Роль театра в жизни и воспитании — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Роль театра в жизни и воспитании

2022-09-01 20
Роль театра в жизни и воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди литургий, которые исполняли граждане, выше неоднократно называлась хорегия – постановка хоров, сопровождавших театральные представления.

В каждом греческом городе наряду с пританией, где заседали дежурные члены Совета, дикостерием – зданием для суда присяжных, имелся театр. Размеры греческих театров должны были соответствовать величине гражданского коллектива, ибо все граждане и девушки до замужества имели право его посещать. Начало театральных представлений, истоки театра ведут нас к песнопениям в честь бога виноградарства и виноделия. Такие песнопения назывались «дифирамбами».

 

Культ Диониса

Корни культа Диониса – Вакха уходят в глубокую древность. Жители Фракии и Фригии, Лидии поклонялись божеству, свиту которого составляли обитатели гор, лесов – менады, вакханки, сатиры. В честь этого божества исполнялись коллективные танцы, но бог становился видимым только тогда, когда его почитатели впадали в экстаз. Со временем культ Диониса распространился по всей Элладе. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали бога, окруженного жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушившего обычай; в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников. Именно поэтому в VII в. до н. э. почитатели Диониса вызывали гнев со стороны знати, считавшей его второстепенным божеством. Позднее родилась легенда о происхождении бога, в которой говорилось, что родителями его были Зевс и Симела, дочь фиванского царя. Но Симела умерла, когда ее сын еще находился в утробе матери, и Зевс сам выносил младенца, поместив его в бедро. Няньками Диониса стали нимфы и сестра Симелы Ино. Спутниками бога были Мета, Харита и Эйрене – опьянение, прелесть и мир.

В VI в. до н. э. – в период тирании Писистрата – деревянная статуя Диониса из небольшого городка а границе Аттики и Беотией – Элевферы, была перенесена в Афины, где строится жилище бога – храм, а рядом с ним сооружается небольшая площадка – одеон, в котором проходили состязания поэтов, прославлявших деяния Диониса, тех, кто пел ему дифирамбы. Первоначально Дионисии отмечались в ноябре–декабре, когда заканчивались сельские работы – сельские Дионисии. Писистрат установил и городские Дионисии. Они справлялись в течение пяти дней в феврале – марте. Это были городские, или Великие Дионисии. После Великих Дионисий открывалось мореплавание.

 

Драматурги Эллады

Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, предводительствуемых Силеном, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов – трагедии. Позднее наряду с хором появляется декламатор, задача которого давать пояснения по ходу представления. Так возник диалог, а из песнопений (трагедий) рождается театр. Величайшие драматурги древности (Эсхил и Софокл) ввели в действие второе и третье лицо – актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы.

Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище было перенесено в каменное здание театра.

Зрители, приходившие в театр, часто знали, о чем пойдет речь в спектакле, ибо в основе драм, за небольшим исключением, лежали различные мифы, но каждый из их создателей по-новому разрабатывал привычные сюжеты. Построение трагедии было подчинено строгой схеме. Сначала актер исполнял пролог, затем вступал хор, после него разыгрывались различные сцены, отделенные друг от друга и комментируемые выступлением хора. Заключал представление также хор.

Великие Дионисии являлись временем состязания поэтов. Длились они три дня. В каждый из них исполнялась тетралогия: три трагедии одного автора, объединенные общим сюжетом, и ставилась сатировская драма. Драмы или комедии ставились только один раз – они были посвящением Дионису, а приносить тот же дар дважды богу являлось невозможным. Предложить свое сочинение к постановке на Дионисиях мог и метек. Специальная комиссия из числа архонтов отбирала три драмы. Затем устроители театральных состязаний (хореги) за счет собственных средств в течение нескольких месяцев готовили хор, декорации и обучали актеров, которыми могли быть только мужчины.

Расцвет греческого театра приходится на период творчества величайших драматургов Эллады – Эсхила, Софокла и Еврипида. Жизни их оказались чудесным образом переплетенными. Античная традиция свидетельствует, что Эсхил (525–456 гг. до н. э.) принимал участие в сражении при Марафоне и Саламинской битве, завершившихся победой эллинов. Он тринадцать раз занимал первое место в состязаниях драматургов, написал около 90 трагедий.

Когда афинские воины вернулись после Саламина на родную землю, в их честь был устроен праздник. Участвовал в этом празднике молодой Софокл (496–406 гг. до н. э.). Он руководил хором мальчиков–эфебов. Так в 480 г. до н. э. встретились в первый раз два будущих соперника на театральных подмостках. Софоклу присуждали первое место двадцать четыре раза, а создал он 123 драмы, посвященные борьбе человека с роком – судьбой. Но, как и Эсхил, Софокл прежде всего был гражданином и поэтому принимал участие в важнейших государственных делах. Сограждане избрали его в 441 г. до н. э. стратегом, доверяли охрану казны Афинского морского союза.

В тот день, когда победители при Саламине вступили на землю Аттики, родился третий из плеяды знаменитых драматургов Эллады – Еврипид (480–406 гг. до н. э.). В изображении страстей человека он ушел дальше своих старших современников и соперников. Герои Еврипида сами вершат свою судьбу. Определяет жизнь человека не столько рок, сколько характер, – считал Еврипид. Поставив 22 тетралогии, он четырежды удостоился венка победителя.

Невозможно говорить о греческой драме и не привести хотя бы несколько строк, звучавших в греческом театре.

Богоборец Прометей, прикованный к скалам, терпя муки от терзающих его печень птиц, обращается в драме Эсхила к зрителям:

Но объяснить хочу вам все значение

Моих благодеяний... Раньше люди

Смотрели и не видели и, слыша,

Не слыхали, в каких-то грезах сонных

Влачили жизнь; не знали древоделия,

Не строили домов из кирпича,

Ютились в глубине пещер подземных,

Бессолнечных, подобно муравьям...

Я научил их первой из наук

Науке числ и грамоте: Я дал им

И творческую память, матерь Муз,

И первый я поработил ярму

Животных диких; облегчая людям

Тяжелый труд телесный, я запряг

В повозки лошадей, узде послушных,

Роскошного богатства красоту.

Посланцу богов Гермесу на его призыв к смирению, Прометей отвечает:

Знай хорошо, что я б не променял

Моих скорбей на рабское служенье.

Театр был воспитателем и учителем. Речи героев драм, наполненные афоризмами, заставляли задуматься над жизнью.

Кто ищет, тот находит;

Надежды край схватии ты спасен,

внушал Софокл своим согражданам в драме «Эдип».

И вторил хор:

Стерпись паденья

Решений быстрых ненадежен путь.

Заключают эту драму слова старца, одного из тех, кто составлял хор, давая по ходу действия комментарии:

Жди же смертный, в каждой жизни

завершающего дня;

Не считай счастливым мужа под улыбкой

божества

Раньше, чем стопой безбольной рубежа

коснется он.

Драму «Эдип–царь» Софокл, посвятивший многие из своих произведений року, создал в 429 г. до н. э., когда ему было шестьдесят пять лет. Позднее девяностолетний Софокл еще раз обращается к трагедии Эдипа, поставив драму «Эдип в Колоне». Драматург хотел понять, можно ли преодолеть то, что предопределено судьбой. Сюжет мифа об Эдипе был хорошо знаком современникам драматурга.

Начало драмы «Эдип–царь» разворачивается в те дни, когда Эдип достиг вершины величия. Он стоит на ступеньках своего дворца и слушает мольбы народа. Фивы постигло страшное бедствие – эпидемия губит все живое – и людей, и животных:

Из-за чего же разгневались боги?

Они покарали его царство и его самого за преступление, в совершении которого он, в сущности, не был виновен, ибо то, что свершилось, было предначертано еще до рождения Эдипа. Было предсказано, что он убьет своего отца. Воспитанный вдали от родного очага (в Коринфе), Эдип на дорогах странствий убил старца, не зная, что это его отец Лайя. Так свершилось предсказанное. Разгадав загадку сфинкса, Эдип получил Фиванский трон и женился на вдове убитого, не ведая, что это его мать. За эти предначертанные судьбой преступления и карают боги фиванский народ. Чтобы прекратился мор, убийцу Лайи следовало изгнать. Судьбой было даровано достичь величия, чтобы затем отнять все. Узнав правду, Эдип ослепил себя: он собственной рукой наказывает убийцу – и затем, как и повелели боги, покидает Фивы.

Драма об Эдипе ставила перед зрителями вопросы: что движет человеком? Можно ли избежать предначертанного судьбой?

Эдип расплачивался за проступок отца, которому боги, дав предсказание о сыне–отцеубийце, запрещали его иметь.

Софокл оправдывает Эдипа: он не виновен, но он жертвует собой, чтобы спасти родину. Виновны боги, предопределившие судьбу Эдипа еще до его рождения, – к такому выводу склоняется драматург. Хор, участвующий в представлении, полон почтения к богам, но и жалости по отношению к «преступному царю». Человек не может познать волю богов и свою судьбу, над ним довлеет рок, но человек в выборе поступков все же свободен: Эдип сам наказывает себя, ослепляя. Это ответ Софокла, но все же для него, как и других его современников, божественное – это тайна, это порядок, вносимый божествами в жизнь человека.

Драма об Эдипе–царе концентрированно выражает одну из главнейших особенностей мировоззрения эллинов: существующее освящено всепроницающей волей богов. Царствуют в мире боги и порядок, устанавливаемый ими. Человек должен действовать так, чтобы не разгневать царствующих. Нельзя преступать клятвы – это может вызвать гнев божеств, которых следует умилостивить жертвоприношениями, благой жизнью – за это может последовать награда, пусть даже после окончания земных дней. Последняя драма, написанная на пороге жизни самого Софокла, – это рассказ о последних днях слепого Эдипа («Эдип в Колоне»). Рассказ о преодолении жизненного пути человеком, который, благодаря терпению, покорности (все же покорности) судьбе и благородству, перешагнул порог смерти, став героем–покровителем местечка Колоны в Аттике, где завершились его земные дни. Судьба Эдипа – великолепный пример познания значимости жизни и преодоления ее тягот во имя других.

Итак, у Софокла рок, судьба, воля богов все же довлеют над человеком, но в то же время:

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он непобедимый

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган,

поет гимн человеку Софокл в другой драме, также относящейся к циклу сказаний об Эдипе, в «Антигоне».

Язык драм Эсхила и Софокла строг и возвышен. Их герои страдают, но это величественные страдания. Иначе ведут себя действующие лица произведений Еврипида. Они ближе к реальной жизни, ее печалям и страстям. Какая боль и безысходность заключены в мольбе Ифигении, несчастной дочери Агамемнона, которой суждено стать жертвой во имя благополучия похода к стенам Трои:

Но природа

Судила мне одно искусствослезы,

И этот дар тебе я приношу...

Я здесь, отец, у ног твоих, как ветка,

Молящих дар; такая ж, как она,

Я хрупкая, но рождена тобою...

О, не губи безвременно меня.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.