Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-09-11 | 16 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Плавать раньше, чем ходить
В Каире, в Музее древнеегипетского искусства хранятся папирусы с изображением плавающих младенцев. Они датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Египетские жрецы использовали этот уникальный способ развития детей и через века передали его нам.
Первопроходцы
В наше время первым пропагандистом обучения грудных детей плаванию стал Игорь Борисович Марковский. К этому его подтолкнула сама жизнь. Дочь Чарковского Вета в результате преждевременных родов появилась на свет очень слабенькой, весила всего 1600 г. Игорь, который тогда учился в Институте физкультуры, увлекался плаванием, был водолазом, смастерил для дочери надувное «ложе» в ванне, наполненной водой. Вета и спала в нем, и бодрствовала, а заодно обучалась плаванию. На четвертом месяце жизни у нее был нормальный вес, а по показателям физического развития она обгоняла ровесниц. В полгода Вета свободно плавала и ныряла на дно ванны за игрушками.
Сообщениями о плавающей и ныряющей малышке заинтересовались немецкие врачи. На базе педиатрической клиники Мюнхенского мединститута был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. Под руководством известного педиатра профессора К.Битке и опытного специалиста по плаванию Х.Бау-эрмайстера немецкие физиологи, гигиенисты, биохимики, педиатры обучали плаванию детей в возрасте от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровительную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно (от 4 до 7 раз в неделю) занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их неплавающие сверстники. Они раньше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрасно физически развиты. Кроме этого они отличались уравновешенным характером и повышенным интеллектом, обладали хорошим аппетитом и крепким сном.
|
Снимки полугодовалых младенцев, свободно плавающих и ныряющих с соской во рту, в 70-е годы обошли многие печатные издания мира. Это было сенсацией! В США начали выпускать программы обучения плаванию грудных детей. В Англии были организованы курсы для медицинских сестер детских учреждений. В Токио открылась школа плавания для грудных младенцев.
В нашей стране в 1976 году по телевидению был показан документальный фильм «Как рыба в воде», заразивший многих родителей идеей обучать своих детей плаванию. В 1977 году в ряде детских поликлиник Москвы были оборудованы плавательные бассейны для грудничков.
В 1978 году президент Медицинского комитета Международной федерации
плавания З. П. Фирсов выпустил книгу «Плавать раньше, чем ходить»
— прекрасное методическое пособие для родителей. На экземпляре этой книги, подаренном нам с женой, Захарий Павлович оставил автограф, назвав нас соавторами и поблагодарив за методические советы. К тому времени в нашей семье уже подрастала дочь, научившаяся плавать в полугодовалом возрасте.
Мнение исследователей
Доктор медицинских наук Т.А.Аршавский, исследовавший этот метод, назвал его физиологически обоснованным, способствующим полноценному развитию детского организма. «В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, — объяснял профессор, — и стимулируются ее динамические компоненты. А это не только полезно для развития организма, но и может служить одной из форм предупреждения таких отрицательных последствий акселерации, как астения и преждевременное половое созревание. А для детей, рождающихся в состоянии физиологической незрелости, число которых сейчас увеличивается, плавание может стать эффективнейшим способом компенсации».
|
Не менее важно мнение детских психологов. Вот что об обучении грудничков плаванию писал доктор психологических наук П.А.Рудик: «У трехмесячных малышей нет "страха воды", который очень часто не позволяет детям более старших возрастов научиться плавать. Такой страх становится непреодолимым, неуправляемым, превращается в стойкий барьер между человеком и водой. У младенцев, еще не умеющих не только ходить, но и говорить, обучение плаванию создает прочный эмоционально-положительный рефлекс общения с водной средой. Впоследствии он будет весьма полезен».
И наконец, приведу мнение родителей — Натальи Бондарчук и Николая Бурляева, которые с нашей помощью обучали своего ребенка плаванию: «Ванюша родился в сентябре 1976 года. Уже на 9-й день после его рождения мы провели с ним первое занятие в ванне и затем повторяли их ежедневно, постепенно и последовательно повышая физические нагрузки. В 4-месячном возрасте наш сын уже
довольно уверенно и долго мог самостоятельно плавать в ванне, а затем научился и нырять. Малыш настолько полюбил плавание, что в отдельные дни проводил в воде до 5 часов. Мы не нарадуемся благотворным результатам плавания! Наш мальчик не болеет, не капризничает, всегда весел и бодр, отличается крепким сном и отличным аппетитом. То время, которое мы затрачиваем на ежедневные занятия в ванне с Ванюшей, с лихвой окупается тем, что мы не беспокоимся за здоровье ребенка, что он не будит нас по ночам, не причиняет хлопот капризами».
Зачем младенцу плавать?
Давайте разберемся, в чем же секрет благотворного воздействия плавания на организм малыша.
Вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха. Ребенок испытывает в ней нешуточное механическое давление на свое тело — несколько килограммов на каждый сантиметр кожной поверхности. Казалось бы, непомерная нагрузка! Но давление приложено равномерно ко всей поверхности тела, со всех его сторон. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит, и деятельность сердца.
Давление на область грудной клетки включает в активную работу дыхательную систему. Вода равномерно, со всех сторон давит на грудь, заставляя ребенка делать более мощный вдох, который гонит воздух в глубь легких — туда, где при обычном дыхании он не доходит. В дыхательный процесс вовлекается вся легочная ткань, «проветривается» весь объем легких, вытесняя оттуда бактерии. Кроме того, с увеличением силы вдоха повышается способность грудной клетки присасывать кровь. Это облегчает приток к сердцу венозной крови.
|
Ребенок подготовлен к обучению плаванию тем, что он «ихтиандрил» в лоне матери. Околоплодные воды защищали его от действия закона гравитации. Несколько месяцев после рождения гравитация угнетает головной мозг младенца, сковывает многие функции его организма, тормозит его общее развитие. Погрузившись в воду, он становится атлантом. Устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная ригидность (скованность). Создаются условия для свободных, активных движений. А многократные движения руками, ногами, всем туловищем — прекрасная тренировка, развивающая не только мышцы, но и сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную системы и весь двигательный аппарат.
Вода в 28 раз теплопроводнее воздуха, что и позволяет использовать ее в качестве эффективного закаливающего средства. Регулировать температуру воды в ванне легко. Делать это вам поможет сам малыш, проявляя удовольствие или неудовольствие при изменении температуры. Постепенное ее снижение помогает повысить устойчивость организма к простудам.
Домашняя школа плавания
Наша цель — научить ребенка свободно плавать за 11 месяцев занятий. За это время он приобретает следующие навыки:
♦ самостоятельно держится на поверхности воды в положении на спине 10-15 минут, совершая при 68 этом любые движения;
♦ ныряет на глубину до 1,5 м, достает со дна ванны предметы;
♦ плавает под водой 6-8 секунд. В нашей виртуальной «школе плавания» ребенок пройдет три класса. В зависимости от «успеваемости» на каждый класс будет отводиться от 4 до 8 недель. В очередной класс малыш должен переводиться только в том случае, если он хорошо справился с задачами предыдущего.
Советы мамам и папам
|
Важно, чтобы занятия в воде вызывали у малыша только положительные эмоции. От природы у детей не может быть страха перед водой, ведь они много месяцев плавали в утробе матери. Испуг может появиться только по вине взрослых.
Например, когда по недосмотру в ванну стала поступать холодная или, наоборот, горячая вода. Чтобы температура воды всегда была под контролем, под рукой должен быть градусник (замеры надо делать 2-3 раза в течение занятия). Поводом для страха иногда бывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, если вода чрезмерно хлорирована или в нее попало мыло.
Психика ребенка очень чувствительна. Ему может передаваться плохое настроение взрослых. Поэтому никогда не проводите занятие, если вы чем-то раздражены. Лучше перенесите его на другое время или даже на следующий день.
Урок плавания не должен проходить в тишине. С ребенком нужно все время разговаривать, ласково подбадривая его словами: «Какой хороший малыш!», «Как ловко он двигает ножками и ручками!», «Вода теплая, ласковая, она сделает тебя крепким, здоровым», «Хорошо! Плыви, плыви!» и т.п.
Хорошо бы, чтобы во время занятия фоном звучала из комнаты мелодичная музыка. Еще лучше, если мама будет напевать малышу песенку о том, какой он бесстрашный пловец. В ванне должны плавать любимые яркие игрушки ребенка.
От первой до последней минуты занятия надо внимательно следить за состоянием и настроением ребенка. Если у него появятся признаки утомления (вялость в движениях, нежелание двигаться, капризность) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» на тельце, синюшный оттенок губ) надо немедленно прекратить урок. Если эти же признаки появятся и на следующий день, лучше прервать занятия на 2-3 дня.
Перед каждым занятием необходимо как следует проветрить ванную комнату и тщательно вымыть намыленной щеткой ванну, игрушки и весь используемый инвентарь. Если водопроводная вода чистая, не опасайтесь, что она попадет в уши ребенка: это не принесет ему вреда.
Желательно, чтобы занятия по плаванию проводились в одно и то же время. Урок должен начинаться спустя 1,5-2 часа после кормления и заканчиваться не менее чем за 20 минут до очередного приема пищи. После урока ребенок обычно бывает утомлен, ему нужно создать условия для отдыха в проветренной комнате.
Обязанности «тренера по плаванию» лучше всего выполняют мамы, поскольку они в этот период ближе всех малышу. Но это не догма. Занятие может проводить и папа, и бабушка, и дедушка, но из педагогических соображений желательно, чтобы весь курс обучения проводил один и тот же человек. Советую ему завести дневник — это поможет контролировать и регулировать плавательные нагрузки ребенка. Если вы заметите какие-то неблагоприятные явления (например, вес ребенка стал отставать от нормы), надо снизить нагрузку (сократить время занятий или количество движений, повременить со снижением температуры воды или даже число занятий до 2-3 в неделю).
|
В любом случае надо придерживаться главного методического правила: если ребенок с неохотой выполняет новое задание, если оно у него не получается и он начинает капризничать, надо немедленно отказаться от этого и ограничиться повторением пройденного.■
Продолжение следует
Первый раз в первый класс
Если новорожденного с первых дней регулярно обтирают водой, обливают и купают (а значит, закаляют), то первый класс он может пройти за 1 месяц. Если же водные процедуры не носят систематического характера, «пребывание» в 1-м классе может растянуться до 5-6 недель. В общей сложности за это время надо провести 25 занятий в воде, постепенно наращивая нагрузки (снижая температуру воды и увеличивая продолжительность занятий).
Владимир Скрипалев
Плавать раньше, чем ходить
Способы поддержки
Первый способ поддержки — «Лодочка». Инструктор поддерживает тело ребенка двумя руками. Правой рукой снизу — головку ребенка, левой рукой снизу — область таза и нижней части спины. Этот способ применяется с 1 -го по 10-е занятие. Второй способ поддержки — «Люлька». Инструктор поддерживает малыша одной рукой снизу. Головка ребенка опирается на внутреннюю поверхность его локтевого сустава, а туловище и таз — на его предплечье и ладонь. Вторая рука инструктора остается свободной, ею он может показывать малышу игрушку; намочить большую губку и выжать ее на головку ребенка; помассировать и выпрямить его ножки. В дальнейшем (на 5-10-м занятиях) рука инструктора будет поддер-68 живать снизу только голову ребенка.
Третий способ поддержки. Инструктор поддерживает снизу голову ребенка — вначале ладонью, а затем (с 10-го занятия) — только кончиками пальцев (усложненный вариант).
Способы поддержки
Первый способ поддержки — «Лодочка». Инструктор поддерживает тело ребенка двумя руками. Правой рукой снизу — головку ребенка, левой рукой снизу — область таза и нижней части спины. Этот способ применяется с 1 -го по 10-е занятие. Второй способ поддержки — «Люлька». Инструктор поддерживает малыша одной рукой снизу. Головка ребенка опирается на внутреннюю поверхность его локтевого сустава, а туловище и таз — на его предплечье и ладонь. Вторая рука инструктора остается свободной, ею он может показывать малышу игрушку; намочить большую губку и выжать ее на головку ребенка; помассировать и выпрямить его ножки. В дальнейшем (на 5-10-м занятиях) рука инструктора будет поддер-68 живать снизу только голову ребенка.
Третий способ поддержки. Инструктор поддерживает снизу голову ребенка — вначале ладонью, а затем (с 10-го занятия) — только кончиками пальцев (усложненный вариант).
Правила для инструктора
Какой бы способ поддержки ни применялся, надо постараться, чтобы малыш нашел оптимальное для себя равновесие в воде. Его голову надо поддерживать так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости, почти параллельной поверхности воды. Руками инструктор должен регулировать положение головы — она выполняет роль «руля» при плавании. Если голова ребенка чрезмерно запрокидывается назад или наклоняется вперед, ее положение надо выровнять. Если ноги излишне сгибаются в коленях и «тонут» или если малыш подтягивает колени к животу, надо рукой выпрямить их, мягко погладив и слегка помассировав суставы и мышцы.
При любом способе поддержки надо стараться, чтобы она была как можно слабее. Тогда ребенок скорее приучится самостоятельно держаться на воде.
Независимо от способа поддержки надо создавать ребенку максимально выгодные условия для движений руками и ногами.
На занятиях возле ребенка должны всегда находиться плавающие игрушки — пластмассовые уточки, лягушки, рыбки, разноцветные шарики и т.п.
Когда малыш привыкнет к тому или иному способу поддержки, полезно брать игрушки с поверхности воды и бросать их в воду, чтобы ребенок видел: они не тонут, а плавают.
Инструктор должен постоянно контролировать температуру воды, при необходимости подливая горячую воду из заранее наполненного кувшина.
Во время занятия надо время от времени устраивать ребенку «дождик», поливая его теплой водой из лейки или выжимая на его тельце намоченную губку.
Десятое занятие
На десятом занятии ваш пловец должен хорошо переносить 10-минутное пребывание в 34°-ной воде. А вы — хорошо освоить все три способа поддержки и прием «проволакивания», в том числе и поддерживая ребенка одной рукой. Если все эти цели достигнуты, а ваш малыш здоров, нормально развивается, в ванне не капризничает, то можно переходить к следующей, более сложной стадии. Если же какая-либо из поставленных задач еще не решена, надо задержаться на десятом занятии. Поскольку оно является тестовым, опишу подробно, как оно проводится.
Продолжительность занятия — 10 минут, температура воды — 34°С.
При выполнении всех упражнений инструктор следит за тем, чтобы тело ребенка было погружено в воду (за исключением лица) и находилось в состоянии оптимального равновесия (в горизонтальном положении), чтобы руки и ноги малыша не были судорожно сжаты и чтобы он случайно не глотнул воду.
1. Инструктор берет раздетого ребенка на руки (первый способ поддержки) и осторожно погружает его в воду (лицо остается над водой), зафиксировав время. В течение полутора минут он передвигает ребенка в воде вперед-назад на 40-50 см. Скорость таких «раскачиваний» должна постепенно нарастать. При этом инструктор ласково подбадривает ребенка.
2. Пауза — инструктор прекращает движение на 30 секунд. В это время он поддерживает ребенка вторым способом («Люлька») и освободившейся рукой бросает на воду разноцветные непотопляемые игрушки, приговаривая: «Вот как хорошо плавает красная уточка (рыбка, лягушка)!».
3. В течение 3 минут инструктор, поддерживая ребенка первым способом, производит боковые (из стороны в сторону) «раскачивания» ребенка в радиусе до 80-90° и одновременно скольжение по поверхности воды вперед-назад на 60-80 см. При этом он не забывает произносить подбадривающие слова.
4. Выполняется поддержка вторым способом в течение 1 минуты.
5. Используется усложненный вариант третьего способа поддержки в течение 3 минут.
6. Последняя минута занятия отводится на активный отдых. Проводится игра «Поплавок». Инструктор усаживает ребенка на свою левую руку так, чтобы над водой оставалась только головка. Свободной рукой он погружает под воду непотопляемые игрушки, и те на глазах малыша тут же всплывают.
Вторая декада
На следующих десяти занятиях ребенка надо приучить к еще большей свободе в воде. Передвигаясь вдоль ванны то вправо, то влево, инструктор может «проволакивать» ребенка из одного конца ванны в другой. Причем в один конец малыш будет плыть на спине головой вперед, а в другой — ногами вперед. Это упражнение надо выполнять с равномерной скоростью — сначала совсем медленно, затем чуть быстрее, а в конце первого класса очень быстро.
На 12-15 занятиях нужно пользоваться главным образом третьим способом поддержки. Это довольно трудная задача, поскольку ребенку при такой поддержке трудно сохранять горизонтальное положение. Инструктор может добиваться этого благодаря умелому управлению «рулем», то есть головой пловца: меняя ее положение можно вывес-
ти тело в горизонтальное положение. Если ребенок на предыдущих занятиях уже приучен к горизонтальному положению тела, он и сам начнет двигать ножками, добиваясь привычного равновесия. Это — важный шаг к самостоятельному плаванию. Но если ваш малыш пока пассивен, не огорчайтесь — у него все впереди.
Вначале третий способ поддержки выполняется без продвижения по поверхности воды, то есть при статическом положении тела ребенка. Затем надо перейти к боковым «раскачиваниям», а потом и к «про-волакиванию» по поверхности воды, увеличивая от занятия к занятию его скорость. Передвигать ребенка из конца в конец ванны можно головой вперед или ногами вперед. Но лучше на этом этапе выбрать продвижение головой вперед в оба конца ванны: при «проволакивании» влево от себя инструктор поддерживает голову ребенка левой рукой, вправо (повернув его в конце ванны на 180°) — правой (голова перекладывается на правую руку).
Заниматься с ребенком непрерывно 20 минут, находясь в наклонном положении, очень нелегко. Это большая нагрузка для инструктора. Чтобы поменьше уставать, он может сделать два одноминутных перерыва. А чем в это время будет заниматься пловец? Ведь прерывать занятие нельзя. Предложите ребенку игру — например, подбрасывайте игрушки, или поливайте его голову из лейки, или возьмите малыша обеими руками под мышки и окуните его до носа в воду.
Если малышу комфортно в воде и он хорошо освоил все описанные упражнения, его можно переводить во второй класс. Продолжение следует
Владимир Скрипалев
Продолжаем обучение плаванию грудничков по системе, разработанной Владимиром Степановичем Скрипалевым. Если ваш ребенок привык к 32 ° - ной воде, проводит в ней 20 минут и чувствует себя комфортно, если вы освоили с ним основные способы поддержки — значит, пора переходить во второй класс.
Продолжение. Начало в №4,5 за 2006 г.
Второй класс
Теперь занятия будут проходить с более высокими физическими нагрузками. Во втором классе ребенок должен научиться в течение 5 минут самостоятельно, без поддержки инструктора, находиться на поверхности воды, плавая на спине. Некоторым детям удается освоить этот навык за 8-10 занятий, другим требуется 40-50 уроков. Расстраиваться из-за того, что сроки обучения растягиваются, не стоит. В любом случае малыш будет получать огромную пользу от каждого занятия: находясь значительное время в воде, активно двигаясь в ней, он хорошо развивается, а заодно и закаляется.
В методических рекомендациях будем исходить из средней продолжительности обучения во втором классе — 30 уроков. Если ваш малыш научится держаться на воде раньше, то до 30-го урока вы сможете развивать у него эту способность, продлевая время его самостоятельного плавания. Не забывайте, кроме обучения плаванию, во втором классе продолжается закаливание: через каждые 10 занятий температура воды снижается на 2°, а время пребывания в воде увеличивается.
Продолжительность занятий приведена в таблице лишь для ориентира. Для того чтобы решить, когда заканчивать занятие, инструктор должен внимательно наблюдать за состоянием ребенка. Заметив у малыша признаки охлаждения или утомления, надо прекращать урок. Исходя из своего опыта, могу сказать, что 35-40 минут выдерживают самые здоровые и выносливые дети. Средняя (и вполне достаточная) нагрузка для заканчивающих второй класс — 30 минут при 26°-ной воде.
К освоенным ранее упражнениям добавляются несколько новых — «Водная кроватка», «Мельница», «Кролем и брассом». Основным приемом передвижения в воде становится скольжение.
Наращивание нагрузок | ||
Дни занятий | t воды | Продолжительность занятий (мин.) |
1-5 | 30° ~ | 20-25 |
6-10 | 30° | 25-30 |
11-15 | 28° | 30-35 |
16-20 | 28° | 30-35 |
21-25 | 26° | 35-40 |
26-30 | 26° | 35-40 |
.
«Водная кроватка»
На дно ванны стелется подстилка с небольшим возвышением для головы. Воды наливается столько, чтобы тело ребенка, лежащего на подстилке, было целиком погружено в нее (за исключением лица). Ребенок лежит в ванне без поддержки инструктора. Это упражнение воспитывает у ребенка навык самостоятельного поведения в воде.
«Мельница»
Это упражнение выполняется при первом способе поддержки («Лодочкой»), Инструктор поддерживает ребенка двумя руками (правой рукой снизу — голову, а левой рукой снизу — область таза). В таком положении начинаются поочередные раскачивания тела — боковые и передне-задние. При боковых(из стороны в сторону) тело пловца все время погружено в воду до подбородка. При передне-задних инструктор несколько раз пробует погружать малыша под воду до нижней губы, потом до уровня верхней губы, внимательно следя за положением его рта. Если малыш открывает рот и заглатывает воду, то погружения до верхней губы отменяются. «Мельница» продолжается, но только с погружением до нижней губы.
После нескольких раскачиваний малышу дают в рот подслащенную соску и продолжают упражнение. Если с соской во рту пловец не открывает рот, то, раскачивая, его погружают в воду до уровня носа. С каждым раскачивающим движением он остается погруженным до уровня носа все дольше — 2, 3, 4, 5 секунд.
Следующие 2-3 дня это упражнение повторяется, закрепляясь в сознании ребенка. В дальнейшем малыша предстоит погрузить под воду до уровня глаз, затем — до уровня волос и наконец окунуть с головой. С 12-15-го занятия продолжительность окунаний увеличивается до 8 секунд.
Цель упражнения «Мельница» — научить ребенка не захлебываться под водой, привить ему ощущение «подводного положения». В конце второго класса инструктор, выполняя «Мельницу», отбросит сначала левую руку, а затем и правую, оставив малыша в воде без поддержки на 6-8 секунд, после чего вновь подхватит его и поднимет на поверхность воды.
Скольжение
Этот прием выглядит так. Инструктор, используя третий способ поддержки, быстро «проволакивает» ребенка на одной руке до середины ванны и отбрасывает руки. Оставшись без поддержки, тело ребенка продолжает скользить по инерции. У конца ванны инструктор одной рукой вновь подхватывает голову малыша.
Постепенно пассивное «проволакивание» полностью заменяется скольжением. Затем упражнение усложняется: инструктор подталкивает вперед ступни ребенка, и он скользит от одного конца ванны к другому головой вперед. Важно контролировать, чтобы скольжение происходило ровно по средней линии ванны и ребенок не ударялся головой о бортик.
При переходе от пассивного «проволакивания» к самостоятельному скольжению ребенок может нечаянно погрузить лицо в воду, глотнуть воду и закашляться («зафыркать»). Бояться этого не следует. Надо сразу же остановить движение ребенка, поддержать его руками и, если требуется, успокоить.
«Кролем и брассом»
Это упражнение применяется в тех случаях, когда во время «проволакивания» или скольжения малыш не активен — не двигает ногами и руками. Ему нужно помочь.
При медленном «проволакивании» ребенка в положении на спине головой вперед инструктор обхватывает пальцами стопу или кисть малыша и начинает выполнять ею движения, как при кроле или брассе.
Движения ног «кролем». Инструктор поочередно поднимает и опускает прямые ноги ребенка вверх-вниз (расстояние между стопами — 8-10 см). Темп — 30-40 движений в 1 минуту.
Движения ног «брассом». Инструктор сгибает то одну, то другую ногу ребенка в коленном и тазобедренном суставах, разводя почти прижатое к животу колено в сторону и тут же отпуская его. Таким образом, ребенку предоставляется самому завершить движение, выпрямив ногу. Темп — 30-40 движений в 1 минуту.
Движения рук «кролем». Руки малыша вытянуты вдоль туловища, ладони повернуты вниз. Инструктор захватывает пальцами конец кисти ребенка и поочередно то левой, то правой его рукой нажимает на воду (вниз-назад), опуская их на глубину 18-20 см. В исходное положение ребенок обычно возвращает свою руку сам. Темп — до 20 движений в 1 минуту.
Движения рук «брассом». Инструктор с нарастающей скоростью отводит руку малыша от туловища (из перпендикулярного телу положения) в сторону и назад (как бы разгребая воду от тела), а затем отпускает ее. Малыш сам возвращает руку в исходное положение. Затем инструктор захватывает другую ладонь ребенка и совершает ею очередной гребок.
Ключевые занятия во втором классе — десятое и тридцатое. На них мы и остановимся.
Десятое занятие
На десятом занятии ваш пловец должен хорошо переносить 30-минутное пребывание в 30°-ной воде. Опишу подробно, как проводится урок.
1. «Мельница» — 5 минут. Инструктор опускает пловца под воду
до уровня нижней губы. Такой в.ариант упражнения повторяется 5-6 раз без отдыха. Затем «Мельница» выполняется еще 5 раз так, чтобы ребенок погружался до уровня носа и каждый раз находился под водой 2 секунды. Если все получается гладко, пребывание под водой доводится до 5-6 секунд. Затем проводится несколько погружений до уровня бровей или волос и наконец — целиком.
2. Игра с Буратино. В руках ребенка легкий, плавающий Буратино. Ребенок видит, что игрушка не тонет. Инструктор незаметно заменяет его тяжелым Буратино. На глазах ребенка он бросает игрушку в воду, и она идет ко дну. Инструктор громко отсчитывает 6 секунд, а затем извлекает на поверхность тяжелого Буратино, незаметно заменяет его легким и передает его ребенку или бросает на поверхность воды, показывая, как Буратино плавает. Смена игрушек повторяется 2-3 раза.
3. Инструктор выполняет «прово-лакивание» с различными вариантами третьего способа поддержки — 15 минут.
Последние 5 минут используется самая незначительная поддержка — кончиками пальцев под затылок или лопатки. «Проволакивая» ребенка от одного конца ванны к другому ногами или головой вперед инструктор тщательно следит за горизонтальным положением тела малыша в воде. В моменты небольших остановок (на 1 минуту через каждые 3 минуты) инструктор поглаживает ноги малыша по направлению от голеностопных до тазобедренных суставов, задерживаясь на том суставе, который не разгибается. Если поглаживания не дают результата и нога продолжает
С того момента, как ребенок сможет самостоятельно держаться на воде, особенно важно постоянно демонстрировать ему эмоциональную поддержку — наклоняться к его лицу, улыбаться, хвалить его, петь ему веселые песенки под аккомпанемент погремушки.
оставаться согнутой, инструктор переходит от поглаживания к легкому разминанию мышц. То же надо проделывать и с руками малыша, если они не вытягиваются под водой. При необходимости паузу для массажа можно увеличить до 2 минут.
Если ребенок находится в воде в абсолютно пассивном состоянии, не двигая ни руками, ни ногами, то инструктор выполняет с ним упражнение «Кролем и брассом» по 30-40 движений руками и ногами.
4. Инструктор создает условия для того, чтобы ребенок самостоятельно держался на воде в положении на спине — 5 минут. В один из моментов скольжения головой вперед по поверхности воды инструктор отпускает руку, оставляя малыша без поддержки. При этом рука взрослого находится в воде в полной готовности снова подхватить голову ребенка, если он начнет плакать и погружаться с головой под воду. Бояться такого погружения не следует, малыш не захлебнется — с помощью «Мельницы» он уже приучен к «подводному положению». Но очень важно, чтобы у ребенка не появилось чувство страха. Упражнение повторяется несколько раз, «отмена» поддержки становится все более длительной — от 2-3 до 5-6 секунд. Если на предыдущих занятиях малыш научился держать голову в воде горизонтально, он не станет тонуть без поддержки и начнет плавать на одном месте («статическое» плавание).
В том случае, если на 10-м занятии ребенок еще не может держаться на воде самостоятельно, эти попытки надо повторять на последующих уроках. Большую помощь в освоении этого навыка приносит чепчик Русалки. Надев его на голову ребенка, инструктор сначала поддерживает его под затылок, а затем потихоньку отпускает руку. Можно подталкивать малыша в разные стороны, давая ему почувствовать, что он плавает без всякой поддержки.
Чепчик Русалки
Это простое приспособление, служащее для поддержки головы ребенка в воде, можно сделать самостоятельно. Берется обычный детский чепчик с завязками, к нему пришивается надувной венец. Для венца можно использовать длинный детский воздушный шарик, вложив его в плотный чехол.
Если на 10-м занятии ребенок научился держаться на воде, то на последующих 20 уроках основным упражнением становится постепенно усложняющееся самостоятельное плавание. На него отводится половина всего урока. В упражнении «Мельница» окунание производится 6-7 раз продолжительностью 5-6 секунд. Период «статического» плавания увеличивается с 10-20 секунд до 4-5 минут. В занятие включается самостоятельное скольжение от толчка инструктора (он толкает ребенка, взяв за пятки, к противоположному концу ванны головой вперед). Эти толчки могут применяться лишь после того, как малыш сможет выполнять «статическое» плавание не менее 15 секунд.
Тридцатый урок
1. Плавание с поддержкой инструктора или в чепчике Русалки в медленном темпе — 6 минут.
2. Самостоятельное «статическое» плавание в комбинации с поддержкой инструктора — 4 серии по 1 минуте. 1-я серия: самостоятельное плавание — 15 секунд, с поддержкой — 45 секунд; 2-я серия: соответственно 20 и 40 секунд; 3-я серия: 25 и 35 секунд, 4-я серия: по 30 секунд.
3. Повторить первое упражнение в среднем темпе — 6 минут.
4. Повторить второе упражнение — 4 минуты.
5. Упражнение «Мельница» — 6 минут.
6. Повторить второе упражнение, выполнив 4-ю серию дважды.
7. Повторить первое упражнение с быстрым «проволакиванием» до середины ванны, а далее с самостоятельным скольжением — 6 минут.
8. Игра с Буратино и другими плавающими игрушками — 3 минуты.
Содержание занятия можно несколько видоизменять в зависимости от уровня подготовленности и самочувствия ребенка.
Малыша, полюбившего воду, научившегося держаться на ее поверхности самостоятельно, ждет третий, заключительный класс в школе плавания для грудничков.
Окончание. Начало в № 4-6 за 2006 г.
Владимир Скрипалев
Плавать раньше, чем ходить
Если ребенок самостоятельно держится на воде в положении на спине не менее пяти минут; если он с удовольствием проводит в воде при температуре 26 градусов до 40 минут — значит, он усвоил курс второго класса. Пора переходить в третий.
ТРЕТИЙ КЛАСС
На третий класс отводится не менее трех месяцев. Главная цель — обучение ребенка плаванию на груди. Ее дети достигают не раньше шестимесячного возраста.
Температура воды постепенно снижается до «границы удовольствия» — то есть до того предела, когда она остается комфортной для ребенка. Темп снижения — на 2 градуса в 2 недели. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 50 минут.
Кроме того, в третьем классе груднички совершенствуются в плавании на спине: они должны проплывать от одного конца ванны до другого. Еще одна задача — научить ребенка нырять и доставать со дна игрушки, поднимая их на поверхность воды.
От края до края
Совершенствование в плавании на спине осуществляется главным образом с помощью скольжения по всей длине ванны. Если же во время скольжения ребенок не начинает самостоятельно двигать руками и ногами, то можно надеть ему чепчик Русалки (как его соорудить, рассказывалось в прошлом номере). С таким чепчиком малыш остается в воде без поддержки, а инструктор может подталкивать ребенка в разные стороны, чтобы активизировать его движения. Иногда помогает такой прием. Лежащему на спине малышу показывают яркую игрушку, издающую какой-нибудь звук. Он пытается дотянуться до игрушки, но ее отодвигают. В погоне за этой приманкой ребенок, как правило, начинает активно двигать руками и ногами.
.
На самое дно
Как научить ребенка нырять? Для приобретения этого навыка надо последовательно освоить несколько подготовительных упражнений.
1. «Мельница» с погружением ребенка под воду на 7-8 секунд. Выполняется 5-6 раз с перерывами между погружениями в 10-15 секунд.
2. «Спасение утопающего». На глазах ребенка инструктор бросает в воду потопляемую игрушку и, придерживая малыша за руку, помогает ему найти и достать ее. На поверхности воды надо незаметно заменить эту игрушку ее непотопляемым двойником.
3. «Проволакивание». Используя второй способ поддержки, инструктор вначале
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!