А. Определение кыйаса и его свойство — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

А. Определение кыйаса и его свойство

2022-09-11 26
А. Определение кыйаса и его свойство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В языке слово кыйас (мукайаса) имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи­чески слово кыйас определяется как “выявление подобной нормы из двух фактов, один из которых под­твержден текстом, а второй, вследствие наличия у них общей причины, - иджтихâдом”. По-арабски это определение имеет следующий вид:

 

القياس: "هو اظهار مثل حكم معلوم في معلوم آخر لاشتراكهما في علة الحكم عند المثبت

Приведем несколько примеров:

1. Один из аятов запрещает вести торговлю в пятницу, во время произнесения призыва к молитве (азан). Интересно, а каково решение относительно заключения договора об аренде в пятницу во время азана? Какого-либо текста по этому поводу перед нами нет. Тогда мы проводим сравнение между арендой и прода­жей. Продажа во время пятничной молитвы запрещена. Она занимает человека, и как следствие, отвлекает его от совершения ритуального действия. Также и аренда занимает человека и отвлекает его от совершения ритуального действия. В таком случае, во время пятничной молитвы заключение договора об аренде также запрещается.

 

2. Положение о запрете вина закреплено в аяте: “...вино, азартные игры, гадания является одним из противных дел сатаны. Остерегайтесь его”. Причина запрета вина в его опьяняющем действии (искâр). Опьяняющее действие присуще и вспененному взвару сока фиников. В таком случае потребление такого взвара также запрещается.

Б. Кыйас как аргумент (худжжат)

 

По мнению большинства муджтахидов, кыйас является шариатским аргументом, что подтверждается Кораном, Сунной и рациональной практикой.

Аяты

В Коране содержится много аятов, указывающих на соответствие кыйаса шариату. Достаточно пояс­нить значение двух из них. “О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланнику, и властям предер­жащим из среды вашей; если же вы ссоритесь о чем-то, скажите об этом Аллаху и Посланнику...”. [65]

“Наущайтесь же, о, имеющие глаза (т.е. сделайте сравнение)”. [66]

Хадисы

 

1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кадия в Йемене на вопрос Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): «Каковы будут твои действия в случае, если не найдешь решения по какому-либо вопросу в Книге и Сунне?», его ответ: «Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда» - вызвал одобрение, что является указанием на законность кыйаса.

2. Одна женщина из числа сподвижников задала вопрос: «О Посланник Аллаха, мой отец умер, не со­вершивши хаджа, если я вместо него совершу хадж, будет ли для него польза?». Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Предположим, что за твоим отцом есть долг и если ты его опла­тишь, разве твоему отцу этого не будет достаточно?». Женщина ответила утвердительно. На что Послан­ник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если так, то долг перед Аллахом еще более вправе быть выполненным», что является указанием на законность кыйаса.

3. Хазрат-и Умар спросил Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), о том, какое суждение можно вынести о поцелуе без вожделения, случившемся во время поста. На это Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Что ты думаешь по поводу полоскания рта водой во время поста?». На ответ Умара, что это не повлияет на пост, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Довольствуйся этим».

Практика сподвижников

 

Сподвижники так же использовали кыйас в качестве аргумента. Так сподвижники, присягая на вер­ность Хазрат-и Абу Бакру, приняли во внимание тот факт, что Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), выбрал его предстоятелем (имамом) во время молитвы. И сравнивая (кыйас) звание халифа со званием имама, они говорили: «Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), назначил его имамом в наших религиоз­ных делах. В таком случае, почему бы нам не признать его имамом и в наших мирских делах?».

Хазрат-и Али сравнивал наказание за питье вина с наказанием за клевету. Так как в конечном резуль­тате питье вина становится средством, способствующим клевете.

Рациональная практика

 

Человек своим разумом воспринимает аналогию, как аргумент. Тексты Корана и Сунны ограничены, а случаев неисчислимое множество. Дать ответ на неисчислимое множество случаев считанным количеством текстов - затруднительное дело. Поэтому путем аналогии (кыйас) находится решение для случаев, которые не отражены в текстах.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.