Нисаб золота составляет 20 динаров, а это равно 20 мискалям — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Нисаб золота составляет 20 динаров, а это равно 20 мискалям

2022-09-01 42
Нисаб золота составляет 20 динаров, а это равно 20 мискалям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Или 85гр. золота 24-ой пробы

Или 97гр. золота 21-ой пробы

Или 113гр. золота 18-ой пробы.

 

Второе: Чтоб закят стал обязательным, то необходимо, чтоб прошел целый год (по хиджре) с момента накопления нисаба.

 

Третье: Размер закята как с золота, так и с серебра составляет 2,5% = 1/40 (одна сороковая).

Пример для разъяснения: Человек владеет 0.5 кг. золота 24-ой пробы, то каков будет размер закята в таком случае?

Мы скажем, что размер владеемого золота составляет больше нисаба (85гр), и поэтому является обязательным выплатить сороковую часть, значит сумма с которой нужно выплачивать – 500гр. умножаем на 0,025 (одна сороковая 1/40) получается 12,5гр.

12. Нужно ли золото добавлять к серебру, что бы получился нисаб?

 

Если человек владеет золотом менее нисаба, и владеет серебром менее нисаба, то ученые по этому поводу высказали два мнения:

 

Первое: Нужно прибавить золото к серебру, чтоб получился нисаб, для того, чтоб можно было выплатить закят, и это мнение большинства (ханафитов, маликитов, это одно из мнений, которое передается от Ахмада, так же это мнение Ас Саури и Аль Ауза’и). [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267].

 

Второе: Что не нужно одно из них прибавлять к другому, и это мнение шафиитов и одно мнение, которое передается от Ахмада, это так же мнение Абу Убейда, Ибн Аби Лейла, Абу Саура, [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267]. Ибн Хазма, [«Аль Мухалля» 6/83], и так же это мнение предпочел Аль Альбани [«Тамам аль Минна» стр.360] и Ибн Усаймин [«Аш Шарх аль мумти’» 6/107], и это мнение более правильное, ин ша Аллах.

И привели они в довод следующее:

1. Обобщенный текст его, мир ему и благословение Аллаха, слов: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок ( т.е. двести ), то нет в этом садака» [Он был недавно упомянут].Так же его слова: «А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать ( золотых ) динаров». [Он был недавно упомянут]. Поистине, эти два хадиса указывают на то, что если кто присоединит золото с серебром, то он обязывает выплачивать закят, с каждого будь то с золота или с серебра, даже если они будут меньше нисаба.

 

2. Кыяс (сравнение по аналогии), коровы и бараны, придет разъяснение этого, то в этом случае одними из них нисаб другого не дополняется. Несмотря на то, что цель одна, а это прирост. Так же ячмень с пшеном не прибавляются даже у тех, кто говорит, что надо золото прибавлять к серебру?!! Один сорт не присоединяется к другому, а Аллах знает лучше.

Польза:

Исключением будут деньги в обменниках, в этом случае нужно золото прибавить к серебру. Они не прибавляются как один сорт к другому, нет, они прибавляются, т.к. ими торгуют, это товар. [«Аш Шарх аль мумти» 6/109 и см. «Аль Мугни» 3/2-3].

 

Отталкиваясь от мнения, что нужно прибавлять, то как, частями или же стоимостью?

Ученые, которые говорят, что нужно прибавлять, разногласят на два мнения:

1. Малик, Абу Юсуф, Мухаммад и Ахмад в одной из версий, склонились, что нужно присоединять частями. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267]. С таким смыслом, что если у кого-нибудь есть бполовина нисаба золота и половина нисаба серебра, то такому нужно платить закят. И так же если у него есть четверть одного вида и три четверти другого, и т.д. А затем и с золота и с серебра выплачивается по одной сороковой части.

2. Абу Ханифа же склонился, что нужно одно из них прибавлять к другому со стороны цены, так будет лучше для бедняков, если то что подороже прибавлять к тому, что подешевле. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267]. Например: Если у человека есть половина нисаба серебра и четверть нисаба золота, а четверть нисаба золота равняется половине нисаба серебра, в этом случае ему нужно выплатить закят.

 

13. Закят с банковских купюр (денег).

 

Некоторые современные ученые считают, что закят с денег выплачивается как с нисаба серебра, т.к. с серебра выплачивается закят по единогласному мнению и так будет лучше для бедняков.

 

А другие склонились к мнению, что денежный нисаб приравнивается к нисабу золота, потому что стоимость серебра изменилась со времен пророка, мир ему и благословение Аллаха, и со времен тех, кто был после него, так что его прежняя цена уже не вернется. В противоположность золота, его цена осталась неизменной.

 

Так же нисаб с золота больше подходит на остальные виды нисабов, как например, пять верблюдов или сорок баранов и т.п. Потому что, как можно представить, что шариат не обязал выплачивать закят того, кто владеет четырьмя верблюдами или тридцати девятью баранами, т.к. такой считается бедняком. А потом шариат обязывает выплачивать закят того, кто владеет нисабом серебра, на который невозможно купить даже одну овцу, и такой считается богатым?! [«Маджму’ аль фатава» 30/472]. Без сомнений, что этот мазхаб более справедлив, а Аллаху ведомо лучше.

 

Пример для разъяснения: один человек имеет 2 000 гиней (египетская валюта), а другой имеет 100 000 гиней, каков же размер закята будет с каждого по истечению года?

 

Ответ:

Во первых, нам нужно узнать размер нисаба, а это нисаб золота как уже было = 85г и предположим, что цена за грамм золота = 30 гинеям, и что бы вычислить нисаб, нужно 85 * 30 = 2550 гиней, выяснилось, что первый человек не владеет нисабом и соответственно закят для него необязателен, если только он сам не захочет пожертвовать. А второй человек владеет состоянием, превышающим нисаб, и в этом случае он должен выплатить одну сороковую часть – 100 000 * 1/40 = 2500 гиней.

 

 

Закят с украшений.

Ученые первых и последних поколений разногласят относительно закята с золотых и серебряных украшений, и вот два самых распространенных мнения:

 

Первое мнение:

Закят с золотых и серебряных украшений, которые одеты на женщине, не выплачивается. И это мнение большинства ученых [«Ад Дарру аль мухтар» 2/41, «Бидаяту аль муджтахид» 1/242, «Аль Маджму’» 6/29 и «Аль Мугни» 3/9-17], и Ибн Умара, Джабира, Аиши и Асмы бин Аби Бакр из числа сподвижников, и их доводы:

1. Хадис: «С украшений закят не выплачивается». [Ибн Аль Джаузи в «Ат Тахкык» и Аль Байхакы и др. сказали, что этот хадис ложный см. «Аль ирва» №817]. И если поднять эти слова до пророка, то это будет ложь, правильно сказать, что это слова Джабира.

2. Передается от Нафи’а, что ибн Умар наряжал своих дочерей и своих рабынь в золото, и не выплачивал с него закят. [Достоверно, это привел Малик №585 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом].

3. Слова Ибн Умара: «С украшений закят не выплачивается». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и похожий хадис привел Ибн Аби Шейба 3/154 и Ад Даракутни 2/109 с достоверным иснадом].

4. Слова Джабира бин АбдиЛля, когда его спросили об украшениях, выплачивается ли с них закят, Джабир ответил: «Нет». Тогда спросили: «А если достигнет до тысячи динаров»? Джабир ответил: «Даже если будет больше». [Достоверно, это привел АбдуРраззак 4/82 и Аль Байхакы 4/138 с достоверным иснадом, так же это одна из версий Ибн Аби Шейбы 3/155]. А в другом риваяте «Можно давать поносить и можно носить самой».

5. Передается от Аиши, что она в своей комнате опекала дочерей, сирот ее брата и у них были украшения, и она не выплачивала закят с их украшений. [Достоверно, это привел Малик №584 и АбдуРраззак 4/83 и он достоверный].

6. Передается от Асма, что она не выплачивала закят с украшений. [«Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейбы 3/155 с достоверным иснадом].

7. Так же они сказали, что закят бывает лишь с имущества, которое увеличивается и приносит доход, а украшения – это как одежда, которое дозволено одевать и оно не увеличивается. В противоположность если начать его копить как сокровища или превратить его в товар, то в этом случае уже надо платить закят.

Примечание: Ученые, которые придерживаются этого мнения, обусловили, что бы украшение было дозволенным, а если это украшение будет запретным, как например, если мужчина оденет золото, например, то в этом случае они обязывают выплачивать закят.

 

Второе мнение:

Что как с золотых, так и с серебряных украшений, если они достигают нисаба и пролежали целый год, то нужно выплачивать закят. И без разницы будет ли это украшение надето или его копят и хранят, или его приготовили как товар. [Это мнение ханафитов и одна версий от Ахмада и Ибн Хазма, см. «Аль Фатх аль Кадиир» 1/524 и «Ад Дарру аль мухтар» 2/41 и «Аль Мухалля» 6/78. И это мнение Ибн Мас’уда, Умара и АбдуЛла бин Амра, так же это одна из версий от Аиши]. И их доводы [См. «Джами’ ахкам ан ниса» 2/143 и то, что идет дальше, у нашего шейха Мастафа бин Аль Адави, да сохранит его Аллах]:

1. Обобщенные тексты, которые пришли в Великой Книге, слова Всевышнего: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй же их болезненным наказанием». Ат Тауба 34.

2. Обобщенные хадисы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые приказывают выплачивать закят с золота и серебра, например, вот эти его слова: «Любой владелец золота, которые не будет выплачивать с него долю, то в Судный день будут сделаны огненные свитки и его будут клеймить ими…». [Недавно были упомянуты источники].

3. Так же более конкретные хадисы, которые указываются на обязательность выплачивания закята с украшений, и угрожающие тем, кто не выплачивает из них закят. Например:

А) Хадис Амр бин Шу’ейб от его отца, от его деда, что женщина пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и вместе с ней была ее дочка, и на руке у ее дочки были два больших, золотых браслета и он спросил у нее: «Выплачиваешь ли ты закят с этого»? Она ответила: «Нет». Он сказал: «Обрадует ли тебя, если Аллах в Судный день по причине их замурует тебя в стены, в стены из огня»? И тогда она сняла их и бросила к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Они принадлежат Всевышнему Аллаху и Его посланнику». [Достоверный, отталкиваясь от подобных хадисов (сахих лишшавахид). Его привел Абу Дауд №1563, Ан Насаи 5/38, Ат Тирмизи №637 и Ахмад 2/178].

Б) Хадис АбдуЛлаха бин Шаддада, где он сказал: «Мы пришли к Аише, жене пророка, мир ему и благословение Аллаха, и она сказала: «Зашел ко мне посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он увидел в моей руке серебряные кольца и спросил: «Что это, о Аиша»? И я ответила: «Я сделала их, чтоб украшаться для тебя, о посланник Аллаха». И он спросил: «И выплатила ли ты с них закят»? Я ответила: «Нет, или как пожелает Аллах». И он сказал: «Это твой удел из огня». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привели Абу Дауд №1565, Ад Даракутни 2/105, Аль Хааким 1/389 и Аль Байхакы 4/39 и в его иснаде ходят разговоры, которые становятся незначительными по причине того, что перед этим].

В) Хадис Асма бинт Язид, которая сказала: «Мы с моей тетей зашли к пророку, мир ему и благословение Аллаха, а на ней был золотой браслет, и он спросил нас: «Выплачиваете ли вы с него закят»? Мы ответили: «Нет». Он сказал: «А вы что не боитесь, что Аллах замурует вас в стены из огня? Выплатите с него закят». [Хороший, отталкиваясь от подобных хадисов (хасан лишшавахид). Его привел Ахмад 6/461 и Ат Табарани в «Аль Кабир» 24/181 и его иснад хороший отталкиваясь от подобных хадисов, упомянутых выше].

 

4. Некоторые предания, которые пришли от сподвижников, такие как:

А) Предание Ибн Мас’уда, что женщина спросила его о закяте с украшений, и он ответил: «Если оно достигает двух сот дирхамов, то выплачивай с него закят». Она спросила: «У меня есть сироты, могу ли я выплатить закят им»? Он ответил: «Да». [Достоверный, отталкиваясь от других хадисов (сахих лигойрихи). Его привел АбдуРраззак 4/83 и Ат Табарани 9/371 с достоверным иснадом отталкиваясь от других хадисов].

Б) Предание Умара, что он написал Абу Мусе аль Аш’ари: «Прикажи женщинам своих мусульман, чтоб они давали садака со своих украшений (а в другом риваяте, чтоб они выплачивали закят со своих украшений), и пусть они не ссорятся по причине подарков». [Ибн Аби Шейба 3/153, Аль Бухари в «Ат Тарих аль Кабир» 4/217 и Аль Байхакы 4/139 и его иснад оборван].

В) Предание от АбдуЛла бин Амра, что он: «Писал своему казначею Салиму, что бы тот выплачивал каждый год закят с украшений своих дочерей». [«Ас Сунан» у Ад Даракутни 2/107 с хорошим иснадом].

Г) Предание от Аиши, что она сказала: «Нет проблем одевать украшения, если платить с них закят». [Ад Даракутни 2/107 и Аль Байхакы 4/139 с хорошим иснадом].

И так же достоверно передается, что этого мазхаба придерживался Саид бин Аль Мусайиб, Саид бин Джубейр, Ибрахим Ан Нах’и, Ато бин Аби Рабах, Аз Зухри, АбдуЛла бин Шаддад, Суфьян ас Саури и др. как это передал наш шейх, да сохранит его Аллах, в «Джами’ ахкам ан ниса» 2/156-157.

 

Более правильное мнение:

После того, как были изложены доводы обеих сторон, более правильным мнением, на мой взгляд, а знание об этом у Всевышнего Аллаха, будет мнение, что является обязательным выплачивать закят с золотых и серебряных украшений, по любому, если они достигают нисаба и пролежали целый год. Это мнение сильнее со стороны доказательств и безопаснее со стороны отношений, и таким образом можно избежать разногласий.

А) Не нужно платить закят с украшений из жемчуга и драгоценных камней.

Кроме золота и серебра, закят не является обязательным ни в каких остальных видах драгоценностей, как например, жемчуг, кораллы, хризолит (драгоценный камень), корунд и т.д. по единогласному мнению ученых. Т.к. нет довода на это. [См. «Аль Муватта» у Малика 1/250, «Аль Умм» у Аш Шафии 2/36 и «Аль Маджму’» 6/6].

За исключением, что если это будет как продаваемый товар, то в таком случае уже нужно выплачивать закят, как и с любого товара, это, по мнению большинства, и придет это позже в своем разделе ин ша Аллах.

Б) Представим, если у женщины будут золотые кольца с кусочками бриллиантов, то как ей нужно выплачивать закят?

Если есть возможность, без того, что бы портить эти кольца, снять эти бриллианты (и взвесить), то в этом случае она должна выплачивать закят с золотых колец, не принимая во внимание бриллианты, по стечению года. А если невозможно снять их, только если испортить кольца, то в этом случае нужно примерно вычислить и выплатить закят лишь с золота. А если эти кольца приготовлены на продажу, то тут уже нужно выплачивать закят с их стоимости, а бриллианты идут как товар, по мнению большинства ученых.

 

 

В) Нужно ли выплачивать закят с посуды и картин сделанных из золота и серебра?

Использование золотой и серебряной посуды является запрещенным, особенно использовать в еде, питье и т.п., как об этом сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Не пейте из золотой и серебряной посуды и не одевайте шелк и парчу. Поистине, это ( золотая и серебряная посуда и шелк ) для них ( неверных и многобожников ) в этой жизни, а для нас в последней». [Аль Бухари №5633 и Муслим 2067].

Среди ученых,  даже среди тех, кто сказали, что не обязательно выплачивать закят с украшений, если их носят и они используются,  нет разногласия, что если какую-либо вещь, из золота и серебра, нельзя использовать и приобретать, то выплачивать закят с нее обязательно. И в это нет разницы между мужчиной и женщиной, потому, что смысл запрета охватывает и их (женщин) так же. А смысл запрета – это исраф (чрезмерность), высокомерие, обида и зависть в сердцах бедняков, а в этом равны и мужчины и женщины. Единственное только, женщинам разрешаются украшения, т.к. они в них нуждаются, что бы украшаться перед мужем, а в посуде и т.п. такой нужды нет, поэтому они остаются быть запрещенными.

И изображения являются запретными, а если они будут из серебра и золота, то их запретность усиливается. И если это понятно, то с них нужно выплачивать закят, без каких либо разногласий среди ученых, но закят будет обязательным лишь при достижении нисаба или при прибавлении их (посуды и картин) к тому имуществу, которое у него имеется из того же сорта. [«Аль Мугни» у Ибн Кудама 3/15-16].

 

Закят с заработной платы.

 

Человек, рабочий или же служащий, который получает зарплату ежемесячно или еженедельно, то такой попадает под одно из двух положений:

 

Первое: Если у него есть имущество, достигающее размера нисаб, затем, он каждый месяц зарабатывает еще имущество поверх этого. Это и есть третье положение, которое уже было упомянуто, относительно имущества, которое приобретено в период ожидаемого года (ожидаемый год, человек его ждет, чтоб потом выплатить закят) [Вернись в раздел этой статьи «Положение имущества, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб»]. И поэтому владелец должен следить за сроком каждой зарплаты и выплачивать с нее соответствующий закят по истечению года с момента ее получения.

А если кто хочет облегчения, простоты и великодушия, и хочет помочь беднякам и остальным, кто достоин закята, то может выплачивать закят сразу со всего имущества, которым он владеет, в тот момент, когда закончится год первого нисаба, которым он владел. Заработает больше награду, будет выше степенью и избавится от лишних проблем. И в этот момент, когда он будет выплачивать закят по истечению года с первого нисаба, то получается, что он выплачивает закят с остального имущества заранее, еще до окончания года, а выплачивать закят до окончания года является дозволенным, особенно если в этом есть нужда или польза. [Взято из фатав постоянной комиссии и фатав большого ученого Ибн База, рахимахуЛлах «Фатава аль ислямийа» Джам’ аль муснад стр. 76].

Он также может поступить третьим способом, выплачивать закят с чистого излишка, т.е. отложив столько, чтоб хватило на проживание ему и тем, кого он содержит, [«Фикх аз закят» 1/549]. а затем уже, по истечению года, выплатить закят со своего имущества, которое у него было.

Второе: Если его имущество не достигает нисаба, и он ежемесячно получает зарплату и откладывает каждый месяц определенную сумму, то в этом случае закят для него необязателен, пока не достигнет нисаба. То в этом случае уже начинается отсчет года, а это уже точно такое же состояние как и то, о котором только что шла речь.

 

Закят с приданного.

 

Приданное женщины (махр), точно такое же как и любое другое имущество, и с ним нужно поступать точно так же как и со всем остальным имуществом:

 

1. Если женщина, получила приданное из такого сорта, с которого нужно выплачивать закят, и это приданное достигает нисаба, или больше, то по истечению года нужно выплатить с него закят.

2. Если ее приданное переходит к ней постепенно (с отсрочкой), то это приданное приобретает положение долга, которое уже было упомянуто. И если ее муж обеспеченный и выплатить оставшийся махр ему не составит проблем, то в этом случае она должна выплатить закят с ее приданного, которое находится во владениях мужа. А если ее муж находится в тяжелом положении (финансовые затруднения), то в этом случае, по более правильному мнению, ей необязательно выплачивать закят, а когда она получит свое преданное, то выплатит закят лишь за один год.

3. Если женщина получила свое приданное, а затем муж дал ей развод еще до того, как вступил с ней в половой акт, и прошел уже год с момента как накопился нисаб, то в этом случае она выплачивает закят с половины приданного, а муж выплачивает с остальной половины, а Аллах знает лучше.

 

Закят с животных.

 

Виды животных, с которых нужно выплачивать закят.

Ученые единогласны в том, что закят выплачивается с: верблюдов, коров и мелко-рогатого скота (бараны и козлы), и привели на это множество доказательств, некоторые из которых придут в своем месте ин ша Аллах.

 

Далее ученые разногласят относительно лошадей [«Аль Мугний» 2/620, «Аль Фатх аль Кодиир» 1/502, «Аш Шарх аль минхадж» 2/3 и «аль Маусу’ату аль фикхийа» 23/262], большинство ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, склонились, что с лошадей, которые не на продажу, не выплачивается закят, даже если они будут свободно-пасущиеся и приобретены для размножения, и все равно они будут рабочие или нет. И их мнение подкрепляет хадис пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет закята на мусульманине с его коня и с его раба». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1464 и Муслим №628]. Несмотря на это Абу Ханифа и Зуфар склонились к мнению, что с коней, если они будут свободно-пасущимися, и если среди них будут и жеребцы и кобылы, то с них закят выплачивается, но если будут одни жеребцы то закят не обязателен, т.к. не будет потомства, и т.к. если будут одни лишь кобылы, закят не выплачивается!! И привел в довод слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Лошадь для человека – это: благо, защита и ответственность… ( и дальше в хадисе ) пусть же не забудет право Аллаха с ее шеи и с ее спины». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987]. И сказал Абу Ханифа: «Право с ее шеи – это закят».

А относительно остальных животных как мулы, ослы и др. то с них закят не выплачивается, если только они не являются товаром, как об этом сказал пророк, мир ему и благословени Аллаха: «Лошадь для человека – это благо…». И когда был спрошен про ослов, то сказал: «Все что на меня было ниспослано относительно их, это вот этот единственный аят «А тот, кто сделает благо весом хотя бы с пылинку – видит его» Аз Зальзаля 7 ». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987].

Условия обязательность закята с животных.

Есть три условия для того, чтоб закят с животных стал обязательным:

1. Нисаб, и придет разъяснение этому.

2. Чтоб прошел год, как это пришло в хадисе: «Нет закята в имуществе, пока не пройдет год». [Слабый, его привел Ибн Маджа 1792, и этот хадис является слабым, даже несмотря на то, что Аль Альбани посчитал его достоверным в «Сахих аль джами’» №7497. Однако смысл этого хадиса практикуется в закяте с животных, см. «Аль Мухалля» 5/267].

3. Чтоб эти животные были свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года паслись на пастбищах.

Животные бывают четырех видов.

Животных [Верблюдов, коров и баранов] можно разделить на четыре вида [«Аш Шарх аль мумти» на «Зад аль мустакни’» 6/52-53]:

1. Эти животные – свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года пасутся на пастбищах. И хозяин их держит и для дома и для приплода, как об этом сказал всевышний: «… благодаря ей произрастают растения, которыми вы кормите свой скот». Ан Нахль 10. С такого вида животных нужно выплачивать закят.

2. Эти животные – на откармливание, даже если они и были приобретены как для дома, так и для размножения, однако их хозяин покупает для них корм (сено) или собирает его специально для них, с такого вида животных закят не выплачивается.

3. Эти животные – рабочие, как например, верблюд, которого хозяин дает напрокат для перевозки грузов и для поездок на нем. Или например, бык, который используется для вспахивания и орошения, с такого вида животных закят не выплачивается, это, по мнению большинства ученых, [Шарх «Фатх аль кадиир» 1/509 и «Аль Мугни» 2/576]  в противоположность маликитам.

4. Эти животные – приготовлены на продажу, с такого сорта животных выплачивается закят как товара, тут уже нужно выплачивать закят даже с одного верблюда, если его стоимость достигает закята, и нет разницы этот верблюд свободно-пасущийся или откормленный, или тот, на котором ездят.

 

Закят с верблюдов.

 

Нисаб верблюдов и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Кто владеет верблюдами, чье количество не превышает пяти, мужского пола или женского, молодые или взрослые, то закят выплачивать не обязательно. Передается от Абу Саида аль Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не выплачивается садака со стада, количеством менее пяти верблюдов». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут].

А если уже превышает пять верблюдов, то пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе от Анаса, когда Абу Бакр отправил ему послание, разъяснил размер закята, который нужно выплачивать. И вот это послание, слово в слово, т.к. в будущем в этом будет большая нужда.

Передается от Анаса, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему послание, когда поставил его правителем над Бахрейном: «БисмиЛляхи АрРахмани, АрРахим. Это обязательное садака, которое посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил в обязанность мусульманам, и то, чем обязал Аллах Своего посланника. И если кто из мусульман попросят садака должным образом, то пусть даст ее, а если кого попросят сверх нормы, то пусть не дает. Двадцать четыре верблюда, все что менее этого, то за каждые пять верблюдов нужно выплачивать одну овцу. От двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, нужно выплачивать годовалого верблюжонка женского пола. От тридцати шести до сорока пяти нужно выплачивать двухгодовалого верблюжонка женского пола. От сорока шести, до шестидесяти, нужно выплачивать трехгодовалого верблюжонка женского пола. От шестидесяти одного до семидесяти пяти, нужно выплачивать четырехгодовалого верблюда женского пола. От шестидесяти семи до девяноста, нужно выплачивать двух двухгодовалых верблюжат женского пола. От девяноста одного до ста двадцати, нужно выплачивать двух трехгодовалых верблюжат женского пола. А если превышает сто двадцать верблюдов, то за каждые сорок верблюдов выплачивается двухгодовалый верблюжонок женского пола. А за каждые пятьдесят верблюдов выплачивается трехгодовалый верблюжонок женского пола. А если у кого имеется лишь четыре верблюда, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А если достигает пяти верблюдов, то нужно выплачивать одну овцу.

Теперь закят с мелко-рогатого скота, со свободно-пасущегося, от сорока до ста двадцати, нужно выплачивать одну овцу. Если превышает сто двадцать до двухсот, то нужно выплачивать две овцы. Если превышает двух сот до трех сот, то нужно выплачивать три овцы. А если превышает три сотни, то за каждую сотню нужно выплачивать одну овцу. А если свободно-пасущихся баранов будет меньше сорока, хотя бы на один, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А с двухсот дирхамов ( серебряных ), нужно выплачивать одну сороковую часть. А если у него будет лишь сто девяносто, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18].

 

И основываясь на это хадисе, закят выплачивается согласно следующей таблице:

Количество верблюдов

 

Размер обязательного закята с них

От До
1 4 Нет с них закята
5 10 15 20 9 14 19 24 Одна овца Две овцы Три овцы Четыре овцы
  25     35 Одного «Махад» [А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет].(это верблюжонок женского пола, которому исполнился один год и пошел второй).
  36   45 Одного «Лябун» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось два года и пошел третий).
  46   60 Одного «Хакка» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось три года и пошел четвертый).
  61   75 Одну «Джаза’а» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось четыре года и пошел пятый).
76 90 Две «Лябун»
91 120 Две «Хакка»

 

 

 

 

 

 

Скажу, это – то количество, которое пришло в хадисе Абу Бакра от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и на этом состоялось единогласное мнение ученых. [«Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577].

 

А если верблюдов будет больше чем сто двадцать, то, по мнению многих ученых, в противоположность ханафитов, [Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497].

 

Ан Нах’и и Ас Саури, тут нужно работать согласно следующей таблицы, которая заключается в том, что за каждые пятьдесят верблюдов, нужно выплачивать Хакка, а за каждые сорок – Лябун, и это упомянуто в предыдущем хадисе.

 

Количество верблюдов

 

Размер обязательного закята с них

От До
121 130 140 150 160 170 180 190 200 129 139 149 159 169 179 189 199 209 Трех лябун Одного Хакка и двух лябун Два Хакка и одного лябун Три Хакка Четыре лябун Три лябун и одного хакка Два лябун и два хакка Три хакка и одного лябун Четыре хакка и [Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200] пять лябун

 

 

Вот так нужно поступать, а если десяток не накопился, то прощается, а если накопился круглый десяток, то уже закят увеличивается, будь то хакка или лябун, отталкиваясь от той основы, которую мы упомянули, что за каждые 50 верблюдов, выплачивается одна хакка, а за каждые 40 – одна лябун. [См. «Фикх аз Закят», 2/195].

 

Примечание: То количество, которое упомянуто в таблице, туда входят все виды верблюдов как двугорбые, так и одногорбые и др., т.к. слово «Верблюд» охватывает их всех.

Если нужно платить верблюда определенного возраста, а такого нету, то что делать?

Если нужно платить верблюжонка определенного возраста, а такого среди всего стада не имеется, то пусть выплатит верблюжонка на ступень помладше, такого возраста, когда уже он пригоден для выплаты им закята, [А это по следующему порядку: Махад, Лябун, Хакка и Джаза’а] и добавит сборщику закята еще две овцы или же двадцать дирхамов [Под дирхамами имеется ввиду доплата, а не стоимость двух баранов].

Или же пусть выплатит верблюжонка на ступень выше, и заберет у сборщика закята двух овец ли двадцать дирхамов. Это касается каждого, для кого закят обязателен.

 

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему виды обязательного садака, которое вменил в обязанность Аллах Своему посланнику, мир ему и благословени Аллаха: «Тот, чей закят с верблюдов достиг Джаза’а, а у него нету джаза’а, но есть хакка. То пусть отдаст ее и в придачу двух овец, если они есть, или двадцать дирхамов. А тот, чей закят достиг хакка, а у него нету хакка, но есть джаза’а. То пусть отдаст ее, а сборщик закята вернет ему двадцать дирхамов или двух овец. А тот, чей закят достиг хакка, а у него есть только Лябун, то пусть отдаст ее и добавит двух овец или двадцать дирхамов или двух овец*. А тот, чей закят достиг Лябун, а у него есть только Махад, то пусть отдаст ее и добавит вместе с ней двадцать дирхамов или двух овец». [Аль Бухари №1453 и Ибн Маджа №1800].

 

* [Примечание от переводчика: Повторение фразы «или двух овец» возможно, это типографическая ошибка, т.к. у Аль Бухари под этим номером хадис упомянут без повторения этой фразы].

 

Так же из этого хадиса можно заметить следующее [См. «Фатх аль Бари» 3/371], что если в наличии нет того, что он должен выплачивать, но есть то, что выше на две ступени или ниже на две ступени, то пусть он ее выплачивает, и разница тогда будет составлять сорок дирхамов или четыре овцы, закрывая тот недостаток. И т.д.

 

Исключением из вышеупомянутого правила будет следующее, что если он должен выплачивать махад, а у него нету лябун женского пола, но есть лябун мужского пола, то в этом случае он заменяет махад женского пола без того, чтоб добавлять или забирать что-либо сверху. Как это пришло в вышеупомянутом хадисе от Анаса, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему повеления пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно закята, в нем содержится следующее: «А если у него нету махад женского пола как полагается, но у него есть лябун мужского пола, то пусть отдаст его и нет ничего сверху (т.е. не добавляет и не забирает разницу)». [Аль Бухари №1448 и Ан Насаи №2447]

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.