Проектирование учебного занятия — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проектирование учебного занятия

2022-10-11 48
Проектирование учебного занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель и задачи практического занятия для слушателей:

1) освоить алгоритм выстраивания «технологической цепочки» при проектировании учебного занятия

2) научиться формулировать планируемые результаты, цель и задачи практико-ориентированного учебного занятия

3) освоить алгоритм выбора педагогических технологий, форм, методов и приемов для проведения учебного занятия.

Работа слушателей в малых группах:

На основании нижеприведенных рекомендаций по проектированию учебного занятия спроектируйте методическую разработку учебного занятия теоретического обучения / производственного обучения по теме вашего следующего занятия

Методические указания к выполнению задания

Уважаемые коллеги, проектируя образовательную деятельность в соответствии с ФГОС СПО нового поколения, прежде всего, проектируя процесс обучения в рамках учебных занятий по учебным дисциплинам или профессиональным модулям, необходимо ответить (самим себе) на следующие вопросы:

– Как быть с привычными для нас педагогическими технологиями, эффективность которых проверена годами?

– Правомерен ли отказ от традиционных технологий обучения при внедрении требований ФГОС СПО?

– В чем должны состоять критерии выбора наиболее эффективных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций у наших выпускников как готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности в соответствии с Профессиональными стандартами?

– Какие технологии можно с полным правом отнести к практикоориентированному обучению?

– Каковы особенности технологий практикоориентированного обучения?

Рассуждая об актуальности технологий для реализации требований ФГОС СПО, имеет смысл еще раз актуализировать характеристики востребованных (а значит, современных технологий организации взаимодействия преподавателя и обучающегося по программам СПО.

Ниже приведен краткий перечень критериев для оценивания учебного занятия по образовательной программе среднего профессионального образования по дисциплине (по профессиональному модулю), необходимый для этапа проектирования учебного занятия:

- содержание учебного занятия хорошо структурировано и содержит информацию по распределению общего работы обучающихся по теме занятия;

- в содержании занятия прослеживается взаимосвязь дидактических единиц и целей освоения образовательной программы в целом, записанных в спецификации профессиональных компетенций;

- содержание учебного материала занятия обеспечивает четкость формулировки заданий для обучающихся;

- прослеживается логика и последовательность изложения предметного содержания;

- наличествует полнота раскрытия темы, достаточная для данного уровня готовности обучающихся;

- обоснованность соотнесения содержания и видов учебных работ (группа, малая группа, индивидуальная работа);

- контрольно-оценочные процедуры на занятии соответствуют задаче оценки знаний и умений по профессиональным компетенциям,

- обеспечивается материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение учебной деятельности из расчета на количество учащихся, освоение запланированного содержания и достижение целей образовательной программы;

Методические рекомендации по проектированию учебного занятия

Тщательное продумывание и описание предстоящих уроков – это важная часть работы педагога. Известно, что результативность подготовленных уроков, как правило, выше, чем уроков-экспромтов.

Необходимым этапом работы при проектировании урока является диагностика – изучение и анализ всех обстоятельств, при которых будет проводиться урок. Диагностика позволяет получить сведения о том, с какими знаниями и умениями подошли к предстоящему уроку обучающиеся; какие занятия, процессы в образовательном учреждении будут предварять проектируемый урок; какими возможностями для достижения высокого результата располагает сам педагог и т.п.

Продуктивность урока зависит от множества факторов. Их важно увидеть, оценить возможную степень влияния на будущий урок и по возможности учесть. В проекте урока в соответствии с системных подходом должны быть раскрыты все его компоненты:

- цели и задачи,

- деятельность педагога и обучающихся,

- содержание обучения,

- используемые формы, методы и средства,

- способы выявления и оценки результатов познавательной деятельности обучающихся.

Проект может быть представлен в различных вариантах: плана, сценария, плана-конспекта или программы управления (технологической карты)

Понятие план (от лат. planum – плоскость) в словаре расшифровывается во многих смыслах. В контексте обсуждаемой темы, план – это заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо работы, проведения мероприятий. Планирование является традиционным и привычным способом описания предстоящего учебного занятия. Обычно в нем записываются: тема, цели и задачи, оснащение, а также ход урока, который представляет собой, главным образом, описание.

В плане урока обычно указывается, что на каждом этапе будет делать педагог. О действиях обучающихся, как правило, почти ничего не пишется. Их деятельность подразумевается. Например, в плане записано: «Фронтальный опрос». Предлагается список вопросов, которые будет ставить учитель. Подразумевается, что обучающиеся будут на них отвечать. Таким образом, при планировании урока педагог, в основном, сосредотачивается на описании своей предстоящей деятельности.

Сценарий (от итал. scenario) – краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема. По сути, сценарий синонимичен плану учебного занятия, поскольку в обоих случаях прописывается последовательность действий педагога, событий, этапов.

Под планом-конспектом принято понимать детализированный план урока. Его обычно пишут студенты-практиканты, молодые учителя.

Программа (от греч. рrogramma -- объявление, распоряжение) в словаре определяется схожим (как и план) образом – это содержание и план деятельности, работ. Однако применительно к проекту урока программа может существенно отличаться от плана, если ее назвать программой управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае в проекте урока прописывается для каждого его этапа не только управляющая деятельность педагога, но и соответствующая деятельность обучающихся.

В тексте педагог определяет, помимо обучающей цели урока, задач личностного развития обучающихся, планируемые результаты каждого этапа, свои соответствующие задачи на каждом из этапов урока, содержание познавательной деятельности обучаемых, свои управляющие действия, планируемые для использования учебные материалы. Иногда такую программу называют технологической картой. Действительно, программой задается определенная технология, которая направлена на достижение запланированных результатов урока.

Нетрудно видеть, что представление проекта урока в виде программы управления деятельностью обучающихся (технологической карты) заключает в себе больший потенциал обеспечения высокой результативности урока, чем традиционный план урока.

Технологическая карта может оформляться по-разному: таблицей, обычным текстом, сочетанием текста и таблицы.

При этом проектирование занятия происходит с учетом вариативности, возможных альтернатив хода урока, неопределенности ситуаций и предполагаемых образовательных продуктов.

Поскольку модель – это копия, аналог, заменитель реального объекта, то модель урока – это системное описание реально существующего урока, урока, который уже проведен педагогом. При моделировании урока его автор (или эксперт) выделяет в нем сущностные характеристики, компоненты, связи между ними. Предварительной фазой моделирования является самоанализ (анализ) урока, в процессе которого происходит осмысление во взаимосвязи замысла урока, его хода и образовательных результатов. На основе такого анализа уточняется, корректируется разработка урока, в результате чего она приобретает характер модели. Модель, с одной стороны, оказывается эмоционально беднее оригинала (проведенного урока), а с другой стороны, представляет собой более качественный методический продукт, чем первоначальная разработка (проект в виде плана или программы), по которой проводился урок, поскольку из нее исключают неудачные моменты, несущественные связи, не оправдавшие себя методические приемы и, наоборот, усиливают, дополняют разработку новыми, важными и недостающими деталями.

Урок понимается как фрагмент образовательного процесса, это – законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок. При проектировании урока важно ориентироваться на предъявляемые к нему требования, которые сформулированы на основе анализа педагогических теорий, учета педагогических закономерностей, социального и государственного заказов образованию, опыта успешных педагогов.

Эффективный урок отличается:

 - тщательной предварительной диагностикой, которая позволяет педагогу учитывать все условия, при которых будет проводится урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов;

- хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов;

 - конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей;

- ориентацией на разностороннее гармоническое развитие обучающихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации;

- основательным владением самим педагогом учебным материалом;

- научно обоснованной дидактической конструкцией, опирающейся на обоснованные педагогикой закономерности и принципы;

- напряженной, посильной и умело управляемой педагогом работой всех обучающихся;

- опорой на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт обучающихся;

 - рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств;

- сотрудничеством, партнерством педагога и обучающихся;

- дифференцированным подходом к обучающимся;

- хорошо налаженной обратной связью;

- эффективным использованием каждой минуты урока.

Низкая продуктивность урока обусловлена следующими причинами:

- некачественной подготовкой педагога к уроку;

- плохим расчетом времени и средств;

- непродуманной импровизацией;

- нарушением педагогических закономерностей.

Таким образом, без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий тщетно надеяться на повышение качества образования обучающихся.

Последовательность действий учителя при проектировании урока:

1) изучение учебной программы;

2) изучение методической литературы;

3) анализ материала данного урока в учебнике и соотнесение его с уровнем подготовки и развития обучающихся;

4) продумывание методики изложения различных аспектов учебного материала обучающимся;

5) подготовка средств обучения;

6) разработка плана урока.

Или такая последовательность: продумывание содержания учебного материала, анализ программы предшествующего и следующего уроков, изучение текста учебника и его дидактического аппарата, продумывание воспитательных возможностей учебного материала, подготовка средств обучения, составление поурочного плана.

Вариант алгоритма проектирования урока как образовательной системы:

1. Проведите диагностику. На первом этапе осуществляется комплексное изучение, прояснение всех обстоятельств развертывания образовательного процесса на предстоящем уроке. Она направлена на выяснение: а) благоприятных и неблагоприятных факторов и условий, которые будут (соответственно) способствовать и препятствовать достижения цели; б) причин успехов и неудач предыдущего урока; в) достигнутых уровней обученности и личностного развития обучающихся; г) своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока.

2. Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку Требования учебной программы, требования к санитарно-гигиеническому режиму, Инструкцию о порядке формирования устной и письменной речи учащихся, Нормы оценки.

3. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков.

4. Определите обучающую цель и отберите учебное содержание. При проектировании урока первостепенное значение имеет грамотная постановка обучающей цели урока. Записать цель через свою деятельность очень просто: дать понятие напряженности электростатического поля, сформировать знания о соляной кислоте, повторить историю первой мировой войны и т.п. Так писать легко, но бесполезно. Тем более, что такая формулировка целей не соответствует самой сути этого понятия: ведь цель – это планируемый результат деятельности. Планируемый результат деятельности учителя на уроке – это соответствующие знания и умения обучающихся. Их формировать, обобщать, повторять – это задачи педагога. (По определению, задачи – это то, что нужно делать, чтобы достичь цели). Исходя из этих соображений, рекомендаций ученых и опыта успешных учителей предлагаются следующие способы постановки целей: 1. Обучающая цель урока: владение обучающимися следующими умениями... 2. Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока обучающихсябудут знать... и уметь... (далее перечисляются соответствующие знания и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.). 3. Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока обучающихся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение). Сформулированная таким образом цель делает работу на уроке целесообразной, организуется овладение учениками способами деятельности. Главным становится не «давание» педагогом учебного материала, а учение обучающихся, что обеспечивает повышение результативности образовательного процесса.

5. Установите задачи личностного развития обучающихся и с планируйте ситуации развивающего типа. Что касается воспитательного и развивающего аспектов урока, то соответствующие цели на урок, как верно полагают многие педагоги, сформулировать невозможно. Действительно, цель – это планируемый результат. Как можно спрогнозировать конкретный результат на 45 минут урока в части воспитания или развития?! Как можно оценить, в отличие от обучающих целей, насколько за урок обучающиеся стали более воспитанными или интеллектуально, эмоционально развитыми?! Присвоение учащимися той или иной ценности, овладение интеллектуальной способностью носит вероятностный характер. (В отличие от цели обучающей, когда можно гарантировать усвоение, например, определения понятия электрический ток). Воспитательные и развивающие цели определяются посредством идеального представления о выпускнике, которое фиксируется в модели выпускника или миссии образовательного учреждения. В этих локальных нормативных документах определяется перечень нравственных, гражданских качеств выпускников, их интеллектуальных способностей и ключевых компетенций. Педагог для урока определяет задачи воспитания и развития, которые ориентированы на это идеальное представление, конкретизированное в перечнях качеств и способностей выпускника.

Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать и др. Не рекомендуется употреблять глаголы «воспитывать», «формировать», поскольку в этих словах ощущается стремление к некоторому насилию над обучающимся. Например: обучающиеся безответственно относятся к учебе; в то же время в модели выпускника это качество обозначено, и есть хороший способ делать людей ответственными – дать возможность выбора. Тогда в проекте урока может быть обозначена воспитательная задача: организовать ситуацию выбора и воспитания у обучающихся ответственного отношения к учебе.

Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания образования, то есть организацией соответствующих ситуаций, например: для формирования умений диалога на уроке нужны диалоги; для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы; для выработки учениками ценностного отношения к историческому факту на уроке необходима ситуация выработки этого отношения и т.п.

6. Спрогнозируйте предстоящее занятие. К данному этапу уже осуществлена диагностика предстоящего урока, определено его место в блоке уроков, в первом приближении определены цель и задачи воспитания и развития обучающихся, учебное и деятельностное содержания образования. Теперь важно осуществить прогноз в отношении будущего урока, то есть «проиграть» различные варианты проведения урока, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект, достижение цели при оптимальных результатах времени и усилий педагога и обучающегося.

7. Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока.

8. Составьте технологическую карту урока.

 

План работы по составлению технологической карты учебного занятия.

1. Сформулировать тему занятия (обосновать изменениями в Рабочей программе).

2. Сформулировать цель занятия. В цели обязательно отразить компетентностно-ориентированный результат учебного занятия в общем процессе формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся. Сформулировать цель в виде отглагольного существительного.

3. Определить задачи занятия, конкретизирующие цель занятия. Условно выделить в перечне задач конкретные задачи, отражающие достижение результата в процессе формирования компетенций в компонентах компетенций. Отразить «компонентный характер» формирования компетенций. Сформулировать задачи в виде глаголов.

4. Сформулировать планируемый результат учебного занятия (на уровне обучающихся, как качественные изменения, связанные с формированием компетенций, ее компонентов на основе сформулированной ранее цели).

5. Определить продукт деятельности обучающихся на занятии, который будет свидетельствовать о достижении планируемого результата (хотя бы частично), учитывая особенности организации деятельности на занятии.

6. Соотнести цель, планируемый результат и продукт деятельности обучающихся. Ответить на вопрос – отражает ли продукт деятельности обучающихся планируемый результат и цель занятия?

6. Спроектировать учебное занятие, заполнив предлагаемый макет технологической карты:


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.