Хозяйственные установления Моисеева законодательства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Хозяйственные установления Моисеева законодательства

2022-09-11 24
Хозяйственные установления Моисеева законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо ДесятословияЗакон содержит еще целый ряд высоконравственныххозяйственных норм.

«Субботний год».Каждый седьмой год законпредписывает не сеять и не убирать урожай: «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай» (Лев.25,3–4), все же выросшее на полях отдается бедным и животным: «что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу» (Лев, 25,5–7).

Кроме того, законом предусматривалось, что в конце каждого седьмого года отменялись все долги (Втор.15,1–2), причем особо отмечается, что никто не имеет права отказываться от дачи в долг в последний год (Втор.15,9). Однако долги прощались только евреям: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор.15,3).

Наконец, соплеменники, находившиеся в рабском состоянии, отпускались на волю в 7–ой год. (Лев. 25, 39–55,Исх. 21,2, 26, 27, 32). При этом, отпускалась на волю и жена раба. Если же жена была дана рабу господином и она родила детей, то она и дети должны оставаться у хозяина. Смысл последнего в том, что жена с детьми оставались у господина по человеколюбию: на седьмой год раб не засевал своего поля и ему было бы нечем прокормить семью /7:166/.

Юбилейный год. По слову Христа — «лето Господне благоприятное» (Лк.4,19). По тексту Ветхого Завета –это именно 50–ый год. В юбилейный год, как и в «субботу Господню», предписывается не сеять и не жать. Иначе говоря, два года подряд земля не должна засеваться. Это обстоятельство побудило некоторых библеистов высказать мнение, что юбилейный год — 49–й. Как бы там ни было, смысл юбилейного года в словах: «возвратитесь каждый во владение свое» (Лев.25–13). Восстанавливается как бы «статус кво» времен Иисуса Навина, когда вся земля обетованная была разделена по жребию между еврейскими семьями. Ветхий завет допускал продажу земли, в том числе — и за долги. Однако, всякая купленная земля в юбилейный год возвращается к продавшему ее, даже если он не имеет, чем за нее заплатить. Таким образом, законодательство юбилейного года продажу земли фактически превращает в аренду на определенный срок, причем подчеркивается: «Землю нельзя продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25,23).

Аналогичное узаконение предусматривается и для деревенского дома без ограды (ибо такой дом тесно связан с землей). Для дома в городе с оградой такого указания нет — он остается в вечное пользование купившего его.

Кроме того, в юбилейный годвсе рабы–евреи отпускаются на волю и возвращаются в свой надел. Библеисты спорят о целесообразности этой меры, поскольку дарование воли рабам предписывается каждый седьмой год. А. Лопухин считает, что рабов отпускали не в седьмой год, а после шести лет службы, а потому юбилейный год выгоден тем рабам, которые прослужили менее шести лет /8:495/. Другое мнение сводится к тому, что в юбилейный год освобожденные рабы сразу получали землю.

Следует обратить особое внимание на удивительную высоту и эффективность этих законов. Они не только радикально предотвращают как рабство внутри еврейского народа, но и фактически уничтожают экономическую эксплуатацию, не давая возможности возникнуть резкой дифференциации на богатых и бедных. По сути дела в них законодательно закреплена социальная справедливость. Более того, можно утверждать, что эти законы на социальном уровне фиксирует заповедь любви к ближнему. Естественно, это сделано с оглядкой на человеческую падшесть. Но все же невооруженным глазом видно нравственное превосходство и б о льшее человеколюбие законов Моисея по сравнению с законами современного мира, формально христианского.

На восстановление справедливости направлены и другие установления закона, касающиеся имущественных отношений.

Обеспечение труда наемников. Прежде всего, закон субботы обеспечивал отдых. Плата работникам должна производиться незамедлительно: «В тот же день отдай плату его (наемника –Н. С.), чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден и ждет ее душа его» (Втор.24,14). Из последней нормы также следует, что запрещалось требовать работы после захода солнца.

Законы о воровстве и залогах. За украденное, если вор пойман с поличным, полагается уплатить вдвое (Исх. 22,4–9). «Если же кто украдет вола или овцу и заколет и продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» (Исх.22,1). Если же заплатить нечем, то закон предписывает идти в рабство или отдать в рабство своих детей.

Брать вещи в залог допускается, но только, если это не угрожает жизни или здоровью: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор.24,6). «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него» (Исх.22,26).

Хозяйственный ущерб. Большое внимание закон уделяет имущественным и хозяйственным спорам. Важность этих проблем видна хотя бы из того, что о них Господь говорит сразу после объявления Десятословия, например:

«Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет на нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его. Если чей–нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, то хозяин его (быв извещен о сем) не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его» (Исх.21. 33–36).

Тут хорошо видно, что закон прежде всего охраняет справедливость: он не жесток, но и не потакает нарушителям.

Ростовщичествополностью запрещалось по отношению к единоплеменникам: «Не отдавай в рост брату твоему ни сребра, ни хлеба, ни чего либо другого, что можно отдать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23,19–20).Однако, иноземцу еврей обязан был отдавать в рост, причем имеется и обоснование: «и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15,6). Тут подчеркнута исключительная важность процента в сфере экономических отношений. Процентный механизм давал евреям весомое экономическое преимущество перед окружавшими их языческими народами. И сейчас капиталы создаются главным образом за счет процентов; также эксплуатация человека человеком или народа народом в основном осуществляется через процентные займы.

Торговля. Закон разрешал торговлю, причем предписывалось выставлять справедливую цену. Кроме того, закон запрещал обман в делах торговли: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Лев.19,35–36) (ефа и гина– меры объема, равные соответственно 52.48 л. и 8.5 л.).

В ветхозаветные времена в качестве денег использовались сикли — слитки серебра (около 8.5 г.). Но поскольку слитки были все–таки разного веса, иудеи носили с собой гири за поясом. Одна мина равнялась 50 сиклям, один талант — 60 минам. Были и золотые сикли, мины и таланты, причем стоимость серебра к золоту относилась как 1/13. Авраам купил у Ефрона участок земли за 400 сиклей. Кроме того, были в большом ходу римскийдинарий и равная ему греческая драхма; они составляли 1/100 мины. Обол стоил 1/6 драхмы, а лепта — 1/56 обола. Отметим, что динарий составлял обычную дневную плату наемнику.

Милостыня. Помимо законодательных постановлений, запрещавших грубую эксплуатацию и бесконтрольное имущественное накопление, закон включал требование творить милостыню и человечно относиться к бедным и нищим:

«Если же будет у тебя нищий кто–либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех. Дай ему взаймы, и, когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо зато благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками. Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15,7–11).

Отметим, что отказ в милостыне закон рассматривает как грех. И даже указывает, что давая милостыню «не должно скорбеть сердце твое». Это уже определенное выражение нравственной нормы любви к ближнему. На протяжении всего ветхозаветного периода пророки призывают творить милостыню:

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихсябедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58,7).

«Ибо я милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6).

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Пр.25,21).

«Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте» (Зах.7,10).

Оценивая в целом хозяйственные нормы Синайского законодательства, мы видим следующие особенности.

1. Законы, регулирующие хозяйственную деятельность, не возникли исторически и не образовались под давлением предшествующей социальной практики и экономических реалий. Они даны непосредственно Иеговой точно также, как даны прочие законы, регламентирующие социальную и личную жизнь.

2. Бог говорит израильскому народу, что если онбудет исполнять эти законы, то ему будет обеспечено благополучное житие и хозяйственный успех. «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно» (Лев.26,3–5). В противном случае народ будет сурово наказан от Бога: «и небо ваше сделаю как железо, и землю вашу как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих (…) хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас (…) и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев.26,19–29).

Таким образом, можно утверждать, что законы Моисея вводят принципхозяйственной теократии, предполагающий подчинение Богу в повседневной хозяйственно–экономической деятельности.

Рабство в Ветхом Завете

Имеет смысл немного остановиться на характере бытовавшего среди ветхозаветных евреев института рабства. В окружавших еврейский народ государствах– Ассирии, Вавилоне, Египте — существовали очень суровыезаконы для рабов, фактически превращавших их в бесправный рабочий скот. Иную картину мы видим в Израиле. Мы уже упоминали о гуманных нормах седьмого года, предписывавших отпускать раба после шести лет работы. Но дело даже не стольков этом. Сама жизнь раба была иной. Раб в древнееврейском языке «эвед» означает «работник». Перевод этого слова как «раб» («дулос») впервые появился в Септуагинте и был перенесен затем в Синодальный перевод /7:161/. «Раб» был в достаточной мере свободной личностью, сравнимой в этом смысле с нашими крепостными крестьянами. Поэтому случаи «попадания в рабство» за неуплату долгов или продаже в рабство своих детей следует понимать с учетом этого обстоятельства. Фактически рабство было продажей труда, либо собственного, либо своих детей, в уплату за долг. Вот как закон Моисеев требует обращаться с рабом: «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: Он должен быть как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, Потому что они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Лев.25, 39–43).

Законодательство заботится и о том, откуда добыть средства к существованию рабу, вышедшему на свободу: «Когда же будешь отпускать его (раба — Н. С.) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому и сегодня я заповедую тебе сие» (Втор.15,13–15).

Отметим, что все это должно быть передано освобождающемуся рабу безвозмездно. Еще одна норма: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе» (Втор. 23. 15).

Однако, к рабам–неевреям отношение иное. Своих единоплеменников нельзя держать в рабах более шести лет. А вот иных рабов можно: «А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими как рабами» (Лев.24,44–46).

Ни под «субботу Господню», ни под «юбилейный год» рабы из не евреев не подпадают. Заметим однако, что слово «поселенец» усваивается неевреям, сохранявшим свои языческие верования. Если же поселенец принимал веру Авраама, то он становился «пришельцем», которого уже следует отпускать в седьмой год /7:163/.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.