Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах

2022-09-11 27
Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если вернуться к Ветхому Завету, то нетрудно увидеть, что там вся хозяйственная сфера подчинена закону. Причем, этот закон носит универсальный характер, объемля не только экономику, но и устроение церкви, богослужение, половую мораль, медицину, гигиену — в общем охватывает практически все стороны жизни человека. Но делание по закону вовсе не означает отсутствия любви. Спаситель, провозгласив заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, указывает: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22,40). Таким образом, установления законаосновывались на любви и тем самым поддерживали ее. Во–первых, закон воспитывал любовь в соблюдающих его, и, во–вторых, не давал внешним силам эту любовь разрушить. Содержа в себе любовь, закон был детоводителем к воплощенной любви — Христу.

Может создаться впечатление, что В Новом Завете сама необходимость закона отпадает. «Если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5,18) говорит ап. Павел. Нет, это не так — и Новый Завет вовсе не отрицает идею закона. Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21); и наоборот: «Если любите меня, соблюдите мои заповеди» (Ин.14,15). Для стяжания любви и в Новом Завете закон имеет как воспитывающую, так и ограждающую функции. Новый Завет лишь утверждает, что любовь не может быть полностью вмещена в закон, особенно в своих высших проявлениях. Но любовь имеет много форм и степеней. И низшие, необходимые для существования человека выражения любви, Господь утверждает в виде закона. Впрочем, в Новом Завете этот закон дается не в правовой форме, а в виде нравственных заповедей. Яркий пример таких заповедей — Нагорная проповедь Спасителя.

Новозаветный закон существует и в хозяйственной сфере. По сути дела именно он и является предметом изучения данного курса лекций. Однако вся трудность в том, что хозяйственно–экономические заповеди не сформулированы настолько явно, чтобыих понимание было однозначным. Содержание этих заповедей разбросано по множеству отрывочных, коротких высказываний, по ряду притч и рассказов, далеко не всегда поддается точному толкованию. И не удивительно, что по вопросам трудовой и имущественной этики христиане спорят до сих пор.

Укажем на одну особенность нравственного закона, существенную для понимания христианского отношения к хозяйственной сфере. Новозаветные заповеди обладают исключительной высотой. По сути дела они формулируют нравственный идеал, достижение которого в полной мере для падшего человека невозможно. Тем самым они становятся маяками, указывающими верное направление, по которому должны двигаться христиане в своем нравственном совершенствовании. В то же время в своей существенной части эти заповеди достижимы и для обычных, падших людей. Однако, достижимы при условии большой веры и упорного труда над собой. Это не каждый может, и, главное, не каждый хочет. Поэтому люди исполняют нравственный закон в разной степени. Особенно заметен этот разброс при исполнении закона в экономической сфере. Но экономика столь важна, что именно ею определяется лицо общества. В результате, по мере исполнения нравственного закона, каждое общество образует тот или иной хозяйственный строй, социально–экономические отношения которого обладают определенным нравственным уровнем. Мы снова приходим к идее, что экономика — практическая этика. Выясняется, что законы экономики — вовсе не незыблемые законы природы, подобно закону всемирного тяготения. Нет, экономическое бытие общества зависит от нравственного уровня людей. Но экономические институты фиксируют, закрепляют нравственность в жестких правовых формах, и потому возникает иллюзия, что они «объективны», «естественны» и пр. Изменение нравственного уровня общества приводит в конце концов к изменению принципов экономической жизни. Таким образом, не экономическое бытие определяет сознание, а наоборот, нравственное бытие определяетформу экономики. Но нравственное — от Бога; соответственно и экономическое бытие — тоже от Бога и задается нам божественными заповедями.

Наша задача –попытаться выяснить по возможность наиболее ясно содержание данных нам в Новом Завете хозяйственных заповедей и, окинув взглядом человеческую (и церковную в том числе) историю, выяснить, насколько то или иное экономическое устроение отстоит от божественного идеала. Важное место в новозаветных хозяйственных заповедях принадлежит учению о смысле труда человека. Тут необходимо указать на несколько моментов.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.