Виды и стандартные формы коносаментов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Виды и стандартные формы коносаментов

2022-09-01 33
Виды и стандартные формы коносаментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды коносаментов многочисленны и, в зависимости от того или иного признака, выполнена их классификация.

1. По форме организации судоходства коносаменты раз­личают:

линейные;

чартерные.

Линейный коносамент (Liner Bill of Lading) — документ, выдаваемый грузоотправителю на принятый к перевозке груз. В рамках линейного судоходства, как было уже отмечено ранее, выполняет три функции: договора морской перевозки груза, рас­писки капитана в приеме груза к перевозке и товарораспоряди­тельную функцию, дающую держателю линейного коносамента право собственности на указанный в нем товар. Проформа ли­нейного коносамента приведена в Приложении 8.

Чартерный коносамент (Charter Bill of Lading) — коноса­мент, выдаваемый фрахтователю в подтверждение приема груза или его отдельной части на судно при перевозке на условиях рейсового чартера и содержащий ссылку на его условия. В отли­чие от линейного коносамента он выполняет только две функ­ции: расписки капитана в приеме груза к перевозке и товарорас­порядительного документа.

2. По категории грузополучателей коносаменты подраз­деляются на:

именные;

на предъявителя;

ордерные.

Более подробно эти виды коносаментов рассмотрены в па­раграфе 5.1.

3. По виду организации перевозки коносаменты бывают:

морские (бортовой; коносамент морского перевозчика; океанский коносамент);

сквозные;

комбинированные.

Коносамент морского перевозчика (Port to Port Bill оГ Lading) — предназначен для транспортировки груза исключи­тельно на морском участке.

Океанский коносамент (Ocean Bill of Lading) — коноса­мент океанского перевозчика, который оформляется в том слу­чае, когда порты погрузки/выгрузки нс обслуживаются судами данной линии. Для перевозки грузов между этими портами и базовым портом линии океанский перевозчик заключает договор с местной (локальной) линией и издает коносамент, в котором указываются: первоначальный порт погрузки, порт назначения и порт перевалки груза на океанское судно.

Сквозной коносамент (Through Bill of Lading) — коноса­мент. который выдается в тех случаях, когда груз доставляется по назначению не одним судном, а с перевалкой в промежуточ­ном порту на другое судно или на иной вид транспорта (желез­нодорожный, автомобильный и др.) при смешанной перевозке.

Перевозка грузов по сквозному коносаменту осуществля­ется либо одним перевозчиком, либо по договоренности не­скольких перевозчиков о совместной доставке грузов. Сквозной коносамент выписывается на порт назначения, в который дан­ное судно не следует. Обязательно указание порта перевалки и, если возможно, то и указание второго судна. Изначально этот документ использовался при морских перевозках, когда перевозка груза осуществлялась на нескольких судах. В насто­ящее время при использовании сквозного коносамента возмож­на транспортировка “от двери до двери’’ с участием несколь­ких видов транспорта.

По сквозному коносаменту ответственность несет пере- возчик или оператор, выдавший его, за все расстояние пере­возки до окончательного порта/пункта назначения, указан­ного в коносаменте. Такой коносамент освобождает грузоотпра­вителя и грузополучателя от забот по перевозке груза, так как перевозчик, передающий груз другому перевозчику, выступает в качестве экспедитора.

Сквозной коносамент наиболее широко используется при контейнерных перевозках, которые часто выполняются в систе­ме кооперации судовладельцев базового — океанского и фидер­ного — морского сообщения на основе сегментальной ответствен­ности каждого из участников перевозки. В этом случае выписы­вается не сквозной, а комбинированный транспортный коноса­мент в сообщении “порт — порт”.

Комбинированный транспортный коносамент (Combined Transport Bill of Lading) — коносамент, по которому грузы перево­зятся как минимум двумя видами транспорта. Является докумен­том экспедитора, действующего в роли перевозчика. Утвержден Международной торговой палатой и признан банками в качестве транспортного документа. С его использованием перевозки могут осуществляться морем и далее по железным дорогам и/или авто­мобильным транспортом по одному документу. Обычно тот, кто выдал такой коносамент, отвечает за груз с момента его приемки до момента сдачи в пункте назначения.

Разновидностью комбинированного коносамента является мультимодальный экспедиторский коносамент (Multimodal Transport Bill of Lading FIATA), разработанный Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (International Federation of Freight Forwardes Associations, FIATA). Такой коносамент вы­пускает экспедиторская компания, которая выступает перед гру­зоотправителем как перевозчик по договору и заключает договор на перевозку с фактическими перевозчиками.

4. По партийности выдачи груза коносаменты подразде­ляются на:

долевые;

определенную коносаментную партию.

Долевой коносамент (Delivery Order) — документ, который выписывается в случае возникновения в нем надобности уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним первоначальным коносаментом. Такая необходимость возникает в случаях, когда:

■ значительная партия груза, перевозка которой уже офор­млена одним коносаментом, продается нескольким поку­пателям и появляется необходимость раздробить коноса­мент на несколько частей;

• грузоотправителем и грузополучателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы разных грузовладельцев.

Долевой коносамент облегчает перевозчику прием-сдачу груза в результате уменьшения числа коносаментов, а грузоотп­равителям мелких партий груза позволяет сократить транспорт­ные расходы, так как, в противном случае, они должны уплачи­вать сумму провозной платы в соответствии с тарифами за каж­дый коносамент, независимо от размера партии груза (оформле­ние документов, оплата консульских сборов, сепарация отдель­ных грузовых партий и их маркировка, риск смешения различ­ных партий груза и т.п.).

Общее количество груза, указанное в долевых коносамен­тах, должно равняться количеству, указанному в первоначаль­ном. Комплект долевых коносаментов выдается только в обмен на первоначальный коносамент.

5 Но полноте данных, приведенных на оборотной стороне коносамента, коносаменты бывают:

краткой формы;

• " развернутой" формы.

Коносамент краткой формы (Short Form Bill of Lading) — коносамент, в котором некоторые или все условия договора пе­ревозки указаны путем отсылки к какому-либо источнику или документу (например, чартеру, если коносамент выдается на основании чартера). Широко применяется в международном тор­говом судоходстве. Разработан с целью упрощения коммерчес­кой документации при перевозках грузов, затрагивающих инте­ресы перевозчиков, страховщиков, банков, экспедиторов, порто­вых и таможенных властей.

Обратная сторона коносамента краткой формы — чистая, то есть без отпечатанных условий договора перевозки. На лице вой стороне есть указания о применении стандартных условий

перевозки данного судовладельца. Является товарораспорядитель­ным документом со всеми вытекающими отсюда правовыми по­следствиями.

Коносамент “развернутой” формы содержит на оборотной стороне условия договора морской перевозки груза, на которых работает перевозчик, как правило, это регулярная судоходная линия, название которой указывается на лицевой стороне.

6. По значимости в коммерческом обороте коносаменты называют:

“чистые";

с оговорками;

бортовые;

небортовые.

Определения перечисленных видов коносаментов более под­робно рассмотрены в параграфах 5.1 и 5.4.

7, По признаку ценных бумаг коносаменты разделяют на:

оригиналы;

копии.

Стандартные формы коносаментов, В практике междуна­родного торгового судоходства применяется большое их количе­ство, каждая из которых учитывает специфику перевозки груза и особые условия в зависимости от формы организации судоход­ства, направления перевозки, законодательства стран погрузки и выгрузки. Но разнообразие условий еще не исчерпывает всей специфики морских перевозок. Другая сторона дела — многочис­ленность заключаемых договоров и необходимость их быстрого оформления.

Стандартная, напечатанная типографским способом, фор­ма коносамента содержит на оборотной стороне в готовом виде все стандартные условия перевозки, принятые в торговом мо­реплавании. К ним относятся толкование принятых в коноса­менте терминов (перевозчик, груз, держатель), условия о юрис­дикции, верховенстве законов, девиации, лихтеровке, залоговом праве, общей аварии и спасании, фрахте и расходах, перегрузке и экспедиции, а также другие условия, характерные для сферы применения данной формы коносамента.

Стандартные формы составляются на английском языке, который преобладает в международной морской торговле. Для удобства пользования коносаменты обычно имеют условные, ко­довые названия. В настоящий период наблюдается тенденция к упрощению стандартных форм коносаментов, максимальному сокращению числа их реквизитов и условий. Их лицевая сторо­на, содержащая эксплуатационные и коммерческие условия, ко­торые могут меняться с каждым новым рейсом, приспособлена для компьютерного заполнения и считывания.

Кроме того, коносамент может иметь стандартную форму, разработанную перевозчиком для любого из направлений рабо­ты. или его форма может быть разработана для каждой двусто­ронней и многосторонней линии индивидуально, в зависимости от особенностей стран-участниц линейных перевозок.

Основное число проформ коносаментов {более 20) разрабо­тано BIMCO. Характерно, что они в равной степени обеспечи­вают интересы судовладельцев (перевозчиков) и грузовладель­цев, поэтому наиболее часто используются в практике тор­гового мореплавания.

Проформы коносаментов BIMCO, в зависимости от сферы использования, подразделяются на две группы;

1, Чартерные коносаменты. Их форма и содержание опре­делены чартером, на основании которого осуществляется фрах­тование судна. В качестве примера приведем несколько из них;

• “ Congenbill " {“Кондженбнлл”) — используется при нали­чии чартера “Gencon”, но может быть использован и с другими проформами чартеров. Печатный бланк профор­мы очень краток и содержит, помимо обычной описатель­ной части, ссылку на дату оформления чартера и оговорку о включении в коносамент всех условий чартера (All terms, conditions, liberties and exceptions of the Charter - party are herewith incorporated). Затем приведена оговорка о рас­пространении на коносамент законодательства, отражаю­щего положения Брюссельской конвенции 1924 года (Гааг­ских правил) и включена оговорка о том, что вес, мера, качество, состояние и стоимость груза неизвестны (Weight, measure, quality, quantity, condition and value unknown).

* “ Genbill " ("Дженбилл”) — предназначен для перевозок, совершаемых без чартера. Его особенность состоит в том. что условия перевозки изложены на лицевой стороне, а обычные реквизиты — на оборотной. Это сделано для того, чтобы подпись капитана была помещена в конце всего текста, так как иногда грузовладельцы ссылаются на то, что они не могли проверить все условия, оговорки и изъя­тия печатного текста, помещенного на оборотной стороне коносамента;

• “ GrainvoybiU " (“Грейнвойбилл") — используется для от­грузок по зерновому рейсовому чартеру “Grainvoy";

- " Polcoalbill " (“Полкоулбилл”) — используется для пере­возки угля из польских портов по чартеру "Polcoalvoy”.

2. Линейные коносаменты включают все специальные ус­ловия договора перевозки грузов на линейных судах и по своему содержанию шире чартерных коносаментов. Основные из них;

• “ ConlinebiU " (“Конлайнбилл”) — “развернутая форма", которая используется как основа для многих других про­форм коносаментов;

“ Line bill " (“Лайнебилл") — "краткая форма”;

“ Conlinethroughbill " (“Конлайнтрубилл") — сквозной ко­носамент, который применяется при перевозке линейны­ми судами грузов с перевалкой с одной линии на другую;

" Visconbill " {"Висконбилл") — линейный коносамент, ис­пользуемый в перевозках, где обязательно выполнение Га- агско-Висбийских правил;

• “ FIATA FBL " — Negotiable F1ATA Multimodal Transport Bill of Lading (“ФИАТА ФБЛ”) — товарораспорядительный мультимодальный транспортный коносамент F1ATA, кото­рый используется как экспедиторский коносамент на пе­ревозку грузов в смешанном сообщении. В настоящее вре­мя является самой распространенной проформой (см. При­ложение 9), применяемой экспедиторами 60 стран мира и получившей признание у операторов, перевозчиков, тамо­женных и пограничных властей, банков и др. Далеко не каждый экспедитор может пользоваться проформой FIATA FBL, которая возлагает на него, как на оператора, боль­шую ответственность за груз по сравнению с другими офор­мленными им документами. Такой оператор должен быть членом национальной ассоциации международных экспе­диторов, которая, в свою очередь, должна быть действи­тельным членом ФИАТА. Выдавая документ, оформлен­ный на ее бланке голубого цвета, оператор перевозки гру­за полностью и непосредственно отвечает перед грузовла­дельцем за сохранную и своевременную его доставку.

Обычно данные линейного коносамента на своей оборот­ной стороне содержат условия договора морской перевозки гру­за, выполняемые оператором — держателем (учредителем) ре­гулярной судоходной линии, название которой указано на его лицевой стороне. Главным содержанием такого договора явля­ется перевозка груза на линейных условиях, согласно назван­ной проформы. Изложенные в проформе условия и располо­женный на лицевой стороне состав “боксов” — специальных ячеек для записи каждого вида переменной информации, явля­ются исходной базой для разработки коносамента конкретной линии, то есть с учетом особенностей работы судов на конк­ретном географическом направлении.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.