Нужно ли выплачивать закят с детенышей? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нужно ли выплачивать закят с детенышей?

2022-09-01 34
Нужно ли выплачивать закят с детенышей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ученые разногласят относительно закята с верблюжат, телят и ягнят. [«Бадаи’у ас санаи’» 2/31, «Фатх аль Кадиир» 1/504, «Ад Дар аль Мухтар» 2/26, «Аль Мугний» 2/602 и др].

1. Некоторые сказали, что детеныши тоже входят в нисаб и с них нужно выплачивать закят, даже если маленький, и его можно выплачивать как закят. А другие сказали, что нужно примерно высчитать ее стоимость и купить овцу подходящую для выплаты закята.

2. А третьи сказали, что детеныши входят в нисаб, но ими закят не выплачивается, кроме как, если вместе с ним не будет его мама. И без разницы достигают ли одни лишь матери нисаба (без учета детенышей) или нет.

И обе группы привели в довод, предание от Умара, что он сказал своему сборщику закята, Суфьяну бин АбдуЛла ас Сакафий: «Принимай во внимание Сахлят (ягнят), которых выращивает пастух, но не бери их ( как закят . [Хороший, его привел Малик №600, Аш Шафии в «Аль Муснад» №651 и Ибн Хазм 5/275 с хорошим иснадом].

 

Сахля (ягненок) – это детеныш овцы или козы, мужского или женского пола, в момент рождения.

1. Третьи сказали, что если их матери (без учета детенышей) достигают нисаба, то детенышей тоже нужно считать, это мнение большинства. [Это передал шейх аль ислам в «Аль Фатава» 25/38].

2. Ибн Хазм сказал [«Аль Мухалля» 5/274]: «Если еще не дорос до такого возраста, чтоб называться «баран» (шаат), даже если называется ягненком или козленком, то нельзя его забирать как за обязательное садака ( закят ). И нельзя его заводить в ту категорию, с которой берется садака, пока не исполнится год. А когда исполниться год, то уже можно его готовить на закят и можно его забирать как закят».

Остальные же приводят в довод хадис от Сувейда бин Гафля, который сказал: «Пришел к нам сборщик закята посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я подсел к нему, и услышал как он говорил: «Поистине, нашим договором является, что бы мы не брали грудных»». [Хороший, его привел Абу Дауд №1579, Ан Насаи 5/28 и Ахмад 4/315, и его иснад хороший, это как минимум]. И большинство ученых истолковали этот хадис, что в нем идет речь, что этого грудного не забирают как закят, но нету в этом хадисе указания, что его не нужно считать при подсчете нисаба. И Ибн Хазм сразу вслед за их словами сказал: «Если бы он хотел сказать, что именно этот грудной не берется как закят, то тогда бы он сказал: «… что бы мы не брали грудных». Однако, когда пришел запрет, на то, что нельзя брать как закят грудных, а это обобщенное название на всех, кто еще питается молоком, то будет правильным сказать, что эти грудные вообще не входят в тот состав с которых берется закят». [«Аль Мухалля» 5/278-279].

И так же он (Ибн Хазм) сказал: «Ученые так же единогласны, что ягнята и козлята не берутся как закят с баранов, и так же ученые согласны, что они (ягнята и козлята) не называются баранами и поэтому они не могут взять положение баранов. И тем более невозможно, чтоб с них брался закят, и поэтому нельзя их брать как закят, пока не придет четкий текст на дозволенность этого». [«Аль Мухалля» 5/278-279].

 

23. Описания, которыми должно обладать животное, которое отдается как закят.

 

Животное, которое отдается как закят, должно быть среднее, а это указывает на две вещи, одна из них касается сборщика закята [это специальный служащий, назначенный от амира, на сборку закята], а вторая самого хозяина:

1). Сборщик закята не должен выбирать самое лучшее имущество того, кто выплачивает закят, если только хозяин сам добровольно не захочет пожертвовать его. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Муазу, когда приказал ему собирать закят с жителей Йемена: «…не забирай лучшее их имущество, и остерегайся мольбы того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и Аллахом нет преграды». [Достоверно, его привел Аль Бухари №1496 и Муслим №19]. И так же передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Мимо меня проходил Умар бин Аль Хаттаб с животными из садака, и увидел среди них уродливую, грудную овечку и спросил: «Что это»? Ему ответили: «Это овца из садака». Тогда Умар сказал: «Что за хозяин отдал ее, в тот момент как сам не желал ее. Не испытывайте людей, не берите лучшее имущество мусульман, однако берите среднее». [Достоверный, его привел Малик №602 и от него привел Аш Шафии в своем «Аль Муснад» №654 с достоверным иснадом].

2). Что бы хозяин стада не отдавал самое плохое животное, с недостатками, или больное, или с переломом, или дряхлое, у которого уже все зубы повыпадали, или есть дефект, который снижает ее способности и цену. Всевышний сказал: «И не стремитесь раздавать в качестве пожертвования дурное». Аль Бакара 267. И пришло в хадисе от АбдуЛлах бин Му’авия, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три вещи, кто их выполнит, тот вкусил сущность имана … и отдает в закят то, что ему было приятным, совершая это каждый год. И не стремится отдать дряхлых, облезлых, больных и молодых, которые дают мало молока. Однако ( стремится отдавать ) среднее свое имущество. Поистине, Аллах не просит у вас наилучшее ваше имущество, но и не приказывает вам отдавать наихудшее». [Абу Дауд №1582. И все передатчики достоверные].

24. Является ли закят обязательным с самого имущества или же с его хозяина? И польза этого вопроса.

 

У ученых в этом вопросе два мнения [«Ад Дар аль мухтар» 2/27, «Аль Маджму’» 5/341, «Аль Мугний» 2/678 и «Аль Мухалля» 5/262]:

Первое: Что закят является обязательным с самого имущества. И это мнение большинства ученых, и из этого следует:

А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал уже обязательным с него, то закят в этот момент спадает по причине порчи данного имущества.

Б) Если у кого-то было сорок овец, например, то нужно выплачивать одну овцу, и если он ее так и не выплатил за целый год, и у него так и осталось сорок, то за следующий год он уже не должен платить, т.к. эти сорок овец считаются как тридцать девять.

Второе: Что закят является обязательным на самом хозяине. Это мнение ханбалитов и Ибн Хазма, и из этого слудует:

А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал обязательным, то он не спадает с долга хозяина.

Б) Если он за первый год не выплатил закят с сорока овец, то на следующий год он должен уже выплатить две овцы. Т.к. первая овца осталась в его владениях и поэтому должен выплатить еще одну опять же с сорока.

 

25. Если стадо принадлежит двум партнерам, то как они должны выплачивать закят?

 

Партнерство, все равно оно будет полным или же только внешним [Полное партнерство – это когда двое владеют стадом и у каждого из них есть общая доля, например они получили это стадо в наследство. Внешнее партнерство – это когда каждый из них отличает свое имущество от имущества другого, однако они сливаются на пастбище, в загоне и т.д., придет разъяснение этого], превращает оба имущества в одно, отталкиваясь от хадиса «Две разные вещи не собираются, а две одинаковые не разделяются, что бы не отразилось на саадака [А то, что принадлежит двум партнерам, то с ними обращаются как с единым владельцем] ». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1450. Так же его привел Ибн Маджа №1801, но без этого добавления. Так же Ан Насаи №2447, Абу Дауд №1567 и Ат Тирмизи №621].

 

Закят с определенной группы (компании) берется как с единого человека, при следующих условиях [См. «Аль Фикх аль Ислямй уа адиллятуху» 2/851]:

1. Что бы оба владельца были из числа тех, на ком закят является обязательным (т.е. мусульманами, свободными, владельцами нисаба …).

2. Что бы их смешанное имущество достигало нисаба.

3. Что бы прошел полный год, а если нет, то пусть каждый из них выплатит закят в зависимости истечения года с момента накопления его личного нисаба.

4. Что бы никто из них не мог отличить свое имущество, от имущества других в шести моментах: на пастбище, во время сна, во время питья, во время доения, во время сношения и во время паствы. [А ханафитские ученые и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 6/51 и дальше, склонились к мнению, что партнерство никак не влияет на закят, и то что по этой причине два имущества не становятся как одно].

 

Смысл слов пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Две разные вещи, не собираются, а две одинаковые, не разделяются, что бы не отразилось на садака…».

1. Сотрудничество, по причине которого два имущества становятся как одно, иногда в этом есть облегчение для компаньонов. Как, например, у каждого из них есть по сорок баранов, и если сложить их имущество, то получится восемьдесят, и им двоим нужно будет выплатить лишь одну овцу, в противоположность, если бы они не были компаньонами, тогда бы каждому из них пришлось бы выплачивать по одной овце. Но пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил двоим объединяться лишь только для того, что бы уменьшить выплачиваемое садака.

2. А иногда сотрудничество наоборот, создает (некоторые) трудности компаньонам. Как, например, если у них обоих есть сорок баранов, то они должны выплатить одного барана. В противоположность если бы они были бы по отдельности, то никто бы из них ничего бы не выплачивал. И в этом случае запрещается разделяться для того, что бы избежать выплаты закята.

26. Есть ли еще какие либо изменения по причине партнерства, помимо животноводства?

 

Мазхаб ханбалитов, [«Аль Инсаф» 3/83] что партнерство ни на что не влияет, кроме животноводства. И сказали, что партнерство в животноводстве иногда приносит пользу, а иногда убыток. А что касается партнерства в чем-либо помимо животноводства, то там идет лишь только убыток хозяину имущества. Т.к. если достигает нисаба, то нужно выплачивать закят в зависимости от той суммы, которой владеешь, а значит нет нужды для соединения имущества. И основываясь на этом, если у каждого компаньона есть имущество, за исключением животных, лишь только наполовину нисаба, то никто из них не обязан ничего выплачивать. А мазхаб Аш Шафии, [«Мугний аль мухтадж» 2/76] что партнерство влияет и не только на животноводство, так же и на закят с посевов, с плодов, с дирхамов, с динаров и т.п.

 

Закят с посевов и плодов.

 

В общем, закят с посева и плодов – является обязательным, как это пришло в Кинге, сунне и единогласном мнении ученых, однако разногласят относительно некоторых подробностей. [«Бадаи’у ас санаи’»2/54]. И придут доводы из Книги и из сунны на это, в процессе нашего научного исследования.

 

Посевы и плоды, с которых обязательно нужно выплачивать закят.

Ученые единогласны в том, что является обязательным выплачивать закят с тех видов, с которых брал закят пророк, мир ему и благословение Аллаха, как: пшеница, ячмень, финики и изюм. А затем уже разногласят, относительно того, но что не пришел четкий текст, и мы в общем приведем их мнения:

1. Закят выплачивается лишь только с четырех видов и не с чего больше. [«Аль Мухалля» 5/209 и дальше, «Нейль аль аутар» 4/170, «Аль Амуаль» у Абу Убейда 469/1378, «Тамам аль Минна» стр. 372-373 и «Фикх аз закят» 1/377]. И это мнение Ибн Умара, [Передал Абу Убейд 469/1378 с достоверным иснадом от Ибн Умара, что он сказал относительно садака с посева и плодов: «То, что дает пальма, виноград, пшеница или ячмень». И подобный этому хадису есть в «Аль Муснад» у Аш Шафии №656 с достоверным иснадом], Аль Хасана аль Басри, [Это привел от него Абу Убейд 469/1379-1380. И Ибн Занджуйа 1030/1899 с достоверным иснадом от него], Ас Саури, Аш Шу’ба, Ибн Сиррина, Ибн Мубарака, Аби Убейды и др саляф. Это так же передается в одной из версий от Ахмада, и это мазхаб Ибн Хазма, за исключением только, что он посчитал недостоверным хадис про изюм, и поэтому не считал, что с изюма выплачивается закят. Это так же Аш Шаукани, а затем Аль Альбани.

 

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Передается от Аби Бурдата, от Аби Мусы и Му’аза, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил их обоих в Йемен обучать народ делам религии и приказал им, что бы они брали садака лишь только с этих четырех (сортов): пшеница, ячмень, финик и изюм. [Аль Хааким 1/401, Аль Байхакы 4/125 и его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №879].

И так же, помимо этих четырех сортов не пришло ни текстов, ни единогласного мнения. И нельзя сказать, что они равны с другими сортами в том, что это еда, которая насыщает, или что они равны в том, что в них большая польза. Неправильным будет делать кыяс (сравнение по аналогии) или заводить их под один сорт, а значит, что остальные виды продуктов остаются на основе.

И так же пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда ограничил лишь эти четыре сорта для садака, и ни с чего помимо этого больше не брал, он точно знал, что у людей есть и другая еда, которое насыщает и есть другое имущество, которые произрастает из земли. И нельзя сказать, что он не брал с этого закят и оставлял это просто так, подобно тому, как не брал закят с лошадей и рабов.

 

2. Закят выплачивается с любых продуктов, которые способны насыщать, и которыми можно запасаться. [«Аль Муватта» 1/276 типография Аль Халяби. Так же «Аль Мухаззаб» 5/493 – вместе с «Аль Маджму’» и «Фикх аз закят» 1/378]. И это мнение Малика и Аш Шафии.

Продукты, которые способны насыщать – это те, которыми люди питаются и живут на них в обычное время, не во время тяжелых обстоятельств, как например, пшеница, ячмень, кукуруза, рис и т.п. И не нужно платить закят с: орехов, миндалей, фисташек и т.п. Т.к. это, пусть даже ими можно запасаться, но это не еда, которой питаются люди, что бы насытиться.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Хадис Муаза бин Джабаля, и в этом хадисе следующее: «А что касается длинных огурцов, арбуза, граната, сахарного тростника и зелени, то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оставлял это». [Слабый, его привел Аль Байхакы 4/129, Аль Хааким 1/558 и Ад Даракутни 2/97. См. «Ат Тальхыс» №837].

И так же те продукты, которые выступают как основная потребляемая пища, которая насыщает, то она подобна верблюдам, коровам и баранам среди остальных животных.

3. Закят является обязательным со всех продуктов, которые засушиваются, хранятся и измеряются объемом. [«Аль Мугни» 2/690, «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/388 и «Фикх аз закят» 1/381]. И это самое распространенное мнение от Ахмада. Сюда уже заходят: зерна и плоды, которые взвешиваются и которыми запасаются, бобовые, как фасоль, горох, чечевица. Так же финики, изюм, миндаль, фисташки и др. продукты, которые подходят под эти описания.

И нет закята с остальных фруктов, как: орехи, яблоки и т.п., так же нет с овощей. И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Нет садака с того, что менее пяти аусак ( один уаск равен шестидесяти са’а) ». [«Аль Бухари №1447 и Муслим №979]. И сказали, что нужно принимать во внимание взвешивание сыпучих сортов. И это указывает на то, что закят будет лишь в тех сортах, которые измеряются объемом.

Б) Его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «Нет садака с зерен и с фиников, пока не достигнет пяти аусак…». [Муслим 979 и Ан Насаи №2485]. И сказали, что это указывает на обязательность закята с зерен и с фиников, и указывает на то, что не является обязательным со всего остального.

А Ибн Таймийа предпочел мнение, что главное в этом вопросе это то, что этим продуктом можно запасаться и ничто иное. Т.к. присутствует подходящий смысл для того, чтоб закят стал обязательным, в противоположность тех товаров, которые взвешиваются или измеряются емкостями, это уже ничто иное как расчет.

4. Закят является обязательным со всех продуктов, которые произрастают из земли, которые сеет человек. [«Аль Мухалля» 5/212, «Аль Хидая» 2/502 и «Аридату аль ахуази» 3/135].

И это мнение Умара бин АбдульАзиза, Абу Ханифы и Дауда Аз Зохири. Так же это мнение предпочел Ибн аль Араби и достаточно обширно его доказал.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Обобщенный смысл слов Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из тех благ, которые вы приобрели, а так же из того, что Мы взращиваем для вас из земли». Аль Бакара 267. И сказали, что не нужно разделять между одним видом расходования и другим.

Б) Слова Всевышнего: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. После того, как были упомянуты виды продуктов из рая, с пальм, посевов, оливки и гранаты.

В) Слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «То, что орошается небом ( т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека ), то с этого десятина, а то, что орошается поливом ( т.е. искусственно, используя технику и с помощью человека ), то с этого половина десятины ( т.е. одна двадцатая . И сказали, что нет разницы, будет ли эти продукты, как основная еда, которая насыщает или нет, съедобные или нет, можно ли ими запасаться или нет. Ибн аль Араби сказал: «И самое сильное мнение в этой теме, это мнение Абу Ханифы со стороны доводов, более благоприятное для бедняков и лучше для выражения благодарности за оказанную милость, и к тому же на это указывает обобщенный текст аята и хадиса».

А хадис, в котором идет речь лишь о четырех видах, объяснили его так, что даже если и согласиться что он достоверный, то его нужно понимать, что в тот момент просто не было ничего, кроме этих четырех сортов!

А) Не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов.

По единогласному мнению ученых не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов, как об этом сказал Всевышний: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. Т.к. те плоды, которые произрастают они же сами по себе и есть прибыль, в противоположность остального вида имущества, с которого выплачивается закят, там обуславливается истечение года, что бы была возможность использовать это имущество. [«Аль Мугний» 6/696]

 

 

Б) Когда закят с посева и плодов становится обязательным? И когда его нужно выплачивать?

 

Закят становится обязательны, как только стало видно, что созрели посевы и окрепли зерна, т.к. в этот момент это уже еда, а до этого это еще злак. Точно так же как и по истечению года или по созреванию фиников и винограда, а до этого, они называются неспелыми финиками и неспелым виноградом.

 

 А касательно времени выплаты закята, то с зерен его надо выплачивать после очистки, а с плодов, после сборки, т.к. это время самого пика свежести и время, когда начинают запасаться.

И отсюда вытекает следующее, что если посев погибнет до того, как созрел, то ничего не нужно выплачивать, а если погибнет после того, как созрел, но еще до его сборки и запасания, то закят является обязательным. [«Аль Мугний» 2/702 и «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/390].

 

 

В) Обуславливается ли нисаб для посевов и плодов? И какого его количество?

По мнению большинства ученых, чтоб закят с посевов и плодов стал обязательным, обуславливается нисаб, и его количество: пять аусаков с очищенного от шелухи зерна. Как об этом сказал пророк, мир ему и благословени Аллаха: «Нет закята с того, что менее пяти аусак». [Сошлись на его достоверности, он уже был упомянут].

 

И это количество примерно равняется [«Фикх аз закят» 1/400] 50 египетским кейлям (мера объема) или 4,17 ардабба (мера веса). Это так же приравнивается к полной емкости равной примерно 647 кг. пшеницы. И если сбор не достигает этого нисаба, то, по мнению большинства ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, что закят не является обязательным. А сам Абу Ханифа считает, что закят является обязательным в любом количестве, доходящим до нисаба или нет, приводя в довод обобщенный смысл хадиса: «То, что орошается небом ( т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека ), то с этого десятина…» [Скоро придут источники этого хадиса], и так же, раз не обуславливается, что бы прошел год, так же и не обуславливается нисаб.

 Однако хадис «Нет закята с того, что менее пяти аусак» [Сошлись на его достоверности, и он уже был упомянут], нельзя ставить в противоречие с предыдущим хадисом, т.к. этот хадис более конкретный и разъясняющий обобщенные положения.

 

А предыдущий хадис обобщенный и имеющий несколько смыслов, а этот четко разъясняет нисаб, а предыдущий же хадис просто указывает, когда надо выплачивать десятину, а когда половину десятины, и поэтому нет противоречий между этими двумя хадисами, а Аллаху ведомо лучше. [См. «Аль Мугний» 2/695 и «И’лям аль муваккыин» 3/229].

 

 

Г) Как вычисляется нисаб с остальных продуктов, с которых надо выплачивать закят, но которые не измеряются объемом?

А что касается тех плодов, которые не измеряются объемом, как хлопок, например, по мнению тех, кто говорит, что с него нужно выплачивать закят, то ученые разногласят относительно его нисаба на несколько мнений [См. «Фикх аз закят» 1/401]:

1. Нужно смотреть на стоимость, и если его стоимость достигает минимальной стоимости тех плодов, которые измеряются объемом, то нужно выплачивать закят, а если нет, то нет.

2. Нисабом будет являться пять самых больших мер веса, которым измеряется данный продукт.

3. Нисабом таких продуктов является нисаб с денег.

4. Нет там нисаба, и нужно выплачивать закят как с малого количества так и с большого.

5. Нужно приравнивать к весу, который уже был упомянут, а это 647 кг.

 

И Ибн Кудама в «Аль Мугний» 2/697 предпочел последнее мнение и сразу вслед за последним мнением сказал: «Но на все эти мнения я не знаю ни довода, ни основы, на которую можно было бы опираться, и это все противоречит словам пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Нет закята с того, что менее пяти аусак»».

 

А касательно его ограничений, то я вообще не считаю, что с них надо выплачивать закят.

 

 

Д) Нужно ли соединять виды плодов для того, что бы набрался нисаб?

 

Более правильным мнением ученых является то, «Что нужно соединять плоды с одного вида, но все виды друг с другом не нужно соединять. Не нужно соединять пшеницу с ячменем и т.п., так же не нужно соединять виды бобовых одних к другим, как горох, бобы, чечевица и тп…». [«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/511-513]. И это мнение большинства саляф.

«А касательно видов пшеницы, то одни из них присоединяются к другим. И так же ячмень, один вид ячменя присоединяется к другому. И так же виды фиников, одни из них присоединяются к другим». [«Аль Мухалля» у Ибн Хазма 5/253]. Даже если их названия различаются и даже если сады, которыми владеет один человек, находятся вдали друг от друга.

Есть и такие ученые, которые дозволили присоединить пшеницу к ячменю, и дозволили присоединить виды бобовых. «Фасоль, горох, чечевица, зеленый горошек и т.п. что бы получился нисаб со всего этого. И это мнение Малика и одна из версий от Ахмада, так же это мнение выбрал шейх аль ислам». [«Аль Мугний» 2/560. «Аль Мудауана» 1/288 и «Маджму’уа аль фатава» 25/23-24].

Скажу, что я не знаю доводов на это мнение, и более правильным кажется первое, а Аллах лучше знает.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.