Статья «Тематические комплекты по литературным произведениям как эффективный способ приобщения детей дошкольного возраста к чтению» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Статья «Тематические комплекты по литературным произведениям как эффективный способ приобщения детей дошкольного возраста к чтению»

2022-09-01 23
Статья «Тематические комплекты по литературным произведениям как эффективный способ приобщения детей дошкольного возраста к чтению» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение литературных произведений и игры по сюжету любимых сказок и рассказов учит дошкольников представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучать новые и непонятные слова.

В рамках творческой группы в МДОУ «Детский сад №87» города Ярославля учителя – дефектологи разработали тематические комплекты к литературным произведениям.

Каждый тематический комплект представляет собой серию заданий по содержанию книги. Тематический комплект поможет закрепить с ребенком содержание произведения, задания в нем способствуют развитию речи, всех психических процессов, мелкой моторики. Для детей старшего возраста, в тематический комплект добавляются задания по математическому развитию, обучению грамоте. Играя по тематическому комплекту, ребенок может придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный ему самому. Так интересные задания по литературным произведениям могут скорректировать развитие ребенка, повысить его уверенность в своих силах.

Предлагаем познакомиться с содержанием трех тематических комплектов.

Тематический комплект по русской народной сказке «Репка» предназначен для детей младшего дошкольного возраста и состоит из 7 игр-заданий. Выполняя первое задание, малыш закрепляет свои знания об окружающем мире (лексическая тема «Овощи») и вспоминает содержание сказки.

Раскрашивая репку, у ребенка формируются навыки работы с пластилином, развивается мелкая моторика, координация движений рук, глазомер.

Третье и четвертое задание отражает сюжет сказки и способствует развитию графомоторных навыков. Ребенка просят помочь героям добраться до тех, кто уже вытаскивает репку.

В следующем задании тематического комплекта ребенку надо найди определенный фрагмент. Такое дидактическое упражнение направлено на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

В одном из заданий представлены две сюжетные картинки с изображением героев сказки. Ребенку предлагается найти 8 отличий. При выполнении малыш учится сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.

Последнее задание комплекта направлено на закрепление понятия величины: ребенка просят угостить героев сказки репкой нужного размера.

 

Тематический комплект по русской народной сказке «Репка»

  1. Назови овощи, которые росли в огороде? Обведи фломастером, что дед стал тащить?
  2. Раскрась с помощью пластилина репку.
  3. Найди правильную дорожку для Жучки. Проведи линию фломастером.
  4. Соедини фломастером точки.
  5. Найди на рисунке фрагмент, который в квадратике. Поставить на рисунке соответствующую точку.
  6. Найди отличия. Отметь их галочкой.
  7. Угости героев сказки репкой. Проведи линию.

Тематический комплект для детей старшего возраста по сказке Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». В него входит 6 заданий.

Первое задание «Пройди лабиринт» направлено на развитие мышления, зрительного внимания. Второе задание отражает сюжет сказки и способствует развитию графомоторных навыков. Ребенка просят помочь Крошке Еноту добраться до большого ручья – провести фломастером дорожку по бревнышкам, не заезжая за края. Также комплект включает задание, направленное на закрепление элементарных математических представлений: перед ребенком изображение раков, которых нужно сосчитать и найти корзинку с соответствующей количеству цифрой.

В одном из заданий представлены две сюжетные картинки с изображением Крошки Енота и его друзей. Малышу предлагается найти 5 отличий. Такое дидактическое упражнение способствует развитию мышления, внимания, связной речи.

В следующем задании тематического комплекта необходимо рассмотреть палки, ведь Крошка Енот решил напугать «того, кто сидит в пруду». Ребенок должен показать самую длинную и самую короткую палку, обвести самую длинную палку синим фломастером, а самую короткую палку – красным. После этого найти самую тёмную и самую светлую палку.

Одно из самых интересных заданий данного комплекта «Назови и изобрази эмоции «того, кто сидит в пруду». Ребенок видит перед собой на картинках Крошку Енота удивленного, испуганного, радостного, сердитого. В самом конце ребенку необходимо отметить ту эмоцию, которая больше всего ему понравилась.

Тематический комплект по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», предназначен для детей подготовительной группы. Комплект состоит из 7 заданий.

В задании №1 ребенку предлагается нарисовать по клеточкам аленький цветочек и раскрасить его. Рисуя по клеточкам, у детей развивается ориентировка на листе бумаги, совершенствуются графомоторные навыки и глазомер. Чтобы выполнить задание №2, малышу необходимо вспомнить и назвать, какие волшебные предметы встречались в сказке, найти их среди других предметов. При выполнении этого задания, у ребенка развивается долговременная память. Чтобы выполнить третье задание, ребенку необходимо сосчитать, сколько было у купца дочерей, найти нужную цифру и ее назвать. При выполнении этого задания дети закрепляют образ цифр, умение соотносить цифру с количеством предметов.

Четвертое задание направлено закрепления понятий «гласный звук», «согласный звук». Дети упражняются в определении первого звука в слове, придумывают слово на заданный звук.

Следующие два задания направлены на развитие устойчивости внимания. Ребенку нужно найти тень сказочного замка. Называть, чем отличаются две предложенные картинки. Последнее, седьмое задание развивает творческое воображение, мелкую моторику рук. Ребенок придумывает узор на платье, в котором ходила Настенька.

Таким образом, работая по тематическим комплектам, дети не только знакомятся с литературным произведением и его героями, но и развивают психические процессы, учатся думать, рисовать, считать. На наш взгляд, такая форма работы способствует приобщению детей дошкольного возраста к чтению и формирует у них интерес к книгам.

Учителя – дефектологи МДОУ «Детский сад №87»

Смоловская И.В., Миронова Ю.С., Федосова С.Ю.

«Библиотека в дошкольной образовательной организации как форма взаимодействия с родителями (законными представителями)»

Широкое распространение аудио, видео, компьютерных и других электронных устройств стало одной из причин угасания интереса к традиционной книге. Большая привязанность детей к электронному миру приводит к низкому уровню развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и часто нравственных устоев.

Изучая опыт работы педагогов — практиков, наше внимание привлекла одна из публикаций о нестандартном методе приобщения дошкольников к литературе, а именно опыт детского сада №76 «Звездный» г. Смоленска в создании детской библиотеки. Данный метод заинтересовал и наш коллектив.

В результате в дошкольном учреждении была создана творческая группа в составе 5 человек для реализации работы: «Библиотека в ДОО как форма взаимодействия с родителями». Нашей целью стало формирование у родителей и детей дошкольного возраста с ОВЗ интереса к чтению детской литературы в домашних условиях посредством библиотеки в ДОО. Развитие и образование маленькой личности не может происходить без знакомства с литературным материалом. Задачи педагогов и родителей – оказать помощь детям в правильном выборе источников информации, повысить среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». Взрослые могут помочь им открыть удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Нужно построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, чтобы он имел возможность каждодневно общаться с книгой, развивать свои литературные интересы.

В начале учебного года наша творческая группа составила план работы, он состоял из трех этапов — подготовительный, основной, итоговый. На подготовительном этапе мы провели анкетирование родителей и сделали анализ анкет, определили месторасположение будущей библиотеки «Теремок для книг». На этом этапе работы, оснащение библиотеки осуществлялось с привлечением педагогов и родителей детей, посещающих наше учреждение. Со своими воспитанниками мы посетили филиал библиотеки №13 им. Ф.М. Достоевского. Заведующая библиотекой провела ознакомительную экскурсию, познакомила детей с библиотечным фондом, с работой читального зала. Ребята с большим интересом рассматривали книги и журналы, также узнавали правила поведения в библиотеке.

Мы провели экскурсию для родителей (законных представителей) по библиотеке. Познакомили с графиком ее работы, с книгами, с формулярами и с тематическими комплектами. Нами были разработаны к большинству книг тематические комплекты, которые представляет собой серию заданий по содержанию книги.

Прежде чем наша библиотека начала функционировать, мы изготовили формуляры на каждого ребенка подготовительных и старшей группы. В них родители под роспись записывали, какую книгу они берут домой. Книги выдавались на две недели. Имеющиеся книги, мы рассортировали по жанрам: сказки, рассказы, рассказы о животных. На каждой книге, в зависимости от жанра, есть свой шифр, у нас это круг, так детям легче понять будущее условное обозначение книги. Зеленый круг – рассказы о животных, красный – сказка, желтый – басня и т.д. На каждую группу мы изготовили экран «Читай — ка». Здесь педагоги, напротив фамилии ребенка наклеивает круг, соответствующий выбранной книге.

Основной этап работы творческой группы был направлен на создание библиотеки в дошкольной организации и на работу с родителями воспитанников. В октябре 2018 года, у нас состоялось открытие библиотеки нашего детского сада «Теремок для книг». В этот день прошел Праздник книги, в котором дети приняли активное участие. Ребята с удовольствием в игровой форме помогали Знайке найти и расколдовать исчезнувшие книги в царстве волшебника Лодыриуса, расшифровывали телеграммы почтальона Печкина и отгадывали литературные загадки. На Праздник книги была приглашена заведующая библиотекой имени Ф.М. Достоевского Блохина И.В., которая подарила нам закладки, разделители для книг и книгу о Ярославле.

С помощью экранов «Читай-ка» подводили итоги «Самая читающая семья» года. В настоящее время фонд библиотеки продолжает пополняться, не первый раз реализуется акция «Подари книгу детскому саду».

Мы считаем, что работа с дошкольниками в библиотеке ориентирована на общее развитие ребенка. Дети по-разному проявляют интерес к книге, у них отличается уровень восприятия, понимания текста. В целях поддержания интереса к книге, в нашей библиотеке мы используем самые разнообразные формы и методы работы: беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, просмотр мультфильмов, презентаций.

Таким образом, функционирование в МДОУ библиотеки «Теремок для книг» способствовало активизации работы педагогов и родителей по приобщению ребёнка к чтению, а также развитию и поддержанию устойчивого интереса к художественной литературе.

Петренчук Евгения Вадимовна, учитель – дефектолог МДОУ «Детский сад №87»

Серебрякова Татьяна Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №87»


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.