К выполнению расчетно-проектировочной работы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

К выполнению расчетно-проектировочной работы

2022-09-11 33
К выполнению расчетно-проектировочной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРУЧЕНИЕ СТЕРЖНЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

                                            Оренбург 2009           

 

УДК 539.414 (07)

ББК 30.121 я7

Ф 91

Рецензент

Доцент П.Н. Ельчанинов 

 

Фролова О.А.

Ф 91      Кручение стержня: методические указания к выполнению расчетно-проектировочной работы /О.А. Фролова, В.С. Гарипов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. -50 с.

В методических указаниях по сопротивлению материалов приведены основные сведения из теории, варианты заданий к расчетно-проектировочной работе и примеры решения типовых задач с пояснениями.

Методические указания предназначены для выполнения расчетно-проектировочной работы для студентов инженерных специальностей.

                   

 

 

 

                                                                                   © Фролова О.А.,

                                                                                       Гарипов В.С., 2009

                                                                                   © ГОУ ОГУ, 2009

 

 


Содержание

 

1 Основные сведения из теории…………….………………..….……….......4

1.1 Основные понятия. Крутящий момент………………………….….…......4

1.2 Напряжения и деформации при кручении стержня круглого

 поперечного сечения…………………….…………..………………….……..6

1.3 Виды расчетов на прочность и жесткость……………………………….12

1.4 Анализ напряженного состояния и разрушения при кручении…….…..17

1.5 Кручение прямого стержня некруглого поперечного сечения…………18

2  Задание к расчетно-проектировочной работе……………………….……21

2.1 Расчетно-проектировочная работа «Расчет на прочность и жесткость

 стержня при кручении»…………………………………………….…………21

2.1.1 Задача №1………………………………………………………………..21

2.1.2 Задача №2……………………………………………………………..…26

3  Пример выполнения расчетно-проектировочной работы работа

 «Расчет на прочность и жесткость стержня при кручении»……………......31

3.1Задача №1……………………………………………………………..….…31

3.2 Задача №2…………………………………………………………….….…40

4  Литература, рекомендуемая для изучения темы ………………………….48

Приложение А Формулы для определения размеров поперечных сечений круглых стержней ……………………………………………………...………49

 

 

Основные сведения из теории

Основные понятия. Крутящий момент

Кручение – это такой вид нагружения, при котором в поперечном сечении бруса при приложении внешних крутящих моментов возникает только один внутренний силовой фактор – крутящий момент М z.

Для определения крутящего момента М z,возникающего в поперечном сечении стержня применяют метод сечений. Мысленно рассекаем стержень плоскостью α, перпендикулярной к его оси, на две части и рассматриваем равновесие одной из них (рисунок 1.1).

 

 

 

Рисунок 1.1

 

Крутящий момент М z, Н∙м,  в произвольном поперечном сечении стержня численно равен алгебраической сумме внешних крутящих моментов, действующих на стержень по одну сторону от сечения:

 

                                      .                                              (1)

 

Знак крутящего момента физического смысла не имеет и общепринятого правила знаков не существует. Однако иногда для удобства построения эпюры крутящего момента внешние крутящие моменты  подставляют в формулу (1) в соответствии с правилом знаков: если наблюдатель смотрит на поперечное сечение со стороны внешней нормали и видит  внешний крутящий момент М направленным против часовой стрелке, то его значение подставляют в формулу со знаком «+»; если наблюдатель смотрит на поперечное сечение со стороны внешней нормали и видит внешний крутящий момент М направленным по часовой стрелке, то его значение подставляют в формулу со знаком «-» (рисунок 1.2 а, б).

Рисунок 1.2

 

Изменение крутящих моментов по длине стержня изображается графически путем построения эпюры крутящих моментов.

     Деформации кручения подвергаются многие элементы различных конструкций и деталей машин: валы различных приводных устройств, трансмиссионные валы, пружины, болты, вертолетные лопасти, лопатки вращающихся деталей. Однако на практике чаще всего встречается одновременное действие кручения и изгиба. При относительно небольших изгибающих моментах деформацию изгиба можно не учитывать и рассчитывать стержень только на кручение.

Валы – детали, предназначенные для передачи крутящего момента вдоль своей оси и поддержания вращающихся деталей машин: зубчатых колес, шкивов, звездочек.

    Известно, что крутящий момент М определяется по формуле:

 

                                                                          (2)

 

где Р – мощность вала;

  ω – угловая скорость вращения вала.

    Если вал делает в минуту n оборотов, то угол поворота вала за 1 с, выраженный в радианах, равен .

  Тогда угловая скорость вала ω, рад/с:

 

                                                                                   (3)

 

где n – частота вращения вала, об/мин;

При расчете валов часто бывают заданы передаваемая мощность Р и угловая скорость вращения вала ω, рад/с:   или число оборотов n, об/мин. При этом крутящий момент М с учетом формул (46) и (47) будет определяться по следующим формулам:

- если мощность задана в кВт, то учитывая, что 1 кВт = 974 , крутящий момент М, Н∙м, равен:

 

                                     (4)

или

                                                                      (5)

                  

- если мощность задана в лошадиных силах (л. С.), то учитывая, что

1 л. С. =0,736 кВт=716,86  , крутящий момент М, Н∙м, равен:

    

                                            (6)   

или        

                                                                     (7)

 

 

Расчет на прочность.

Условие прочности выражается неравенством:

 

                                           (27)

где   τ max – наибольшее касательное напряжение при кручении;

   τ adm - допускаемое касательное напряжение при кручении.

В большинстве случаев допускаемые касательные напряжения на кручение принимают в зависимости от допускаемых нормальных напряжений на растяжение для того же материала:

- для стали τ adm (0,55…0,6) σ adm;

 

- для чугуна

 

Эти значения допускаемых касательных напряжений относятся к случаям работы элементов конструкций на чистое кручение при статическом нагружении. 

Валы, рассчитываемые на кручение, кроме кручения, испытывают изгиб и действие переменных во времени напряжений. Поэтому при расчете валов на кручение статической нагрузкой необходимо принять пониженные значения допускаемых напряжений. Для валов из конструкционной углеродистой  стали принимают τ adm =15-35 Мпа.

Кроме того, допускаемое напряжение зависит от свойств материала стержня и от принятого коэффициента запаса прочности:

- для пластичного материала допускаемое касательное напряжение определяется по пределу текучести при кручении

 

                                                                                            (28)

 

где   τТ – предел текучести при кручении;

  n -  запас  прочности;

- для хрупкого материала допускаемое касательное напряжение определяется по пределу прочности при кручении

 

                                                                                                        (29)

 

где τВ – предел прочности при кручении;

  n -  запас  прочности.

В зависимости от поставленной задачи различают следующие виды расчета на прочность:

- проверочный расчет (проверка наибольшего расчетного напряжения в стержне)

                                                                                 (30)

 

- проектный расчет ( подбор размеров поперечного сечения стержня):

 

                                                                                      (31)

 

Размеры поперечных сечений круглых стержней (диаметр d, м для стержня круглого сплошного поперечного сечения; диаметры D и d, м для стержня круглого полого поперечного сечения) для участка стержня, в пределах которого усилие М z и жесткость поперечного сечения постоянны, из условия прочности будут определяться по формулам:

 

 

- для круглого сплошного сечения с учетом того, что   - для круглого полого сечения с учетом того, что

 

При расчете валов часто бывают заданы передаваемая мощность Р и угловая скорость вращения вала ω или число оборотов n. При этом размеры поперечных сечений будут определяться по формулам:

 

- для круглого сплошного сечения - для круглого полого сечения

Если задана мощность Р, кВт и угловая скорость вращения вала ω, рад/с или число оборотов n, об/мин (с учетом того, что , Нм)

       (34)         (35) (36)    (37)

Если задана мощность Р, л.с. и угловая скорость вращения вала ω, рад/с или число оборотов n, об/мин (с учетом того, что , Нм)

            (38)           (39)  (40)   (41)

     

  - определение допускаемого значения крутящего момента

 

                                                                                    (42)

 

Расчет на жесткость.

Для нормальной работы некоторых конструкций необходимо, чтобы деформации их элементов не превышали допускаемой величины. При чрезмерно большой длине вал может получать большие углы закручивания. При остановках это вызывает явление пружинения, которое выводит из строя подшипники. Большие углы закручивания особенно опасны при передаче переменного во времени момента, так как при этом возникают опасные для прочности бруса крутильные колебания.

Условие жесткости  стержня при кручении выражается неравенством:

 

                                                                                              (43)

 

где φ – абсолютный угол закручивания, рад, гр ад;

  φ adm – допускаемыйабсолютный угол закручивания, рад, град;

или

                                                                                             (44)

 

где - относительный угол закручивания (угол закручивания на единицу длины), рад/м, град/м;

    θ adm – допускаемый относительный угол закручивания, рад/м, град/м.

Значения допускаемых относительных углов закручивания θ adm для разных конструкций и разных видов нагрузки колеблются в широких пределах: от 0,002 до 0,035 рад/м или от 0,15 до 2 град/м;наиболее распространены значения  от 0,00438 до 0,0175 рад/м или от 0,25 до 1 град/м.

В зависимости от поставленной задачи различают следующие виды расчета на жесткость:

- проверочный расчет

По абсолютному углу закручивания По относительному углу закручивания
    (45)        (47)
        (46)       (48)

 

- проектный расчет

По абсолютному углу закручивания По относительному углу закручивания
       (49)         (51)
      (50)       (52)

                   

                           

Размеры поперечных сечений круглых стержней (диаметр d, м для стержня круглого сплошного поперечного сечения; диаметры D и d, м для стержня круглого полого поперечного сечения) для участка стержня, в пределах которого усилие М z и жесткость поперечного сечения постоянны, из условия жесткости будут определяться по формулам:

 

- для круглого сплошного сечения с учетом того, что

По абсолютному углу закручивания   По относительному углу закручивания
- φ adm, рад: - φ o adm, градус: - θ adm, рад/м: - , град/м:

 

- для круглого полого сечения с учетом того, что                                                     

По абсолютному углу закручивания По относительному углу закручивания
- φ adm, рад:   - φ o adm, градус: - θ adm, рад/м:   - θ o adm, град/м:

     

 

  Если задана мощность Р, кВт или л.с., угловая скорость вращения вала ω, рад/с или число оборотов n, об/мин, то размеры поперечных сечений из условия жесткости будут определяться по формулам, приведенным в приложении А.

 

 

   - определение допускаемого значения крутящего момента

По абсолютному углу закручивания По относительному углу закручивания
    (61)        (63)
     (62)       (64)

 

 

    1.4Анализ напряженного состояния и разрушения при кручении

В поперечном сечении стержня действуют касательные напряжения, распределенные по линейному закону. В силу закона парности касательных напряжений α= - τβ) в диаметральных сечениях также возникают касательные напряжения (рисунок 1.8).

 

 

Рисунок 1.8

 

На гранях элемента, образованного двумя параллельными осевыми и поперечными сечениями, в стержне будут возникать только касательные напряжения – это состояние чистого сдвига (рисунок 1.9).

 

 

Рисунок 1.9

 

Согласно теории напряженного состояния в сечениях, наклоненных к оси, будут действовать также и нормальные напряжения. По площадкам, расположенным под углом 450  к сечению, действуют наибольшие нормальные напряжения.

Таким образом,  при кручении во всех площадках стержня имеет место двухосное неоднородное напряженное состояние.

Характер разрушения (сдвиг или отрыв) бруса при кручении зависит от способности материалов сопротивляться действию касательных и нормальных напряжений:

- при кручении стальных стержней разрушение происходит по сечению перпендикулярному к оси бруса под действием касательных напряжений, действующих в этом сечении (рисунок 1.10);

 

 

Рисунок 1.10

 

- при кручении чугунных стержней разрушение происходит под действием нормальных растягивающих напряжений, максимальные значения которых имеют место в сечениях, идущих по винтовой линии и пересекающих образующие под углом 450 (рисунок 1.11);

 

 

Рисунок 1.11

 

- при кручении деревянных стержней с продольным расположением волокон вдоль оси кручения разрушение происходит от касательных напряжений, действующих вдоль волокон (рисунок 1.12).

 

 

Рисунок 1.12

 

Задание к расчетно-проектировочной работе

 

Выбор варианта задания и требования к оформлению:

1) Необходимо выбрать из таблиц 2.1 – 2.5, прилагаемых к условию задания, данные в соответствии со своим вариантом. Номер схемы нагружения соответствует номеру варианта.

2) Расчетно-проектировочная работа выполняется на бумаге формата А4.

3) Расчетно-проектировочная работа должна содержать условие задания, расчетно-графическую схему с указанием на ней в числах всех величин и решения с кратким объяснением. Расчеты выполняются в единицах системы СИ (для удобства допускается использование производных единиц).

 

Задача №1

Дан стальной стержень (модуль упругости   G = 8·104 Мпа), нагруженный сосредоточенными моментами М1, М2, М3 . Стержень состоит из трех участков, два из которых имеют одинаковый тип и размер поперечного сечения.

Требуется:

1 Построить эпюру крутящего момента М z  по длине бруса.

2 Определить из расчета на прочность (при τТ=140 Мпа; n=2,5) размеры поперечных сечений стержня: прямоугольное поперечное сечение (h \ b =2); круглое сплошное поперечное сечение или круглое полое (). Выполнить проверку условия прочности стержня по участкам.

3 Построить эпюру максимальных касательных напряжений τ max  и эпюры распределения касательных напряжений по поперечным сечениям.

     4 Определить изменение угла закручивания стержня под действием внешних крутящих моментов и построить эпюру абсолютных углов закручивания поперечных сечений. Выполнить проверку условия жесткости стержня, если φ0 adm =10.

Таблица 2.1 – Исходные данные

№ варианта М1, Н∙м М2, Н∙м М3, Н∙м l1, м l 2, м l 3, м
1 2 3 4 5 6 7
1 200 150 100 0,15 0,20 0,30
2 320 190 330 0,23 0,19 0,18
3 240 90 400 0,25 0,18 0,32
4 120 210 180 0,31 0,15 0,20
5 400 470 320 0,25 0,31 0,17
6 350 180 130 0,18 0,23 0,33
7 230 50 420 0,21 0,30 0,23
8 590 480 250 0,32 0,27 0,33
9 520 50 170 0,26 0,17 0,32
10 530 160 110 0,16 0,21 0,31
11 580 150 250 0,22 0,15 0, 30
12 560 370 230 0,21 0,32 0,19
13 140 110 160 0,20 0,30 0,21
14 480 110 240 0,26 0,17 0, 31
15 300 200 420 0,23 0,31 0,22
16 60 160 410 0,21 0,28 0,19
17 110 520 300 0,22 0,32 0,21
18 210 370 260 0,26 0,15 0,19
19 450 470 300 0, 31 0,26 0,32
20 230 50 410 0, 24 0,32 0,18
21 450 200 480 0,30 0,25 0,31
22 60 210 190 0,23 0,16 0,30
23 120 110 280 0,19 0,27 0,31
24 120 430 180 0,20 0,31 0,17
25 180 170 120 0,17 0,22 0,32
26 480 450 280 0,33 0,28 0,31
27 250 300 200 0,21 0,31 0,22
28 310 280 340 0,16 0,32 0,15
29 420 220 360 0,31 0,14 0,27
30 380 200 340 0,24 0, 30 0,21

Таблица 2.2 – Схемы нагружения бруса

№1 №2
№3 №4
№5 №6
№7 №8
№9 №10

Продолжение таблицы 2.2

№11 №12
№13 №14
№15 №16
№17 №18
№19 №20

Продолжение таблицы 2.2

№21 №22
№23 №24
№25 №26
№27 №28
№29 №30

Задача №2

От электродвигателя на вал I посредством ременной передачи (шкив диаметром D и шкив диаметром D1) передается мощность Р при частоте вращения вала электродвигателя n. С вала I посредством фрикционной передачи поступает на вал II мощность Р1 (шкив диаметром D2 и шкив диаметром D3). С валов I и II поступают к рабочим машинам мощности Р2, Р3, Р4 и Р5 . Сечения валов считать по всей длине постоянными (рисунок 3.3). Требуется: построить эпюры крутящих моментов для валов I и II и определить диаметры валов d I и d II  из условия прочности и жесткости. Полученное по расчету значение диаметра (мм) округлить до ближайшего числа, оканчивающегося на 0 или 5.

Таблица 2.3 – Исходные данные

в Р, кВт D, мм n, об /мин Р1, кВт Р2, кВт Р3, кВт Р4, кВт Р5, кВт D 1, мм D 2, мм D 3, мм τ adm, Мпа Θ adm, рад / м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 20 200 800 13 4 3 8 5 300 210 400 15 0,004
2 21 210 850 16 5 9 5 2 320 220 410 16 0,005
3 22 220 900 15 7 5 6 4 310 230 420 17 0,006
4 23 230 920 17 6 8 5 4 340 240 430 18 0,007
5 24 250 970 19 5 7 8 4 330 250 440 19 0,008
6 25 200 900 16 6 3 7 9 350 260 450 20 0,009
7 26 210 950 18 8 6 8 4 340 270 460 21 0,011
8 27 220 820 15 12 2 8 5 350 280 470 22 0,012
9 28 230 980 18 10 5 7 6 300 290 480 23 0,013
10 29 250 940 16 13 5 4 7 340 280 490 24 0,014
11 30 200 950 16 14 8 5 3 310 270 400 23 0,015
12 29 210 860 14 15 4 8 2 350 260 410 22 0,016
13 28 220 970 16 12 5 7 4 330 250 420 21 0,017
14 27 230 980 17 10 8 3 6 320 240 430 20 0,004
15 26 250 890 16 3 7 7 9 350 230 440 19 0,005
16 25 200 900 15 8 2 9 6 310 220 450 18 0,006
17 24 210 910 18 6 7 6 5 310 210 460 17 0,007
18 23 220 920 15 8 3 7 5 340 240 470 16 0,008
19 22 230 930 19 3 6 7 6 330 250 480 15 0,009
20 21 250 940 15 6 2 3 10 350 260 490 16 0,011
21 20 200 980 16 4 3 4 9 340 270 400 17 0,012
22 21 210 960 17 3 1 8 9 350 280 410 18 0,013
23 22 220 970 15 2 5 9 6 300 290 420 19 0,014
24 23 230 980 15 3 5 4 11 340 280 430 20 0,015
25 24 250 900 17 5 2 3 14 310 240 440 21 0,016
26 25 200 950 19 5 1 9 10 350 250 450 22 0,017
27 26 210 960 18 5 3 11 7 330 260 460 23 0,005
28 27 220 970 16 11 4 10 2 320 270 470 24 0,006
29 28 230 980 19 5 4 9 10 350 280 480 23 0,007
30 29 250 990 17 7 5 11 6 340 290 490 22 0,008

Таблица 2.4 – Схемы нагружения бруса

№1 №2
№3 №4
№5 №6
№7 №8

 

Продолжение таблицы 2.4

№9

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.