Отношения к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Отношения к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке

2022-09-01 31
Отношения к цвету в различных течениях и направлениях в искусстве и в науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так, художники различных эпох стремились посредством цветом передать те или характеристики объективной действительности разными способами эмоциональной выразительности цвета: утонченностью цветового строя, экспрессивностью или декоративностью, добиваясь определенного символического осмысления цвета. Например, можно сравнить красный цвет у Рембрандта, Рубенса и Тициана, чтобы прочувствовать его разное эмоциональное содержание.

Для изучения цвета, И. Араухо обращает внимание к живописи великих мастеров[5], классифицируя общие тенденции цвета в три группы: классически-осязамую, барочную, иллюзорно-оптическую реалистическую (натуралистическую).

Классическое характеризуется совершенной передачей формы, подчиненной линии массе. Примером может служить живопись Боттичелли, художников Ренессанса северных стран, где каждая деталь точно соответствует цвету предмета и преобладает конфигурация (линия и масса) над колоритом освещения и светотенью. Для художников раннего Возрождения цвет предметов представлялся как их неотъемлемое свойство, он выступал всегда неизменным и только разбавлялся или, соответственно, затемнялся белой или черной краской, поэтому проблема цветовой гармонии для них решалась путем сочетания предметных или локальных цветов, которые соответствующим образом, исходя из композиции, группировались на плоскости картины. Всем известны шедевры Ренессанса, где таким способом достигались удивительные декоративные эффекты. Это живопись Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли и других художников, связанных с культурой Академии Корреджо. Позднее же Возрождение совсем иначе относилось к эстетике цветовых сопоставлений, чем Альберти и Леонардо, которые контраст локальных цветов считали основой гармонии.

Новое решение этой тенденции находит Леонардо да Винчи в технике «сфумато» (с итал. «затушеванный») – важный элемент воздушной перспективы. Результатом приема является потеря конкретности - светотень доминирует над конфигурацией. Доводит эту тенденцию до предела Рембрандт, который пишет только обволакивающий фигуры свет. В таком качестве живопись становится выразителем среды, а не геометрии форм.

Выдающиеся художники, такие как Леонардо, Тициан, Эль Греко, Рембрандт и Караваджо, пользовались контрастами света и тени как выразительными средствами, благодаря чему цвет становился материализованной световой энергией и использовался для иллюзорного углубления пространства. То же происходит со скульптурой и архитектурой барокко. Архитекторы Ренессанса Брунеллески, Альберти, Микеланджело как бы рисуют геометрическую форму. Архитектура барокко - Борромини, Гварини, Нейман, растворяет форму в игре светотени. Ее язык – иллюзорно-оптический.

Великий фламандский живописец Рубенс вызвал в свое время яростные нападки коллег за то, что его палитра была более многоцветна, чем это позволяли каноны классицизма. Цвет в искусстве барокко тогда вышел на одно из главных мест, но теоретически это никак не осмысливалось, и лишь в 1673 году Роже де Пиль в своих «Диалогах о цвете» охарактеризовал особенности этого стиля по отношению к живописи.

Наконец, появляется третий стиль: реализм, представленный Веласкесом. Художник выражает двойное и последовательное зрительное впечатление. Цвет материала становится локальным цветом, в его живописи демонстрируется равновесие света, геометрии, текстуры и цвета.

Искусство Нового времени изображает световые эффекты средствами живописи: сопоставлением бликов, теней и рефлексов, затем в конце ХIХ века открывает новый способ изображения световых эффектов — при сопоставлении теплых и холодных красок на освещенных и затененных поверхностях предметов.

Цветовой символизм Просвещения характеризуется эклектичностью, замещением традиционного содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями. Благодаря этому, цветовая символика из стройной и общедоступной, становится более индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурных традиций. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще долгое время остается "простым" и традиционным, сохраняя свои древние корни, то в среде интеллектуальной элиты Просвещения активно формируются новые варианты цветового символизма.

XVII век был переломным в истории европейской культуры. Основными методами науки стали рационализм и механицизм. Исследователи видели свою задачу в препарировании исследуемого предмета, разделении его на составные части, при этом, конечно, анализ господствовал над синтезом, и системный подход, как мы сейчас говорим, в этом случае был невозможен. Несмотря на это, Ньютона можно считать основоположником физической науки о цвете, потому что он поставил ее на прочный фундамент физического эксперимента с математической обработкой результатов. Он утверждал органическое единство света и цвета, их физическое тождество и считал, что цвет всегда есть и лишь проявляется в определенных условиях: «Я нашел, что все цвета всех тел порождаются не иначе как из некоего расположения, способствующего отражению одних лучей и пропусканию других». Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета, замкнув естественные спектральные цвета пурпурным цветом и расположив их по кругу.

Несколько позже именно учение Ньютона побудило Гете приняться за исследование цвета, как бы мы сейчас сказали, на альтернативной основе, в результате чего возникла физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета.

  Рисунок 7.12– Рубенс. Персей и Андромеда. Фрагмент     Рисунок 7.13 – Караваджо. «Призвание св. Матфея»  
    Рисунок 7.14 - Эль Греко «Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II»)     Рисунок 7.15 - Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 г.  

 

 

Благодаря художникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. В XVIII веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, - физиологическая оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета, возникновение которой связано с именем великого поэта Германии Й.В. Гете («Учение о цвете»). Работа Гете не потеряла актуальности и в настоящее время. На наблюдения и выводы Гете о взаимосвязи цвета и психики ссылались и ссылаются многие выдающиеся ученые и мыслители. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Опираясь на основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Гете принципиально, мировозренчески расходился с позицией Ньютона и считал, что должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, и надо отдать ему должное, во многом был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Над своим «Учением о цвете» Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечет за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения - закон необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту»

Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

Позднее эстетика гармонии через оппозицию уступила место эстетике гармонии через аналогию. Впечатления таинственности в пейзажах добивались Тернер, Констебль, О.Рунге.

В XIX веке научную систематику цвета используют уже живописцы; Делакруа показал, как при помощи цветового круга и треугольника облегчить решение колористических задач, а в 70-е годы импрессионисты и неоимпрессионисты уже используют оптическое сложение цветов в своей художественной практике. Благодаря глубокому изучению природы импрессионисты пришли к совершенно новой системе передачи цвета. Так, художники-импрессионисты в большей мере стали отходить от локальных цветов и обращать своё внимание на цветовые колебания, вызванные изменением света в различные часы суток (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, К. Писарро, О. Ренуар и др.).

Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные цветовые точки, утверждая, что каждое пигментарное смешивание уничтожает силу цвета. Сезанн разработал новый метод формального, ритмического и хроматического объединения использованием эффектов воздействия контрастов холодных и тёплых тонов. Кубисты Пикассо, Брак и Грис интересовались формой, преобразуя предметы в абстрактные геометрические фигуры и добиваясь впечатления их объемности с помощью тональных градаций. Кандинский утверждал, что каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать высшие эмоциональные переживания. Таким образом, цвет действительно, должен переживаться не только зрительно, но психологически и символически.

Живопись ХХ века служит образцом для теоретического изучения цвета (Ж. Сёра, В. Кандинский), и его качеств (П. Клее), его происхождений (П. Мондриан, И. Иттен) его социального влияния (В. Вазарели - оп-арт), жизненной экспрессии (Д. Полок - экпрессионизм). Все эти аспекты помогают понять формообразующую способность цвета.

Наконец, в ХХ веке в живописи появилось новое искусство — оп-арт, искусство света и цвета, лидером которого был венгерский художник Виктор Вазарели. «Оп-арт» - сокращ. вариант от optical art, в переводе с английского - оптическое искусство. Композиции, строящиеся на ритмических повторах, резких цветовых и тональных контрастах, пересечениях спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий создают иллюзию (оптический эффект) перемещения форм на плоскости и в пространстве.

 

  Рисунок 7.16– Поль Синьяк. Красный Буй     Рисунок 7.17 - Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой, 1889  
  Рисунок 7.18 - Жорж Брак. Дома в Эстаке   Рисунок 7.19 - В. Кандинский. Композиция VIII  
  Рисунок 7.20- В.Вазарелли. Pall-Ket     Рисунок 7.21- В. Вазарелли Арктур II

Оп-арт — искусство абстрактное, по преимуществу нефигуративное. Линии и пятна здесь подчиняются строгой математической дисциплине, вычерчиваются циркулем, линейкой, угольниками; очертания фигур — прямолинейные, круговые, эллиптические или параболические. Произведение живописи кажется нерукотворным — настолько точны линии и гладки окрашенные плоскости. Изобразительные средства классического оп-арта — линия, полоса, круг, треугольник, квадрат, ромб, параллелограмм. Живописные приёмы: цветовые ряды, растушёвки, муаровые эффекты пересекающихся линий, иллюзии отражений, бликов, глянцевых и светящихся поверхностей.

Главный герой живописного оп-арта — свет, монохромный или ахроматический, изображенный или натуральный, уловленный зеркалами, призмами, линзами, блестящим металлом или излучаемый искусственными источниками света. Если в этом стиле используются два, три и более цветов, то картина излучает собственный свет благодаря чистоте и яркости красок, а также их подбору. Гармоничная система красок, будь то пара, триада или многоцветие, так же светоносна, как радуга или спектр белого света. В зрительных центрах коры головного мозга разделенный на цвета свет опять объединяется в Единое белое сияние.

Цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой. Своеобразие цветовой символики XX века состоит в том, что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп.

Таким образом, на протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Сначала научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее.

Развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа. В северных краях, где атмосфера воздуха была сырой и давала мягкие переходы цветовых тонов, художники вынуждены 'были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей.

Сочетание цветов в природе, где все так едино и гармонично, помогает художнику искать пути воспроизведения цвета предмета или природных явлений красками. Очень часто художник находит для своего творческого выражения новые способы, техники, материалы.

В общем, можно сказать, что восприятие мира было более живописным на севере, что и привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух - пленэр, что позволяло им развивать свое восприятие цвета.

 

Контрольные вопросы

1. Какие христианские символы цвета в Западной Европе

2. Объясните цветовую эстетику ислама

Выполните задания

Предложите цветовое решение интерьера в трех вариантах:

а) в цветах исторической полихромии

б) в одной цветовой тональности

в) с использованием контрастных цветосочетаний


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное изучение цвета в данном пособии направлено на освоении теоретических основ о физических и психофизиологических особенностях восприятия мира, закономерностей гармонизации цвета.

Поскольку- гармония является универсальным средством в постижении художественно-эстетической организации действительности и практического освоения цветовосприятия, а цвет регулирует предметно-пространственные отношения, будущим специалистам - организаторам эстетической среды очень важно учитывать принципы цветовой гармонизации, правильно устанавливать соответствие между цветом и формой, материалом и цветом, материалом и фактурой. Мы считаем, что одним из аспектов актуальности является осуществление связей между различными видами искусства, включающие особенности локальной культуры и оказывающие существенное воздействие на уровень профессионализма специалистов.

И надеемся, что данное пособие поможет создать мотивацию к художественно-проектной деятельности, и более глубокому ознакомлению студентов с культурой своей страны и культурой других стран и повышению образовательного потенциала предмета «Цветоведение» в целом.

Немаловажным в профессиональной подготовке важное значение имеют занятия по цветоведению, поскольку в их процессе эффективно развиваются не только колористические способности, но и интеллектуально-аналитическое и эмоционально-логическое мышление.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Адаптация цветовая - процесс приспособления или конечное состояние приспособления глаза к цветному свету.

Иррадиация - кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Контраст цветов одновременный - ощущение цвета, возникающее при наблюдении цветового пятна на фоне.

Контраст цветов последовательны й - ощущение цвета, возникающее при предварительном воздействии на глаз излучений другого цвета.

Локальный цвет - цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Насыщенность цветовая - качество цвета, характеризующее степень, уровень, силу выражения цветового тона и связанное с количеством (концентрацией) пигмента, краски, красителя; оценивается числом порогов цветоразличения.

Нюанс (франц. "nuance" - "оттенок", "переход") - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Основные краски - три краски (красная, синяя и желтая), обеспечивающие воспроизведение наибольшего количества различных цветов

Основные цвета - три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Поверхностный цвет - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Порог различия - это наименьшая прибавка к силе действующего раздражения, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

Пространственный цвет - бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Порог цветоразличения - наименьшее цветовое различие, впервые замеченное человеком в определенных условиях наблюдения.

Пурпурные цвета - цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных - красного и фиолетового

Стимул цветовой - излучение определенной интенсивности и спектрального состава, которое, проникая в глаз, производит ощущение цвета в результате психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.

Цветовой ряд - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются

Цветовой последовательный образ - след, остающийся на сетчатке после того, как цветной объект выведен из поля зрения. Цвет последовательного образа противоположен цвету, наблюдаемому ранее, но для большинства цветов не совпадает с дополнительным цветом. Цвета последовательного образа (контрастные цвета) оказываются значительно сдвинутыми в сторону фиолетового и красного по сравнению с цветами дополнительными.

Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Цвет  (от лат. "color" - "цвет") - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение и позволяющее наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света.

Цвета дополнительные - любые два цвета (противоположные в цветовом круге), которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дают стандартизованный ахроматический цвет.

Цветность - качественная характеристика цвета, определяемая его координатами либо совокупностью цветового тона и чистоты цвета.

Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Цветовая композиция - это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д..

Цветовое зрение - способность человеческого глаза различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Оно обусловлено работой нескольких светоприемников, т. е. фоторецепторов сетчатки разных типов, отличающихся спектральной чувствительностью. Фоторецепторы преобразуют энергию излучения в физиологическое возбуждение, которое воспринимается нервной системой как различные цвета, так как излучения возбуждают приемники в неодинаковой степени.

Холодные цвета - цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые

Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Эффект Пуркине - уменьшение субъективной яркости красного света по сравнению с яркостью синего света, происходящее без изменения спектрального распределения. Это явление объясняется тем, что при переходе от дневного зрения к ночному и изменении кривой относительной видности максимум смещается в сторону более коротких волн.

 

 


Список литературы

1. Абишева С.И. Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальныхкурсов архитектурно-дизайнерского факультета: Дисс…канд.пед наук. Спец. 13.00.02. - Омск, 2007, 142 с.

2. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство. 1974.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

4. Араухо И. Архитектурная композиция. – М. Высшая школа, 1982.

5. Базыма Б. А. Цвет и психика.- Харьков, 2001.

6. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М. 1964

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М. Искусство. 1965

8. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Под ред. А.Р. Лурия и В. П. Зинченко. – М., 1970.

9. Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г. Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В Ефимов, Н. И Щепетков, А. А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов - М.: архитектура-С, 2004 – 504 с., ил.

10. Ефимов Е.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре М. Стройиздат, 1984

11. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 158 с., ил.

12. Иттен И. Искусство цвета: Пер с нем. Л. Монаховой, - М.: Д. Аронов, 2000.

13. Кандинский В. В. О духовном искусстве. - Л. 1992.

14. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001. – 560 с.: ил.32.

15. Кенесарина Ж.С. Освоение закономерной живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога: Дисс… канд.пед наук. спец. 13.00.02. - Омск, 1999, 181 с.

16. Козлов В.Н Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.. 1981

17. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Искусство, 1953

18. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. – М.: Плакат, 1987.

19. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984

20. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство (Россия и Польша). Пер. с французского Е. М. Титаренко. – М.: Искусство, 1997. - 416 с.

21. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. – Минск: Выш.шк.1984.

22. Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. – М., 1972.

23. Семенюк О. Н. Формообразующие свойства цвета в организации архитектурно-градостроительного пространства в региональных условиях: Дисс…канд. архитектуры. Спец. 18.00.01. – Астана, 2004 г.

24. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.

25. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985

26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. – Р/на-Дону: Феникс, 2003

27. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (История систем и метода обучения цвету). – М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 352 с.

28. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – М.: М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

29. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с., ил., 8 л.ил.

30. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. - М.: Стройиздат, 1972

31. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с., ил.

32. Цойгнер Герхард. Учение о цвете. М. Стройиздат. 1971.

33. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей ред. Иконникова А. В. ВНИИТЭ, - М.: Стройиздат, 1990, - 335 с., ил.

34. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А

 

 

 

Рисунок А.1 – Трехкомпонентная природа цвета


Продолжение приложения А

 

и

 

Рисунок А.2 - Шкала излучений


Продолжение приложения А

  Таблица А.1 – Ассоциативные характеристики цвета (несобственные качества)

ЦВЕТА

Температурные

Весовые

Пространственные

Эмоциональные

теплые

холодные

легкие

тяжелые

выступающие

отступающие

возбуждающие угнетающие успокаивающие Красный  

 

 

 

 

 

      Оранжевый  

 

 

 

 

 

      Желтый  

 

 

 

 

 

      Желто-зеленый  

 

 

 

 

 

      Зеленый  

 

 

 

 

 

      Зелено-голубой  

 

 

 

 

 

      Голубой  

 

 

 

 

 

      Синий  

 

 

 

 

 

      Фиолетовый  

 

 

 

 

 

      Пурпурный  

 

 

 

 

 

      Белый  

 

 

 

 

 

      Светло-серый  

 

 

 

 

 

      Серый  

 

 

 

 

 

      Черный  

 

 

 

 

 

                               

Приложение Б

 

 

 

Рисунок Б.1, а - Учебное задание. Задача: закрепление знаний о типах колористической гармонии составленных на принципе контраста и подобия (ряд чистых цветов + ряд разбеленных или затемненных цветов).

Ахроматические сочетания – слабый и средний диапазоны контрастов

 


Продолжение приложения Б

 

 

Рисунок Б.2, б - Учебное задание.

Монохромные сочетания – средний и слабый диапазоны

 

Продолжение приложения Б

 

 

 

Рисунок Б.3, в- Учебное задание.

Контрастные сочетания - средний и слабый диапазоны

 

Продолжение приложения Б

 

 

Рисунок Б.4 - Учебное задание. Контрастные сочетания

 


Продолжение приложения Б

 

  а    б

 в

 

Рисунок 13 – Символика цвета. Историческая полихромия:

 а) поп-арт; б) сюрреализм; в) конструктивизм

 


Продолжение приложения Б

.

  а

 б

 

 в

 

Рисунок Б.5- Учебное задание. «Цвет в интерьере».

Цель - выполнение плоскостных композиций на тему «Интерьер» в трех вариантах:

а) в цветах исторической полихромии;

б) в одной цветовой тональности;

в) с использованием контрастных цветосочетаний

 

Продолжение приложения Б

 

 

 

Рисунок Б.6- Учебное задание.

Упражнение на построение родственных гармоний


Продолжение приложения Б

 

        

 

  Рисунок Б.7 – Средний контраст, построенный на основе родственно-контрастных цветов

 

 

 

 

 

Рисунок Б.8 – Учебные задания на основе модульной комбинаторики. Комлиментарные цвета.

 


Продолжение приложения Б

 

 

 

Рисунок Б.9 –Полухромные композиции

 


Продолжение приложения Б

 

   
Рисунок Б.10 – Упражнение на трехцветие чистых цветов      Рисунок Б.11 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета  

 

 


 Продолжение приложения Б

 

 

Рисунок Б.12,13 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета


Продолжение приложения Б

Рисунок Б.14 – Упражнение на четырехцветие: разбеленные цвета Рисунок Б.15 – Упражнение на четырехцветие: затемненная гамма

 


    Продолжение приложения Б

 

Упражнение на объемно-пространственные задачи (макеты)

 

 

 

Рисунок Б.16

 

 

Рисунок Б.17


Продолжение приложения Б

 

 

Упражнение на объемно-пространственные задачи (макеты)

 

 

 

Рисунок Б.18

 

 

Рисунок Б.19


Продолжение приложения Б

 

Рисунок Б.20 - Учебная работа в технике пуантель

 

Рисунок Б.21 -Учебная работа в витражно-мозаичной технике


Продолжение приложения Б

 


 

Рисунок Б.22-24 – Внеаудиторные творческие работы студентов на выявление колористического единства, объединенного ночным освещением

 

СОДЕРЖАНИЕ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.25 с.