Названия улиц, возвышенностей и логов в селе Ермолаеве — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Названия улиц, возвышенностей и логов в селе Ермолаеве

2022-09-01 47
Названия улиц, возвышенностей и логов в селе Ермолаеве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступление

В последние годы значительно возрос интерес к изучению географических названий и истории своей малой родины, где знаком каждый дом, каждая тропинка, речка, куст. Это дает нам ощущение своей причастности к истории страны. Исследованием собственных географических имён занимается наука «Топонимика». Каждый топоним - своего рода исторический документ или памятник, имеющий значение первоисточника. Не случайно топонимы именуются «языком Земли», они несут разностороннюю информацию о языке, истории, культуре народа, о его социально-экономическом развитии в разные исторические периоды.

Каждый из нас, где бы он ни жил, ежедневно использует названия населенных пунктов, улиц, площадей. Одни из  них официально утверждены и закреплены за определенным объектом. Другие живут лишь в памяти и на устах людей.

В 2011 году к 85-летию Киясовского района межпоселенческая центральная библиотека объявила среди учащихся школ и молодежи конкурс рефератов по топонимам и легендам района, связанных с названиями населенных пунктов и географических объектов. Цель конкурса – собрать и изучить топонимы района для сохранения исторической памяти.

Лучшие исследовательские работы вошли в настоящий сборник, который является очередным изданием серии «Летопись земли Киясовской». Рефераты составлены по воспоминаниям старожилов, архивным документам, публикациям печати, сайтам Интернета, по материалам справочных и научно – популярных изданий. Авторы высказывают свою точку зрения и точку зрения респондентов, которые не являются единственно верными и неоспоримыми. На этом рано ставить точку, многие географические названия предстоит еще изучить и объяснить их происхождение.

Полные версии исследовательских работ конкурсантов собраны в районной библиотеке и доступны для посетителей. Короткие исторические справки о населённых пунктах Киясово, Первомайский и Мушак добавили специалисты библиотек.

Межпоселенческая центральная библиотека благодарит всех участников конкурса и выражает надежду, что исследования по изучению данной темы будут продолжены.

 

МО «Ермолаевское»_______________________________________________________________                                                                                                                                                                             

 

Кузнецова Наталья,

ученица 11 класса МОУ Ермолаевская СОШ

Руководитель: Шилова Екатерина Константиновна,

учитель русского языка и литературы

 Где вы живете?

 Топонимы села Ермолаево Киясовского района

Образование села Ермолаева

На месте села Ермолаева, от нынешней деревни Кады-Салья до Кордона, был сплошной лес. Заселение Старой Сальи произошло в XVII веке. Здесь поселились удмурты. По легенде охотник Ермолай ходил в город Вятку (в губернию) за разрешением на выделение земель от Старосальинского общества под починок. Разрешение на поселение жителей было получено. Предположительно в 1816 году здесь и поселился Ермолай (в честь него починок и назван Ермолаево). Говорят, он жил более 100 лет.

 Жители рубили лес, выкорчевывали пни, расчищали делянки и затем сеяли на них овес, пшеницу, рожь. Всего в Ермолаеве было 270 дворов. Пахотной земли было 2562 десятины, много лугов и лесов. Земля принадлежала обществу и делилась по едокам, землю давали на мужчин, которым исполнилось 18 лет, на женщин земли не полагалось.

По данным государственного архива Кировской области за 1921 год: «…Ермолаево несет название по первому,  заселившемуся в починке Ермолаеве лицу, был некто Ермолай Овчинников. Всего в Ермолаевском приходе был 731 двор».1  Ермолаево тогда еще не было селом, так как не было церкви. В книге «Православные храмы Удмуртии» говорится:  «По ходатайству жителей указом

Троицкая церковь
Св.Синода от 16 июня 1838 г. № 4625 открыт приход (село стало называться Троицкое). В состав его вошли селения, ранее входившие в приходы сел Ильдибаево, Кулюшево, Пьяный Бор; с. Троицкое, д. Старая Салья, починок Шаршады, починок Кады-Салья, починок Нижняя Малая Салья, починок Ильин». 2

 

 


___                                                                                                       МО «Ермолаевское»

 

Топонимика названий улиц деревни Старая Салья

Улица Центральная

Улица Центральная
       Улица расположена на правом берегу реки Тайвади, которая течет вдоль всей деревни. Центральная является самой длинной улицей, поэтому, наверное, её называют Бадзым урам (Большая улица).        Из воспоминаний Марии Семёновны Батыревой (1940 г.р): «Нижнюю часть улицы называли Уллапал, а верхнюю - Ваннапал. Некоторые говорили просто Бадзым урам, начиналась она с перекрёстка». Мария Семёновна не привыкла к этому названию, и ту часть улицы, где она живёт, называет просто «Ваннапал». По мнению Батыревой, эта улица возникла самой первой. Улице дали название Центральная, потому что она расположена в центре деревни.

 

Улица Чистопольская

      Улица расположена на левом берегу реки Тайвади. На этом месте, по мнению старожилов, было поле. Как вспоминает Бочкарёва Евдокия Григорьевна, улицу называли «Улын бусы» (Нижнее поле). Эта улица прямиком выходит на тракт, который ведёт в село Киясово.

 

МО «Ермолаевское»___________________________________                    ________________                                                                                                                                                                             

 

Поэтому второе её название «Кияса урам» (Улица Киясовская). Киясовская — это название было официальным до тех пор, пока во время переписи населения в 1992 году не были пронумерованы дома и переименованы улицы. Оно сохранило в своём составе часть исторического названия: было «Нижнее поле», стало «Чистое поле» - Чистопольская.

Улица Полевая

Улица Полевая появилась в 1993 году. Первыми здесь поселилась семья Петровых.

Как вспоминает Петрова Екатерина Афанасьевна (1935 г.р.), когда они переехали с Новой улицы на улицу Полевую, там было поле и не было ни одного жилого дома, строительство домов только начиналось.

       Вторая версия: при наименовании улицы приезжали представители сельского Совета и разговаривали со всеми жителями улицы, о том, как назвать улицу. Конечно, было много вариантов, но остановились на названии Полевая.

 

Улица Новая

Улица Новая расположена параллельно Центральной улице. По сравнению с другими улицами, название этой улицы не подвергалось большим изменениям. Первоначально она называлась «Выль урам» (Новая улица). Официальным названием стал перевод на русский язык - Новая.

Из воспоминаний Андреевой Евдокии Игнатьевны (1933 г.р): «Я родилась в деревне Нижняя Малая Салья. Когда я выходила замуж, название этой улицы было таким же - Новая. Эта улица была заселена после улицы Центральной».

 

Улица Урожайная

Улицу Урожайную, расположенную вдоль берега реки Тайвади, большинство жителей деревни Старая Салья знают под названием Русская. Откуда же произошло это название? Приводим воспоминания Ермаковой Антониды Фёдоровны (1935 г.р.): «Так назвали эту улицу потому, что здесь в нескольких домах подряд жили русские. На месте домов Аляшевых и Гереевых жили удмурты, их раскулачили и отправили в ссылку. Дома удмуртов остались, в них поселились русские. На месте дома Гереевой Лидии было картофелехранилище. Улицу называли раньше ещё «Кунян урам» (улица телят, авт.) потому, что на ней часто привязывали телят, так как там было много травы. В конце улицы, на месте домов Фадеевых и Парфёновых, был детдом. Также был медпункт, где фельдшером работал Галанов».

Улица Комсомольская
Из воспоминаний Бочкарёвой Евдокии Григорьевны (1940 г.р.) мы узнали подробности о том, что на территории улицы Русской располагались хозяйственные постройки колхоза «Большевик». Вот о чём она рассказала: «Зернохранилище стояло на месте дома Фадеевой Зои. На месте дома Фадеевых был конный двор. На этой улице в каждом доме жили русские. Во время войны здесь поселились эвакуированные дети. На этой улице были детдом, леспромхоз.Когда закрылся леспромхоз, люди уехали. Кроме того, здесь была «глубинка» (зернохранилище, авт.). Эвакуированных детей держали в «глубинке» год-два. Затем детдом перевели в Тимеево».

 

___                                                                                                                    МО «Ермолаевское»

Улица Комсомольская. Кож урам - Кулак урам - улица Школьная - улица Комсомольская. Такова линия развития этой улицы. Она появилась в 30-е годы. А до этого был только проулок, так считает Иванова Нина Степановна (1934 г.р.): «Первоначально на этой улице был один дом рядом с переулком. Здесь жил Пономарёв Анатолий. На перекрёстке улиц находился дом Ёрока (Фёдоровых, авт.). Улица называлась Кож (Проулок, авт.)»

В 30-е годы ХХ века многие зажиточные семьи в деревне Старая Салья подверглись раскулачиванию. Как вспоминает старожил этой улицы Григорьев Никифор Никонович, раскулаченные семьи стали поселяться в маленьких домиках, похожих на баню. На этой же улице поселились семьи раскулаченных Прокопьева Егора и Васильева Елисея. Улица стала называться «Кулак урам» (улица кулаков, авт.).

В 60-е годы на этой улице построили двухквартирный дом для учителей и назвали Школьной. Здесь живут семьи педагогов, появились династии учителей: Григорьевых, Оськиных.

В 90-е годы улица была переименована в улицу Комсомольскую, вероятно потому, что в эти годы на улице поселилось много молодых семей.

 

Улица Октябрьская

         Порпал урам - Кадряковская улица. Так называют Октябрьскую улицу в народе. Из воспоминаний Бочкарёвой Евдокии Григорьевны: «Так назвали эту улицу потому, что она находилась ближе всех остальных к деревне марийцев Кадряково». Название улицы «Порпал» (улица на стороне марийцев) – это неофициальное название.

Когда было переименование улиц, улицу назвали Октябрьской. Никто из опрошенных жителей не смог объяснить, почему появилось такое название.

 

Улица Зелёная

Улица Зелёная делилась на три части: Уллапал (Нижняя сторона), Зазег урам (Улица Гусиная), Хутор.

По воспоминаниям Никифоровой Анастасии Ивановны (1937г.р.), улица Уллапал была двухсторонняя. В 1992 году во время переписи населения улице дали название  Зелёная.

Уллапал - «ул» - нижний и «пал» - сторона. (По отношению к центру.)

Зазег урам - «зазег» - гусь, «урам» - улица. Тут было много травы, транспорт не ездил, и почти все гуси приходили сюда.

Хутор - так назвали эту часть улицы потому, что она отделена от деревни речкой Покшур.

 

 

Фёдоров Вячеслав,

ученик 6 класса МОУ Ермолаевская СОШ

Руководитель: Андреева Елена Семёновна,

учитель начальных классов

 

Топонимы деревни Кады-Салья

Кады-Салья в названиях улиц

Улица Труда по протяженности самая длинная улица. На этой улице насчитывается сорок домов, из которых один недавно построенный и четыре пустующих. Старинное название улицы – Бадӟым урам,

что по-русски означает Большая улица. Название такой улицы встречается и в          деревне Старая Салья. Эта улица

                   Улица Труда. 2011 г.                                    
двусторонняя, все остальные – односторонние. После Великой Отечественной войны на этой   улице располагался детский сад. Он был необходим, так как матери были заняты полевыми работами в колхозе, и нужен был уход за детьми. В конце 60-х детский сад закрылся, и туда поселилась семья Верхотиных, которая и поныне живёт там. В 1975 году на этой же улице была открыта начальная школа, двери которой закрылись четыре года назад.

 

Улица Восточная, в переводе на удмуртский Ӟардон урам, представлена двадцатью домами. Из двадцати – два нежилых дома. Около одного из них сохранилась куала (семейно-родовое святилище ), принадлежавшей многодетной семье Ивана Камашева.

МО «Ермолаевское»___________________________________                    ________________                                                                                                                                                                             

 

На Восточной улице сосредоточены все административные здания: Дом досуга, медпункт и магазин. Эта улица отличается и тем, что на ней много зелени. Идея озеленения принадлежит учительнице Анне Васильевне Поздеевой, приехавшей в деревню в годы Великой Отечественной войны, именно в 1942 году, после окончания Дебёсского педучилища.

 

В начале XX века появилась новая улица — Лесная, в переводе на удмуртский язык Нюлэс урам, которая находится рядом с лесом. Это местечко в народе называется Возьвыл или Луга. Первыми освоила это место семья Стрельцова Николая. Спустя некоторое время заселились еще две семьи. На улице Лесной находятся и склады, построенные в 1918 году. В советские времена там располагалась  ферма, где содержали коров, свиней и овец. В конце 1993 года построены новые кирпичные корпуса.

Есть в деревне и улица Полевая, в переводе на удмуртский языкБусы урам. На ней построено семь домов. Улица появилась в годы Великой Отечественной войны. На ней стояли два дома, принадлежавшие семьям Орловых и Кузнецовых. До заселения улицы Полевой земля использовалась колхозом под овощные культуры. На колхозном поле выращивали сахарную свеклу, картофель и капусту.

Вид улицы Полевой. 2011 г.  
Улицы с названиями Бусы урам «Полевая», Бадӟым урам «Большая, длинная» восходят к старине и встречаются в деревне Старая Салья (Вужгурт, старое родовое гнездо) и Нижняя Малая Салья.

Изучив названия улиц, пришла к такому выводу:

 1) улицы деревни носят по два названия: одно из них удмуртское, второе, официальное, как правило, – русское: Ӟардон урам «Восточная», Бусы урам «Полевая», Нюлэс урам «Лесная», Бадӟым урам «Труда».

 2) чаще всего названия давались по признакам пространственной близости к чему-нибудь или местонахождения. Таким способом получили названия улиц Бусы урам «Полевая», Нюлэс урам «Лесная».

3) улица Труда ( Бадӟым урам ) тянется вдоль реки. Именно здесь поселились первые жители. Длинной улице удмуртами давалось название Бадӟым (большая). Новое официальное название Труда улица получила в 60-ые годы ХХ века.

4) односторонняя улица Восточная (Ӟардон урам) находится на восточной стороне по отношению к улице Труда, и жители этой улицы первыми встречают утреннюю зарю (ӟардон). Все улицы: Восточная, Полевая, Труда и Лесная— составляют часть деревни Кады-Салья.

Мое село - моя Родина

Улица Нагорная

 

Самые старые улицы  с. Ильдибаево - Октябрьская, Суворова и Нагорная - не имели  никаких названий до 80-х годов.

На улице  Нагорной, где я живу, стояла церковь, поповский дом, школа, библиотека и клуб, но со временем они исчезли. Только отдельные места напоминают сейчас нам об этом: остались от развалин церкви камни, которые не разрушились до сих пор, хотя их неоднократно пытались разбивать. Место для церкви было выбрано хорошее, на самом высоком месте, на горе. Некоторые деревья, которые окружали постройки, растут до сих пор. Мой дядя, когда ему было 14 лет, у развалин старой церкви нашел маленькую бронзовую икону, кто-то находил золотые старинные серьги и церковные убранства. Теперь на «школьной горе», в  конце улицы Нагорной, стоит только один дом, где проживает семья Сутягиных Анатолия Ивановича и Татьяны Михайловны.

Улица Нагорная за логом продолжается  дальше. До 80-х годов на ней было всего 3 дома, и то жилым был только один. Этот дом до сих пор стоит, а проживала в нем большая семья моих прадедушки и прабабушки - Сутягиных Анатолия Николаевича и Надежды Александровны. Было у них 2 сына и 6 дочерей.

В 80-е годы началось сельское строительство. Первыми по улице вселились в  новый дом  Марьины Александр Георгиевич и Нина Анатольевна. Следом построили 4 колхозные квартиры, позже еще 2 дома были построены  хозяевами по индивидуальному плану. Наша улица самая красивая, на ней много достопримечательностей, которыми она славит село. С неё видно всё село Ильдибаево: пруд, леса, поля, ферма, улицы. Под нашей улицей течет родник, вода в нем студеная, вкусная, освященная. Не проходит мимо родника народ, всяк спустится к нему и попьет его водицы. Трактористы и комбайнеры летом часто останавливаются у родника и пруда. Набирают воды родниковой, чтобы утолить жажду.                                          

1 мая ежегодно на нашей улице проходит праздник «День улицы», который устраивают сами жители.

Я горжусь своим селом, я горжусь своей улицей, я горжусь своим домом, и тем, что вырос именно здесь, в Ильдибаеве.

             

 

МО «Карамас-Пельгинское»_________________________________________________________                                                                                                

Зямбекова Екатерина, Тукаева Анастасия,

ученицы 10 класса МОУ Карамас–Пельгинской СОШ

Руководитель: Кожевникова Валентина Ильинична,

заведующая Карамас–Пельгинской сельской библиотекой

 

Следы рода Салья

Как и другие народы, удмурты имеют  родственные объединения, которые называются воршудно-родовые имена. По мнению известного ученого В. Е. Владыкина их насчитывается около 70. Одним из таких воршудов является Салья. «Это немногочисленная, но широко расселившаяся родовая группа удмуртов. При этимологизации данного воршудно-родового имени ученые дают две версии. Атаманов М. связывает с мансийским словом «сали», йа – аффикс, что означает олень.1 Этнограф Зеленнин Д. К. связывает его с удмуртским словом «сяла» — «рябчик».

О том, что «салья» - широко расселившаяся группа удмуртов, мы узнаем, обращаясь к материалам С.С. Вахитова. По мнению Вахитова С.С. «… первоначально предки рода Салья проживали на территории современной Кировской области. Деревня называется Салья по названию рода. Затем этот род распался»2. Произошло расселение этого рода по разным местам. Но до сих пор можно найти населенные пункты, сохранившие в своем наименовании название своего рода. Более 300 лет тому назад род Салья поселился и в Киясовском районе. По предположению старожилов, охотясь, люди из этого рода оказались в окрестностях ныне существующей деревни и попросили разрешения остаться, а затем обосноваться, поселиться отдельно. Есть версия, что на территории поселения Карамас-Пельга были две деревни: Карамас-Пельга и Уддяди-Салел. Для этого надо обратиться к имеющимся архивным документам, попробуем их сравнить. По данным Центрального государственного архива Удмуртской Республики, по описи Вятской губернии Елабужского уезда за 1859-1873 годы под номером 3757 идет название -  деревня Карамас-Пельга, под номером 3758 -  деревня Уддяди-Салья.

Если посмотреть другие графы, то все графы сходятся, за исключением последней. В деревне Карамас-Пельга имелась мельница. Далее опираемся на архивные сведения из истории школы.

По архивным документам Государственного архива Кировской области находим, что Карамас-Пельгинскую школу 1 ступени Мушаковской волости Елабужского уезда посещали ребята из деревень Карамас-Пельга, Уддяди Салья и починка Загуляево. По данным же национального архива республики Татарстан отмечено, что Карамас-Пельгинское училище открыто в 1910 году в деревне Удадел-Салел. Если еще обратимся к имеющейся карте Киясовского района от 1924 года, то снова получаем подтверждение версии, что деревни Карамас-Пельга и Урады-Садья являлись отдельными населенными пунктами. Из разных вышеуказанных источников мы находим разные варианты названия одной и той же деревни, это, может быть, связано с безграмотностью писарей или неточными переводами названия населенного пункта. Отсюда заключаем, что первоначально это были две отдельные деревни, потом произошло слияние в один населенный пункт.

По мнению М.Г. Атаманова, род Пельга – наиболее крупное родовое объединение и род Салья распался, смешался и во вновь образованном объединенном селении стали жить представители двух и более воршудов.

________________________________ ___________________ МО «Карамас-Пельгинское»                                                                                                

 

 А топоним Салья остался только в названии улицы – Сальяпал (Салья + пал, что указывает на выходцев из населенного пункта Салья).

 В источниках населенные пункты обозначены как деревни. Это один из видов поселения (не село, не займище, не починок). Для удмуртов была характерна беспорядочная застройка поселений. Удмуртские поселения имеют прибрежно-речной тип. Реки Удмуртии имеют широкие долины, поэтому поселения располагаются иногда на несколько километров.

 Для заселения место вдоль речки Уддядинки было не совсем удобным. Вот что говорят старожилы: «Первые жилища были построены около родника Сарали. Но из-за топких, болотистых мест, невозможности обработки земли, пришлось подняться на взгорье. Не было жизни и от змей». В начале 20 века можно было наблюдать место первоначального поселения, об этом напоминали оставшиеся в земле срубы, развалившаяся кузница. К сожалению, никаких письменных источников нет. Пришедшие с востока охотники из рода Салья поселились на другом берегу речки. Селились по родственному признаку. Жилые дома располагались группами. На несколько домов имели одну баню, строившуюся на берегу речки, кузницу. По воспоминаниям старожилов несколько семей вышли из рода Салья, до сих пор они объединяют себя в один бӧляк (родо-семейное объединение), хотя давно живут на разных улицах. Это семьи: Ивановых, Соловьевых, Самсоновых, Свободиных.

Первоначально две деревни не соприкасались, вели довольно изолированную жизнь, особенно это было заметно при исполнении религиозных обрядов и при захоронении своих сородичей. «В древности каждое воршудное объединение имело свое кладбище, куда могли хоронить своих сородичей только ее члены». Доказательством этому является то, что на территории Карамас-Пельгинского поселения имеется два кладбища (Вуж шай, выль шай). Одно из кладбищ, принадлежавших роду Пельга находится в лесу Ляг (Бор), (последний человек похоронен в 2003 году). По мнению информаторов, это кладбище для некрещеных, другое кладбище, принадлежавшее роду Салья, находилось в конце улицы и сейчас является основным функционирующим кладбищем. По рассказам информаторов,  вплоть до образования колхозов два селения вели изолированную жизнь.

Почему мы так говорим?

Село Мушак

 

История возникновения

        В самом живописном уголке Киясовского района, в устье рек Иж и Кырыкмас, расположена деревня Мушак. 

     Мушак – от слова муш (в переводе с удмуртского – пчелы), следовательно, первые поселенцы занимались разведением пчел.

       В XVIII в. была проведена административная реформа. Указом Екатерины II от 11 сентября 1780 г. была образована Вятская губерния (наместничество).1 В эту губернию  входил Елабужский уезд, а в него входила и Мушаковская волость.

    Мушаковская волость лежала в северо-восточной части Елабужского уезда. Мушаковская волость была разделена на 4 района: Мушаковский, Кырындинский, Шаршадинский и Никольский.

 В состав Мушаковского района входили 15 селений: Мушаковского сельского общества - село Мушак (Старый Мушак); Вшивцевского общества - поч. Вшивцев (Новый Мушак); Карамас-Пельгинского общества - поч. Унур (Киясово, Ушкур), д.д. Карамас-Пельга (Салья), Уддяди Салья; Кады-Сальинского общества - дер. Кады-Салья (Биянка, Кучез, Мунчау), поч. Чимашур (Зайцев, Заводский);

Старо-Сальинского общества - д.д. Чельча (Шаршада), Старая Салья, Тавземаш (Тойма); Ново-Сальинского общества - д.д. Верхняя Малая Салья, Нижняя Малая Салья (Новая); Ильинского общества - поч. Ильинский (Чекалка); Чувашаевского общества - поч. Чувашайка (Чушейка, поч. Красноперое); Ермолаевского общества - село Ермолаево. Селения Мушакаевского района орошались реками: Иж, Крыкмас, Большой Мушак, Уддядинка, Чувашайка, Тайводи, Салья.

В самый расцвет Мушаковской волости в конце XIX века  (именно в 1897 году)2 было 28 населенных пунктов: 3 села, 16 деревень, 9 починков, с числом жителей 10196 человек. В с. Мушак, (старый Мушак) было 176 дворов с чисто русским населением 1050 человек, д. Вшивцев (новый Мушак) – 105 дворов с русским населением 530 человек и д. Тавземаш (Тойма) – 7 дворов с татарским населением 37 чел.

Для христиан всей округи возникла необходимость строительства церкви. Был открыт Приход с. Мушаковское (Мушак) 15 февраля 1862 г., в его состав вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Ильдибаиха и Варзи-Ятчинское. В 1862 г. для совершения богослужений был устроен молитвенный дом, а в 1863г. построена деревянная церковь с одним престолом и освящена 11 апреля 1864г. во имя Святой Троицы. 3

В с. Мушак Сарапульского уезда Вятской губернии в 1864 году была открыта первая церковно-приходская школа, в 1896 - бесплатная народная библиотека.

 

 

«Вятская газета» №48 от 1 декабря 1901 года:

«Года четыре назад село наше производило не особенно приятное впечатление. Въезжая, видели вы село большое, дома все старые, почерневшие от времени, выглядевшие неприветливо. Далее перед вашими глазами открывалась главная улица: дома хорошие, на некоторых виднеются полинялые вывески «Торговля бакалейными товарами» или «Пекарня белого хлеба и кренделей» и прочее. Дальше – ряд сколоченных из досок базарных лавок; за ними небольшая площадь, на середине которой маленькая деревянная церковь, а недалеко от неё старенький как бы приплюснутый к земле,  маленький домик – «Мушаковское училище», как гласила прибитая к нему вывеска. Школа для такого села была маловата. Ребятишек было не менее человек семидесяти.

МО «Мушаковское»_________________________________________________________

Уже ко второму уроку в школе было очень душно и жарко. Но с тех пор в Мушаке произошли изменения к лучшему. Например, выстроен земством большой дом для училища, на отведенной жителями земле (три четверти десятины) при училище разводится сад. Пожелать надо, чтобы и впредь Мушак улучшался».

_________________________________________________________________

 

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. СПб. - 1830.- С. 986.

2 ГКУ «ЦГА УР» ф. 331. Оп. 1, д. 411, л. 65.

3  Православные храмы Удмуртии: справочник – указатель.- Ижевск, 2000.- С. 186.

 

Гребенщикова Татьяна,

ученица 10 класса МОУ Мушаковская СОШ

Руководитель: Горбунова Нина Васильевна,

заведующая Мушаковской сельской библиотекой

 

Святой ключ

 

О святом ключе существуют две легенды, бытующие в народе:

«Давным-давно на месте Святого ключа нашли икону Флора и Лавра. Отнесли икону в деревянную церковь с. Яжбахтино, но на утро икона вновь оказалась на  ключе. Так трижды относили икону в церковь, и трижды она вновь возвращалась к роднику. Посчитали, что это место особое, коль икона сюда возвращалась. Пили, умывались водой из родника и получали исцеление. С тех пор родник называется Святым ключом».

      Святой ключ, 2011 год

«Слепой старик из деревни Аксарино заблудился в глубоком логу, долго не мог найти дорогу, стал палкой ощупывать перед собой землю: кругом вода, под ногами топь, разросшаяся малина да осока. Высокая трава шагнуть не даёт. Вдруг услышал старик тихое журчание, кое-как приблизился к ключу, накло­нился, почувствовал резкую прохладу. Решил умыться ключевой водой. И, о, Господи! Старик вдруг прозрел. От удивления он стал ощупывать руками травы, цветы и снова, и снова умываться. Нет, это был не сон - он видел. Эта весть бы­стро облетела окрестности. Дошла и до Даниловской церкви».

Часовня, 2011 год
Недавно рядом с ключом построена часовня. Считается, что в день святых Флора и Лавра ключевая вода обретает особую силу. Именно в этот день освящают воду.

  

 

                                                                                                               МО «Подгорновское»

 

Шамшурина Татьяна,

ученица 9 класса МОУ Подгорновская СОШ

Шадрина Надежда Васильевна,

директор МОУ Подгорновская СОШ

 

Легенды наших деревень

История села Подгорного

История совхоза берет начало в 1919 году, когда в декабре на базе бывших имений Новокшёнова и помещицы Шамшуриной было организовано советское хозяйство им. Ленина с земельной площадью 2000 гектаров и центральной усадьбой в селе Тимеево. Директором совхоза был назначен Михаил Кузнецов. Позднее центральная усадьба переведена в поселок Троеглазово. С 1933 года и по сей день центральная усадьба совхоза располагается в поселке,  ныне село Подгорное. К сороковым годам хозяйство начало подниматься, однако война внесла свои коррективы. Вся деятельность совхоза была подчинена задачам обеспечения фронта продовольствием. С 1965 года началось возрождение хозяйства. Связано это, прежде всего, с именем Леонида Леонидовича Максимова, директора совхоза, руководившего 24 года. Именно в эти годы хозяйство вышло на совершенно другой уровень. Было построено много жилых и производственных помещений.

 «Сахалин» Услышав это слово, каждый подумает, что это остров у восточного побережья Азии. Но у нас в Подгорном тоже есть Сахалин, и он имеет совсем другое значение. Сахалин - это участок полей, названный так, потому что находился между полями колхоза им. Калинина (д. Коробейники) и даниловскими и атабаевскими полями. Из-за своего месторасположения этот участок и получил такое название.

 «Тагранка» Это комплекс логов, начинается от орешника, который расположен на бугре в сторону Данилова. И комплекс этот заканчивается рекой Иж. Логов этих очень много, и они как бы сливаются в один большой лог.

       «Бродвей» Бродвей - центральная улица города. В Подгорном это улица Школьная, ограниченная для проезда транспорта. Но раньше все было по-другому, по улице проходила очень низкая и грязная дорога. В 1985 году Ижевская бригада дорожных строителей дорогу подняла, заасфальтировала. Совхоз купил железные садовые ограды, чтобы облагородить эту местность. Получилась отличная пешеходная часть. Летом здесь для детей устраиваются конкурсы на лучший рисунок на асфальте.

«Бродвей»
       «Куба» - это часть домов Агаревки около леса, где располагалось хозяйство по сбору живицы (серы сосны). Жителей называли кубинцами, так как они жили обособленно, как бы на небольшом островке или «серотопами», так как они топили серу.

 

 

МО «Подгорновское»_______________________________________________________________

«Шанхай» В нашем селе так называются сараи и хлевушки, расположенные около 8-ми и 16-тиквартирных домов. Все эти сараи и хлевушки расставлены без всякого порядка, потому что люди торопились занять лучшие места, кому как было удобно.

«Шанхай»
Прорабская гора. Жил в совхозе Прокоп Сидорович Быков, командовал он всем строительством совхоза, проще говоря, был прорабом. И построил он себе дом под горой, с того времени гору и называют «прорабской».

 

Тимеево. На начало моего исследования про Тимеево я лишь знала, что когда то это была центральная усадьба совхоза им. Ленина. Находится эта деревня в 2-х километрах от  Подгорного. Но совхоза им. Ленина давно уже нет. А как же центральная усадьба? На данный момент это маленькая деревушка, в которой всего несколько домов, половина из них пустующие, а все население составляют пожилые люди.

Прорабская гора
Вот что мне рассказал мой дедушка Михаил Васильевич Овчинников, который был когда-то начальником строительного цеха: «По преданиям, из-за реки Иж, из Татарии прибежали двое молодых людей, парень Тимей и девушка. Там, где они жили, по закону нельзя было жениться. И они поселились там, где сейчас находится деревня Тимеево. Постепенно к ним начали подселяться жители из других населенных пунктов, потому что земли были свободные. Так как в округе население было русское, то постепенно это поселение превратилось в русскую деревню.

Затем эта местность понравилось помещику Викентию Новокшёнову. Он купил прилегающие земли и построил спиртзавод. Крестьяне перерабатывали свою продукцию и  в виде подати сдавали этому помещику для переработки на спирт. Спирт сбывали в г. Сарапул. Во время революции крестьяне сожгли спиртзавод.

Помещик обустроил на горе поместье: большие жилые дома, хороший сад. Провел водопровод от родника по деревянным трубам, закопанным в землю. И вода под давлением поднималась на гору. В середине ХIХ века была построена деревянная церковь, школа и больница». Эта больница, как центральная, существовала до 1942 года, затем переведена в с. Киясово.1  В годы войны в этом поместье был размещен детский дом, он просуществовал до 1966 года. Длительное время здесь находился пионерский лагерь совхоза им. Ленина.

В своей работе о селе Тимееве Красноперов Сергей, учащийся 11 класса Подгорновской СОШ приводит такие факты: «С давних времен, еще в XVIII веке, раскинулось село Тимеево в живописном месте, недалеко от реки Иж. По Ревизским сказкам 1859 года в селе насчитывалось постоянно живущих 221 человек, мужчин - 105 и женщин - 116, а дворов всего 34. 2   В 1888 году на средства елабужского купца Викентия Васильевича Новокшёнова в имении купчихи Анны Павловны Бородавкиной была построена красивая, с резными узорами деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была приписана к Спасской церкви с. Данилово.3    Во время пожара (30-е годы) сгорело село, сгорела и церковь.

                                                                                                           _ МО «Подгорновское»

 

В селе люди жили зажиточно, у всех были дома пятистенки, амбары, конюшни. Имелись своя пекарня (пекли пряники, куличи, булки, сушки), кузница, сушилка, маслобойня, мельница. В каждом подворье было много скота: лошади, коровы, овцы, птица. Были и свои наделы земли, где выращивали зерно, лен. Холст - льняные полотна, ткали на ткацких станках, которые имелись у половины жителей. Отбеливали и стирали их на реке Иж. Пили только родниковую воду, стирать на ключе запрещалось, так как он был освящен, и вода из него по пустым бревнам из лиственниц подавалась на спиртовой завод помещика Новокшёнова.

После революции, в 1919 году на базе села Тимеево было организовано советское хозяйство (совхоз), именно от него идет история совхоза имени Ленина. В селе Тимеев


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.