Материально-техническое обеспечение деятельности судов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Материально-техническое обеспечение деятельности судов

2022-09-01 455
Материально-техническое обеспечение деятельности судов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов – одна из функций (направлений) правоохранительной деятельности. Суть её заключается в создании судам условий (материальных, кадровых, информационно-правовых), необходимых для осуществления судебной власти.

В целях создания надлежащих условий для нормального отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.

Материально-техническое обеспечение включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти.

Закон «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов». Настоящий Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Для нормального функционирования органов судебной власти – судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение целого комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов. Иначе говоря, необходимо организовать судебную систему, укомплектовать ее кадрами, определить оптимальную численность судей и вспомогательно-технического персонала, обеспечить повышение их квалификации, финансирование, помещениями, оборудованием, нормативными материалами, оргтехникой и т.п. Вся эта исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для нормального отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности. Состоит из нескольких элементов:

- Кадры,

- Финансы,

- Материально-техническое обеспечение,

Ресурсное обеспечение свидетельствует о том, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции, однако преимущественно этой деятельностью занималось последние, развитие которых и будет прослежено ниже.

Функции по материально-техническому обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества возложены на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации»; федеральными законами от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Судебный департамент и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют материально-техническое обеспечение деятельности:

- верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов;

- арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов (с даты истечения двух месяцев после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»);

- органов судейского сообщества (советов судей, квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи).

Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в пределах объёмов финансирования, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации как главному распорядителю средств федерального бюджета (код бюджетополучателя 438). Финансирование мероприятий по материально-техническому обеспечению федеральных судов и органов судейского сообщества осуществляется программным и непрограммным способом путём доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета, подведомственных Судебному департаменту.

Приобретение для судов материально-технических средств производится на основании заключения государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Материально-техническое обеспечение федеральных судов и органов судейского сообщества осуществляется по следующим направлениями:

- Обеспечение судов официальной символикой

- Обеспечение судов средствами безопасности

- Обеспечение судов иными материально-техническими средствами

- Материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества.

Также следует отметить организацию финансового обеспечения системы судов общей юрисдикции в РФ.

Современное многоукладное построение российского гражданского общества, основанное на устойчивом базисе, заложенном в Конституции РФ, а также на интеграции элементов западной демократии, позволяет наметить дальнейшие перспективы развития основных институтов государственного управления, тесно связанных балансировочными механизмами, позволяющими поддерживать каждую из ветвей власти в работоспособном состоянии и предохранять от внутреннего раскола. Одним из таких механизмов, выполняющих важнейшую роль в укреплении судебной системы и способствующих эффективному отправлению правосудия, является финансовое обеспечение. Незыблемый постулат, гарантирующий исключительную законность в вынесении приговоров и решений, базируется на независимости судей, одной из основ которой является финансирование их деятельности исключительно из федерального бюджета. При этом государство обязано уделять особое внимание необходимости выделения адекватных ресурсов для функционирования судебной системы, включая назначение достаточного числа судей, сообразно рассматриваемому числу дел, обеспечения судов необходимым техническим персоналом и оборудованием, а также выделения соответствующих средств на выплату судьям жалования и реализации установленных для них социальных гарантий.

Из этого следует, что процесс доведения федеральных средств до всех низовых уровней системы судов общей юрисдикции и мировых судей носит исключительно организационный характер, в котором неизменно присутствуют процедуры планирования и прогнозирования расходов, принципы рациональности и адресности, а также многочисленные факторы социального и политического характера, позволяющие грамотно соотнести объективные потребности и возможности бюджета в каждом отдельно взятом финансовом году.

Обращаясь к исследованию значения термина «финансовое обеспечение», необходимого для дальнейшего выявления особенностей системы судов общей юрисдикции, отметим ряд позиций, высказанных учеными применительно к его выражению в органах государственного управления. Так, по мнению С.И. Иванова, финансовое обеспечение в данном случае представляет собой целевые расходы, непрерывно осуществляемые специализированным федеральным органом исполнительной власти на нужды, связанные с обеспечением деятельности государственного образования. В.А. Керженцев под финансовым обеспечением понимает расходование средств, направленных на цели, связанные с реализацией государственным органом своих непосредственных функций2. Финансирование, как считает В.Н. Никифорова, это, прежде всего, распределительные отношения, возникающие и развивающиеся в конкретном ведомстве, которые способствуют поддержанию управленческих основ и субординационных связей. Значение финансового обеспечения заключается в экономическом стимулировании служащих государственного аппарата, в непосредственной обязанности государства поддерживать надлежащее функционирование структуры, наделенной властными полномочиями, а также в целенаправленном воздействии на концентрацию управленческих усилий, направленных на эффективное регулирование общественных отношений в определенной сфере общественной жизни. Термины «финансовое обеспечение» и «материальное обеспечение», по мнению В.А. Колоярцева, являются своего рода синонимами, поскольку их концептуальное значение в итоге совпадает и сводится к совокупности наделения органа власти денежными и материальными ресурсами, необходимыми для нормальной работы всех его звеньев.

Однако на высшем уровне мы должны вести речь о финансировании, поскольку на первоначальном этапе всегда предусматривается выделение денежных средств на обеспечение функционирования государственного органа и всех входящих в него структурных и территориальных подразделений. На низовых уровнях при сутствуют оба компонента — денежные средства выделяются на оплату труда и покрытие текущих расходов, а материальное обеспечение неизбежно будет заключаться в предоставлении в пользование объектов материального мира в натуре (недвижимости, транспорта, инструментария), в которых также нуждаются государственные служащие. Мы полностью солидарны с этой позицией и применительно к исследуемой системе судов общей юрисдикции отметим, что первоначальное выделение финансов согласно ст. 124 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» производится из федерального бюджета, в дальнейшем Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ обеспечивают материальные потребности и приобретают необходимое имущество для районных (городских) судов (пп. 14–16, 18 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).

Рассматривая общие организационные и правовые основы финансового обеспечения анализируемой нами системы укажем, что принцип невмешательства органов власти любого уровня, а также коммерческих, некоммерческих организаций и физических лиц в процесс обеспечения деятельности судов напрямую вытекает из ст. 120 Конституции РФ, в соответствии с которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Указанные выше законодательные положения, а также норма ст. 4 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», закрепляющая то, что суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами, позволяют сделать вывод о финансовой автономии судебной власти.

Таким образом, адекватное финансирование или финансирование, обеспечивающее возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом, есть один из составных элементов более общего понятия — должного или адекватного ресурсного обеспечения судов с целью успешной реализации последними идеи справедливого или естественного правосудия.

В соответствии с иерархическим построением системы судов общей юрисдикции законодательство выделяет три уровня распределения денежных средств на нужды каждого звена, которые обладают признаками самостоятельности.

Первый уровень закреплен в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», в соответствии с которой в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Второй уровень охватывает все федеральные суды общей юрисдикции, а частично и мировых судей (поскольку модель обеспечения последних обладает существенной спецификой, она будет рассмотрена более подробно как самостоятельная). Все федеральные суды общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды) обеспечиваются специально созданным для этих целей в судебной системе государственным органом — Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды обеспечивает центральный аппарат Судебного департамента (ст. 6 Закона о Судебном департаменте). Финансовое обеспечение районных судов осуществляют территориальные управления (отделы) Судебного департамента (ст. 14). Непосредственно деятельность каждого суда общей юрисдикции в рамках этой организационной модели обеспечивается администратором суда, находящимся в двойном подчинении председателя суда и руководителя соответствующего подразделения Судебного департамента (ст. 17–19 Закона).

Третий уровень финансового обеспечения касается мировых судей. Основываясь на приведенных выше мнениях исследователей, можно утверждать, что понятие «материальное обеспечение» включается в понятие «финансирование» как прямое следствие из необходимости распределения денежных потоков на соответствующие нужды. При этом нормы Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в целом их отождествляют. Однако в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» данные категории в части источников денежных средств разделены на две группы. В ч. 1 указанной статьи установлено, что обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. При этом, согласно ч. 3 ст. 10 Закона «О мир овых судьях в Российской Федерации»материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Конституционный Суд РФ в Определении от 4 октября 2001 г. № 182-О по запросам Правительства Мурманской области и Законодательного собрания Читинской области о проверке конституционности п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» сформулировал следующую правовую позицию. В соответствии со ст. 118 (ч. 3) Конституции РФ судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Единство судебной системы, как закреплено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 33); мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, относятся к судам субъектов РФ (ч. 4 ст. 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 28), а финансирование мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете (ч. 2 ст. 33).

Исходя из того, что по смыслу данных положений из федерального бюджета осуществляется финансирование деятельности только самих мировых судей и что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, материально-техническое обеспечение их деятельности Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» возложено на органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а работники аппарата являются государственными служащими. Работники аппаратов мировых судей Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» отнесены к государственным служащим субъектов РФ, что предполагает финансирование расходов на оплату их труда, иное материально-техническое и социально-бытовое обеспечение за счет субъектов РФ. Данную позицию Конституционный Суд РФ позднее подтвердил в Определении от 8 ноября 2005 г. № 366-О в связи с запросом Сахалинской областной Думы.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективная организация финансирования системы судов общей юрисдикции служит залогом осуществления полного и независимого правосудия в Российской Федерации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.