Психологические, физиологические и физические факторы восприятия цвета — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психологические, физиологические и физические факторы восприятия цвета

2022-09-01 32
Психологические, физиологические и физические факторы восприятия цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета – символа. Так, солнце, огонь – желтый и красный цвета – создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; небо, воздух, лед – голубые, синие цвета стали «холодными». На этой основе образовались новые ассоциации: радостный – печальный, легкий – тяжелый, громкий (звучный) – тихий, динамичный – статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.

Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых – холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых – ахроматические цвета пастельных тонов.

Цвет может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести. Известны случаи, когда люди жаловались на холод в помещениях, окрашенных в голубые или темно-зеленые цвета, хотя температура в них была в пределах нормы. После перекраски помещений в светло-оранжевые и красно-желтые тона недовольство пропадало. Темные цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Цвета, окружающие каждого из нас, оказывают воздействие на организм, нервную систему и психику человека (Приложение. Таблица А.1). Ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает. Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом свете.

Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы.

Взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой человека представляет более сложную картину. Благодаря определенным отделам центральной нервной системы, у человека формируются цветовые ощущения и более сложные формы обработки информации. Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития (В.Е. Демидов — 1987 г.).

Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о психофизиологическом влиянии цвета на человеческий организм, в котором говорится о взаимосвязи восприятия цвета с ощущением звука, вкуса и обоняния. Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса вегетативной нервной системы и на цветовое зрение. Так, С. В. Кравков[1] установил зависимость цветового зрения от разнородных непрямых раздражителей: слуховых, обонятельных, вкусовых и температурных. Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.

Эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением человека или безразличием, или негативной оценкой. Эти свойства дают возможность использовать психодиагностический учет цветовых отношений. Так, например, М. Люшером был разработан так называемый «глубинный» тест, который выявляет неосознанное предпочтение того или иного цвета, основанный на том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности, то есть, наиболее ярко выраженные личностные особенности [2].

Для понимания значения цвета и формы в человеческих эмоциях в психодиагностике применяются прожективные тесты, в которых используется изобразительный материал. Изображение обычно бывает многозначным по сюжету, формальным характеристикам и допускает не одну интерпретацию. Способ интерпретации человеком изображения рассматривается как проекция особенностей личности. Для этих целей используется тест Роршаха, являющийся «чистым» тестом восприятия. Он выявляет ряд конкретных свойств личности, в том числе в качестве одного из немногих тестов оценивает степень развитости эстетического отношения к действительности [3]. Большей частью тесты демонстрируют роль цветовых и формальных характеристик восприятия в отношении личности к миру, взятом в его целостности и являются инструментом исследования взаимодействия личности и социальной среды. Из этого следует, что и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека.

В свое время В. В. Кандинский [4] также предложил двоякое воздействие цвета на человека - физическое и эмоциональное воздействие отдельных цветов. Последнее заключается в теории соответствия цвета определенной форме и звуку, динамику (расширение и сжатие), вызываемую цветом и многие другие психологические и эстетические аспекты живописи, но, главное, он говорил о духовном предназначении искусства. Согласно классификации цветов по психологическому воздействию на человека, цвет способен успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, преодолеть отрицательные стрессы, а также становится одним из источников здоровья человека.

Находящиеся изолировано, основные цвета не вызывают у зрителя ни отрицательных, ни положительных эмоций, и только в соседстве с другими цветами, то есть, в контексте произведения искусства, возникает «ощущение» цвета, как стремление неравновесного оттенка к гармонии с преобладающим цветом, отсюда возникает понятие «холодных» или «теплых» цветов.

Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Исследования цветовых ощущений показали, что существуют две группы людей, характеризующихся разными склонностями в выборе цвета: группа любителей теплых тонов (длинноволновая часть спектра) и группа, предпочитающая холодные тона (коротковолновая часть спектра) и оттенки небольшой насыщенности. Для двух разных психологических типов людей характерно предпочтение двух различных частей цветового спектра. Для экстравертов, которых отличает стремление к контакту со зрительно воспринимаемым миром, характерно предпочтение теплых цветов, для интровертов, большей частью погруженных в себя, холодных цветов.

Цветовые предпочтения людей, являясь отражением уровня развития цветовой культуры, во многом обусловлены психическими особенностями личности и представляют собой особый предмет для исследования. Эмоциональное воздействие цвета на человека также связано со многими факторами, один из которых может преобладать над другим или действовать совместно с ними. Этими факторами являются непосредственное физиологическое действие цвета, при котором происходит дифференциация и оценка цветовых ощущений в случае достаточно развитого цветового зрения, и ассоциации, присущие этому цвету, вызванные зачастую духовным содержанием определенной эпохи. При этом неверно считать эмоциональный характер каждого цвета всеобщим и обязательным, так как он определяется конкретной социальной, национальной, культурной и исторической средой.

 

Контраст

 

Контраст (от французского «соntraste») - резко выраженная противоположность. Контраст - сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст - мера индукции, т.е. мера различия цветов. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые).

Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст).

Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

 

 

Рисунок 7.3 – Ахроматический и хроматический контрасты

Одновременный цветовой контраст. Этот контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического цвета с ахроматическим, в результате чего происходит видимое изменение цветового тона, сопровождающееся одновременным изменением его светлоты и насыщенности.

Изменение цветового тона зависит от следующих причин:

- разницы светлот сопоставляемых цветовых тонов. Одновременный цветовой контраст наиболее заметен при приблизительном равенстве светлот сопоставляемых цветов или в том случае, когда фон темнее объекта, расположенного на нём;

- насыщенности сопоставляемых цветовых тонов;

- размеров площадей реагирующих тонов.

При сопоставлении холодных цветов возникает более сильный контраст, чем при сопоставлении тёплых, и что эффект контраста зависит от яркости и освещения. Слабое освещение повышает эффект контраста, а сильное уничтожает. При сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или тёмных) возникает больший эффект контраста, чем при сопоставлении насыщенных цветов. Контраст по насыщенности виден и при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На чёрном или тёмно-сером фоне цветовой тон воспринимается менее насыщенным и, наоборот, на белом или светло-сером фоне - более насыщенным.

 

Рисунок 7.4 - Одновременный цветовой контраст

Пограничный контраст. Это явление возникает на границе двух смежных цветовых тонов. Например, жёлтый цвет на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного цвета эффект ослабевает.

 

        

 

Рисунок 7.5 – Пограничный цветовой контраст

 

На возникновение пограничного контраста влияет площадь реагирующего поля. Если площадь реагирующего поля мала по отношению к окружающему, пограничного контраста не возникает.

Явления пограничного цветового и светового контрастов возникают в том случае, если контрастирующие цвета расположены непосредственно друг около друга.

Последовательный контраст. Когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на последнем наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему, что объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветового тона, т.к. цветовое и световое ощущения имеют длительность и продолжаются ещё некоторое время, а предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения. Например, если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, то возникает зеленоватый оттенок серого цвета.

 


Рисунок 7.6 – Последовательный контраст

 

Последовательный контраст может вызвать и воспроизведение формы предыдущего цветового тона. Однако, явления последовательного контраста возникают только при восприятии насыщенных цветов. Малонасыщенные цвета не вызывают последовательного контраста.

Контрольные вопросы

1. Каково взаимовлияние света и цвета и их воздействие на психологическое состояние человека.

2. Как проявляют себя контрасты: световой, цветовой, пограничный, последовательный?

 

Выполните задания

1. Изобразить две композиции на выступающие и отступающие цвета

2. Составить композицию на цветовые эмоциональные ассоциации. Например: покой, скука, тоска, веселье, оживление, возбуждение, страх, комизм, драматизм


Глава 8


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.