Любовь без надежды на любовь — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Любовь без надежды на любовь

2022-09-01 32
Любовь без надежды на любовь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анахата пробуждает в человеке чувство любви, доброты и ми-

лосердия, но следует отличать человеческую любовь от сверхчело-

веческой, несмотря на то, что и та, и другая исходят из человечес-

кого сердца. Человеческая любовь содержит в себе эгоистический

привкус: филантропическая деятельность направлена на состра-

дание страждущему человечеству, когда кто-то дарит другим

одежду, столовые, школы и т.д. Или, например, я хочу, чтобы вы

стали моими последователями, и я очень добр с вами. Но если ва-

ше сострадание обрело духовный вкус, вам все равно, кому вы де-

лаете добро. Эгоизм оскверняет, однако, любую любовь, даже лю-

бовь к Богу, потому что вы ждете от Него чего-то, какого-то воз-

награждения. Из всех видов любви в этом материальном мире,

пожалуй наиболее бескорыстной является материнская любовь,

неразрывно связанная с самоотверженностью Когда у человека

пробуждается подлинно духовная любовь, он совершает поступ-

ки, которые с трудом укладываются в так называемый здравый

смысл. Вот несколько примеров.

В Индии с давних пор культивируются различные паломни-

чества. Одно из них заключается в том, что паломники достигают

истоков Ганга, чтобы зачерпнуть священной воды и пронести ее

через весь континент в свой храм. Иногда им приходится преодо-

левать более 3000 миль. Один паломник после долгих странствий

наконец-то дошел до своего храма, чтобы освятить шивалингам

святой водой, как вдруг он увидел осла, который жадно прильнул

губами к его воде. Тогда паломник открыл свой бидон и предло-

жил воду ослу. "Эй, что ты делаешь?! - закричали ему. - Ты принес

воду для Шивы, а предлагаешь какому-то ослу". Но святой был не-

возмутим, его мысли были недосягаемы для простых смертных...

106

...Однажды Господь Будда, выйдя на прогулку, встретил стари-

ка, еле передвигающего ноги. Это его так потрясло, что он долго

не мог прийти в себя. В следующий раз он встретил похоронную

процессию и это событие потрясло его не меньше... Мы с вами то-

же видим стариков и мертвецов, но переживали ли мы так, как

Будда? Кундалини, пробудившая верхние чакры, коренным обра-

зом меняет весь спектр наших ощущений, чувств и мыслей.

Любовь и эго

Открыть анахата чакру можно при помощи музыки, поэзии,

живописи и других видов искусства, а можно при помощи бхакти

йоги, которая несовместима с эгоизмом. Вы можете культивиро-

вать преданность Богу или гуру. Однако ваша преданность Богу

не помешает вам сохранять ваше эго, в то время как ваша предан-

ность гуру будет корректироваться им и у вас могут возникнуть

большие или малые трудности в зависимости от того, живете ли

вы рядом с гуру или вдали от него. Поэтому многие предпочита-

ют гуру, которого уже нет в живых. Присутствие эго в вашей ду-

ховной практике серьезно тормозит ваше дальнейшее продвиже-

ние вперед. Поэтому великие духовные традиции предлагают ис-

кренним ученикам путь деяний (карма йога) и путь любви (бхак-

ти йога). Никакие интеллектуальные ухищрения не помогут там,

где требуется действие, окрашенное любовью. Как солнце прого-

няет тьму, так и любовь оттесняет эгоизм. Их сосуществование

невозможно. Если кундалини утвердилась в анахате, даже воинст-

вующий атеист избавится от эгоизма. Но пробуждение анахаты

ведет не только к Богу или к гуру - оно устанавливает гармонию

в семейной жизни. Большинство женщин в Индии приобщаются

к искусству бхакти йоги с раннего детства: девочек от 4 до 6 лет

уже обучают тому, как поклоняться Шиве, Кришне, Раме, Вишну,

Лакшми, Дурге и др., потому что женщинам легче, чем мужчинам,

развивать анахата чакру, обитель любви. Мужчинам же рекомен-

дуется медитировать на аджна чакру.

Психические особенности анахаты

Человек анахаты очень чувствителен. Как правило, у него

обостряется чувство осязания и проявляется способность исце-

лять других либо прикосновением, либо передачей своей духов-

ной энергии. Пробужденная анахата может преобразить человека

в поэта, певца, артиста, вдохновенного пророка, покоряющего

слушателей всепоглощающей любовью. Такой человек очень ком-

муникабелен, его духовный горизонт поднимается над двойствен-

107

ной ограниченностью мирской жизни, поглощая ее осознанием

Единства всего Сущего.

Глава 8 - ВИШУДДХА ЧАКРА

"Вишуддхи" - это очищение. Следовательно, вишуддха чакра -

центр очищения, гармонизация всех противоположностей. Эту

чакру именуют также источником нектара и яда, потому что нек-

тар, истекающий из бинду, расщепляется на чистое и нечистое. Яд

отбрасывается, а чистый нектар проникает в тело, наделяя его

здоровьем и долголетием. Благодаря вишуддхе человек более рас-

кованно относится к природе вещей и воспринимает жизнь та-

кой, как она есть, без предрассудков и предубеждений: все проис-

ходит так, как должно происходить. И яд, и нектар поглощаются

вишуддха чакрой как одно целое. Однако вишуддха помогает все

же отличить подлинное от поддельного в области мыслей, чувств

108

и поступков. И хотя вишуддха иногда представляется некоторы-

ми истолкователями как чакра менее важная по сравнению с му-

ладхарой, анахатой или аджной, все же не стоит принижать значе-

ние этой весьма существенной чакры.

Локализация

Этот центр расположен за горловой впадиной. Ее кшетрам на-

ходится в передней части шеи, около щитовидной железы.

Традиционная символика

Некоторые тантрические тексты утверждают, что вишуддха

чакра символизируется лотосом темно-серого, дымчатого цвета,

но тем не менее эта чакра воспринимается, скоее, как малиновый

шестнадцатилепестковый лотос, соответствующий шестнадцати

направлениям, по которым течет энергия. На каждом лепестке -

одна из гласных санскритского алфавита: ам, аам, им, еем, ум, оом,

рим, реем, лрим, лреем, ем, аим, ом, аум, ам, ах. Из этих гласных

составлена музыка чакр. В нада йоге, которая является частью

кундалини йоги, акцентируется эта звуковая вибрация, которая

связана с определенной музыкальной гаммой. Каждая нота гаммы

соответствует вибрационному уровню сознания одной из чакр.

Эта гамма распевается, как мантра, бхаджан и киртан, являясь

мощным средством пробуждения кундалини в различных чакрах.

Если муладхара - первый, то вишуддха - пятый уровень вибрации в

гамме. Эти звуки непосредственно связаны с мозгом. В околоп-

лоднике лотоса расположена окружность, подобная полной Луне -

символ акаши, или эфира, врата освобождения для очищенных и

контролируемых чувств. Внутри окружности - слон, символ тер-

пения, памяти, силы, гармонии с природой. Над слоном - биджа

мантра хам. Голос человека пятой чакры проникает в сердца слу-

шателей, так как является чистым звуком, преобразующим ум и

бытие. Правящее божество - Садашива с пятью головами, симво-

лизирующими пять очищенных чувств. Шакти Садашивы - богиня

Шакини с розовой чистой кожей и в голубом сари. Четырьмя ру-

ками она держит: череп (символ отречения от мира соблазнов),

лук со стрелой, аркан и стрекало, необходимые для управления

слоном. Духовный план вишуддхи - джана лока, планета - Юпитер,

вайю - удана, сохраняющаяся до конца жизни, поднимаясь вверх.

Вместе с аджна чакрой вишуддха образует основу для вигьяна майя

коша, которая просветляет психическое сознание. Орган чувства

чакры - слух, орган знания - уши, орган действия - голосовые

связки. Медитируя на вишуддха чакру, вы очищаетесь, наслаждаясь

109

душевным спокойствием. Прохладная жидкость амриты стекает в

чакру, наполняя ее способностью к красноречию и мудростью.

Человек вишуддхи практически не болеет и не печалится, сострадате-

лен к другим и отличается завидным здоровьем и долголетием.

Нектар и яд

Тантрические тексты повествуют о том, что внутри бинду, в за-

тылке, луна выделяет жизненную жидкость, или эссенцию, извес-

тную как нектар. Эта трансцендентная жидкость стекает вниз,

проникая в индивидуальное сознание, из бинду висарга. Здесь

бинду представляет центр или проход, через который осуществ-

ляется связь в сахасраре с космическим сознанием. Этот божест-

венный флюид имеет много различных имен: в английском языке

его называют амброзией, нектаром богов; Веды его называют со-

мой, Тантры - мадьей, божественным вином; суфии часто говорят

о сладком пьянящем напитке; в христианских ритуалах вино ос-

вящается и выпивается во время причащения. Таким образом, у

каждой религиозной или мистической традиции есть своя симво-

лика для несказанного и неописуемого чувства блаженства.

Между бинду и вишуддхой есть еще один небольшой психи-

ческий центр, известный как лалана чакра, или талумула. Эта же-

леза является источником нектара, который расположен в задней

части носоглотки, во внутренней полости над и выше мягкого нёба, в

которое открываются носовые проходы. Выполняя обряд кхечари

мудры, вы пытаетесь развернуть свой язык вверх и назад в эту по-

лость, чтобы стимулировать поток нектара.

Хотя этот нектар называют амброзией, напитком богов, у не-

го, однако, двойная природа: он содержит и яд. Возникший в бин-

ду и накапливаемый в лалане, он не расчленен еще на яд и нектар

и представляет единое целое. Если вишуддха чакра спит, флюид

беспрепятственно стекает вниз и поглощается в огне манипуры,

распадаясь на части и способствуя распаду тела. И лишь такая

практика, как кхечари мудра, может остановить этот процесс.

Пробужденная вишуддха удерживает у себя этот нектар бессмер-

тия (амриту), омолаживая все тело. В индийской мифологии су-

ществует рассказ о том, как в первобытные времена девы и рак-

шасы, олицетворяющие соответственно силы добра и зла, посто-

янно враждовали из-за господства над миром. Однажды Вишну,

символ Жизни, пытался разрешить этот конфликт и посоветовал

этим силам хорошенько взболтать первобытный океан причин-

ных связей (т.е. Разум и Мир), затем разделить поровну эту смесь.

Справедливое решение было принято и приведено в исполнение.

110

На поверхность взбаламученного океана поднялось четырнад-

цать объектов, включая нектар и яд. Разумеется, силы добра и зла

пожелали овладеть нектаром, а не ядом. Нектаром овладели девы

как гаранты вечной жизни, а не ракшасы, символы гибели. Но ос-

талась проблема - куда девать яд? Ведь он отравит все и вся... И

тогда Вишну пришел с этим ядом к Шиве, прося у него совета.

Шива просто его выпил. С тех пор его называют Нилакантха, т.е.

Бог с голубым горлом. Этот поучительный рассказ разъясняет

нам, что даже яд можно нейтрализовать, если вишуддха чакра

пробуждена. В этом случае понятия о добре и зле настолько тран-

сформируются, что превращаются в одно состояние безмятеж-

ности и блаженства. Пробужденная вишуддха в состоянии нейт-

рализовать не только внутренние, но и внешние яды, и многие йо-

гины владеют этой силой, если у них пробуждены вишуддха и

бинду висарга.

Потенциал вишуддхи

Вишуддха чакра - это своеобразный приемник, который мо-

жет принимать подобно радиоприемнику, если его настроить на

ту или иную волну. Благодаря тонкому устройству, тесно связан-

ному с вишуддхой, йог может настроиться на мысли и чувства

людей. Хотя эти волны может воспринимать и манипура, подлин-

ным улавливателем их является все-таки вишуддха, которая спо-

собна работать как передающее устройство благодаря центрам

мозга, принимающим эти сигналы от нее.

С вишуддхой связан особый канал курма нади (черепаший

путь), при возбуждении которого человек способен полностью

обходиться без пищи и питья, не испытывая к ним никакого вле-

чения. Йогины это доказывали не раз.

По существу, вишуддха - источник молодости, который активи-

зируется всякий раз, когда кундалини пронизывает эту чакру вследс-

твие занятий хатха йогой, кундалини йогой или Тантра йогой.

После тридцати лет темп дегенерации клеток тела превосходит

темп регенерации, вследствие чего начинают проявляться явные

признаки распада - старость и смерть. Известно, что при лейке-

мии и других болезненных состояниях деструктивные силы раз-

виваются более интенсивно, но даже и в этих условиях омолажи-

вающее действие вишуддха чакры на телесную ткань и органы

противостоит этому разрушительному процессу, в значительной

степени повышая сопротивляемость организма.

Пробуждение вишуддхи проясняет сознание, обостряет внут-

ренний слух (т.е. слух ума, а не ушей), очищает память от баллас-

111

та предрассудков, устраняет мнительность, страхи и вожделение.

Человек как бы рождается для новой жизни уже в этом теле.

Глава 9 - БИНДУ ВИСАРГА

Бинду, источник плодоношения, на-

ходится за пределами обусловленной

жизни, и потому даже в тантрических

текстах очень мало об этом сказано. По

существу, бинду висарга является как

бы конденсатором всех карм прошлых

жизней человека. Эти кармы находятся

не только в форме васан, но и в форме

памяти.

Слово "бинду" означает "капля" или "точка". Правильнее гово-

рить - "бинду висарга", что буквально означает "падение капли".

Бинду представлена полумесяцем и белой каплей нектара, кото-

рый стекает в вишуддха чакру. Из этого основного источника все

проявляется и в пего все возвращается. Как говорится в Священ-

ных текстах, "...бинду - причина создания слова и его значения. Из

него произошли эфир, воздух, огонь, вода, земля и буквы алфави-

та" (Кама Кала Виласа, стихи 6-9).

Бинду висарга так же взаимосвязана с вишуддха чакрой, как

органы пищеварения связаны с манипурой, мочеполовая и восп-

роизводящая системы - со свадхистаной и муладхарой, а органы

дыхания и кровообращения - с анахатой. В каждом случае соеди-

нением служит связующее звено особой группы нервов, связан-

ных с этой чакрой. Бинду и вишуддха связаны через сеть нервов,

проходящих через внутреннюю часть носовых проходов и через

лалана чакру, которая находится у язычка, за нёбом. Поэтому, ког-

да происходит пробуждение вишуддхи, одновременно происхо-

дит и пробуждение бинду и лалана чакры.

Десять спаренных черепных нервов, которые выходят из всей

линии мозгового ствола, берут свое начало внутри этого крошеч-

ного центра, так что все системы - зрительная, носовая, слуховая,

вкусовая, осязательная - проявляются из бинду.

Локализация

Бинду локализована на вершине затылка, там, где индийские

брахманы оставляют пучок волос. Хотя этот обычай все еще су-

112

ществует, его первоначальная цель полностью забыта. На санск-

рите этот пучок волос называется "шикха", что означает "пламя

огня". Здесь слово "пламя" относится к пламени васан, или скры-

тых карм, принадлежащих предыдущей жизни.

В течение периода сандхьи, когда ребенок подвергался церемо-

нии посвящения в мантру, этот пучок волос оттягивался как мож-

но сильнее и связывался у корней, что вызывало скорее ощуще-

ние напряженности, чем боли в этом месте. Таковым был один из

традиционных способов достижения контакта с бинду висарга.

Тантрическая физиология

Тантра утверждает, что внутри высших центров верхней коры го-

ловного мозга есть небольшое углубление или впадина, которая со-

держит мельчайшее выделение. В центре этого крошечного выделе-

ния есть небольшое возвышение, подобное островку посередине

озера. Это и есть бинду висарга.

Однако современная медицинская наука не обнаружила эту

психофизиологическую структуру. А между тем подобное откры-

тие могло бы пролить свет на многие неизвестные науке феноме-

ны, подобно тому, как исследование таинственной шишковидной

железы подтвердило, что она анатомически и функционально яв-

ляется сопутствующим компонентом аджна чакры, природа кото-

рой описана еще в тантрических шастрах. Такая тонкая и чуткая

структура, как бинду висарга, могла бы, однако, исчезнуть после

смерти тела. Вот почему, возможно, ее не обнаруживают при

вскрытии черепа. Совершенно очевидно, что мельчайшая бинду

висарга вряд ли будет обнаружена, если даже более крупные сек-

реции некоторых желез дегенерируют и исчезают в тканях в мо-

мент смерти. И тем не менее эту проблему следует изучать.

Традиционная символика

Тантрический священный символ бинду - это полумесяц, ос-

вещающий лунным светом ночное небо. Значение этого символа

весьма обширно: полумесяц указывает, что бинду тесно связана с

калас (фазами) луны, которые обусловливают природу эндокрин-

ных, эмоциональных и ментальных вибраций в жизни человека;

ночное небо символизирует бесконечность сахасрары, которая

выше бинду. Грандиозное космическое величие сахасрары прояв-

ляется в сознании практикующего йогу точно так же, как полная

луна проявляется от новолуния к полнолунию. Однако сахасрару

нельзя постичь в рамках индивидуального сознания.

113

Символ ОМ также содержит изображение бинду в своей верх-

ней части - небольшой точке над полумесяцем. Внутри символа

ОМ расположены все чакры, поскольку сотворенный мир прони-

зывают три гуны (качества): саттва, раджас и тамас. Бинду, одна-

ко, расположена отдельно от тела символа, подчеркивая свое тран-

сцендентальное положение, не скованное узами природы. Бинду

висарга принадлежит к седьмой, или высшей локе - сатьям (т.е.

истинной), и относится к причинной сфере (ананда майя коша).

Утверждают, что пробуждение бинду висарги сопровождается

космическим звуком ОМ, который наделяет человека высшим по-

ниманием происхождения творения из точки бинду и полумесяца

над символом ОМ.

Обитель нектара

Многие тантрические тексты твердят об отравляющем воз-

действии бинду, луны, и что йогины, способные манипулировать

секрецией бинду, снимают проблему выживания в этих условиях

и наслаждаются амброзией, ни в чем больше не нуждаясь... Так,

например, сохранилось немало свидетельств "чудесного" сохране-

ния жизни под землей в течение сорока дней. Каков же механизм

этого выживания? Поначалу усиленно практикуют пранаяму, по-

ка кумбхака (задержка дыхания) не станет совершенной, а затем

выполняется кхечари мудра в хатха-йогическом варианте, то есть

подрезается постепенно корень языка, вследствие чего удлинен-

ный язык заворачивается в носовые пазухи и блокирует проход,

как пробка в бутылке. Подобная практика длится около двух лет.

Наконец, наступает момент, когда капли из бинду начинают сте-

кать в вишуддху, пропитывая все тело, что поддерживает внут-

реннее питание и жизнеспособность телесных тканей, а также

приостанавливает процесс обмена веществ. С прекращением ме-

таболизма отпадает нужда в кислороде и человек в состоянии аб-

солютного покоя может обходиться без дыхания довольно про-

должительное время. Любопытно, что приостанавливается даже

рост волос.

Обитель яда

Кроме нектара бинду содержит и яд. Таким образом, и нектар,

и яд выделяются одновременно. Во избежание опасности отравле-

ния ядом необходимо, чтобы бинду пробудилась одновременно с

вишуддхой, так как вишуддха поглощает и яд, и нектар, а бинду

управляет ядом. Иными словами, истечение нектара блокирует яд.

114

Кроме того, если йог очистил свое тело техникой хатха йоги и рад-

жа йоги с дхьяной - он способен трансформировать яд в нектар.

Источник индивидуальности

Бинду - источник Единства, из Которого проявляется множес-

тво индивидуальных форм. По-санскритски корень "бинд" озна-

чает "дробить". Бинду олицетворяет точку без начала и конца, и

корни бинду сокрыты в Вечном Сознании. Недаром бинду счита-

ют вратами шуньи, т. с. пустоты. Не следует понимать шунью как

небытие. Скорее это - состояние бесформенности, чистого, абсо-

лютного, нерасчлененного сознания. Бинду таинственна... Как

можно выразить словами некую точку, в которой слиты воедино

противоположности, бесконечность и ничто, полнота и небытие,

сосуществование всего?...

Бинду содержит весь бесконечный эволюционный потенциал

проявленных вселенных. Являясь кодом формообразований, бин-

ду вовлекает субстраты бытия, лежащие в горизонтальной плос-

кости, в вертикальный процесс эволюции/инволюции. Под эво-

люцией здесь понимается не дарвиновский смысл, представляю-

щий историческую запись во времени, а последовательное раство-

рение сознания вне времени. Существует закон индивидуальных

проявлений бесчисленных объектов во вселенных, или закон ка-

ла, то есть выявления врожденного потенциала сознания, аккуму-

лированного в бинду. И тогда возникают животные, люди - все,

что угодно. Этот процесс обусловлен бинду, который покоится в

хираньягарбхе (золотом яйце творения). Будучи поначалу бес-

форменным, явление оформляется в объект благодаря бинду и

развивает свою судьбу, обусловленную также бинду, которое пред-

ставляет собой как средство расширения сознания, так и средство

его ограничения. Кое-что, проявляемое бинду, обладает сознани-

ем (человек), кое-что не обладает им (стихии, камни). Возмож-

ность быть сознанием или несознанием зависит только от харак-

тера и структуры индивидуального объекта, что также обусловли-

вается бинду. Человек, например, снабжен определенным орга-

ном, который разрешает ему быть сознающим. Но в любом слу-

чае, каждый объект - сознательный или несознательный - опре-

деляется его сущностью, т.е. бинду. Развиваясь в материальную

сущность посредством бинду, все возвращается опять к своему

источнику - бинду. Этот источник является как бы люком, кото-

рый способен открываться в обоих направлениях, и потому такие

существа, как человек, могут осуществить свои предназначения,

достигнув сахасрары. В связи с этим различают два типа людей:

115

идущих по пути правритти и следующие путем нивритти. Пер-

вый путь - это направление от бинду во внешний мир - путь

большинства людей, продвигающихся от самопознания к зависи-

мости, от свободы к рабству. Второй путь, нивритти, духовный

путь мудрости, направление к бинду - источнику свободы, инво-

люционный путь.

Энергетическая мощь точки

Бесконечно малая точка может включать в себя бесконечно ог-

ромную энергию. Эта тантрическая аксиома в настоящее время

подтверждается многими современными научными концепция-

ми: теория происхождения вселенной основана на расширении

сверхплотной материи из точки до так называемого большого

взрыва, который образовал весь космос; исследования в субатом-

ной физике также показали, что громадное количество энергии

сосредоточено внутри многочисленных субатомных частиц, су-

ществующих в непрерывности пространства/времени; молеку-

лярная биология открыла в молекулах ДНК и РНК полную гене-

тическую копию всего организма. Все эти научные открытия под-

тверждают предвидения Тантры, что безграничные возможности

сокрыты в энергетической точке бинду. Эта сокровенная истина

была известна мистикам на всем протяжении истории человечес-

тва. Великим Посвященным было ясно, что статическое сознание

субстрата обладает затаенным шакти, энергией. Вот почему тант-

рическая традиция всегда стремилась к слиянию проявленной

энергии Шакти с непроявленным инертным вселенским сознани-

ем Шивы.

Красная и белая бинду

Известно, что жизнь человеческая возникает после оплодотво-

рения одной-единственной яйцеклетки одним-единственным

сперматозоидом. Эта природа бинду отражена в таких тантричес-

ких текстах, как Йогачудамани Упанишада: "Бинду бывает двух

типов: белая и красная. Белая, шукла - сперма, а красная, маха-

радж - менструация"(стих 60).

Здесь белая бинду символизирует Шиву, Пурушу, Сознание, а

красная - Шакти, пракрити, проявленную энергию. Белая бинду

локализована в бинду висарга, а красная - в муладхаре. Цель Тан-

тры и Йоги - слить их воедино, чтобы Шива и Шакти представля-

ли одно целое.

Упанишада продолжает: "Красная бинду - в образе солнца, бе-

лая - в луне. Сложно их соединить" (стих 61).

116

Солнце символизирует пингала нади, а луна - иду. Две бинду

выражают союз мужского и женского начал, порождающий вос-

хождение кундалини.

"Когда красная бинду (Шакти) продвигается вверх (восхожде-

ние кундалини) под управлением праны, она сливается с белой

бинду (Шива) и возникает Единое Божественное" (стих 63).

Все системы йоги контролируют прану тем или иным спосо-

бом, приближаясь к этому союзу двух полюсов, т.е. к вершине

сверхсознания.

"Кто достигает соединения двух бинду (красной и белой), тот

постиг йогу" (стих 64).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.