Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»

2022-09-01 44
Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература 7-Б класс

Дата: 10.02.2022

Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»

Цели:

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

-Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число, классная работа, тема, эпиграф урока

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)

ХОД УРОКА

I. Читаем материал урока

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.

- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.

- Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?

(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)

_ О чем говорят эти слова? (Что это произведение крайне дорого писателю)

Автобиографическое произведение

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы - автобиографией.

- Как вы думаете, чем отличается литературная биография от
обычной?

Записать в тетрадь (В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)

- Что же особенного было в этой автобиографической повести?

 Оказалось, что молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства.

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, учится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Литературоведческая разминка

-Давайте из списка литературоведческих терминов выберем те, которые нужны нам для анализа текста сегодня на уроке и дадим определение этим терминам.

Сюжет – ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу
Портрет – изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики
Тропы - средства художественной выразительности
Композиция - построение литературного произведения;
Тема- это то, о чем идет речь в произведении.
Идея- что хотел сказать автор.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Риторический вопрос– образно- выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ
Жанр – вид художественного произведения (автобиографическая повесть)

Чтение и анализ глав  повести

Глава «Маман».

Словарная работа

Человек большого света - общество;

Водился – знался, дружил;

Светский человек - отвечающий понятиям и требованиям общества;

Его конёк – разговор на излюбленную тему;

Патетический – взволнованный;

Публика – люди, находящиеся в роли зрителей;

Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.

7.Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца. Чем запоминается его портрет.

Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца)

Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

(«Бог знает, были ли у него какие- нибудь нравственные убеждения?)

_ Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? (Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям, как мать)

- Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? (О матери нежно, открыто, с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)

Глава «Детство»

Словарная работа

Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.

Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия

Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.

Сладкие грёзы – приятные мечты.

Добродетель – положительное нравственное качество человека

Смыкает – закрывает.

- Глава «Детство» звучит очень поэтично. Почему? (Здесь много слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (креслице, пуговка, крошечный, душечка, пальчики, голубчик, папенька, маменька. А еще эпитеты, которые помогают передать атмосферу происходящего, состояние души мальчика – «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза. Сладкие грезы, чудесная нежная ручка»светлое счастье, чистая любовь»

- А еще слова категории состояния, которые помогают нам почувствовать что- же происходит с главным героем? (хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно)

-Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве?

-Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»

- О чем молится маленький Николенька?

Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет?

(Глаголы в формах настоящего времени: 2—ого лица: «сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу», «прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит» и т.д.)

Таким повествованием герой словно приближает давно ушедшие детские годы, побуждает читателя вспомнить о своем детстве, которое никуда не ушло, а живет в душе, стоит лишь вызвать воспоминания.)

- Какие средства выразительности использованы в первом и трех последних абзацах главы «Детство»? Какое значение это имеет?

(Глава начинается с риторических предложений: восклицательного и вопросительного. Обилие вопросительных предложений в конце главы - риторический прием. На эти вопросы невозможно дать ответа, их смысл в самом воспоминании о детстве, в самой постановке вопросов, в стремлении к чистоте, любви и вере, «которыми обладаешь в детстве».)

Обобщение.

Вывод. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик мате-
ри. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».

 

Литература 7-Б класс

Дата: 10.02.2022

Тема. Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»

Цели:

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

-Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число, классная работа, тема, эпиграф урока

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)

ХОД УРОКА

I. Читаем материал урока

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.

- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.

- Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?

(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)

_ О чем говорят эти слова? (Что это произведение крайне дорого писателю)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.