Свободная воля и предопределённость — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Свободная воля и предопределённость

2022-10-05 22
Свободная воля и предопределённость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Другой важной философской проблемой, на которую проливает свет оккультное учение о Божественном Помысле, является вопрос о соотношении свободной воли и предопределённости. Эти два термина указывают на два противоположных варианта ответа на вопрос: является ли человек хозяином своей судьбы или же нет? Есть люди, которые по своей природе или из-за неправильного понимания религиозных учений склонны к фатализму в своём отношении к жизненным проблемам. Они считают, что будущее уже предопределено Богом, законом Кармы и т. п., и им ничего не остаётся, кроме как подчиниться неумолимой Судьбе. Такого рода философия, если неразумно ей следовать, обязательно приведёт к развитию негативной, пассивной ментальности, а также сведёт на нет все инициативы и усилия в нашей жизни. Но, к своему счастью, те, кто провозглашают полную покорность Божественной воле или Карме, обычно не следуют своим убеждениям, или же делают это, когда им удобно. Фактически, действительная жизнь таких людей забавным образом контрастируют с их религиозными убеждениями, потому что ведут себя они так, словно весь мир зависит от их личной воли, и нет других сил, которые определяют ход событий. Поэтому фатализм, хотя он и широко распространён среди некоторых общин, не является активной и эффективной силой в человеческой жизни. Как и многое другое в религиозной вере, мало кто принимает это учение всерьёз, а их подчинённость Богу не много значит в их реальной жизни.

Далее, существует другой крайний взгляд, когда человек считается полным хозяином своей судьбы и может делать всё, что хочет. Этот взгляд, естественно, очень популярен в современном мире, потому что материалистическая философия, модная в наши дни, выбросила за борт не только Бога, но и закон Кармы, согласно которому человек пожинает посеянное им. Естественно, что когда нации или отдельные личности настаивают на своём праве делать то, что им нравится, игнорируя интересы всех остальных индивидов и народов, идея свободы воли должна приниматься как само собой разумеющееся. И таких людей не волнует, является ли эта идея верной или нет. Мы верим тому, во что хотим верить и что соответствует нашим естественным склонностям, даже если это противоречит очевидным фактам действительности. Верить, что человек способен делать всё, что пожелает, несмотря на то, что он даже не знает точно, будет ли жив завтра или нет; несмотря на то, что существуют желания трёх миллиардов человек, которые тоже нужно принимать во внимание; несмотря на то, что земля, на которой он живёт, — это просто пылинка в огромной вселенной, пугающей своей неопределённостью и неизведанными тайнами; верить, что это эфемерное и тщедушное создание, которое мы называем человеком, при таких обстоятельствах имеет полную свободу воли, — это значит жить в придуманном мире, который не имеет никакого отношения к нашему действительному существованию, нашему обычному опыту.

Поэтому очевидно, что ни свободная воля, ни предопределённость не дают истинной картины нашего существования, и истина, касающаяся этого вопроса, не может быть обнаружена на основе поверхностной житейской философии. Вселенная базируется не только на фактах физических и видимых, но и на запредельных и невидимых, причём последние являются более значительными, чем первые. Мы не можем устранить эти факты нашей внутренней жизни, просто решив, что они не существуют, как поступила материалистическая философия. Одним из таких важных фактов, основывающемся на опыте мистиков, оккультистов, пророков и мудрецов, является существование внутреннего, духовного аспекта Реальности, скрывающегося за постоянно изменяющимся миром явлений, в котором все мы живём. Этот мир явлений является лишь тенью духовного мира. И если мы признаем данный факт, то тогда, очевидно, всё происходящее в нашем мире определяется его отношением с духовной реальностью.

Трудно понять природу отношения, существующего между духовным миром, развёртывающимся в Божественном Уме, и тенью, которую он отбрасывает на мир времени и пространства. Именно по этой причине философы, с незапамятных времён размышляющие над загадкой свободной воли и предопределённости, не могут прийти к какому-то конечному выводу.

В Природе имеются факты, позволяющие сделать вывод о том, что в основе вселенной лежит весьма жёсткая предопределённость, согласно которой последовательность и характер имеющих место явлений заданы заранее так же жёстко, как и кадры, проецируемые на экран, заданы плёнкой, находящейся в проекторе. Возьмём, например, способность видеть будущее в деталях, что, несомненно, является фактом. Статья в журнале «Readers Digest» (за сентябрь 1965) под заголовком «Хрустальный шар», показывающая, насколько определённо и точно можно видеть будущее, оставляет читателя в страхе и неведении по поводу того, возможна ли вообще свобода воли в обычном смысле этого слова. С точки зрения математики, если одно событие в будущем может быть зафиксировано во времени и в пространстве, то все предшествовавшие ему события также должны быть зафиксированы. И поскольку все события во вселенной взаимосвязаны и не могут быть отделены друг от друга, то они должны быть закреплены так же, как каждый кадр, спроецированный на экран, закреплён и зафиксирован на киноплёнке. Здесь мы сталкиваемся с предопределённостью в самой жёсткой её форме.

Далее, имеются другие факты, которые также убедительно показывают, что у человека есть свобода воли и что его судьба в достаточных пределах находится в его собственных руках. Все великие духовные учителя человечества в один голос и, ничуть не сомневаясь в этом, призывают человечество попытаться подняться над низшими мирами иллюзий, несчастий и ограничений в мир Реальности и, таким образом, освободиться из нижних миров. Они знают оба мира — Реальный и нереальный, — и вряд ли могут призывать своих последователей прикладывать максимальные усилия в целях освобождения от ограничений и иллюзий, если в основе существования лежит жёсткая предопределённость. Это было бы просто издевательством.

Сам факт, что закон Кармы регулирует жизнь человеческих существ и приносит каждому плоды его собственных действий, мыслей и желаний, указывает на наличие в человеке свободной воли, а также на возможность при помощи этой свободной воли двигаться по пути духовного развития. Правда, на ранних стадиях своей эволюции, когда человек полностью находится под гнётом животных инстинктов, у него вряд ли есть возможность выразить свою свободную волю, и поэтому его развитие направляется внешними воздействиями, удовольствием, болью, а также общим направляющим импульсом Божественной Воли. Но по мере того, как он развивается и приобретает необходимый контроль над своим умом и желаниями, свободная воля начинает играть всё более доминирующую роль в его жизни, и развитие человека всё в большей степени направляется им самим. Фактически вся философия и наука йоги основана на утверждении, что человек может освободиться от иллюзий и ограничений, в которые он вовлечён, и закрепиться в мире Реальности, к которому он в действительности принадлежит. Всё это и многое другое указывает на тот факт, что человек обладает свободой воли, и её становится всё больше по мере того, как он приближается к цели своего человеческого развития. И когда он достигает своей цели и понимает свою истинную Божественную природу, объединив своё сознание с Божественным Сознанием, его воля становится совершенно свободной, потому что он — одно целое с Божественной Волей, и тогда он становится её сознательным проводником.

Итак, обе эти концепции — предопределённость и свободная воля, — хотя и противоречивы внешне, но в том, что касается человеческой жизни, — истинны и являются фактами существования. В паре они составляют парадокс высшей жизни. Такие парадоксы являются неразрешимыми с помощью интеллекта и могут исчезнуть лишь в свете Реальности, поэтому здесь я не предлагаю никакого окончательного философского решения. Но этот вопрос интересен не только с философской точки зрения; он, кроме того, имеет важное значение для практикующего. Поэтому я хотел бы, пусть очень коротко, остановиться на нём, дабы устранить парализующее непонимание, гнездящееся в сознании некоторых учеников, считающих, что их будущее предопределено, и что, соответственно, не нужно предпринимать никаких попыток для избавления от иллюзий и страданий, в которые они оказались вовлечёнными. Такое непонимание, даже нечётко выраженное и существующее только на подсознательном уровне, коварно подрывает все наши устремления и ведёт к смятению и умственной фрустрации. Поэтому, даже если мы не способны разрешить парадокс свободной воли и предопределённости, то всё равно должны изучать этот вопрос и размышлять над ним до тех пор, пока не убедимся, что свободная воля действительно в какой-то мере играет важную роль в жизни человека, и что избавиться от порабощения можно, если этого по настоящему захотеть.

В «Йога-сутрах» Патанджали есть очень важный афоризм, проливающий свет на данный вопрос и указывающий на отношения, существующие между Реальным миром, находящемся в Божественном Уме, и его тенью, проецирующейся в мир времени и пространства. Этот афоризм IV-2 уже цитировался в предыдущей главе и обсуждался в другом контексте. Давайте теперь рассмотрим его подробнее, чтобы показать, как он проливает свет на вопрос ограниченной свободы воли, имеющей место при выработке Божественного Плана. Из афоризма видно, что оккультизм признаёт возможность различных путей или, другими словами, возможные вариации в ходе событий, когда духовный мир Божественного Ума отражается в мире явлений. Это означает, что предопределённость, по крайней мере в жёсткой форме, не существует. Ход событий в мире явлений не воспроизводит образец или план Божественного Ума жёстко, как кино воспроизводит плёнку на экране, т. е. механически и во всех подробностях. Можно сказать, что это отношение подобно отношению между идеей, существующей в голове архитектора, и зданием, построенным по этому проекту из дерева и камня. При сооружении здания можно пользоваться любым из многочисленных «путей». Строитель может начать с любой комбинации комнат: ADG, CFI, ABC или AEI.

А В С

D Е F

G H I

Он может закончить левое крыло раньше правого и наоборот. Или он может продвигаться от основания обычным способом. Существуют сотни способов, отличающихся значительными и незначительными деталями, с помощью которых здание может быть воздвигнуто и завершено, и, тем не менее, когда оно завершено, эти вещи не имеют никакого значения. В любом случае здание будет одинаково соответствовать тому идеальному зданию, которое было в уме архитектора. И когда оно завершено и предстаёт во всём совершенстве своих форм, способ, которым оно было построено, все детали и т. п. становятся не только нематериальными, но и иллюзорными, простым воспоминанием.

Далее, каковы же различия в деталях этих разных методов завершения строительства здания? В соответствии с Сутрой это просто разница во внешнем виде разных качеств, или дхарм, которые присутствуют в Пракрити в латентной форме. Поэтому завершение здания, так или иначе, зависит от наличия того или иного набора качеств, и все эти качества в латентной форме присутствуют в Пракрити, а некоторые появляются из этого потенциального состояния и переходят в свою активную форму в соответствии с обстоятельствами. Конечно, мы описываем ситуацию в терминах Санкхьи, но это объяснение, по существу, правильно и даже соответствует научным фактам и теориям.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, мы взяли строительство одного здания. На это можно возразить, что строительство одного здания — это всего лишь одна незначительная часть изменяющейся и развивающейся вселенной, которая отражает Божественный План. А как насчёт всей вселенной? Если мы хорошо подумаем, то заметим, что можно разделить здание на его составные части, и то, что распространяется на всё здание, будет справедливо и по отношению к любой из его частей. Например, если мы возьмём одну комнату, одни и те же аргументы будут применимы как к строительству комнаты, так и стены. Точно так же, двигаясь в другом направлении, мы шаг за шагом дойдём до вселенной как единого целого. Те же самые принципы справедливы во всех случаях, независимо от размера или природы явления.

Итак, мы видим, что на Космическом Плане вся вселенная, или любая проявленная система (солнечная система) существует как архетипическая, законченная и цельная форма. Это представлено в своей совершенной развёрнутой форме в Божественном Уме Логоса и является основой Божественного Мира, упоминавшегося ранее. Когда этот Божественный Мир проецируется на низшие планы явлений, все явления формируются таким образом, что Божественный План воплощается в той форме, в которой он присутствует в Божественном Уме. Но, как объяснялось ранее, явления не следуют жёсткому курсу. В осуществлении Плана имеется некоторая гибкость, а также место для изменений, но под давлением Божественной Воли, стоящей за ним, и направляющего его Божественного Ума, План воплощается именно таким, каков он в Божественном Уме.

Что же приводит к различию путей и неопределённости методов? Почему Божественный План в своём осуществлении не следует строгой предопределённости в соответствии с Божественной Волей? Иными словами, что мешает Божественному Плану, какими бы незначительными эти помехи ни были? Причина очевидна. Наряду с Логосом существуют многочисленные Монады, развивающиеся в проявленной системе. Эти Монады — часть Божественной Жизни, но им приходится осуществлять своё развитие и раскрытие, находясь под влиянием иллюзий и ограничений на ранних стадиях. Это приводит к всевозможным осложнениям и задержкам. Логосу приходится разрабатывать Свой План (данный свыше) не одному, но вместе с Монадами; эти Монады подобны Ему, и их воля, проявляющаяся в виде желаний, тоже должна быть выполнена. Именно эти воли неразвитых Монад приводят к отступлениям от Божественного Плана и, чтобы их воли могли максимально осуществиться, необходима гибкость при выработке данного Плана. Но поскольку Монады — это часть Божественного Сознания, и так как по мере развития их воля сливается с Божественной Волей, все схемы завершаются в соответствии с Божественным Планом. Развёртывание вселенной, таким образом, — это коллективный процесс, в котором Монады тоже принимают участие в соответствии со своей индивидуальностью и стадией развития.

Из вышеизложенного ясно, что предопределённость и свободная воля не только существуют, но и участвуют в развитии вселенной. Сам факт существования Божественного Плана и Божественной Воли, стоящей за ним, означает некоторую степень и форму предопределённости. Но тот факт, что при разработке Плана есть место для гибкости и относительной свободы Монад, развивающихся во вселенной, означает наличие свободной воли Монад. На ранних стадиях это выражается в желаниях, приносящих свои как приятные, так и неприятные последствия; таким образом индивид постепенно учится взаимодействовать с Божественной Волей. Но по мере развития Монад трудности и помехи уменьшаются, а когда они постигают Себя, их воля сливается с Божественной Волей. Очевидно, что предопределённость и свободная воля сосуществуют, а в Плане должны быть сделаны скидки на приспособление, задержку и сложности, которые являются частью феноменальной вселенной с бесчисленными развивающимися в ней Монадами.

Обсуждавшийся ранее вопрос о сосуществовании свободной воли и предопределённости не должен создавать впечатления, что Божественная Воля на нижних планах времени и пространства выражается в совершенной форме. Эти миры — бренные миры иллюзий, и они в лучшем случае могут отражать различные стадии Плана в несовершенной форме. Этот План существует в своей Совершенной и Вечной форме в Божественном мире над пространством и временем. Мы не можем понять этой запредельной формы Божественного мира именно потому, что она находится над временем и пространством. Она содержит различные стадии, точно так же как и окончательную форму (относительно окончательную для кальпы), в своей целокупной форме, так же как формула, суммирующая ряды, содержит как свёрнутые, так и развёрнутые формы этих рядов. Но когда эта формула спускается в сферу времени и пространства, в проявлении начинают последовательно развёртываться различные элементы этих рядов, как показано ниже.

F(X) = f(x      1) + f(x      2) + f(x      3) + f(x      4)….

Целокупная форма всегда остаётся в Вечном, а её различные элементы проявляются один за другой в мире времени и пространства. Но проявление этих различных элементов в мире явлений — это просто последовательное проявление различных свойств Пракрити на основе гун. Иными словами, всё это иллюзорно. Реальный План, основанный на Божественном Помысле, во всей своей полноте и законченности может быть проявлен только в Божественном Мире, и только те, кто покинули нижние миры, могут понять этот план во всём его совершенстве. В нижних мирах мы можем видеть только лишь его несовершенные тени.

Вышеупомянутые идеи помогут также пролить некоторый свет на вопрос о «различных путях», упоминавшихся в процитированной Сутре, а также позволят нам получить представление об отношении Проявленного и непроявленного.

Некоторые люди склонны считать все подобные идеи досужими философскими рассуждениями. Они действительно являются досужими, но только если мы играем с ними, как это делают академические философы. Если же имеются искренние усилия практикующего узнать посредством ума, что на самом деле находится в основе интеллекта, то данные идеи прокладывают путь, или ступени к непосредственному знанию, которое приходит, когда йогину, предпринявшему значительные усилия в целях познания реалий высшей жизни, удаётся в конечном итоге сломать барьер интеллекта и встретиться лицом к лицу с объектами его исследований.

 

Глава 14

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОМЫСЕЛ

 

После того, как мы взглянули на ум в его макрокосмическом аспекте, давайте спустимся на человеческий уровень и изучим его функционирование в форме индивидуальной Монады. Это весьма обширная тема, и здесь мы сможем лишь очень кратко рассмотреть некоторые аспекты ума на микрокосмическом уровне, особенно те, которые связывают индивидуальный помысел с Божественным и Космическим. Но, прежде чем мы займёмся индивидуальным помыслом, давайте внесём ясность в наши представления относительно различия между Божественным и Космическим Помыслами.

(1) Божественный Помысел может быть рассмотрен как ментальная деятельность Логоса, являющегося Главенствующим Божеством проявленной солнечной системы. Логос солнечной системы, в соответствии с оккультным учением, получает свой План от проявленного Космического Логоса, являющегося Главенствующим Божеством всей вселенной, который, в свою очередь, получает План вселенной от непроявленного Космического Логоса, являющегося скрытым источником всех вселенных, следующих друг за другом в вечной последовательности шристи и пралаи. Строго говоря, фраза «Космический Помысел» должна использоваться только для ментальной активности непроявленного Космического Логоса, но так как слова «космос» и «вселенная» большинством воспринимаются как синонимы, вполне допустимо использовать их и для описания ментальной активности проявленного Космического Логоса.

Также отметим, что слово «космос» следует употреблять, когда речь идёт о множестве вселенных, следующих одна за другой в вечном чередовании шристи и пралаи, тогда как слово «вселенная» должно использоваться в более узком смысле для обозначения той конкретной вселенной, которая на данный момент находится в проявленном состоянии. Название «Космический Логос» в этом случае будет означать только непроявленный Космический Логос, а Космический Помысел — Его ментальную активность в непроявленном. В индуистской Космогонии есть два разных термина для этих двух реальностей — Махешвара и Вишвешвара; первый означает непроявленный Космический Логос, а второй — проявленный.

(2) Нам чрезвычайно трудно даже смутно представить себе Божественный Помысел, находящийся в Уме Солнечного Логоса. Космический Помысел, как в проявленном, так и в непроявленном, находясь на бесконечно более глубоком уровне, безусловно оказывается за пределами всякого нашего понимания. Мы можем предположить, что только те, кто поднялся над человеческим уровнем и смог слить своё сознание с сознанием Солнечного Логоса, могут заглянуть в природу Божественного Помысла. Всё, что мы можем сделать для создания разумной концепции Божественного Помысла, — это возвысить и расширить до предела свои представления о человеческом помысле, и с помощью принципа «что вверху, то и внизу» сформировать тонкую и крайне неопределённую концепцию этой тайны тайн. Давайте посмотрим, сможет ли математика нам в этом помочь.

(3) Отношения Космического Помысла в непроявленном и Божественного Помысла на Космическом и Солнечном уровнях могут быть выражены математически очень простым способом:

 

 

Каждый член правой части уравнения f(х      1), f(x      2) и т. д. есть функция, обладающая скрытыми потенциями, которые проявляются также как вселенная в своем развёртывании во время Махакальпы, когда в ней появляется бесконечное число солнечных систем, как это видно на примере ряда вертикальных столбцов. Все члены бесконечных множеств суммируются в формуле F(X), которая представляет собой Космический Помысел в непроявленном. Таким образом, два аспекта Космического Помысла (в непроявленном и в проявленном) представлены двумя сторонами горизонтального верхнего уравнения. Божественный Помысел, с другой стороны, как на Космическом, так и на Солнечном уровне, представлен вертикальными уравнениями, где каждое представляет только одну из бесчисленных вселенных, которые возникают друг за другом, и каждая содержит бесконечное количество солнечных систем.

Если бы мы захотели изобразить индивидуальный помысел, он был бы представлен в виде уравнений, написанных под прямым углом по отношению к плоскости бумаги. Каждый член, символизирующий Божественный Помысел Солнечного Логоса в вышеприведённой схеме, будет суммировать ряды, различные члены которых символизируют индивидуальный помысел Монад, связанных с Логосом. То есть данная схема должна быть трёхмерной.

Становится ясно, что именно развёртывание такого целокупного Космического плана, абсолютный источник которого находится в непроявленном, образует Божественный Помысел, производящий миры явлений при своём проецировании вниз. Такое развёртывание происходит на высочайшем уровне, в Божественном Уме Космического Логоса, а затем в Божественных Умах Солнечных Логосов в виде соответствующих солнечных систем. Именно эти духовные миры, созданные Божественным Помыслом, составляют Реальную форму вселенной. Они отражаются в мирах явлений времени и пространства, в которых многочисленные Монады развиваются и достигают раскрытия своего сознания.

Для того, чтобы мы могли видеть правильную перспективу и истинное значение всего этого, индивидуальный помысел Монад должен рассматриваться на фоне Космического и Божественного Помысла. Если мы будем рассматривать его именно таким образом, то заметим, что, с одной стороны, он связан с Космическим и Божественным Помыслом, а с другой — с ментальной деятельностью на уровне индивидуальности и личности.

В другом контексте упоминалось, что развёртывание различных Монад в соответствии с их индивидуальными особенностями на нижних планах ранних стадий их развития не является бессвязным и случайным, как это кажется на первый взгляд. Они являются неотъемлемой частью всеобъемлющей Божественной модели и вписываются в неё так же, как на первый взгляд не имеющие отношения друг к другу части мозаики образуют прекрасную картину при завершении работы. Эволюционный цикл Монады, таким образом, — это не изолированное и независимое явление, но нота, смысл которой — стать полноправной частью Божественной симфонии.

Исследуя отношение Абсолютного и Монад в книге «Человек, Бог и Вселенная», мы видели, что все Монады являются самостоятельными аспектами (частями) Абсолютного, также как радиусы являются отдельными частями круга (или шара). Очевидно, что когда такое Целое проявляется в сфере времени и пространства, то даже если различные Его части развиваются и развёртываются в разных направлениях, всё равно в основе этих различных путей развития, которым они следуют как индивидуальные единицы, должна лежать срытая гармония, отражающая их единство и нераздельность с Абсолютным. Иными словами, хотя каждая Монада обладает индивидуальными особенностями, и путь, которым она следует, уникален, тем не менее все эти индивидуальные различия и пути на самом деле тесно связаны один с другим, потому что все они происходят из совершенного Целого, которое из них же и состоит.

Данная концепция индивидуальной уникальности гораздо более умна и красива, чем та, в которой совершенство каждой индивидуальной души считается не связанным с совершенством как других душ, так и той Великой Души, из которой они все происходят. Такие не связанные между собой бесчисленные души, находящиеся в безграничной вселенной, могут в лучшем случае быть относительными, в то время как души, абсолютно включенные в совершенное Целое Абсолюта, должны быть абсолютными. И это не просто спекулятивная идея. Любой, кто знаком с высочайшими учениями оккультизма и разобрался в них, может видеть, что такой вывод неизбежен. Абсолютная Реальность, являющаяся совершенно гармоничным и нерасчлененным Целым, по своей природе не может содержать в себе многочисленные не связанные между собой и негармоничные части, даже если сами по себе эти части относительно совершенны. Совершенство Целого требует не только совершенства его составных частей, но и совершенного взаимоотношения.

Конечно, в приведённой выше концепции индивидуальных особенностей мы принимаем во внимание не только Монады, которые всё ещё раскрывают своё человеческое совершенство, но и те из них, которые уже приобрели статус Солнечного Логоса и раскрывают своё Божественное совершенство. Совершенство, гармония и целостность Абсолюта всеобъемлющи и вмещают в себя все Солнечные Логосы и все Монады. Монады отличаются от Солнечных Логосов, как уже указывалось, не своей сущностной природой, но только лишь степенью развития, хотя эта разница настолько огромна, что её невозможно представить. Вместе они составляют проявленную Реальность, которая находит своё выражение в области, выделенной Сознанием Космического Логоса. Это — предпоследний синтез, в котором все проявления Духа рассматриваются как единое целое, уходящее корнями в Абсолют в качестве Единого и проявляющееся в Космосе как Множество.

Далее, если все духовные элементы в проявлении являются взаимосвязанными и составными частями гармоничного и нерасчлененного Целого, разве из этого не следует, что их соответствующая деятельность в сфере ума тоже должна быть взаимосвязана? Другими словами, разве беспочвенно утверждать, что Космический, Божественный и индивидуальный помыслы тесно связаны на глубочайшем уровне и осуществляют общую цель? Разве это не значит, что Божественный Помысел Солнечного Логоса уходит корнями и отражает Космический Помысел, а индивидуальный помысел Монад, невзирая на свою индивидуальность, уходит корнями и отражает Божественный Помысел своего Логоса?

Данные воззрения не носят чисто гипотетический характер; до некоторой степени они подтверждаются фактами нашего опыта, и их правомерность становится очевидной, если мы проанализируем обычное содержание нашего ума с его постоянно меняющимся потоком ментальных образов и идей, составляющих нашу ментальную жизнь. Мы обнаруживаем, что этот поток состоит из различных ментальных образов. Одни виды образов возникают под впечатлением того, что воздействует на наши индивидуальные умы. Другие виды возникают благодаря самой деятельности наших умов. Ментальные образы, возникающие в нашем сознании под воздействием дневных циклов утра, дня, вечера и ночи, годовых сезонных циклов и бесчисленных звёзд, которыми усыпано ночное небо, — это результат влияния Божественного Ума на наши индивидуальные умы. Они возникают в наших умах под влиянием деятельности Божественного Ума на солнечном или космическом уровне, в соответствии с нашем положением во времени и пространстве, и не зависят от деятельности нашего индивидуального ума.

Кроме того, существует ещё один источник ментальных образов и идей в нашем уме: это потенциальные впечатления и силы (sanskāra), скрытые в нас самих. По мере созревания санскар они друг за другом проявляются в уме, в значительной степени определяя нашу жизнь. Большая их часть обязана своим появлением нашей прошлой карме, которую мы накопили в этой и прошлых жизнях; некоторые же из них происходят из гораздо более глубокого источника, каковым являются наши Монады. Как известно, неизменный образ человеческих индивидуальных особенностей спрятан внутри Монады; он очень медленно и незаметно раскрывается в нашей жизни, определяя её направление. Следовательно, на нас влияет не только наша собственная Карма, накопленная в прошлом, но и наша потенциальная возможность будущего проявления. Когда в нашем уме появляются определённые побуждения или вдохновение, мы склонны считать их результатом независимой деятельности нашего ума, но это иллюзия. Хотя их источник не внешний, т. к. они исходят из нас самих, тем не менее эти побуждения не являются результатом независимой деятельности нашего мыслящего ума.

Если мы отбросим ментальные образы и идеи, возникающие из двух упомянутых выше источников, останется очень маленький остаток идей и мыслей, которые являются результатом независимой активности нашего ума. Этот остаток у разных людей будет разным в зависимости от индивидуальной особенности их жизни, деятельности и стадии развития.

Обсуждая этот вопрос, ещё важно заметить, что наш ум является местом встречи различных видов ментальной деятельности: Космической, Божественной и индивидуальной, и нет ничего противоестественного в оккультном учении об их взаимосвязи. Но они не просто взаимосвязаны. Эти виды ментальной деятельности исходят из центрального источника, находящегося в непроявленном, и постепенно спускаются в низшие сферы проявленного, возникая как индивидуальный помысел на низшем уровне. Космический Помысел — это абсолютная база и основа всей ментальной активности в проявленной вселенной. На этой основе построена ментальная активность Солнечного Логоса, которую называют Божественным Помыслом. Ум каждого Логоса, в свою очередь, является базой для индивидуального помысла Монад, которые развиваются в Его солнечной системе. Отношение между этими тремя видами помысла — Космическим, Божественным и индивидуальным — представлено в виде диаграммы на рисунке, помещённом в главе о Космическом Помысле.

Если все сказанное ранее правда, тогда наши индивидуальные жизни, определяющиеся соответствующей деятельностью нашего ума, являются частями Божественной модели, пребывающей в Божественном Сознании и скрытой от нашего взора. Кажется, что здесь внизу мы живём, работаем и развиваемся независимо, но на самом деле мы только пытаемся воплотить различные части этой обширной и недоступной для понимания Божественной модели в своих собственных сферах. Весь план нашей солнечной системы спрятан в сознании нашего Солнечного Логоса. Его различные части находят своё выражение с помощью Монад, развивающихся в солнечной системе всё более полно и совершенно по мере приближения соответствующего Плана к завершению.

Точно так же, но на неизмеримо более высоком уровне, Солнечный Логос воплощает в своей собственной солнечной системе Космический План вселенной, скрытый в сознании Космического Логоса. Весь Космос объединён не только духовно, но и ментально, если использовать слово «ментальный» в его широчайшем смысле, включая все уровни ума. Как духовные существа, мы объединены и укоренены в Абсолюте, как это показано на рис. 1. Наша ментальная активность, имеющая место в отдельных ментальных мирах, тоже мистическим образом связана и укоренена в Космическом Помысле Космического Логоса, как показано на рис. 2.

 

Рис. 1 и 2

 

Эта великая картина вселенной, в которой мы живём, представлена оккультизмом. Только такая упорядоченная, взаимосвязанная, гармоничная и целенаправленная деятельность во всей вселенной, видимой и невидимой, превращает всё это из простого сочетания звёзд и галактик в Космосе. Сравните это с картиной, которую дает Наука, и вы увидите разницу между частью и целым, между тем, что можно увидеть глазами плоти и глазами Духа.

На это можно возразить, что мы не осознаём тот факт, что наша ментальная деятельность и другие цели взаимосвязаны. Но отсутствие сознавания не означает, что это неправильно. Нам кажется, что все мы двигаемся по этой земле в различных направлениях и независимо друг от друга. Разве мы осознаём тот факт, что все мы вращаемся вместе с землёй вокруг её оси? Разве мы осознаём то, что вовлечены и в другой вид движения, поскольку земля вращается по своей орбите вокруг солнца? Разве мы осознаём, что наша солнечная система сама вращается, поскольку галактика поворачивается вокруг своей оси? И это можно продолжить. Всё это — научные факты, основанные на наблюдениях.

 

Глава 15


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.