Стыд, порожденный психоаналитической ситуацией — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Стыд, порожденный психоаналитической ситуацией

2022-09-01 26
Стыд, порожденный психоаналитической ситуацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В повседневной жизни пристыживание (shaming) это широко используемое оружие для реальной или воображаемой настройки, подавления, ослабления или попытки сделать другую сторону беззащитной. Им пользуются воспитатели и люди, наделенные властью, это профессиональный инструмент некоторых адвокатов. Оно используется элитами и популистскими политическими партиями, например нацистами и коммунистами. Парализующие «стрелы стыда» («arrows of shame») широко используемое оружие в супружеских спорах. Использующий его даже не подозревает, что это может настолько повредить отношениям, что восстановить их будет очень непросто. Пристыживание – это опасное оружие, потому что оно вызывает в оппоненте желание ответить тем же, ударить в больное место, добиться превосходства, быть уничтожающим и подавляющим.
В случае психоанализа простое допущение о том, что (пациенту) требуется помощь, может быть непереносимо и унизительно. Оно отражает его слабость. Но в дополнение к этому, потребность в помощи может понадобиться там, где не было взаимности, и само наличие этой потребности стало источником стыда. Такая потребность может скрываться за закреплением терапевтического альянса, заинтересованностью или проблемами с заключением соглашения. По той же причине любая помощь со стороны аналитика может быть постыдной, например дополнительные сессии, изменение расписания исходя из потребностей пациента. Поиски того, кто исполнит невыраженное желание и кого не надо будет ни о чем просить (что мы обычно называем желанием симбиоза (symbiotic longing)), может быть попыткой избежать этот стыд. По описанию Ницше благодарность с клинической точки зрения (по его словам благодарность – это легкая форма мести) предполагает унижение и стыд в связи с получением помощи.
Пациентка пережила довольно травматическое и пренебрежительное отношение в детстве; в настоящее время ее социальное и экономическое положение было крайне затруднительно, и для продолжения анализа ей было необходимо изменить расписание и финансовые договоренности. Однако она пропускала сессии, что стало возможным при непосредственной помощи аналитика. У нее было такое же отношение к помощи со стороны друзей и договоренностях о помощи в учебе. Она могла принять только такую помощь, которая предоставлялась второпях, почти по ошибке, и не вызывала у нее переживание стыда. В ее анализе проблема стыда преобладала и была крайне интенсивной.
Психоаналитическая ситуация может содержать постоянную угрозу стыда, порой не сильно отличающуюся от каждодневных ситуаций, приводящих к стыду. Частично эта угроза исходит от природы работы требующейся в анализе, частично из недостатков, которых не может быть лишен психоаналитик (воспитатель или родитель). Анализируемому предлагается выражать и выявлять такие вещи, которые были скрыты, отделены и диссоциированы. Однако в редких случаях аналитик может понять эти проявления немедленно и таким образом как требует анализируемый. Не часто анализируемый может получить немедленный намек, взгляд, выражение или жест, из которого следует понимание или заинтересованность аналитика. Необходимость в нарциссическом Я-объекте (self-object), описанная Kohut (1971), может рассматриваться с этой точки зрения, это также справедливо для визуального контакта, необходимого некоторым пациентам. Аналитик может заставить пациента переживать стыд будучи незаинтересованным и оскорбительным из-за недостатка понимания или знаний, или в результате контрпереноса. Анализируемый может реагировать на стыд порожденный аналитической ситуацией контратаками и пристыживанием аналитика или стремлением к еще большему подчинению, либо и тем и другим одновременно.
Когда анализируемый чувствует, что его «внутренний голос» («inner voices») не принимает его ассоциации, он считает само собой разумеющимся, что и аналитик также не принимает их, и стыдится как «внутреннего голоса», так и аналитика. Реакция Танатоса обычно также направляется против аналитика и аналитической работы. Она направлена на аналитика как неопределенный гнев, болезненные чувства и критика, или просто как опасения относительно понимания или конфиденциальности. Реакция Танатоса, направленная на аналитическую работу выражается в различных сопротивлениях, которые проявляются также и в других ситуациях.
С точки зрения аналитического метода, в этом случае крайне важно, насколько это возможно отдельно от аналитической ситуации и аналитика, и, не связывая его с переносом, дотянуться, до угрожающего анализируемому стыдом внутреннего голоса. Лучший способ добиться этого – отталкиваться от чувств пациента, его стыда и связанного с ними психического материала; другая причина для таких действий, то, что аналитик не должен способствовать установлению связи в психике пациента, будто аналитик тоже думает, что пациенту должно быть стыдно за себя.
Также и аналитик всегда имеет предрасположенность к стыду. Когда он чувствует, что не успешен в своей работе, когда он не получает ожидаемой взаимности от пациента, или когда он является целью атаки и пристыживания со стороны пациента, он может подвергнуться искушению отклониться от рабочей атмосферы свободно парящего внимания (free observation), и таким образом возможно совершать технические ошибки. Его способность мыслить может быть временно или надолго парализована, он может начать теоретизировать и давать интерпретации, которых сам не понимает; или обратиться к воспитательным или другим неаналитическим мерам.

Эпилог

Почему стыду уделяется так мало внимания в теории и практике психоанализа? Почему его так трудно распознать? Первой причиной может быть то, что стыд присутствует везде и является настолько обыденным, что его существование ускользает от разума. Другой причиной может быть то, что психоанализ рассматривает психику при помощи симптомов и понятия заболевания, что создает точку зрения «Это заболевание, это симптом, это не Я». Таким образом, можно избежать и не заметить стыда, поскольку неотъемлемой составляющей стыда является чувство, что он касается всего Я целиком. Третьей причиной может быть то, что язык психоанализа в целом создал много выражений, помогающих обойти стыд. Их задачей было помочь анализируемому принять те части, которые он отделил и отдалил от себя. Разговоры о «ребенке», «детской части», «нуждающейся части», «зле» и.т.д. должны были облегчить осознание и принятие отдельных составляющих психической деятельности. Возможно, они и помогают в этом, но в тоже время, они помогают обойти стыд. Стыд, который обходится, остается бесформенным и в таком виде, мы будем сталкиваться с ним и всеми его последствиями снова и снова.

Библиография

Abraham, K. (1913). Restrictions and transformation of scoptophilia in psychoneurotics with remarks on analogous phenomena in folk psychology. In: Selected Papers on Psychoanalysis, New York: Basic Books, 1953, pp. 169-234.
Alexander, F. (1938). Remarks about the Relation of Inferiority Feelings to Guilt Feelings. Int. J. Psycho-Anal. 19:41-49
Bachtin, M. (1984). Problems of Dostoyevsky’s poetics ed. Caryl Emerson. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Bollas, C. (1990). Origins of the therapeutic alliance. Paper read at the English Speaking Conference, London, 1990.
Broucek, F. J. (1982). Shame and its Relationship to Early Narcissistic Developments. Int. J. Psycho-Anal., 63:369-378
Doi, T. (1989). The Concept of Amae and its Psychoanalytic Implications. Int. R. Psycho-Anal. 16:349-354
Dostoyevsky, F. Poor Folk. (1956). (Translated by C. J. Hogarth). London: J. M. Dent & Sons Ltd.
Erikson, E. H. (1963). Childhood and Society. New York: W. W. Norton.
Faimberg, H. and Corel, A. (1990). Repetition and Surprise: A Clinical Approach to the Necessity of Construction and its Validation. Int. J. Psycho-Anal. 71:411-420
Fenichel, O. (1945). The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: W. W. Norton, 1972.
Fonagy, P. (1990). Discussion of Christopher Bollas paper. Origins of therapeutic alliance. Paper read at the English Speaking Conference, London, 1990.
Freud, S. (1900). On the interpretation of dreams. Standard Edition 5.
Freud, S. (1905). Three essays on the theory of sexuality. Standard Edition 7.
Freud, S. (1920). Beyond the pleasure principle. Standard Edition 18.
Freud, S. (1926). Inhibitions, symptoms and anxiety. Standard Edition 20.
Jacobson, E. (1954). The Self and the Object World—Vicissitudes of their Infantile Cathexes and their Influence on Ideational and Affective Development. Psychoanal. Study Child 9:75-127
Jacobson, E. (1964). The Self and Object World. New York: Int Univ. Press.
Kinston, W. (1987). The shame of narcissism. In: The Many Faces of Shame. 214 245, ed. D. L. Nathanson, New York: Guilford Press.
Kohut, H. (1971). The Analysis of the Self. New York: Int. Univ. Press.
Kohut, H. (1972). Thoughts on Narcissism and Narcissistic Rage. Psychoanal. Study Child 27:360-400
Levin, S. (1971). The Psychoanalysis of Shame. Int. J. Psycho-Anal. 52:355-362
Lewis, H. B. (1971). Shame and Guilt in Neurosis. New York: Int. Univ. Press.
Lewis, H. B. (1987a). Shame and the narcissistic personality. In: The Many Faces of Shame, %93-132, ed. D. L. Nathanson. New York: Guilford Press.
Lewis, H. B. (1987b). The Role of Shame in Symptom Formation. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publ.
Lichtenstein, H. (1963). The Dilemma of Human Identity—Notes on Self-Transformation, Self-Objectivation, and Metamorphosis. J. Amer. Psychoanal. Assn. 11:173-223
Matthis, I. (1981). On Shame, Women and Social Conventions Scand. Psychoanal. Rev. 4:45-58
Nathanson, D. L. (1987a). The Many Faces of Shame. New York: The Guilford Press.
Nathanson, D. L. (1987b). A timetable for shame. In: The Many Faces of Shame, pp. 1-63, ed. D. L. Nathanson. New York: Guilford Press.
Paikin, H. (1981). Report from the 7th Nordic Psychoanalytic Congress Scand. Psychoanal. Rev. 4:95-99
Piers, G. & Singer, M. P. (1953). Shame and Guilt. New York: W. W. Norton.
Rechardt, E. & Ikonen, P. (1986). Die Interpretation des Todestriebs. In: H. L. Lobner, ed. Psychoanalyse Heute. Wien: Orac.
Rechardt, E. & Ikonen, P. (1989). A propos de l’interpretation de la pulsion de mort, in: La pulsion de mart. 2* edition. Paris: Presses Universitaires de France.
Reich, A. (1960). Pathologic Forms of Self-Esteem Regulation. Psychoanal. Study Child 15:215-232
Sandler, J. (1990). On Internal Object Relations. J. Amer. Psychoanal. Assn. 38:859-879
Steinberg, B. S. (1991). Psychoanalytic Concepts in International Politics: The Role of Shame and Humiliation. Int. R. Psycho-Anal. 18:65-85
Stern, D. N. (1985). The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic Books.
Tomkins, S. (1987). Shame. In: The Many Faces of Shame. %133-161, ed. D. L. Nathanson. New York: Guilford Press.
Winnicott, D. (1982). The observation of infants in a set situation. In: Winnicott, D. W. Through Paediatrics to Psycho-Analysis. London: Hogarth Press.
Wurmser, L. (1981). Shame, the veiled companion of narcissism. In: The Many Faces of Shame, %64-92, ed. D. L. Nathanson. New York: Guilford Pres.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.