Реплика от редактора хоровых мемуаров об А.И. Крылове Валерии Ивановой — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Реплика от редактора хоровых мемуаров об А.И. Крылове Валерии Ивановой

2022-10-11 40
Реплика от редактора хоровых мемуаров об А.И. Крылове Валерии Ивановой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задумывая этот сборник, честно сказать, я представляла себе несколько иной формат воспоминаний хористов об А.И.Крылове, считая, что это должны быть очень короткие рассказы-эпизоды, по которым, как в мозаике, сложится его портрет. Но, некоторые из них, выходя за пределы оговоренного количества строк, столь поэтичны, романтичны, ностальгичны, даже, в какой-то степени, эпичны, настолько наполнены теплотой и благодарностью к Человеку-Учителю, быть рядом с которым позволила судьба, что, право, сократить их было бы кощунством и предательством. Поэтому, всё, что не вписывается в формат данной задумки, будет вынесено во вторую часть сборника, с тем, чтобы сохранить и опубликовать все (до единого слова) мемуары хористов. Спасибо огромное всем, кто преодолел препятствия в виде болезней, отсутствия времени или таланта владения «эпистолярным жанром», и прислал свои рассказы.

(От ред.) Первым из воспоминаний, считаю, заслуживает внимания рассказ-поэма, обобщающий все наши чувства, связанные с личностью Александра Ивановича.

Светлана Гришина (Цимбалова) – альт, Хор ЛТИ (1959 – 1970; 1984-1985)гг.

       Жила-была девочка в маленьком посёлке на юге России. Слушала шум морского прибоя, восторгалась заснеженными вершинами гор и мечтала учиться музыке, петь, писать стихи… Родители не дали музыкального образования и советовали идти в технический ВУЗ. Удалось поступить в ЛТИ им. Ленсовета в Ленинграде. Первый год обучения был труден, и одиночество терзало душу подросшей девочки. И вот, в один прекрасный вечер (как в сказке!) попала она на глаза Александра Ивановича Крылова, руководителя хора технологов… Замерла душа на миг и расцвела! И стихи полились из сердца, и песни! Сегодня мне 77 лет. И вся моя жизнь связана с музыкой, хористами и Великой Дружбой с Александром Ивановичем!  Удивительный человек, музыкант, друг! Он подарил нам (хористам) и нашим родным, себя, научил раскрывать струны души, видеть и чувствовать красоту природы, ценить дружбу, и с великим трепетом относиться к музыке, к песне!

«Наш Иваныч» - так мы называли своего учителя и кумира! Он всегда и везде был с нами – в поездках, на праздниках, в походах – обошли весь Карельский перешеек! Представьте, как мы, студенты, переправляли через реку солидного музыканта через бурные реки на канатах! А он при этом от души хохотал (толи от страха, то ли от восторга)! Как замирал на тропе, любуясь солнечным лучом, пронизывающим ветви сосен и берёз, наслаждаясь трелями птиц… Как мы вместе в ночи звёздные пели песни у костра, потом спали в палатках, прислушиваясь к шёпоту ветра… и …шагали, шагали по жизни!

Все ощущения души, свой талант музыканта, своё сердце Александр Иванович привносил в исполняемые хором произведения, умел особенно верно и тонко помочь нам хористам передать голосом и шум ветра, и силу морского прибоя, и трепет любящего или страдающего сердца, и вечность жизни!

       20 лет назад, в 80-десятилетнюю годовщину любимого Иваныча, та «маленькая девочка» пела в Капелле в юбилейном концерте, полная восторга, любви, и невыразимой благодарности дорогому профессору за то, что вся жизнь наполнилась счастьем единения с музыкой, песней с Великой Душой Искусства!

       100-летний Юбилей Учителя нашего в этом году! И мы, его дети, до последнего дня жизни будем вместе дружить, петь, и чтить память об этом Великом Человеке – просветителе и воспитателе лучшего, что есть в этом мире!

Светлана Николаевна Гришина - в хоре была с 1959 года

Адрес: Сочи 354054 Ул. Ясногорская 9 кв. 30 Тел. 8. 918-302-37-28

 

(От Ред .) Удивительным образом перекликаются рассказы об Александре Ивановиче Светланы Гришиной (Цимбаловой) и Гали Боруцкой (Агурьяновой).

Галина Боруцкая (Агурьянова) – альт,  Хор ЛТИ (1964-74; 1975-78; 1991-2002)гг– староста хора.

Попробую повспоминать про А. И. Крылова. Как, правда, вспоминать, когда знаю, что он всегда со мной и во мне. Это такой родной и значимый для меня человек, что я вижу его всегда. Вернее сказать, что, благодаря встрече с
ним, я иначе живу и смотрю на жизнь.

Раньше я слушала только классическую музыку, а А.И. открыл мне красоту хорового пения. Концерты хоров Свешникова, Минина, Сандлера стали просто необходимыми, мы старались ходить всегда, когда были их выступления.

В скольких незабываемых концертах, конкурсах и фестивалях удалось принять участие хоровому коллективу под управлением А.И. Крылова за 47 лет! Сколько наград, медалей, кубков, почетных грамот и званий завоевал хор ЛТИ имени Ленсовета! Но А.И. никогда не останавливался на достигнутом, и всё время стремился сделать ещё больше. Сколько интересных, сложных, красивейших произведений удалось воплотить А.И. в жизнь, работая с хором ЛТИ!

А как тонко умел рассказать о самом главном в произведении,
обязательно коснувшись и музыки и стихов, часто ещё и сам читал стихи Лермонтова, Пушкина... Или так рассказывал о "пыльной дороге, по которой бредут арестанты", что мы всё это видели лучше, чем в кино, и "Дороженька" получалась очень проникновенно. "Музыканты творят на тишине" - часто говорил А. И., добиваясь такого "пиано", что слушатели переставали шуршать. Он учил нас не только петь ноты, но слышать, благодаря музыке, шум моря, шелест леса, учил пением передавать трепет любви, боль сердца, радость танца...

Сколько смеха и эмоций всегда было на репетициях, особенно когда А. И. "сводил" все партии вместе, чтобы сначала «пощупать», как потихоньку рождается произведение, а потом всё больше и больше его впевать. Никогда, даже произнося ядовитое замечание, не обижал ребят в партии, потому что оно было точное и с юмором.

Дорогой наш А. И.! Каждый из хористов знал, что не останется без его внимания. А. И. всегда интересовался нашими делами. Поразительно, как он всех помнит, и даже через несколько лет узнаёт, если эти хористы уезжали, закончив институт. Он был в курсе их дел даже там, потому что они не могли с ним расстаться и писали ему письма. Как староста хора, я получала от А.И. адреса "старых" хористов, чтобы пригласить их на наши концерты или отправить им поздравления.

Такой теплый, уютный, домашний коллектив сложился благодаря его щедрой душе и любвеобильному сердцу, его хватало на всё и всех, хотя музыка, конечно, была на 1 месте. Это видели и знали все, и ещё больше его за это любили и ценили, потому что он щедро всё нам старался отдать, научить, подарить и сделать нас соучастниками этого удивительного творчества.

А как весело, тепло, интересно проходили хоровые праздники по случаю дня рождения хора, Нового года или хоровых свадеб! Сколько импровизации в капустниках! А.И. всегда очень восхищался и удивлялся таланту, безудержной фантазии и безграничному юмору, который был вложен его "певцами" в эти праздники. Это ещё больше роднило и сплачивало коллектив. А.И. всегда был с нами. А уж как любили хористы все вместе выезжать в походы, А.И. и здесь был с нами: посидеть у костра, попеть под гитару, попить "чайку с дымком".

Иначе, как дети А.И., мы себя и не ощущали, да ещё и любимые дети. А уж между собой мы вообще - братья и сёстры, и это теперь на всю жизнь. Благодаря А.И., мы стали душевно щедрее и духовно богаче. У нас у каждого за эти годы совместного творчества сложилась своя компания близких и даже родных друзей, с которыми мы так и идём по жизни, вместе встречая трудности, помогая друг другу и весело проводя множество совместных праздников. А Александра Ивановича мы не вспоминаем, мы его просто забыть не можем!

Катя Зинина – сопрано, Хор ЛТИ (1955-69)гг.

 

Руководитель хора (ЛТИ) Крылов Александр Иванович был среднего роста с хорошей осанкой; типичная славянская внешность, каштановые волосы гладко зачёсаны к затылку и внимательные серо-голубые глаза, которые менялись от ярко голубых, в минуты доброго расположения, до серо-стальных напряжённых, в моменты, когда он был огорчён или раздосадован. В большинстве же случаев, он умело сдерживал эмоции, подавляя негодование. Но в целом, его можно характеризовать, как человека обаятельного, контактного, наделённого редким даром быстро завоёвывать сторонников. В тоже время это ему никак не мешало держать строгую дисциплину во время репетиции и, тем более, на концертах, когда он следил и за звучанием, и за внешним видом, и за мимикой хористов, и их настроением.

О ПРЕДАННОСТИ ПРОФЕССИИ

Лера Иванова - сопрано, Хор ЛТИ (1963-1978)гг.

Ехали на поезде в Ригу. Есть время поговорить «по душам». Спрашиваю:«Александр Иванович, у вас есть хобби?», отвечает: «Моё хобби – это моя профессия».

О ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВАХ МАЭСТРО:

Геннадий Раксин - Хор ЛЭТИ

Мы очень любили Александра Ивановича и всех его учеников (кто-то из них уже не с нами). Мы помним их всех. Мы вместе с Отцовским (и Крыловым, без которого было бы невозможно) после замечательной поездки в 1969 году в Дрезден в составе хора Технологов организовали поездку хора ЛЭТИ в Дрезден. Это все было благодаря энергии Крылова - потом мы много участвовали с ТИ в конкурсах (Каунас, Дебрецен...). Главная заслуга Крылова - ОН УМУДРЯЛСЯ РУКОВОДИТЬ ДВУМЯ РАЗНЫМИ ХОРАМИ СТУДЕНТОВ И НЕ ДУБЛИРОВАТЬ РЕПЕРТУАР, НЕ ССОРИТЬ ИХ, ПОБЕЖДАТЬ В РАЗНЫХ КОНКУРСАХ И ИМЕТЬ ВСЕГДА УСПЕХ!!!

Крылов, по нынешним понятиям - большой менеджер: он всегда был в курсе дел всех участников 2-х хоров(будучи старостой хора, я не мог понять как!), Крылов всегда имел стратегию развития..

Михаил Матвеев Хор ЛЭТИ (1980-1990)гг

Впервые увидел А.И. на 24-м  Отчетном Концерте ЛЭТИ в 1981 году. Там я твердо решил петь в Хоре ЛЭТИ. Поразило меня мастерство пения Хора и одухотворенное дирижирование  А.И.

       В начале учебного года я поехал с агитбригадой Хора на картошку, а уж потом приход в Хор был предопределен безальтернативно)). Когда пришел перед репетицией на Хор, меня начал прослушивать  А.М Кутузов, потом неожиданно (как выяснилось потом) подошел Борис Карандасов и сам А.И.КРЫЛОВ. Так что, я стал одним из немногих, кого прослушивал сам Крылов. Они все вместе решили, что мое место -  во вторых тенорах, хотя я более баритон (теноров всегда не хватало))).

Будучи в хоре, всегда отмечал, ЧТО РУКОВОДСТВО хорами (ЛТИ и ЛЭТИ) было у Крылова абсолютно цельным, максимально погруженным в процесс. Казалось, и наверняка так и было, что ХОРЫ – это Абсолютно ГЛАВНОЕ в жизни АИ. Это чувство он пытался передать всем остальным коллегам и хористам.
Благодаря Александру Ивановичу, я на всю жизнь «заразился» хоровым пением, любовью к музыкальной гармонии и пению вообще.

 

О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДИСЦИПЛИНЕ

(От ред.) Александр Иванович был человеком высоконравственным и требовательным, конечно, прежде всего, по отношению к самому себе. Разумеется, эти качества отражались в отношениях и с нами, студентами. И мы должны были следовать и соответствовать этим принципам вольно или невольно. Это касалось дисциплины на репетициях, обязательности и пунктуальности хориста, исполнительской дисциплины при разучивании и концертном исполнении произведений.

Виктория Матвеева- сопрано Хор ЛТИ (1984-2000)гг

Хочу добавить к воспоминаниям хористов об Иваныче одно его высказывание, которое поразило меня, и потому запомнилось на всю жизнь. Однажды на репетиции, когда пришло не очень много народу, он вдруг спросил нас: "Как вы думаете, что самое важное для хориста? Хороший слух? Красивый голос? Нет, нет и нет! Для хориста самое главное - ДИСЦИПЛИНА! Ибо если все начнут ходить на репетиции, когда вздумается, никакой музыки не получится!"

(От ред.) Спасибо, большое за добавленный штрих к портрету маэстро. Это его извечная боль. Приходится только удивляться, как он из нас, при нашем "любительском" отношении к ЕГО ДЕЛУ, смог сделать хорошие (!) хоры. Да ещё целых 2! Одно слово - мастер! Конфетку - из любого "подручного материала"!

Примерно о том же пишет Надя Шлякова в своих мемуарах о хоре ЛТИ

Надежда Шлякова – Хор ЛТИ Сопрано (1975-1986?)гг

Фрагменты из воспоминаний

Александр Иванович очень строго относился к посещению репетиций. Как правило, «прогульщик» должен был объяснить причину своего отсутствия. И, хотя репрессивные меры обычно этим и ограничивались, но попасться «на карандаш» было просто стыдно. При всем доброжелательнейшем отношении к новым хористам, Александр Иванович очень строго следил за качеством исполнения, и право на участие в концерте нужно было еще заработать. К концерту допускались люди, не только знающие репертуар, но и усвоившие манеру исполнения хора. А для этого нужно было пропеть немало времени. Сужу по себе: придя в коллектив в начале сентября, я впервые вышла на сцену во время вечера, посвященного дню 23 февраля. Прямо скажем, не очень ответственное выступление. А мое первое выступление в настоящем концерте – это, если не ошибаюсь, май 1978 года, выпускной экзамен в Институте Культуры. То есть, чтобы стать полноценной хористкой, мне потребовалось более полугода напряженного труда!

 

(От ред) К сожалению Нади уже нет в живых. Светлая память! Но благодаря ей (оставленным ею воспоминаниям), мы можем проследить жизнь хора на достаточно протяженном временнОм отрезке.(См. ч.2 «Я, Хор и Крылов»)

Лёня Украинский – тенор, Хор ЛТИ (1972-1998)гг

В 1975 году хор ЛТИ участвовал в конкурсе в Таллине, где стал лауреатом и получил приз за лучшее исполнение обязательного произведения "Ива-ивушка" В последний день был большой концерт на Певческом поле сводного хора, состоящего из всех хоровых коллективов (более 30тыс. чел.). Александр Иванович должен был дирижировать как раз этим произведением. Перед концертом я увидел А.И. за кулисами. Он очень волновался и несколько раз мысленно повторял всю партитуру, дирижировал и отрабатывал жесты, как будет показывать вступления, нюансы. Казалось бы, в чем проблема? Он знает всю партитуру до каждого такта, все хоры прекрасно знают произведение, поскольку оно было обязательным, и все его пели. Всем понятно, что сделать произведение с огромным хором так, как это спел наш хор, без репетиций все равно не получится, Только показывай темп и вступления, остальное все споют, как выучили. Но это было высшее проявление ответственности и профессионализма А.И. Несмотря ни на что, он хотел донести до всех исполнителей и слушателей именно свою интерпретацию пьесы, ту, которая так высоко была оценена жюри.

О НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ А.И.

Нравственный авторитет Александра Ивановича был непререкаем, свидетельством тому рассказ Наташи Федотовой.

Наташа Федотова – сопрано, Хор ЛТИ (1994 по 2001 и с 2004 по 2008)гг

С Александром Ивановичем мне довелось не так много общаться. В основном на репетициях,  слушала его рассказы о произведениях, училась петь, слушая друг друга в своей партии, училась понимать и чувствовать то, что А.И. хотел получить от исполнения хора.
В основном А.И. интересовался тем, как идут мои дела, как здоровье и т.п. Спрашивал: по каким причинам меня не было на репетициях. Я чувствовала, что я ему не безразлична, как и все хористы.
Однажды был случай, когда А.И. увидел меня на 1-ом этаже института с сигаретой в руках. Уже не помню: что он сказал, но мне было стыдно. После этого случая я твёрдо решила, что мой голос важнее сигарет. А у меня первое сопрано.
А.И. был «хоровым папой» для всех нас. Я приходила в хор не только петь, но и заряжаться атмосферой, которая царила в хоре благодаря Александру Ивановичу. Я никогда не встречала человека, так чувствующего музыку, как А.И.

(От ред .) Могу добавить ещё одну маленькую иллюстрацию к нравственному портрету нашего дирижёра и педагога.

Лера Иванова - сопрано, Хор ЛТИ (1963-1978)гг

Однажды, не помню по какому поводу, зашла речь о супружеской измене.

Вот, что очень лаконично выдал наш Крылов: «Я понимаю, случилось полюбить другого, но ИЗМЕНИТЬ – НИКОГДА!».

 

(От ред.) Строг А.И. был не только по отношению к себе и к нам хористам, но и даже к любимой жене, верной спутнице, подруге и помощнице. Вот какой, с нашей точки зрения, забавный случай имел место в жизни супругов. Его поведала нам, девочкам, сама Ирина Сергеевна.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.