Игры для развития лексической стороны речи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Игры для развития лексической стороны речи

2022-09-01 19
Игры для развития лексической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это?» - после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Верно ли это?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари луга.

 На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?

                      Л. Станчев

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.

Перечень серийных слов:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Храбрый, злой, смелый, отважный.

Яблоко, слива огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Час, минута, лето, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

Береза, дуб, сосна, земляника.

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Игры для развития грамматического строя речи.

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

Алеша спит.

Петя кормит кур.

Врач лечит больного ребенка.

Мама купила Наташе красивую куклу.

Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и др. игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы»: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

«Составь фразу»

Цель: закреплять умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                                      полная корзина

спелая ягода                                            веселая песня

колючий куст                                          лесное озеро

Игры для развития связной речи

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Заключение

 

В данной курсовой работе было рассмотрено как игра используется в развитии речи дошкольников. Было выявлено как велико ее значение в развитии ребенка. Определена роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста.

Всю жизнь ребенок растет играя. С игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.

На примере дидактических игр было показано поэтапное их использование педагогом. Они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой конструкции. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения языка и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

 

 

Использованные источники

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

5. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

 7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.

  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

 9. Недоспасова В.А. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2003.

10. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

  12. Nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/…

13. A2b2.ru/methods/2781_kartoteka…

14. detskiysad.ru/priroda/…


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.