Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-09-01 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Литература 7-Б класс
Дата: 10.02.2022
Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»
Цели:
-Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число, классная работа, тема, эпиграф урока
Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)
ХОД УРОКА
I. Читаем материал урока
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.
- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.
- Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?
(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)
_ О чем говорят эти слова? (Что это произведение крайне дорого писателю)
Автобиографическое произведение
Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы - автобиографией.
- Как вы думаете, чем отличается литературная биография от
обычной?
Записать в тетрадь (В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)
|
- Что же особенного было в этой автобиографической повести?
Оказалось, что молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства.
Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.
Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?
Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.
Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.
Литературоведческая разминка
-Давайте из списка литературоведческих терминов выберем те, которые нужны нам для анализа текста сегодня на уроке и дадим определение этим терминам.
Сюжет – ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу |
Портрет – изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики |
Тропы - средства художественной выразительности |
Композиция - построение литературного произведения; |
Тема- это то, о чем идет речь в произведении. |
Идея- что хотел сказать автор. |
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. |
Риторический вопрос– образно- выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ |
Жанр – вид художественного произведения (автобиографическая повесть) |
Чтение и анализ глав повести
|
Глава «Маман».
Словарная работа
Человек большого света - общество;
Водился – знался, дружил;
Светский человек - отвечающий понятиям и требованиям общества;
Его конёк – разговор на излюбленную тему;
Патетический – взволнованный;
Публика – люди, находящиеся в роли зрителей;
Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.
7.Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца. Чем запоминается его портрет.
Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца)
Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе
Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?
(«Бог знает, были ли у него какие- нибудь нравственные убеждения?)
_ Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? (Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям, как мать)
- Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? (О матери нежно, открыто, с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)
Глава «Детство»
Словарная работа
Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия
Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.
Сладкие грёзы – приятные мечты.
Добродетель – положительное нравственное качество человека
|
Смыкает – закрывает.
- Глава «Детство» звучит очень поэтично. Почему? (Здесь много слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (креслице, пуговка, крошечный, душечка, пальчики, голубчик, папенька, маменька. А еще эпитеты, которые помогают передать атмосферу происходящего, состояние души мальчика – «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза. Сладкие грезы, чудесная нежная ручка»светлое счастье, чистая любовь»
- А еще слова категории состояния, которые помогают нам почувствовать что- же происходит с главным героем? (хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно)
-Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве?
-Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»
- О чем молится маленький Николенька?
Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет?
(Глаголы в формах настоящего времени: 2—ого лица: «сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу», «прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит» и т.д.)
Таким повествованием герой словно приближает давно ушедшие детские годы, побуждает читателя вспомнить о своем детстве, которое никуда не ушло, а живет в душе, стоит лишь вызвать воспоминания.)
- Какие средства выразительности использованы в первом и трех последних абзацах главы «Детство»? Какое значение это имеет?
(Глава начинается с риторических предложений: восклицательного и вопросительного. Обилие вопросительных предложений в конце главы - риторический прием. На эти вопросы невозможно дать ответа, их смысл в самом воспоминании о детстве, в самой постановке вопросов, в стремлении к чистоте, любви и вере, «которыми обладаешь в детстве».)
Обобщение.
Вывод. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик мате-
ри. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».
Литература 7-Б класс
Дата: 10.02.2022
Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»
Цели:
-Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число, классная работа, тема, эпиграф урока
|
Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)
ХОД УРОКА
I. Читаем материал урока
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.
- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.
- Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?
(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)
_ О чем говорят эти слова? (Что это произведение крайне дорого писателю)
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!