Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры.

2022-09-01 19
Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры.

С. Я. Рубинштейну принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А.М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи: они зависят от содержания, характера общения и индивидуальных особенностей ребенка.

Итак, поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится и целиком связана с ней. Вместе с тем, это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания и характера обучения.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего от социальной среды, поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко указывает: «Для нормального развития речи ребенка необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями».

Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения.

С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых способностей.

Путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической.

Диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Монологическая речь – это развернутый, организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

Л.П. Якубинский, рассматривая функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Отличая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима от деятельности взрослого.

Сопоставляя диалог и монолог, исследователи выделяют в них какие-то общие черты и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так Л.В. Щерба, считал, что монолог лежит в основе литературного языка, именно поэтому ему нужно учиться.

Ребенок учится произвольности своего высказывания и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это необходимо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте.

У маленьких детей диалог предшествует монологу. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируется крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.

    

Глава 2

Глава 3

Подготовительный этап

 

Развивающий этап

Закрепляющий этап

Игры для развития связной речи

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Заключение

 

В данной курсовой работе было рассмотрено как игра используется в развитии речи дошкольников. Было выявлено как велико ее значение в развитии ребенка. Определена роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста.

Всю жизнь ребенок растет играя. С игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.

На примере дидактических игр было показано поэтапное их использование педагогом. Они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой конструкции. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения языка и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

 

 

Использованные источники

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

5. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

 7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.

  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

 9. Недоспасова В.А. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2003.

10. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

  12. Nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/…

13. A2b2.ru/methods/2781_kartoteka…

14. detskiysad.ru/priroda/…

Глава 1

Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры.

С. Я. Рубинштейну принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А.М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи: они зависят от содержания, характера общения и индивидуальных особенностей ребенка.

Итак, поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится и целиком связана с ней. Вместе с тем, это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания и характера обучения.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего от социальной среды, поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко указывает: «Для нормального развития речи ребенка необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями».

Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения.

С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых способностей.

Путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической.

Диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Монологическая речь – это развернутый, организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

Л.П. Якубинский, рассматривая функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Отличая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима от деятельности взрослого.

Сопоставляя диалог и монолог, исследователи выделяют в них какие-то общие черты и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так Л.В. Щерба, считал, что монолог лежит в основе литературного языка, именно поэтому ему нужно учиться.

Ребенок учится произвольности своего высказывания и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это необходимо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте.

У маленьких детей диалог предшествует монологу. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируется крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.

    

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.