О. Власий и моё почитание Царской семьи — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

О. Власий и моё почитание Царской семьи

2022-10-11 25
О. Власий и моё почитание Царской семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Батюшка почитал Царскую семью. Я помню, как он радовался, когда я отвёз ему в подарок реликвию – кусок от тарелки с красивым царским вензелем (когда-то посуды из Александровского дворца). Её мне привёз мой друг Михаил (в прошлом – поисковик, откопавший и похоронивший множество русских солдатиков Великой Отечественной войны) – большой почитатель Царской семьи. В середине 90-х годов, ещё до канонизации Царственных мучеников, мы ходили с ним помолиться около Александровского дворца, что в Царском Селе, где во время ареста Святая семья возделывала огород. Неподалёку от дворца, на царской помойке в те годы можно было откопать подобную вещицу, имеющую для нас духовную ценность.

Как-то я рассказал Батюшке о своих монархических взглядах, и он, улыбаясь повторял мои слова: «Значит, ты имеешь монархические взгляды…». Однако в дальнейшем ни о. Власий, ни о. Иоанн Миронов не благословил меня сотрудничать с какими-либо монархическими союзами и организациями. Спустя годы, уже познакомившись с Питерскими монархистами и «сугубыми почитателями» Царской семьи, я увидел, что часто это – духовно больные люди, которые скорее могут отвратить человека от почитания Царской семьи, чем принести какой-то духовный плод.

Великим постом 2017 года я получил благословение о. Иоанна Миронова не отказываться от приглашения на конференцию в Сологубовке, посвящённую 100-летию отречению императора Николая Александровича. Литургию в храме Царственных мучеников, настоятелем которого является о. Александр Захаров, возглавлял Тихвинский Владыка Мстислав. Владыка произвёл на меня доброе впечатление благоговейным служением и своей искренней проповедью. После трапезы началась конференция, ход которой постепенно уплывал в экзотические дебри. Например, выступавший передо мной докладчик напирал на то, что недостойно называть Царскую семью страстотерпцами, так как они – мученики. Мне пришлось направить своё выступление на духовный облик «царелюбцев».Я сказал тогда,что мнение о Царской семье великого и духовного человека – например, о. Николая Гурьянова, всем интересно и важно. А вот странные беседы странных людей могут вызвать обратную реакцию…

 

Способ определения Божией воли

    В очередной приезд я задал Батюшке важный для меня вопрос. О. Власий в ответ попросил принести ему книгу из шкафа, стоявшего в его комнате. Когда я подошёл к нему с нужной книгой, Батюшка попросил меня открыть её в произвольном месте, и прочитать вслух текст, который попадётся мне на глаза. По Батюшкиному слову я прочитал попавшийся мне отрывок, и весьма удивился, так как в нём содержался ответ на мой вопрос. Видя моё удивление, о. Власий объяснил мне, что через святоотеческие книги можно узнавать Божью волю. Я потом неоднократно убеждался в действенности этой практики, и в трудный момент получал необходимую помощь. Чаще всего я открывал «Мою жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского. Надо сказать, что о. Власий все годы нашего общения напоминал мне о необходимости для меня чтения книг и дневников праведного Иоанна Кронштадтского. Батюшка справедливо считал, что каждому образу жизни соответствует свой пример святости. Для меня, как приходского семейного священника наиболее подходит пример жизни праведных. Кроме того, Батюшка говорил мне о том, что Иоанн Кронштадтский – пример именно для моего характера.

    Такая традиция узнавания Божественной воли была мне отчасти известна. Моя первая духовная наставница – схимонахиня Онуфрия (она была пострижена в схиму архимандритом Ермогеном – духовником Снетогорского Псковского монастыря по благословению о. Николая Гурьянова) – когда-то научила меня в трудный момент жизни использовать жребий. Жребий – это когда после сугубой молитвы достаёшь одну из двух записок – «да» или «нет», то есть нужно что-то делать, или не нужно. Я знаю, что такая традиция узнавания Божией воли является пререкаемой, и даже на Афоне к такой традиции относятся по-разному. И это вполне справедливо. Ведь для того, чтобы использовать упомянутые нами способы узнать волю Божью, вопрошающий должен быть укреплён в послушании духовному отцу и в твёрдом выполнении послушания. Ведь человек может быть духовно слаб, а его внутреннее состояние может быть настолько неудовлетворительно, что он постоянно пребывает в сомнениях и колебаниях – даже относительно благословений, данных ему духовным отцом. В таком случае жребий (или духовный совет из книги) будет ему на поругание и посмешище. Один мой друг решил без чьего-то благословения открыть для своего назидания Новый Завет. Потом он рассказывал мне с возмущением, что всё это – неправда. «Посуди сам, – говорил он мне, – «я прочитал: «Род лукавый и прелюбодейный ищетзнамения, и знамение не дастся ему» (т. е. из Мф.12:39)». Я не стал обличать его лукавство и желание увидеть знамение, а согласился с тем, что ему это не нужно…

    Зачем о. Власий учил нас такому способу определения Божией воли? Во-первых, он, безусловно делился своим опытом. Это – что-то похожее на вопрошание о. Николаем Гурьяновым мальчика Колю, когда Батюшка с душевном смятении хотел оставить остров – место своего подвига. А через ответ мальчика о. Николай услышал голос Самого Бога, повелевающего ему остаться. Ведь старцу, ограниченному своим местопребыванием, и спросить духовного совета было не у кого. Во-вторых, я уверен в том, что так узнавать Божью волю можно только по благословению опытного наставника, и только в том случае, если нет возможности спросить духовника. А Батюшка знал, что он недолгое время будет с нами, и готовил нас к самостоятельной жизни…

 

Молитва Василия Великого

    Еще более пререкаемой темой, чем допустимость использования жребия является практика «отчиток» – так в народе называют «молебен об исцелении немощных, страдающих, обуреваемых и одержимых нечистыми духами». Например, упомянутый нами профессор Алексей Осипов называет экзорцизм «духовно опасным явлением», «насмешкой над духовной жизнью» и связывает его с магическими действиями. Несмотря на эти его слова (и мнения многих других известных людей), такая практика и поныне существует в монастырях Русской Церкви. Например, наши брянские старушки рассказывали мне, ещё молоденькому священнику,как они в давние годы ездили в Псково-Печёрский монастырь на отчитки. Впервые я познакомился с такой практикой в Рыльском Свято-Николаевском монастыре, который находится в Курской области. В 1999 году мы с моим другом – священником Антонием приехали к знаменитому на всю Россию старцу – архимандриту Ипполиту (Халину) за духовным советом. Мы тогда уже знали, что Батюшка много лет служил на Афоне, что он был экономом Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, и был членом Священного Кинота – соборного органа управления всеми монастырями Афона. Уже потом мы узнали, что наш любимый о. Власий в 90-е годы приезжал к о. Ипполиту за поддержкой и духовным советом.

    Приехав в монастырь, мы рассчитывали на беседу с Батюшкой. Мы тогда ещё не знали, что о. Ипполит немногословен, и никогда не говорит проповедей, а преподаёт «духовные уроки» неожиданными благословениями. Так вот, неожиданно для нас, Батюшка благословил нам идти в храм на «отчитку», и мы пошли. Большой монастырский храм был полон народа, и мы с о. Антонием подумали, что мы сейчас будем помогать служить иеромонахам, но нам объяснили, что мол, именно нам о. Ипполит и благословил служить молебен. Конечно же, мы в тот день понатерпелись страхов: и страха служить неизвестный нам чин в новом месте, и страха от увиденного, потому что некоторые одержимые громко кричали и испускали жуткие звуки. Вот так мы съездили к о. Ипполиту… После этого, в 2000-е годы мне пришлось несколько раз столкнуться на своих приходах со случаями одержимости, и послужить конкретному нуждающемуся благословлённый нам о. Ипполитом «чин». Однако, это было очень редко, и со временем я об этом забыл.

В 2016 году (уже после нашего возвращения в Петербург) я приехал к о. Власию с целым рядом вопросов. Например, наша сватья – Валентина – по старости болела психическими расстройствами, ипосле переезда из Брянской области мы не знали, что нам с ней делать (то ли забрать её к себе, то ли определить её в интернат). О. Власий, как и обычно, начал разговор первым: «О. Аркадий, а ты читаешь в храме для прихожан заклинательную молитву Василия Великого с копием»? Я ответил ему, что мол, нет, не читаю. Батюшка напористо продолжал спрашивать: «А почему ты не читаешь молитву Василия Великого»? Этим вопросом он вернул мою память к давнишней поездке в Рыльск, и я только тогда понял, что благословение о. Ипполита было не случайным. Когда же я стал спрашивать о. Власия о том, как нам быть с Валентиной, он ответил мне, чтобы мы взяли её к себе. На мой вопрос: «Асправимся ли мы с ней?», Батюшка ответил: «Справитесь. Вот будешь читать над ней молитву с копием, и справитесь»! Спустя небольшое время Батюшка благословил меня забрать к нам домой и моего больного отца, в 90-е годы ушедшего из семьи несмотря на предостережение о. Николая Гурьянова. Батюшка тогда сказал мне: «Передай отцу: возвращайся к матери. Мне тебя жаль…». Приехал к нам отец уже никому не нужный (новые родственники хотели отдать его в интернат на паллиативное отделение), в беспомощном состоянии – он уже не говорил, не ходил, да и психика была нарушена… Батюшкино благословение и молитва святителя Василия Великого помогли нам доходить двух наших старичков – Михаила и Валентину, спустя несколько лет ушедших в иной мир.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.