весьма полезен».

И наконец, приведу мнение ро­дителей — Натальи Бондарчук и Николая Бурляева, которые с на­шей помощью обучали своего ре­бенка плаванию: «Ванюша родился в сентябре 1976 года. Уже на 9-й день после его рождения мы про­вели с ним первое занятие в ванне и затем повторяли их ежедневно, постепенно и последовательно по­вышая физические нагрузки. В 4-месячном возрасте наш сын уже

довольно уверенно и долго мог са­мостоятельно плавать в ванне, а затем научился и нырять. Малыш настолько полюбил плавание, что в отдельные дни проводил в воде до 5 часов. Мы не нарадуемся благо­творным результатам плавания! Наш мальчик не болеет, не каприз­ничает, всегда весел и бодр, отли­чается крепким сном и отличным аппетитом. То время, которое мы затрачиваем на ежедневные заня­тия в ванне с Ванюшей, с лихвой окупается тем, что мы не беспоко­имся за здоровье ребенка, что он не будит нас по ночам, не причиня­ет хлопот капризами».

 

Зачем младенцу плавать?

Давайте разберемся, в чем же сек­рет благотворного воздействия плавания на организм малыша.

Вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха. Ребенок испыты­вает в ней нешуточное механичес­кое давление на свое тело — не­сколько килограммов на каждый сантиметр кожной поверхности. Ка­залось бы, непомерная нагрузка! Но давление приложено равномер­но ко всей поверхности тела, со всех его сторон. Воздействуя на многочисленные кровеносные со­суды кожного покрова, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит, и дея­тельность сердца.

Давление на область грудной клетки включает в активную работу дыхательную систему. Вода равно­мерно, со всех сторон давит на грудь, заставляя ребенка делать более мощный вдох, который гонит воздух в глубь легких — туда, где при обычном дыхании он не дохо­дит. В дыхательный процесс вовле­кается вся легочная ткань, «провет­ривается» весь объем легких, вытесняя оттуда бактерии. Кроме то­го, с увеличением силы вдоха повы­шается способность грудной клетки присасывать кровь. Это облегчает приток к сердцу венозной крови.

Ребенок подготовлен к обучению плаванию тем, что он «ихтиандрил» в лоне матери. Околоплодные воды защищали его от действия закона гравитации. Несколько месяцев после рождения гравитация угнета­ет головной мозг младенца, сковы­вает многие функции его организ­ма, тормозит его общее развитие. Погрузившись в воду, он становится атлантом. Устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная ригидность (скован­ность). Создаются условия для сво­бодных, активных движений. А мно­гократные движения руками, нога­ми, всем туловищем — прекрасная тренировка, развивающая не толь­ко мышцы, но и сердечно-сосудис­тую, нервную, дыхательную, пище­варительную системы и весь двига­тельный аппарат.

Вода в 28 раз теплопроводнее воздуха, что и позволяет использо­вать ее в качестве эффективного закаливающего средства. Регули­ровать температуру воды в ванне легко. Делать это вам поможет сам малыш, проявляя удовольствие или неудовольствие при изменении температуры. Постепенное ее сни­жение помогает повысить устойчи­вость организма к простудам.

 

Домашняя школа плавания

Наша цель — научить ребенка сво­бодно плавать за 11 месяцев заня­тий. За это время он приобретает следующие навыки:

♦ самостоятельно держится на поверхности воды в положении на спине 10-15 минут, совершая при 68 этом любые движения;

♦ ныряет на глубину до 1,5 м, достает со дна ванны предметы;

♦ плавает под водой 6-8 секунд. В нашей виртуальной «школе пла­вания» ребенок пройдет три класса. В зависимости от «успеваемости» на каждый класс будет отводиться от 4 до 8 недель. В очередной класс малыш должен переводиться только в том случае, если он хорошо спра­вился с задачами предыдущего.

 

 

Советы мамам и папам

Важно, чтобы занятия в воде вызы­вали у малыша только положитель­ные эмоции. От природы у детей не может быть страха перед водой, ведь они много месяцев плавали в утробе матери. Испуг может по­явиться только по вине взрослых.  

Например, когда по недосмотру в ванну стала поступать холодная или, наоборот, горячая вода. Чтобы температура воды всегда была под контролем, под рукой должен быть градусник (замеры надо делать 2-3 раза в течение занятия). Поводом для страха иногда бывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, если вода чрезмерно хлори­рована или в нее попало мыло.

Психика ребенка очень чувстви­тельна. Ему может передаваться плохое настроение взрослых. По­этому никогда не проводите заня­тие, если вы чем-то раздражены. Лучше перенесите его на другое время или даже на следующий день.

Урок плавания не должен прохо­дить в тишине. С ребенком нужно все время разговаривать, ласково подбадривая его словами: «Какой хороший малыш!», «Как ловко он двигает ножками и ручками!», «Вода теплая, ласковая, она сделает тебя крепким, здоровым», «Хорошо! Плыви, плыви!» и т.п.

Хорошо бы, чтобы во время заня­тия фоном звучала из комнаты ме­лодичная музыка. Еще лучше, если мама будет напевать малышу пе­сенку о том, какой он бесстрашный пловец. В ванне должны плавать любимые яркие игрушки ребенка.

От первой до последней минуты занятия надо внимательно следить за состоянием и настроением ре­бенка. Если у него появятся при­знаки утомления (вялость в движе­ниях, нежелание двигаться, кап­ризность) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» на тельце, синюшный оттенок губ) надо не­медленно прекратить урок. Если эти же признаки появятся и на сле­дующий день, лучше прервать занятия на 2-3 дня.

Перед каждым занятием необхо­димо как следует проветрить ван­ную комнату и тщательно вымыть намыленной щеткой ванну, игрушки и весь используемый инвентарь. Если водопроводная вода чистая, не опасайтесь, что она попадет в уши ребенка: это не принесет ему вреда.

Желательно, чтобы занятия по плаванию проводились в одно и то же время. Урок должен начинаться спустя 1,5-2 часа после кормления и заканчиваться не менее чем за 20 минут до очередного приема пищи. После урока ребенок обычно быва­ет утомлен, ему нужно создать ус­ловия для отдыха в проветренной комнате.

Обязанности «тренера по плава­нию» лучше всего выполняют мамы, поскольку они в этот период ближе всех малышу. Но это не догма. За­нятие может проводить и папа, и бабушка, и дедушка, но из педаго­гических соображений желательно, чтобы весь курс обучения проводил один и тот же человек. Советую ему завести дневник — это поможет контролировать и регулировать плавательные нагрузки ребенка. Если вы заметите какие-то неблаго­приятные явления (например, вес ребенка стал отставать от нормы), надо снизить нагрузку (сократить время занятий или количество дви­жений, повременить со снижением температуры воды или даже число занятий до 2-3 в неделю).

В любом случае надо придержи­ваться главного методического правила: если ребенок с неохотой выполняет новое задание, если оно у него не получается и он начинает капризничать, надо немедленно от­казаться от этого и ограничиться повторением пройденного.■

Продолжение следует

 

Первый раз в первый класс

Если новорожденного с первых дней регулярно обтирают водой, обливают и купают (а значит, закаляют), то первый класс он может пройти за 1 месяц. Ес­ли же водные процедуры не носят сис­тематического характера, «пребыва­ние» в 1-м классе может растянуться до 5-6 недель. В общей сложности за это время надо провести 25 занятий в воде, постепенно наращивая нагрузки (снижая температуру воды и увеличи­вая продолжительность занятий).

 

Владимир Скрипалев

Плавать раньше, чем ходить

Способы поддержки

Первый способ поддержки — «Ло­дочка». Инструктор поддерживает тело ребенка двумя руками. Правой рукой снизу — головку ребенка, ле­вой рукой снизу — область таза и нижней части спины. Этот способ применяется с 1 -го по 10-е занятие. Второй способ поддержки — «Люлька». Инструктор поддержива­ет малыша одной рукой снизу. Го­ловка ребенка опирается на внут­реннюю поверхность его локтевого сустава, а туловище и таз — на его предплечье и ладонь. Вторая рука инструктора остается свободной, ею он может показывать малышу иг­рушку; намочить большую губку и выжать ее на головку ребенка; по­массировать и выпрямить его нож­ки. В дальнейшем (на 5-10-м заняти­ях) рука инструктора будет поддер-68 живать снизу только голову ребенка.

Третий способ поддержки. Ин­структор поддерживает снизу голо­ву ребенка — вначале ладонью, а затем (с 10-го занятия) — только кончиками пальцев (усложненный вариант).

 

     

 


Способы поддержки

Первый способ поддержки — «Ло­дочка». Инструктор поддерживает тело ребенка двумя руками. Правой рукой снизу — головку ребенка, ле­вой рукой снизу — область таза и нижней части спины. Этот способ применяется с 1 -го по 10-е занятие. Второй способ поддержки — «Люлька». Инструктор поддержива­ет малыша одной рукой снизу. Го­ловка ребенка опирается на внут­реннюю поверхность его локтевого сустава, а туловище и таз — на его предплечье и ладонь. Вторая рука инструктора остается свободной, ею он может показывать малышу иг­рушку; намочить большую губку и выжать ее на головку ребенка; по­массировать и выпрямить его нож­ки. В дальнейшем (на 5-10-м заняти­ях) рука инструктора будет поддер-68 живать снизу только голову ребенка.

Третий способ поддержки. Ин­структор поддерживает снизу голо­ву ребенка — вначале ладонью, а затем (с 10-го занятия) — только кончиками пальцев (усложненный вариант).

 

Правила для инструктора

Какой бы способ поддержки ни при­менялся, надо постараться, чтобы малыш нашел оптимальное для се­бя равновесие в воде. Его голову надо поддерживать так, чтобы заты­лок, шея и спина лежали в одной плоскости, почти параллельной поверхности воды. Руками инструктор должен регулировать положение го­ловы — она выполняет роль «руля» при плавании. Если голова ребенка чрезмерно запрокидывается назад или наклоняется вперед, ее положе­ние надо выровнять. Если ноги из­лишне сгибаются в коленях и «то­нут» или если малыш подтягивает колени к животу, надо рукой выпря­мить их, мягко погладив и слегка по­массировав суставы и мышцы.

При любом способе поддержки надо стараться, чтобы она была как можно слабее. Тогда ребенок ско­рее приучится самостоятельно дер­жаться на воде.

Независимо от способа поддерж­ки надо создавать ребенку макси­мально выгодные условия для дви­жений руками и ногами.

На занятиях возле ребенка долж­ны всегда находиться плавающие игрушки — пластмассовые уточки, лягушки, рыбки, разноцветные ша­рики и т.п.

Когда малыш привыкнет к тому или иному способу поддержки, по­лезно брать игрушки с поверхнос­ти воды и бросать их в воду, чтобы ребенок видел: они не тонут, а пла­вают.

Инструктор должен постоянно контролировать температуру воды, при необходимости подливая горя­чую воду из заранее наполненного кувшина.

Во время занятия надо время от времени устраивать ребенку «до­ждик», поливая его теплой водой из лейки или выжимая на его тельце намоченную губку.

Десятое занятие

На десятом занятии ваш пловец должен хорошо переносить 10-минутное пребывание в 34°-ной воде. А вы — хорошо освоить все три способа поддержки и прием «проволакивания», в том числе и поддерживая ребенка одной рукой. Если все эти цели достигнуты, а ваш малыш здоров, нормально раз­вивается, в ванне не капризничает, то можно переходить к следующей, более сложной стадии. Если же ка­кая-либо из поставленных задач еще не решена, надо задержаться на десятом занятии. Поскольку оно является тестовым, опишу подроб­но, как оно проводится.

Продолжительность занятия — 10 минут, температура воды — 34°С.

При выполнении всех упражне­ний инструктор следит за тем, что­бы тело ребенка было погружено в воду (за исключением лица) и на­ходилось в состоянии оптималь­ного равновесия (в горизонталь­ном положении), чтобы руки и но­ги малыша не были судорожно сжаты и чтобы он случайно не глотнул воду.

1. Инструктор берет раздетого ребенка на руки (первый способ поддержки) и осторожно погружает его в воду (лицо остается над во­дой), зафиксировав время. В тече­ние полутора минут он передвигает ребенка в воде вперед-назад на 40-50 см. Скорость таких «раскачива­ний» должна постепенно нарастать. При этом инструктор ласково под­бадривает ребенка.

2. Пауза — инструктор прекраща­ет движение на 30 секунд. В это время он поддерживает ребенка вторым способом («Люлька») и ос­вободившейся рукой бросает на во­ду разноцветные непотопляемые игрушки, приговаривая: «Вот как хорошо плавает красная уточка (рыбка, лягушка)!».

3. В течение 3 минут инструктор, поддерживая ребенка первым способом, производит боковые (из стороны в сторону) «раскачивания» ребенка в радиусе до 80-90° и одно­временно скольжение по поверхно­сти воды вперед-назад на 60-80 см. При этом он не забывает произно­сить подбадривающие слова.

4. Выполняется поддержка вто­рым способом в течение 1 минуты.

5.    Используется усложненный ва­риант третьего способа поддержки в течение 3 минут.

6. Последняя минута занятия от­водится на активный отдых. Прово­дится игра «Поплавок». Инструктор усаживает ребенка на свою левую руку так, чтобы над водой остава­лась только головка. Свободной ру­кой он погружает под воду непотоп­ляемые игрушки, и те на глазах ма­лыша тут же всплывают.

Вторая декада

На следующих десяти занятиях ре­бенка надо приучить к еще большей свободе в воде. Передвигаясь вдоль ванны то вправо, то влево, инструктор может «проволакивать» ребенка из одного конца ванны в другой. Причем в один конец ма­лыш будет плыть на спине головой вперед, а в другой — ногами впе­ред. Это упражнение надо выпол­нять с равномерной скоростью — сначала совсем медленно, затем чуть быстрее, а в конце первого класса очень быстро.

На 12-15 занятиях нужно пользо­ваться главным образом третьим способом поддержки. Это довольно трудная задача, поскольку ребенку при такой поддержке трудно сохра­нять горизонтальное положение. Инструктор может добиваться это­го благодаря умелому управлению «рулем», то есть головой пловца: меняя ее положение можно вывес-

ти тело в горизонтальное положе­ние. Если ребенок на предыдущих занятиях уже приучен к горизон­тальному положению тела, он и сам начнет двигать ножками, добиваясь привычного равновесия. Это — важный шаг к самостоятельному плаванию. Но если ваш малыш пока пассивен, не огорчайтесь — у него все впереди.

Вначале третий способ поддерж­ки выполняется без продвижения по поверхности воды, то есть при ста­тическом положении тела ребенка. Затем надо перейти к боковым «раскачиваниям», а потом и к «про-волакиванию» по поверхности воды, увеличивая от занятия к занятию его скорость. Передвигать ребенка из конца в конец ванны можно головой вперед или ногами вперед. Но луч­ше на этом этапе выбрать продви­жение головой вперед в оба конца ванны: при «проволакивании» влево от себя инструктор поддерживает голову ребенка левой рукой, вправо (повернув его в конце ванны на 180°) — правой (голова переклады­вается на правую руку).

Заниматься с ребенком непре­рывно 20 минут, находясь в наклон­ном положении, очень нелегко. Это большая нагрузка для инструктора. Чтобы поменьше уставать, он мо­жет сделать два одноминутных пе­рерыва. А чем в это время будет за­ниматься пловец? Ведь прерывать занятие нельзя. Предложите ребен­ку игру — например, подбрасывай­те игрушки, или поливайте его го­лову из лейки, или возьмите малы­ша обеими руками под мышки и окуните его до носа в воду.

Если малышу комфортно в воде и он хорошо освоил все описанные упражнения, его можно переводить во второй класс.   Продолжение следует

Владимир Скрипалев

Продолжаем обучение плаванию грудничков по системе, разработанной Владимиром Степановичем Скрипалевым. Если ваш ребенок привык к 32 ° - ной воде, проводит в ней 20 минут и чувствует себя комфортно, если вы освоили с ним основные способы поддержкизначит, пора переходить во второй класс.

Продолжение. Начало в №4,5     за 2006 г.

 

Второй класс

Теперь занятия будут проходить с более высокими физическими нагрузками. Во втором классе ребенок должен научиться в течение 5 минут самостоятельно, без поддержки инструктора, находиться на поверхно­сти воды, плавая на спине. Некоторым детям удается освоить этот навык за 8-10 занятий, другим требуется 40-50 уроков. Расстраиваться из-за того, что сроки обучения растягиваются, не стоит. В любом случае малыш будет получать огромную пользу от каждого занятия: находясь значительное время в воде, активно двигаясь в ней, он хорошо разви­вается, а заодно и закаляется.

В методических рекомендациях будем исходить из средней продол­жительности обучения во втором классе — 30 уроков. Если ваш ма­лыш научится держаться на воде раньше, то до 30-го урока вы сможе­те развивать у него эту способность, продлевая время его самостоятель­ного плавания. Не забывайте, кроме обучения плаванию, во втором клас­се продолжается закаливание: че­рез каждые 10 занятий температура воды снижается на 2°, а время пре­бывания в воде увеличивается.

Продолжительность занятий при­ведена в таблице лишь для ориен­тира. Для того чтобы решить, когда заканчивать занятие, инструктор должен внимательно наблюдать за состоянием ребенка. Заметив у малыша признаки охлаждения или утомления, надо прекращать урок. Исходя из своего опыта, могу ска­зать, что 35-40 минут выдерживают самые здоровые и выносливые де­ти. Средняя (и вполне достаточ­ная) нагрузка для заканчивающих второй класс — 30 минут при 26°-ной воде.

К освоенным ранее упражнениям добавляются несколько новых — «Водная кроватка», «Мельница», «Кролем и брассом». Основным приемом передвижения в воде ста­новится скольжение.

 

Наращивание нагрузок

Дни  занятий t воды Продолжительность занятий (мин.)
1-5 30° ~ 20-25
6-10 30° 25-30
11-15 28° 30-35
16-20 28° 30-35
21-25 26° 35-40
26-30 26° 35-40
     

 

.

«Водная кроватка»

На дно ванны стелется подстилка с небольшим возвышением для голо­вы. Воды наливается столько, что­бы тело ребенка, лежащего на под­стилке, было целиком погружено в нее (за исключением лица). Ребе­нок лежит в ванне без поддержки инструктора. Это упражнение вос­питывает у ребенка навык самосто­ятельного поведения в воде.

«Мельница»

Это упражнение выполняется при первом способе поддержки («Ло­дочкой»), Инструктор поддерживает ребенка двумя руками (правой ру­кой снизу — голову, а левой рукой снизу — область таза). В таком по­ложении начинаются поочередные раскачивания тела — боковые и пе­редне-задние. При боковых(из сто­роны в сторону) тело пловца все время погружено в воду до подбо­родка. При передне-задних ин­структор несколько раз пробует по­гружать малыша под воду до нижней губы, потом до уровня верхней губы, внимательно следя за положением его рта. Если малыш открывает рот и заглатывает воду, то погружения до верхней губы отменяются. «Мельница» продолжается, но толь­ко с погружением до нижней губы.

После нескольких раскачиваний малышу дают в рот подслащенную соску и продолжают упражнение. Ес­ли с соской во рту пловец не откры­вает рот, то, раскачивая, его погру­жают в воду до уровня носа. С каж­дым раскачивающим движением он остается погруженным до уровня но­са все дольше — 2, 3, 4, 5 секунд.

Следующие 2-3 дня это упражне­ние повторяется, закрепляясь в со­знании ребенка. В дальнейшем ма­лыша предстоит погрузить под воду до уровня глаз, затем — до уровня волос и наконец окунуть с головой. С 12-15-го занятия продолжитель­ность окунаний увеличивается до 8 секунд.

Цель упражнения «Мельница» — научить ребенка не захлебываться под водой, привить ему ощущение «подводного положения». В конце второго класса инструктор, выпол­няя «Мельницу», отбросит сначала левую руку, а затем и правую, оста­вив малыша в воде без поддержки на 6-8 секунд, после чего вновь подхватит его и поднимет на по­верхность воды.

Скольжение

Этот прием выглядит так. Инструк­тор, используя третий способ под­держки, быстро «проволакивает» ре­бенка на одной руке до середины ванны и отбрасывает руки. Остав­шись без поддержки, тело ребенка продолжает скользить по инерции. У конца ванны инструктор одной рукой вновь подхватывает голову малыша.

Постепенно пассивное «проволакивание» полностью заменяется скольжением. Затем упражнение усложняется: инструктор подталки­вает вперед ступни ребенка, и он скользит от одного конца ванны к другому головой вперед. Важно контролировать, чтобы скольжение происходило ровно по средней ли­нии ванны и ребенок не ударялся головой о бортик.

При переходе от пассивного «проволакивания» к самостоятель­ному скольжению ребенок может нечаянно погрузить лицо в воду, глотнуть воду и закашляться («за­фыркать»). Бояться этого не следу­ет. Надо сразу же остановить дви­жение ребенка, поддержать его руками и, если требуется, успокоить.

«Кролем и брассом»

Это упражнение применяется в тех случаях, когда во время «провола­кивания» или скольжения малыш не активен — не двигает ногами и ру­ками. Ему нужно помочь.

При медленном «проволакивании» ребенка в положении на спине голо­вой вперед инструктор обхватывает пальцами стопу или кисть малыша и начинает выполнять ею движения, как при кроле или брассе.

 

Движения ног «кролем». Инструк­тор поочередно поднимает и опус­кает прямые ноги ребенка вверх-вниз (расстояние между стопами — 8-10 см). Темп — 30-40 движений в 1 минуту.

Движения ног «брассом». Инструк­тор сгибает то одну, то другую ногу ребенка в коленном и тазобедрен­ном суставах, разводя почти прижа­тое к животу колено в сторону и тут же отпуская его. Таким образом, ре­бенку предоставляется самому за­вершить движение, выпрямив ногу. Темп — 30-40 движений в 1 минуту.

Движения рук «кролем». Руки ма­лыша вытянуты вдоль туловища, ла­дони повернуты вниз. Инструктор за­хватывает пальцами конец кисти ре­бенка и поочередно то левой, то пра­вой его рукой нажимает на воду (вниз-назад), опуская их на глубину 18-20 см. В исходное положение ребе­нок обычно возвращает свою руку сам. Темп — до 20 движений в 1 минуту.

Движения рук «брассом». Ин­структор с нарастающей скоростью отводит руку малыша от туловища (из перпендикулярного телу поло­жения) в сторону и назад (как бы разгребая воду от тела), а затем от­пускает ее. Малыш сам возвращает руку в исходное положение. Затем инструктор захватывает другую ла­донь ребенка и совершает ею оче­редной гребок.

Ключевые занятия во втором классе — десятое и тридцатое. На них мы и остановимся.

Десятое занятие

На десятом занятии ваш пловец дол­жен хорошо переносить 30-минутное пребывание в 30°-ной воде. Опишу подробно, как проводится урок.

1. «Мельница» — 5 минут. Инструк­тор опускает пловца под воду

до уровня нижней губы. Такой в.ариант упражнения повто­ряется 5-6 раз без отдыха. Затем «Мельница» выполня­ется еще 5 раз так, чтобы ре­бенок погружался до уровня носа и каждый раз находился под водой 2 секунды. Если все получается гладко, пребывание под водой доводится до 5-6 секунд. Затем проводится несколько погру­жений до уровня бровей или волос и наконец — целиком.

2. Игра с Буратино. В руках ребен­ка легкий, плавающий Буратино. Ре­бенок видит, что игрушка не тонет. Инструктор незаметно заменяет его тяжелым Буратино. На глазах ре­бенка он бросает игрушку в воду, и она идет ко дну. Инструктор громко отсчитывает 6 секунд, а затем из­влекает на поверхность тяжелого Буратино, незаметно заменяет его легким и передает его ребенку или бросает на поверхность воды, пока­зывая, как Буратино плавает. Смена игрушек повторяется 2-3 раза.

3. Инструктор выполняет «прово-лакивание» с различными варианта­ми третьего способа поддержки — 15 минут.

 Последние 5 минут ис­пользуется самая незначительная поддержка — кончиками пальцев под затылок или лопатки. «Провола­кивая» ребенка от одного конца ванны к другому ногами или головой вперед инструктор тщательно сле­дит за горизонтальным положением тела малыша в воде. В моменты не­больших остановок (на 1 минуту че­рез каждые 3 минуты) инструктор поглаживает ноги малыша по на­правлению от голеностопных до та­зобедренных суставов, задержива­ясь на том суставе, который не раз­гибается. Если поглаживания не да­ют результата и нога продолжает

С того момента, как ребенок сможет са­мостоятельно держаться на воде, осо­бенно важно постоянно демонстриро­вать ему эмоциональную поддержку — наклоняться к его лицу, улыбаться, хва­лить его, петь ему веселые песенки под аккомпанемент погремушки.

оставаться согнутой, инструктор пе­реходит от поглаживания к легкому разминанию мышц. То же надо про­делывать и с руками малыша, если они не вытягиваются под водой. При необходимости паузу для массажа можно увеличить до 2 минут.

Если ребенок находится в воде в абсолютно пассивном состоянии, не двигая ни руками, ни ногами, то инструктор выполняет с ним упраж­нение «Кролем и брассом» по 30-40 движений руками и ногами.

4. Инструктор создает условия для того, чтобы ребенок самостоятельно держался на воде в положении на спине — 5 минут. В один из моментов скольжения головой вперед по по­верхности воды инструктор отпуска­ет руку, оставляя малыша без под­держки. При этом рука взрослого на­ходится в воде в полной готовности снова подхватить голову ребенка, если он начнет плакать и погружать­ся с головой под воду. Бояться тако­го погружения не следует, малыш не захлебнется — с помощью «Мельни­цы» он уже приучен к «подводному положению». Но очень важно, чтобы у ребенка не появилось чувство страха. Упражнение повторяется не­сколько раз, «отмена» поддержки становится все более длительной — от 2-3 до 5-6 секунд. Если на преды­дущих занятиях малыш научился держать голову в воде горизонталь­но, он не станет тонуть без поддерж­ки и начнет плавать на одном месте («статическое» плавание).

В том случае, если на 10-м заня­тии ребенок еще не может дер­жаться на воде самостоятельно, эти попытки надо повторять на по­следующих уроках. Большую по­мощь в освоении этого навыка при­носит чепчик Русалки. Надев его на голову ребенка, инструктор снача­ла поддерживает его под затылок, а затем потихоньку отпускает руку. Можно подталкивать малыша в разные стороны, давая ему почув­ствовать, что он плавает без всякой поддержки.

 

Чепчик Русалки

Это простое приспособление, служащее для поддержки головы ребенка в воде, мож­но сделать самостоятельно. Берется обыч­ный детский чепчик с завязками, к нему пришивается надувной венец. Для венца можно использовать длинный детский воз­душный шарик, вложив его в плотный чехол.

 

Если на 10-м занятии ребенок на­учился держаться на воде, то на по­следующих 20 уроках основным уп­ражнением становится постепенно усложняющееся самостоятельное плавание. На него отводится поло­вина всего урока. В упражнении «Мельница» окунание производит­ся 6-7 раз продолжительностью 5-6 секунд. Период «статического» пла­вания увеличивается с 10-20 секунд до 4-5 минут. В занятие включается    самостоятельное скольжение от толчка инструктора (он толкает ре­бенка, взяв за пятки, к противопо­ложному концу ванны головой впе­ред). Эти толчки могут применяться лишь после того, как малыш сможет выполнять «статическое» плавание не менее 15 секунд.

 

Тридцатый урок

1. Плавание с поддержкой ин­структора или в чепчике Русалки в медленном темпе — 6 минут.

2. Самостоятельное «статичес­кое» плавание в комбинации с под­держкой инструктора — 4 серии по 1 минуте. 1-я серия: самостоятель­ное плавание — 15 секунд, с под­держкой — 45 секунд; 2-я серия: соответственно 20 и 40 секунд; 3-я серия: 25 и 35 секунд, 4-я серия: по 30 секунд.

3. Повторить первое упражнение в среднем темпе — 6 минут.

4. Повторить второе упражнение — 4 минуты.

5. Упражнение «Мель­ница» — 6 минут.

6. Повторить второе уп­ражнение, выполнив 4-ю серию дважды.

7. Повторить первое уп­ражнение с быстрым «проволакиванием» до се­редины ванны, а далее с самостоятельным скольжением — 6 минут.

8. Игра с Буратино и другими пла­вающими игрушками — 3 минуты.

Содержание занятия можно не­сколько видоизменять в зависимо­сти от уровня подготовленности и самочувствия ребенка.

Малыша, полюбившего воду, на­учившегося держаться на ее по­верхности самостоятельно, ждет третий, заключительный класс в школе плавания для грудничков.

 

 Окончание. Начало в № 4-6 за 2006 г.

Владимир Скрипалев

Плавать раньше, чем ходить

Если ребенок самостоятельно держится на воде в положении на спине не менее пяти минут; если он с удовольствием проводит в воде при температуре 26 градусов до 40 минут — значит, он усвоил курс второго класса. Пора переходить в третий.

ТРЕТИЙ КЛАСС

На третий класс отводится не менее трех месяцев. Главная цель — обу­чение ребенка плаванию на груди. Ее дети достигают не раньше шес­тимесячного возраста.

Температура воды постепенно снижается до «границы удовольст­вия» — то есть до того предела, ко­гда она остается комфортной для ребенка. Темп снижения — на 2 гра­дуса в 2 недели. Продолжитель­ность занятий постепенно увеличи­вается до 50 минут.

Кроме того, в третьем классе груднички совершенствуются в пла­вании на спине: они должны про­плывать от одного конца ванны до другого. Еще одна задача — на­учить ребенка нырять и доставать со дна игрушки, поднимая их на по­верхность воды.

 

От края до края

Совершенствование в плавании на спине осуществляется главным об­разом с помощью скольжения по всей длине ванны. Если же во время скольжения ребенок не начинает са­мостоятельно двигать руками и нога­ми, то можно надеть ему чепчик Ру­салки (как его соорудить, рассказы­валось в прошлом номере). С таким чепчиком малыш остается в воде без поддержки, а инструктор может под­талкивать ребенка в разные стороны, чтобы активизировать его движения. Иногда помогает такой прием. Лежащему на спине малышу пока­зывают яркую игрушку, издающую какой-нибудь звук. Он пытается до­тянуться до игрушки, но ее отодви­гают. В погоне за этой приманкой ребенок, как правило, начинает ак­тивно двигать руками и ногами.

.

На самое дно

Как научить ребенка нырять? Для приобретения этого навыка надо последовательно освоить несколь­ко подготовительных упражнений.

1. «Мельница» с погружением ре­бенка под воду на 7-8 секунд. Выпол­няется 5-6 раз с перерывами между погружениями в 10-15 секунд.

 

2. «Спасение утопающего». На глазах ребенка инструктор бросает в воду потопляемую игрушку и, при­держивая малыша за руку, помогает ему найти и достать ее. На поверх­ности воды надо незаметно заме­нить эту игрушку ее непотопляемым двойником.

3. «Проволакивание». Используя второй способ поддержки, инструк­тор вначале


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.