Глава 27. Последние дни в Америке — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 27. Последние дни в Америке

2022-10-05 34
Глава 27. Последние дни в Америке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новый дом для школы

Ободренные Учителем М. и Рерихами, Нетти и Луис Хорши постепенно приходили в себя после смерти дочери. Вновь встал вопрос о приобретении дома для организации «Корона Мунди».

По предложению Учителя Елена Ивановна и Нетти поехали посмотреть указанный Учителем дом и поговорить насчет его покупки. Это было трехэтажное здание на пересечении 103-й Стрит с Риверсайд Драйв, 310.

Учитель указывал им ехать для этого важного разговора вдвоем, однако Нетти Хорш зачем-то решила пригласить на переговоры агента по торговле недвижимостью, с которым, очевидно, Хорши имели какие-то переговоры раньше. Но вместо помощи агент только осложнил дело.

Учитель сообщил: «Урусвати права, лучше было ехать вдвоем. Точное указание надо брать точно. Постарайтесь исправить ошибку. Не надо тратить дважды энергию там, где удар готов. Напоминаю всем» [1079].

Ошибку пришлось исправлять: по указанию Учителя Елена Ивановна с Порумой провели повторные переговоры с владельцем дома, на этот раз уже вдвоем. Это стало для всех членов круга уроком, на деле показывающим, насколько важно быть внимательными и исполнять указания Учителя в точности, не допуская ничего лишнего.

Чуть позже Елена Ивановна рассказала Зинаиде Григорьевне еще об одном, довольно незначительном, но характерном случае неисполнения вовремя указаний Учителя. Мастер сказал ей заняться сундуками, необходимыми Рерихам в путешествиях. Всегда занятая самой разнообразной работой, Елена Ивановна не смогла выполнить указание Учителя сразу. Она взялась за это лишь через неделю после получения Его совета, и тут выяснилось, что решить эту проблему своевременно не удастся, потому что человек, который мог сделать необходимый ремонт, ушел в отпуск ровно неделю тому назад, то есть как раз в то время, когда был получен указ.

Учитель также подтвердил важность точного выполнения указаний: «Считай, не умен указу не являющий уважение. <…> Потому подойдите скорее, ручаюсь, заскочила продажа. То, что упущено, то не вернуть. Прошу чуять точно указы. <…> Пусть Урусвати удержит Поруму менять указ. <…> Порума Иерофанту заплатила дань. Агент послан Иерофантом осложнить дом. Если заметишь искажение указа, прекрати немедленно. Здесь сообщение кармическое [1080], но указ всегда ясен. Предупреди, могут быть спешные указы, тогда не упустите миг» [1081].

Несмотря на возникшие сложности, указ Мастера М. был выполнен. Зинаида Григорьевна записала в своем дневнике, что вечером 8 марта ей позвонила Порума и сообщила, что Л. Хорш окончательно договорился с владельцем о покупке указанного Учителем дома.

8 октября 1923 года Школа Объединенных искусств начала очередной учебный год в стенах нового здания.

Учитель Мориа находил время заботиться в Америке не только о делах Его ближайших сотрудников, но и о других людях доброй воли, никак не связанных с Рерихами и их работой. В одном из видений перед Еленой Ивановной предстал Учитель М., держащий в руке на пальце цветок лотоса. Было ясно, что цветок вот-вот увянет, но Махатма переложил его в другую руку и бережно обвил вокруг пальца. В этот же день Рерихи получили журнал «Service», на обложке которого был изображен цветок лотоса. Оказалось, что тематика журнала была близка духовным вопросам, но его издание сопровождалось значительными трудностями. Как писала Зинаида, уже восемь лет сотрудники журнала и его издатель-инвалид, страдающий параличом, бились с финансовыми неурядицами ради того, чтобы продолжать издание этого журнала.

Конечно, ви`дение Еленой Ивановной Махатмы М. с цветком лотоса в руке означало незримую помощь Учителя издателю и сотрудникам этого журнала.

Мастер Мориа не уставал проявлять милосердие везде, где только было можно. Принцип милосердия и человечности был с древнейших времен завещан сотрудникам Белого Братства Их Высшими руководителями. Не случайно в учении, которое создавалось Махатмой М. в сотрудничестве с семьей Рерихов, говорилось: «<…> если заметите бесчеловечную жестокость, будьте уверены, что это есть признак темных. Каждое Учение Света есть прежде всего развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество “Чаши”, потому прежде всего на Земле облечемся в человечность и познаем ее, как броню от сил темных. Явление огненное посетит сердце человечностью. Так мы еще раз поймем, насколько самое далекое близко нам. Мы тоже признаем друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности» [1082].

Тому же – человечности и милосердию – Мастер учил и своих сотрудников. Уже давно матери Зинаиды Григорьевны, Софье Михайловне Шафран, в видении был указан адрес одного учреждения, которое, как поняли Лихтманы, им надо было посетить. Но дни в работе летели быстро и незаметно, и Софья Михайловна не сразу нашла время пойти по указанному ей адресу. Когда же она наконец нашла указанный в видении дом, он оказался, видимо, аналогом будущих хосписов – домом для неизлечимо больных. Подходя к этому учреждению, Софья Михайловна увидела выходящую оттуда пожилую женщину и спросила, что можно принести этим больным. Женщина ответила, что можно принести фрукты, и то же самое было сказано Софье Михайловне в видении, бывшем у нее задолго до этого. Как писала Зинаида, «нам всем стыдно, что мы раньше не узнали про этот адрес. М. сказал: “И Я удивлен”» [1083].

Последняя выставка в школе

Последние два месяца пребывания Рерихов в Америке были особенно ответственными. Им надлежало закрепить все, что было достигнуто ими в культурном строительстве, дать последние указания американским ученикам для самостоятельной работы, решить последние важные организационные проблемы. При этом попытки врагов навредить делам где только возможно не прекращались до самого их отъезда из США.

Зинаида отмечала, что в эти дни Елене Ивановне снился характерный сон – будто она шла по улице в Петербурге и на нее со всех сторон мчались мотоциклетки, угрожая сбить, но как только они приближались к ней, то сразу же падали. Это был символ нападений, рассеянных Лучом Учителя.

Конечно, это напряжение последних дней сказывалось на их самочувствии. Мастер М., защищая своих сотрудников от астральных нападений, окутывал их Своей аурой, однако ее воздействие, в силу свойственного ей огромного напряжения, сказывалось на организмах Рерихов непросто, вызывая плохое самочувствие и состояние постоянной усталости. На это накладывалась и естественная усталость из-за большой работы, выполняемой ими, и к тому же перестройка их организмов, неизбежная при открытии высших центров.

Неуклонно заботившийся о Своих учениках Учитель напоминал:

«Здоровье берегите. Мы поручились за вас и за успешное окончание. Вы уже успели окончить многое. Фуяма, больше ходи, не утомляйся. Урусвати, не читай поздно. Вам волноваться нельзя. Много тревожились и глубоко хлебнули Нашу ауру. При условии города вами сделана гигантская работа. Теперь можете думать об отдыхе. И рад воистину, ибо быстро началось ваше поручение и ни одно из Наших поручений не росло еще так поспешно. И потому рад сказать вам, чтобы в сохранении Заветов вы могли бы так же поспешать в будущем. Дела растут» [1084].

Отдых был необходим Рерихам в связи с особым нервным напряжением, вызванным воздействиями на них мощных духовных энергий. О состоянии, испытываемом Рерихами в тот период, Учитель сказал:

«Хочу назвать вашу болезнь – называется оккультной лихорадкой – явление, знакомое Нам, но усиленное утомлением и переменою организма.

Надо бережно пережить это время.

Во время боя окружал вас плотною аурою, —

Это похоже на хлороформ, после надо отдышаться» [1085].

В конце марта решено было устроить в школе небольшую выставку работ Николая Константиновича. Выставка была запланирована всего на один день. Подготовка выставки дала сотрудникам Рерихов ценный опыт развешивания картин. Этим занимались в основном Елена Ивановна и Николай Константинович, а члены внутреннего круга учеников помогали им, учась при этом общим принципам подбора картин при их развешивании на стенах.

Как писала З. Фосдик, «подбираются не только гармоничные краски, близкие по духу сюжеты, но и пропорция – мера должна подходить. Одна картина “скучна” рядом с другой, другая “терпка”. Удача [одной] “убивает” другую. Висят пять картин, и кажется гармонично, приходит шестая – и вся гармония нарушена, и все надо перевесить. Боковой свет лучше всего для картин, “лобовой” хуже всего. Две картины одинакового тона или красок нехороши, если висят рядом. Сегодня много раз перевешивали картины на первой стене, чтобы добиться желательной гармонии для глаза. Е.И. поражает своим знанием развешивания картин и пониманием красок. Какие дивные картины, и как украсились и заговорили стены! Какой великий художник Н.К.! Многое мы поняли сегодня – мудрость и красоту в художестве. Это всё иной мир! Краски как драгоценные камни! Все устали, кроме Е.И. и Н.К., которые больше всех и работали» [1086].

Несмотря на столь короткий срок экспонирования – всего один день – выставку посетило много людей, и она произвела огромное впечатление на всех посетителей. Знакомый Рерихов, некто Рывкин, чтобы попасть на выставку, приехал специально из Филадельфии. Он ушел из зала последним, по словам Зинаиды, с трудом оторвавшись от картин и уверяя, что глядя на картины, он словно слышит колокольный звон. Среди посетивших выставку было много желающих купить картины; люди спрашивали цены на них и были очень разочарованы, узнав, что картины не продаются.

Темное влияние

Однако чем очевиднее были успехи Рериха как художника и руководителя Института объединенных искусств, тем активнее действовали его враги. Конечно, главным центром противодействия был иерофант тьмы, действующий через своих многочисленных пособников – не только его посланников вроде Вадьи, но и через завистливых и непорядочных людей.

На сеансе 26 марта Учитель опять предупредил Рерихов о том, что их враги активизировались. Компаньоны Хорша не оставляли попыток вовлечь его в опасные спекуляции, грозившие ему в конечном счете разорением. Мало того – в борьбе с успешно функционирующими культурными учреждениями Рерихов противник разыграл новую «козырную карту» – шовинистические чувства. До начала культурной деятельности Рерихов в США не было музеев, посвященных творчеству только одного художника. Музей Н. Рериха был первым в своем роде. У несостоявшихся художников это не могло не породить чувства зависти, последствием которого была клевета в адрес Рериха. В определенной среде начались разговоры о том, что Институт Объединенных искусств, созданный Рерихами, – это русская школа искусств, а музей Рериха, созданный при «Корона Мунди», – это музей русского художника, в то время как ни один американский художник не удостоился такой чести – иметь музей собственного творчества. Такими рассуждениями враги Рерихов настраивали соответствующим образом некоторых деятелей искусств и журналистов, а затем и Луиса Хорша, выступившего спонсором рериховских культурных учреждений.

В конце марта и начале апреля Зина и Морис беседовали с Рерихами и получили от них ряд указаний на будущее. Учитель М. видел, что под воздействием клеветы Хорш заколебался в своем мнении о Рерихе, и потому через Рерихов просил Зинаиду, как наиболее сознательную и преданную сотрудницу, направлять Хоршей в мировоззренческом плане, не позволяя им подпасть под влияние клеветы врагов.

Во время короткой встречи с Рерихами в начале апреля Елена Ивановна напомнила Зинаиде, как во время прошлой совместной встречи, состоявшейся две недели тому назад, ее кольцо, психологированное Учителем, так потемнело, что это удивило всех присутствовавших. Зинаида Григорьевна отметила, что это было связано с духовным состоянием Хоршей. Поскольку у членов круга сформировалось объединенное сознание, все сотрудники Учителя ясно почувствовали перемену в Хоршах, которым недоброжелатели Рерихов наговорили о недопустимости поддержки «русской школы», из-за чего якобы они наживут себе врагов среди американцев.

Ранее Рерихи уже советовали Зинаиде в случае колебаний и уклонений Хорша напомнить ему об ответственности, которую несет на себе тот, кто добровольно принял на себя миссию служения свету, и о том, что в гороскопе Хорша указано, что «…от него самого зависит его путь и рост, иначе все может рухнуть для него, как это ему ясно сказано в гороскопе» [1087].

Кроме того, Зинаида подробно записала в свой дневник советы Елены Ивановны по поводу их будущих отношений с Хоршем: «Если он будет опять говорить об Америке и американской школе и искусстве, сказать ему, что если он попадет в лужу, то не принял [бы] ее за океан. В луже тоже есть вода, но она остается лужей. Потом, что в “Кор Арденс”, когда было основано Н.К., вошли все мировые имена, как Метерлинк, Местрович, Тагор, не потому, что они любили Америку и ценили ее искусство, а потому, что там был Рерих и из-за него они пришли. Рерих – личность мировая, через него были даны и Мастер-Институт, Корона Мунди, Музей, и задачи этих учреждений интернациональны.

Шовинизма у нас в Школе не должно быть, чуть мы станем на американскую сторону, мы этим самым теряем место в Белом Братстве, ибо Оно во главе своих Мастеров признаёт только дела всего мира. Это надо при случае сказать Хоршу.

В одном из указов М. говорит: “Если сущность ваших дел хороша для всего человечества, она хороша для вас”.

Мы не можем отдавать пристрастного предпочтения никакой нации, а [надо] собирать сокровища всех наций и давать их учащимся. Н.К. в России имел редкую коллекцию картин старых мастеров, которую собирал всю жизнь. Один Третьяков собирал только русских художников, его брат – иностранных мастеров. В Америке наибольшие цены платят за Ван Дейков, Рубенсов и т. д. Говоря же о русском искусстве, надо не забыть, что громадный успех имеет Московский Художественный театр, русский балет, на них Отто Кан тратит громадные деньги. Один из лучших американских художников, Морис Стерн, – русский из Москвы, русская музыка в лице Рахманинова, Хейфеца высоко ценится, даже американец-танцор – художник Стоуэт, прицепил себе кличку “русский”, чтобы иметь больше успеха. Лучшая опера здесь итальянская, из всего мы видим, что в Америке пока своего нет или очень мало, и благо тем, кто не шовинисты, а берут лучшее у других наций.

Если Хорши когда-нибудь скажут опять “русский художник” про Н.К., сказать им, пусть они потрудятся почитать книгу отзывов Америки и других стран о Н.К. и его собственные статьи, им многое станет понятно, ибо они, видно, не очень внимательно все читали или вряд ли вообще читали» [1088].

Также Зинаида Григорьевна получила от Рерихов указание твердо стоять на страже указов Учителя М. и оберегать школу от коммерческих тенденций, которые в особенности проявлялись у жены Хорша, Нетти.

Елена Ивановна также сообщила Зинаиде, что намерена поговорить с Нетти и передать ей то, что было сказано Учителем по поводу сложившегося у них с Луисом неверного понимания значения работы Рерихов в Америке. Эта беседа состоялась, и Нетти со слезами призналась, что на них действительно оказала влияние клевета и шовинистические настроения в отношении учреждений Рерихов в Америке, но теперь она поняла, что они поддались ложным наветам.

Правда, позиция Хоршей по отношению к Рерихам выправилась не сразу же после той беседы. Но постепенно темная туча миновала, Хорши смогли осознать, что их сомнения были ложны и вызваны намеренной клеветой в адрес всемирно известного художника. 10 апреля Хорши навестили Рерихов; беседа затянулась до 12 ночи. Сразу же после этого Елена Ивановна позвонила Зинаиде и сказала, что мнение Хоршей теперь кардинально поменялось, они перестали вдохновляться шовинистическими по сути идеями «американского искусства и американской школы», оставшись на позициях, изначально утвержденных Учителем и Рерихами.

Навстречу мечте (Отъезд в Индию)

На протяжении всего пребывания Рерихов в Америке Учитель напоминал им о предстоящей поездке в Индию, а также постепенно готовил их к выполнению особой миссии на Востоке, доверенной им Братством гималайских Адептов.

Говоря о будущей поездке в Индию, Мастер Мориа обещал своей ученице то, к чему она больше всего стремилась, – знания, бывшие наследием древней традиции философско-эзотерических знаний Востока.

«…дом Рериха славный примет посвящение в Индии» [1089].

«Хочу дать знание тебе из восточных рук. Можешь пройти космогонию, сущность энергии и практику явлений праны. <…> Особая работа, вооруженная знанием» [1090].

Когда же Елена Ивановна спрашивала Учителя, кто будет их учить этим знаниям в Индии, Махатма неизменно отвечал, что это будет делать Он Сам:

«Не чую в Америке наставлений, прошу лишь сохранить данное. Лишь потом оценишь, сколько сделано здесь. Теперь создайте книгу и укрепите дела. <…>

– Кто даст эти знания?

– Сколько раз повторять – Сам!!!» [1091].

Сильное стремление Елены Рерих к знанию отмечала и ее ученица Зинаида Фосдик. По ее словам, Елене Ивановне хотелось не столько совершенствования ее способностей ясновидения и яснослышания (они не были для нее самоцелью), сколько именно знания – «…учения – порыва, высшего устремления, знания высших миров, мирового плана. Этому Сам М. обещал их учить» [1092], – писала Зинаида Григорьевна.

В январе Учитель не раз напоминал Рерихам о необходимости отъезда из США: натиск противника сильно мешал их духовной работе. «Учение новое начнется на Моей земле» [1093],– сказал Он о приготовленных для них будущих духовных возможностях.

На вопрос Елены Ивановны, увидит ли она Учителя, Он пообещал ей встречу наяву, а не только в видениях. Но, с другой стороны, изменить ранее установленный срок их отъезда в Индию, ускорив события, Мастер М. не мог, так как американские сотрудники Рерихов еще не были готовы к самостоятельному продолжению работы, начатой под их руководством.

Конечно, Рерихи мечтали как можно скорее осуществить свою давнюю мечту и уехать в Индию. И вот долгожданный момент настал…

Подводя итоги работы, совершенной Рерихами за весь период их жизни в США, Мастер М. говорил:

«Фуяма – правитель всемирный в искусстве, пусть сокровища твои свято оберегаются учениками» [1094].

«Ты, Урусвати, ты, Фуяма, Вы должны Щита Моего образом быть. И духом творящим и на радости освобождения духа от оков пришли вы на Вселенную в этот раз» [1095].

В начале мая на сеансе общения Учитель дал Рерихам знак-эмблему музея Рериха, организованного ими при «Корона Мунди».

«Утверждая знак хранилища, помните и несите в сердце знамя Моего Мира. И в залог даю вам эти числа и знаки в день последний, там, где собрались вы впервые в круге Моего сознания без отступления и в радости грядущего Великого Дня» [1096], – передал Махатма М.

Эмблема музея Н. Рериха в Нью-Йорке

Данный Учителем знак с буквами «M» и «R» для всех означал «Roerich Museum», но эзотерически эта аббревиатура означала «Moriah Rex», или «Владыка Мориа».

Это были дни последних встреч американских учеников Рерихов с их наставниками. Зинаида Григорьевна писала, что у нее сжимается сердце при мысли о том, что ее любимые учителя так скоро уедут.

30 апреля Николай Константинович провел последнее собрание в школе, дав сотрудникам много ценных рекомендаций для их будущей работы.

Сообщения Учителя, получаемые Рерихами в эти дни, были краткими и полными значения, похожими не только на подведение итогов, но и на духовные напутствия. «Закончите поручение на Америку. Можете закончить основание дела на будущее» [1097], – сказал Учитель.

Об остающихся в Америке сотрудниках Мастер М. сообщил:

«Духом уже отойдете, но аура даст последнее звено. Намерение Мое скрепить круг в новом составе» [1098].

На последнем совместном сеансе 5 мая Елена Ивановна раздала своим ученикам памятные подарки, указанные Учителем М.: «Франсис – брошку с опалом и бриллиантами вокруг. Нетти – сердце из аметиста, которое она (то есть Елена Ивановна. – Авт.) носила на Монхигане, Енточке – кольцо с жемчугом, которое она всегда носила на пальце, маме – золотую цепь с золотой ручкой, как бы всегда указывающей и держащей треугольник, мне – часики, которые Е.И. всегда носила, будучи молодой девушкой» [1099].

Как отметила в своем дневнике Зинаида Григорьевна, «часы – это символ бодрствования на часах, часового». Этот памятный подарок исключительно точно отразил роль молодой сотрудницы Рерихов в их дальнейшей работе. И в самом деле, будущее показало, что из всех учеников внутреннего круга самой преданной оказалась Зинаида Григорьевна. Конечно, и она не избежала ошибок, которые так или иначе совершали все ученики Рерихов. Но Зинаида, как настоящий часовой, выполняла свою миссию до конца, – преданность Учителям и мужество помогли ей с достоинством выйти из самых тяжелых испытаний. «Страж верный» – впоследствии назовет Учитель эту маленькую ростом, но обладавшую исключительно твердым характером женщину.

На последнем сеансе с Рерихами царила удивительная обстановка – у всех было чувство необычайной гармонии и единения, но в то же время и щемящей грусти. «…грустно при мысли, что так долго не увидим наших светлых, мудрых, великих учителей. Сидели поздно, никому не хотелось уйти, ибо мы все собрались у них последний раз» [1100], – писала Зинаида Григорьевна.

7 мая перед отъездом Рерихи последний раз пришли в школу и долго находились там, как бы желая навсегда запечатлеть в сердце обстановку с таким трудом созданного ими очага света. Были, как сообщала Зинаида, и Хорши, и Франсис Грант. Вечером Лихтманы еще раз зашли к Рерихам, провели вчетвером вечер, беседовали с Учителем, а потом долго и сердечно, со слезами на глазах, прощались.

8 мая 1923 года американские сотрудники Рерихов собрались в порту Нью-Йорка, чтобы проводить своих учителей в дальнюю поездку. На пароходе «Мавритания» старшие Рерихи и Святослав (Юрий был в Париже) отправлялись в Европу, чтобы уже оттуда, после решения ряда вопросов, направиться в Индию. «Хотя на душе у нас очень грустно, но было и очень радостное чувство при мысли, что они едут продолжать свою великую миссию на пути к М.» [1101], – записала в своем дневнике Зинаида.

Рерихи выглядели спокойными и бодрыми, как всегда; Лихтманы – немного грустными. Николай Константинович подбодрил сотрудников, сказав, что у них должно быть не грустное, а радостное чувство, потому что они должны жить будущим, а грусть – это чувство прошлого. На прощание он сказал своим американским друзьям: «Действуйте!»

Пароход дал последний гудок и медленно отчалил от пристани.

Началась новая страница жизни и для Рерихов, и для их учеников.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.