Глава десятая. А как у вас с «правами человека», господа? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава десятая. А как у вас с «правами человека», господа?

2022-09-01 26
Глава десятая. А как у вас с «правами человека», господа? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Права человека в буржуазном государстве «предоставляют ему свободу собственности, не освобождают его от грязной погони за наживой, а только предоставляют ему свободу промысла»[174].

К. Маркс, Ф. Энгельс

Понятие справедливости… означает: каждому — свое в соответствии с его природой. Справедливость… основывается на уважении частной собственности[175].

Р. Керк, американский политический деятель, из книги «Программа для консерваторов»

«Мы были первые!»

4 июля 1776 года над Филадельфией на фоне голубого неба плыл малиновый звон колокола. Он возвещал не только Америке, но и всему миру о том, что собравшийся здесь конгресс США принял Декларацию независимости и провозгласил первую в мире демократическую республику.

В Декларации независимости было записано: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью...»

С тех пор прошло много лет.

Сегодня «колокол свободы» снят с колокольни и превращен в музейный экспонат. Похоже, что он надорвался, звоня о свободе в США, и треснул, не выдержав ханжества пропагандистских звонарей. А не так давно на окраине Филадельфии, неподалеку от этого колокола, раздался отнюдь не малиновый звон, а взрыв бомбы. Она была сброшена американской полицией на дом, где размещалась «диссидентская», с точки зрения властей, организация «Движение». И законно многие американцы спрашивают: что сегодня больше символизирует положение в стране — «колокол свободы» или бомба?

Буржуазная пропаганда неизменно подчеркивает, что впервые в мире права человека были провозглашены в США. И действительно, о правах человека официально впервые было заявлено 12 июня 1776 года в Билле о правах. А 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости США, где объявлялось, что люди обладают определенными неотъемлемыми правами. Постановка вопроса о правах человека была неразрывно связана с именем Томаса Джефферсона, автора проекта Декларации независимости.

Статья 1 Билля о правах гласила: «По своей природе все люди одинаково свободны и независимы и обладают известными прирожденными правами, которые они, принимая гражданство какого-либо государства, не могут лишить своих потомков никаким соглашением, а именно: право на жизнь и свободу, а также возможность иметь собственность и добиваться счастья и безопасности».

Отмечая в целом прогрессивный характер американской конституции, Ф. Энгельс в то же время подчеркивал ее буржуазную ограниченность: «...для специфически буржуазного характера этих прав человека весьма показательно то обстоятельство, что американская конституция, которая первая выступила с признанием прав человека, в то же самое время санкционирует существующее в Америке рабство цветных рас...»[176]

Надо учитывать, что та самая рука, которая начертала Декларацию независимости, писала и объявления о беглых рабах, что, объявляя, будто все люди созданы равными, Декларация подразумевала только мужчин, но отнюдь не женщин. И что при этом имелись в виду только некоторые из мужчин, а совсем не все. Ибо тогда в восставших колониях насчитывалось 650 тысяч рабов, 250 тысяч кабальных рабов и 300 тысяч индейцев. Таким образом, сорок процентов всех мужчин страны, не говоря уже о женщинах, не принимались в расчет при рассмотрении вопроса о равенстве и были также лишены всякой роли в осуществлении «народной власти».

Америке нужна была рабочая сила, чтобы осваивать огромные пространства. Америке нужны были эмигранты. В 1886 году в Нью-Йоркской гавани была установлена подаренная Францией огромная статуя Свободы с высоко поднятым факелом. На цоколе этой статуи высечены патетические стихи Эммы Лазарус:

Дайте мне ваших поверженных,

Ваших бедняков,

Ваших обездоленных,

Жаждущих свободы...

Я зажигаю свой факел

Пред Золотыми воротами.

И дали. С тех пор в США приехало около 50 миллионов эмигрантов. Они и создали сегодняшнюю Америку.

Американские социологи называют Соединенные Штаты «социальной лабораторией мира». Давайте и мы заглянем в эту «лабораторию» и посмотрим, как там живется народу и как там с правами человека. В США часто употребляют фразу, ставшую поговоркой: «Свобода начинается в собственном доме».

Что же «дома»?

«У кого суп жидок, а у кого — жемчуг мелок»

Буржуазные пропагандисты неустанно говорят о «равных возможностях» человека в американском обществе — каждый может стать тем, кем он хочет стать. Все зависит только от самого человека.

Эта заманчивая перспектива привлекла в США, как уже упоминалось, десятки миллионов человек. Как живут они, их дети, внуки, правнуки и как провозглашаемые «равные возможности» выглядят в реальности?

Никто не будет отрицать, что права человека начинаются с его экономических прав, тех прав, которые обеспечивают ему право на жизнь. Прежде всего — с права на труд, дающего средства к существованию и обеспечивающего определенное положение в обществе. Иными словами, прежде чем пользоваться другими правами, человек должен иметь гарантированное право на обеспечение определенного материального уровня своей жизни.

Каков же этот уровень в США?

Прежде всего, понятие «уровень» здесь весьма условно. Разве может быть «уровень» между горными вершинами и дном глубоких пропастей? В антагонистическом обществе ничего не может быть более обманчивым, как подсчет «в среднем» — он напоминает известный анекдот о «пирожках из рябчиков», рецепт изготовления которых таков: одна лошадь и один рябчик пропускаются через мясорубку, получается фарш для «пирожков из рябчиков». И еще вспомним поговорку, очень уместную для Америки: одни жалуются, что суп жидок, другие — что жемчуг мелок.

Начнем с тех, которые с «жемчугом».

«Мешки с деньгами»

Так в США называют богачей. Буржуазные пропагандисты хвастливо подсчитывают растущее число миллионеров в стране, полагая, что это число служит своего рода источником вдохновения для остальных американцев. Мол, работайте, и ваш миллион — не за горами. Насаждается все та же иллюзия «равных возможностей» при капитализме.

А миллионеров в США действительно становится все больше. Сегодня их в Америке более полумиллиона, точнее — 520 тысяч. Журнал «Форбс», который хвастливо именует себя «инструментом капитализма» и так дорожит этим названием, что даже защитил его авторским правом, ежегодно печатает список 400 самых богатых людей в США. Чтобы попасть в это число, а тем более чтобы там остаться, недостаточно сохранить свое богатство — его необходимо приумножить.

«Богатые становятся богаче. Так ли это?» — спрашивает журнал «Форбс». Вопрос носит чисто риторический характер, ибо в первых же строках своего рекламного объявления журнал сообщает, что для пребывания в списке 400 самых богатых в 1983 году каждому претенденту необходимо было стать богаче на 35 миллионов долларов, нежели в 1982 году. На целых 35 миллионов! И нечего даже спрашивать о том, становятся богатые богаче или нет. Конечно, становятся. В целом. Но кто-то и погибает в конкурентной борьбе. Это обстоятельство тоже отмечено в рекламе журнала «Форбс»: «Вы найдете десятки новых имен и, конечно, заметите, что многие старые имена отсутствуют по причинам, которые варьируются — одни уходят с бала, другие падают замертво»[177].

Капитализм, одним словом.

По данным того же журнала «Форбс», в 1982 году в США было 12 миллиардеров. Самым богатым оказался Дэниел Людвиг, нью-йоркский пароходный магнат и владелец недвижимой собственности, личное состояние которого превышало 2 миллиарда долларов. А в 1985 году «Форбс» сообщил, что в предыдущем году в США было уже 14 миллиардеров. На сей раз самым богатым оказался С. Уолтон, владелец 745 крупнейших универсальных магазинов. Его капитал составлял уже 2,8 миллиарда долларов.

Верхушка бизнеса в США получает зарплату, которая порой исчисляется миллионами долларов в год. По данным журнала «Тайм», председатель правления корпорации «Форд моторс» Филип Кэдуелл получил в 1983 году зарплату в 1,4 миллиона долларов, а его коллега из корпорации «Дженерал моторс» — 1 миллион 58 тысяч долларов. Джон Скалли, президент фирмы «Эппл», производящей компьютеры, в 1983 году заработал 1 миллион 83 тысячи долларов. А самая высокая зарплата в 1983 году была у Дэвида Тендлера из фирмы «Фибро-Саломон» — 2,8 миллиона долларов.

Сообщив об этих долларовых Ниагарах, журнал «Тайм» как бы между прочим замечает, что многие эксперты не одобряют такие высокие заработки, в первую очередь потому, что «простые рабочие и руководители профсоюзов могут использовать это для оправдания своих требований повышения зарплаты»...

«Кому — бублик, кому — дырка от бублика...»

В сентябре 1985 года журнал «Форбс» привел такую цифру: 400 американцев владеют личным состоянием в 125 миллиардов долларов, на долю всех остальных граждан США — без малого 236 миллионов — приходится в общей сложности 126 миллиардов долларов личных накоплений.

Одни считают последние центы, а другие... Вот техасский миллионер Нельсон Банкер Хант на вопрос комиссии конгресса о том, сколько же у него денег, пожал плечами и искренне ответил: «Я просто не знаю».

Цифры воспринимаются трудно. Но они могут быть красноречивее слов. Именно поэтому я предлагаю ряд «бухгалтерских» данных из статьи американского экономиста Дэниела Рубина, члена Политбюро ЦК Коммунистической партии США, о поляризации между бедностью и богатством в США. Эта поляризация, писал Д. Рубин, «наиболее ярко выражается в том, что если, по официальным данным, на 20% граждан приходилось в 1977 году 41,5% всех доходов, то в 1982 году — 49%, а на наименее обеспеченных (20%) падало лишь 4%, что является самым низким показателем с 1947 года. При этом 43% национального богатства находилось в руках 5% семей; одна пятая сосредоточилась у 1% американцев, в то время как на долю половины населения приходилось только 4% всей собственности в стране. Только 2% семей имеют доход свыше 100 тысяч долларов в год. Они держат 70% не облагаемых налогами облигаций, половину всех акций и 39 % других ценных бумаг»[178].

Каждая из этих цифр может быть расшифрована и представлена в виде контрастирующих картин — великолепных, «пряничных» особняков американской «саббербии» и картонных коробок под мостом, где живут бездомные, ослепляющей роскоши, с одной стороны, и вопиющей нищеты — с другой.

Это естественно и закономерно для капиталистического общества и не может быть иначе — на то оно и общество, состоящее из антагонистических классов, где один класс живет за счет другого.

Социальные контрасты в последние годы становятся все очевиднее. Их уже не могут замалчивать ни буржуазные экономисты, ни даже буржуазные журналисты. Журнал американских деловых кругов «Бизнес уик» писал в 1985 году, что при таком положении, когда 1% собственников США принадлежит 26% всего личного имущества и капитала (а это около 1 триллиона долларов), «не может быть и речи о каком-либо равенстве в Америке».

Примечательно и заявление обозревателя крупной буржуазной газеты «Вашингтон пост» Роберта Кайзера, выступившего в 1984 году с серией статей о материальном положении американцев. Резюмируя сказанное, Р. Кайзер заключает: «Соединенные Штаты разделены глубокой классовой пропастью».

Вот так: «Классовой пропастью»! А как же быть с помпезными заявлениями коллег Кайзера о том, что в США все население постепенно превращается в некий единый «средний класс»?

Концы с концами явно не сходятся.

И не могут сойтись. «Полюса» богатства и бедности — неотъемлемая черта капитализма, в них — сама природа буржуазного общества.

Медленно, но неуклонно растет осознание и осуждение общественным мнением США увеличивающейся поляризации богатства и бедности. По данным опросов, проведенных «Службой Луиса Харриса», в 1966 году лишь 45% американцев были согласны с тем, что «богатые богатеют, а бедные беднеют». В 1984 году подобного мнения стали придерживаться уже 74%[179].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.