Поиски путей преодоления противоречий — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поиски путей преодоления противоречий

2022-09-01 20
Поиски путей преодоления противоречий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из путей преодоления как межполисных противоречий, так и гражданских распрей, содержала идея панэллинизма. Выразители ее призывали эллинов преодолеть межполисные противоречия, объединиться для борьбы с варварами. Рождение идеи панэллинизма было подготовлено событиями предшествующего времени. Персидская война показала превосходство эллинов над варварами и возможность победы над одной из крупнейших держав. На объединительные процессы IV в. до н. э. существенное влияние оказывала идея превосходства эллинов, содержащая положение и об автономии полисов, и борьбы с тиранией (заметим, полисы Малой Азии находились под контролем Персии). Закономерно, что наиболее ярко она была выражена уроженцем Сиракуз Лисием, пострадавшим от «Тирании тридцати» и знавшим, что принесла гражданам его родного города тирания Дионисия.

В 388 г. до н. э. Лисий создает Олимпийскую речь, в которой, обращаясь ко всем эллинам, говорит: «Вам следует прекратить войны между собой, единодушно стремиться к общему спасению, стыдиться прошлого, бояться за будущее, подражать предкам, которые у варваров, желавших завладеть чужой землей, отняли их собственную и, изгнавши тиранов, сделали свободу всеобщим достоянием». Оратор отмечал, что вмешательство в дела Эллады варваров и появление тирании связаны между собой, именно поэтому необходимо объединиться и направить совместные усилия против персов (Лисий, XXXIII,6).

О походе на восток как средстве преодоления кризиса, особенно противоречий внутри гражданского коллектива, писал афинский оратор Исократ (436–338 до н. э.): «Необходимо предпринять этот поход еще при жизни нынешнего поколения, чтобы люди, вместе переносившие бедствия, могли воспользоваться преимуществами... Невозможно сохранить прочный мир, пока мы не начнем общими силами войну с варварами и не будет согласия среди эллинов… Когда это осуществится, мы избавимся от нужды в куске хлеба, которая разрушает дружбу, обращает родство во вражду, вовлекает всех людей в войны и смуты… Ради этого мы должны приложить все усилия, чтобы перенести войну отсюда на материк».

Примечательно, что Исократ, видя столкновения между состоятельными гражданами и разорившимися, которых угнетают заботы о пропитании, вынужденными стать наемниками у чужого полиса, выступал за объединение с последующей борьбой против Персии, так как это позволило бы нуждающимся приобрести состояние. В речи «О мире» (ок. 358–355 гг. до н. э.)[17] он пишет о зле, которое несут государству наемничество, постоянные судебные иски и конфискации имущества: «Ибо я замечаю, что люди, которые предпочитают несправедливость и считают величайшим благом присвоение чужого, испытывают то же самое, что животные, попавшиеся на приманку: вначале они вкушают от того, что схватили, а немного времени спустя претерпевают страшные бедствия (34). Стремясь властвовать над всеми, мы не желаем участвовать в походах; затевая войну едва ли не против всего человечества, мы сами ею не занимаемся, а поручаем людям, лишенным отечества, перебежчикам или таким, которые стеклись сюда из-за других преступлений. Стоит кому-либо предложить этим людям большую плату, как они последуют за ним против нас» (44).

Итак, Лисий и Исократ считали, что поход на восток объединит эллинов. Во главе такого единства должны встать, по мнению Исократа, наиболее крупные государства – Спарта и Афины. Но события IV в. до н. э. показали невозможность примирения и объединения спартанцев и афинян. И тогда он обратил свой взор на север – к Македонии, к Филиппу II. И вновь он говорит, что скитающихся за неимением средств к жизни так много, что они представляют большую опасность для эллинов, чем для варваров. «А мы на это не обращаем никакого внимания и не видим, как растет общая угроза и опасность для всех нас». Война с Персией избавит «бездомных людей от бедствий, которые и сами они испытывают, и другим причиняют, основать для них города, превратить эти города в границу Эллады и оплот для всех нас». Как мы видим, у Исократа война с варварами – это способ достижения спокойствия в полисе, прекращения претензий несостоятельных на имущество других. Взаимоотношения между полисами должны строиться в виде федерации, которую венчает монархия.

Идеи панэллинизма содержатся и в произведениях других авторов IV в. до н. э., например у Ксенофонта. Призывы Лисия, Исократа, Ксенофонта – это один путь поиска выхода из реально сложившейся обстановки. Другой путь представляют теоретические поиски Платона, создателя «идеального государства».

Платон (427–347 гг. до н. э.) принадлежал к кругам афинской аристократии, молодость его пришлась на конец Пелопоннесской войны. Он стал свидетелем «Тирании тридцати» и последовавшего затем демократического переворота. Скорее всего, именно эти события привели его к поискам идеального государственного устройства. «Я не переставал размышлять, – писал он о себе, – каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства, что касается моей деятельности, я решил выждать подходящего случая» (Платон. Письмо VII, 324). Платон считал, что познать мир может только философ, и только познание может дать представление о «пригодности и полезности» всего существующего, поэтому государством должны руководить философы. Эта идея и легла в основу созданного им идеального государства, для достижения которого существуют два пути. Это, если «смыслящие в философии люди возьмут на себя заботу в государственных делах в каких-нибудь варварских краях», или «случится, что среди потомков царей и властителей встретятся философские натуры… и один из них установит законы, которым люди будут охотно повиноваться». Будучи свидетелем изменений, которые наступили в современном ему обществе, философ отрицательно относился к войне, репрессиям в полисе, обещаниям тиранов произвести передел земли, к любому вторжению в собственность. Большое значение придавал Платон соблюдению законов.

По мнению Платона, идеальным будет то государство, в котором «имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело». Первое сословие – ученые и мудрецы, которые управляют им, защита находится в руках воинов, благосостояние создается трудом ремесленников и земледельцев. В трактате «Государство» у Платона имеется приведена образная характеристика этих сословий: низшее – это овцы, воины – сторожевые собаки, высшее – пастухи.) Но при этом, «когда ремесленник или кто-либо другой, делец по своим природным задаткам, возвысится благодаря своему богатству, многочисленным связям, силе и тому подобному и попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-нибудь из воинов постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого недостоин, причем и те и другие поменяются и своими орудиями, и своим званием, или когда один и тот же человек попытается все это делать одновременно, тогда, думаю, и ты согласишься, что такая замена и вмешательство не в свое дело – гибель для государства».

Такое государство создать невозможно. Действительность была совершенно иной.

«Мы не пропускаем ни одного дня, чтобы не причинить друг другу какого-нибудь зла, а военными обязанностями мы пренебрегаем настолько, что даже не считаем нужным ходить на проверку, если не получаем за это денег. Но вот самое важное: тогда (в прошлом) никто из граждан не испытывал нужды в самом необходимом и не позорил наш город, прося подаяния у первых встречных; теперь же нуждающихся значительно больше, чем имущих (Исократ, IV, 115–116). Пираты хозяйничают на море, наемники захватывают города; вместо того, чтобы бороться с чужими за свою страну, граждане ведут междоусобную войну, сражаясь друг с другом внутри городских стен...» (IV, 82–83).

Поскольку нет лучшей характеристики, чем та, которую дали сами современники событий, приведем в заключение еще одну цитату: «В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» (Аристотель. Политика, 4. IX). «При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие – вследствие подлости» (4).

 

Покинем на время территорию внутри городских стен и обратим свой взор на север – к Македонии.

 


 

МАКЕДОНИЯ И ПОЛИСЫ ЭЛЛАДЫ

 

Расположенная за священной горой Олимп Македония обладала плодородными землями, по которым текли три не пересыхающие летом реки, впадавшие в Фермейский залив. Географически она делилась на Верхнюю Македонию (гористые районы, где наиболее сильными были сепаратистские тенденции) и Нижнюю. Свое происхождение цари Македонии вели от Геракла, правда, граждане полисов Cредней и Южной Греции не считали македонян настоящими эллинами. Первое упоминание о правителях северных земель восходит к 640 г. до н. э., когда здесь правил Пердикка I. На Фракийском побережье, соседствующем с Македонией, в это время и позднее возникли города эллинов. В одном из них – Херсонесе Фракийском – тираном был знаменитый полководец Мильтиад, разбивший персов при Марафоне. Мильтиад бежал в Афины после неудачной попытки организовать борьбу против персов. В годы Персидской войны македонский царь Аминта I принял в свои города персидские гарнизоны, а его преемник Александр I стал участником похода Ксеркса I, закончившегося разгромом персов при Саламине (480 г. до н. э.). Но Александр I известен и тем, что при дворе принимал таких поэтов, как златоустый Пиндар, Симонид. Александр был допущен к участию в Олимпийских играх, при нем было создано гоплитское ополчение, ставшее основой македонской армии, с помощью которой он и его преемники укрепляли власть, боролись с сепаратизмом македонской знати. Начиная с Александра I, Македония активно участвует в торговле.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.