Инволюция и затемнение сознания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Инволюция и затемнение сознания

2022-10-05 31
Инволюция и затемнение сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде мы рассмотрели определённые аспекты слияния сознания и увидели, каким образом это становится возможным, а также как это ведёт к обретению более высоких уровней знания и силы. Другой интересный вопрос, который мы можем рассмотреть, — это членение или дробление сознания при его нисхождении в материю. Подобно тому как слияние или единение сознания происходит благодаря эволюционным процессам, членение или дробление сознания происходит в силу инволюционных процессов. Таким образом, этот процесс противонаправлен единению и возникает при условиях, противоположных тем, которые необходимы для единения.

Расчлененное и нерасчлененное состояния сознания описываются в двух афоризмах «Йога-сутр», приведённых в самом начале первой главы. Вот они:

 

Tadā drashtuh svarupe 'vasthānam

«И тогда (в нерасчлененном состоянии) наблюдатель утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе». (I-3)

 

 

Vritti-sārūpyam itaratra

«В других (расчлененных) состояниях имеется отождествление (наблюдателя) с модификациями (ума)». (I-4)

 

Иными словами, когда постигший себя индивид утверждается в своей истинной природе, он находится в сфере целокупного сознания или Сат, самодостаточной целостности, пребывая над сферой ума. Когда же он функционирует в ментальной сфере, его сознание ассимилируется с модификацией ума. Свет сознания вместо того, чтобы концентрироваться на себе, распыляется на объекты, содержащиеся в уме.

Такая ассимиляция света сознания объектами, находящимися в сфере ума, может быть эффективно проиллюстрирована простым опытом, приведённом в другом контексте. Если установить электрическую лампочку в стеклянном баке, наполненном чистой водой, лампочка будет сиять собственным светом и будет отчётливо видна в прозрачной воде. Но если при помощи турбины, помещённой в эту емкость, воду привести во всё ускоряющееся движение, появится волнение, оно будет становиться всё больше, и, в конце концов, свет лампочки скроется из вида. Свет лампочки будет сливаться с образующимися более плотными пузырьками. Он станет освещать возникающие в воде образования вместо того, чтобы освещать саму лампочку. Если движение замедляется, — пузырьки становятся всё менее заметными и плотными, и, в конце концов, исчезают, в результате чего вода становится прозрачной. Тогда лампочка вновь светит своим собственным светом, а не освещает пузырьки, находящиеся в воде.

Это почти совершенная иллюстрация, показывающая, как свет целокупного сознания рассеивается и исчезает, ассимилируясь с модификациями ума во время его функционирования. Она также показывает, как постепенное успокоение ума или подавление его модификаций (nirodha) ведёт к единению, восстановлению сознания в его нерасчлененном состоянии.

Нам не нужно больше углубляться в этот вопрос, и мы переходим к нескольким интересным аспектам этого членения сознания при его продвижении вниз в ходе неконтролируемого процесса. Хорошо известно, что в сфере проявленного существуют два вида движения, направленных в противоположные стороны: одно движение — от центра к периферии, а другое — от периферии к центру. Первое связано с неконтролируемым и инволюционным, а второе — с контролируемым и эволюционным процессом. Два этих потока, рассматриваемых применительно к человеческой эволюции, называются Pravritti-mārga и Nivritti-mārga, или «путь, ведущий вперед» и «путь, ведущий назад», которые могут быть представлены в виде диаграммы:

 

 

На пути, ведущем вперёд, человек становится всё более вовлечённым в материю и погоню за материальным, он всё больше теряет связь со своей духовной природой, всё больше попадает под влияние низменных желаний и ума, становится всё более расчлененным, а также ассимилируется со своим физическим окружением и его соблазнами.

На пути, ведущем назад, он постепенно отделяет себя от своих материальных, временных интересов приземлённой жизни, собирает свой разбросанный ум и духовные силы и твёрдо следует пути, который выводит его из низших миров иллюзии и невежества, а также позволяет ему полностью осуществить своё божественное предназначение и постичь свою Реальную и истинную природу.

Существует интересный и важный аспект этого вопроса, который мы должны хорошо уяснить, если хотим понять значение некоторых очень сильных тенденций в современной жизни. Одна из них — это постоянно увеличивающийся темп и увлекательность жизни, которые принимаются нами за достижения более высокого уровня цивилизации и считаются показателем прогресса. Эта сумасшедшая погоня за скоростью, разнообразными развлечениями, сильными ощущениями и «крепкими выражениями» во всех видах деятельности в нашей жизни есть всего лишь симптом и проявление усиливающегося погружения или инволюции сознания в материю, что является характерным для Праврити-марги. Чем сильнее становится движение и чем больше возбуждение, тем больше сознание вовлекается в своё окружение и ассимилируется с эфемерными, преходящими ментальными образами, как это указывалось в строфе I-4, и, соответственно, оно меньше осознаёт свою Истинную природу, на которую указывается в строфе I-3. Это не простая философская банальность, но очень важное явление, которое мы можем наблюдать и изучать самостоятельно.

В представленном выше опыте с движущейся водой мы видели, что чем сильнее было её движение, тем больше свет, исходивший от лампочки, сливался с частицами воды. Точно так же, чем сильнее влияние чувственных впечатлений и чем большее возбуждение оно вызывает, тем больше человек теряется в господствующих обстоятельствах. Вот почему на Праврити-марга, когда душа всё глубже опускается в материальное состояние ради грубых переживаний, возникает сильная потребность в такой же грубой стимуляции. Простого ощущения недостаточно. Они должны быть как можно более интенсивным. Свет должен быть ослепительным, звуки — громкими, вкус — острым. Именно тогда сознание становится полностью ориентированным на внешнее и привязанным к стимулирующим его объектам, и всё это делается ради того, чтобы не сознавать свою внутреннюю пустоту, которая в современном мире благопристойно прикрывается словом «скука».

Неистовую погоню за скоростью, шумом, за грубыми играми, за постоянным движением, за межпланетными путешествиями, за наркотиками, за всем, что позволяет нам жить, оставаясь в постоянно возбуждённом состоянии, следует понимать в свете ранее сказанного. Всё это указывает на потребность глубже опускаться в материю, чтобы получить более интенсивный опыт и средство избавления от скуки. Подобная ситуация возникает, когда не на чем остановить внимание снаружи и ничто не удерживает его внутри. Даже волнение, связанное с войной, которая приносит так много боли и страданий, предпочтительнее невыносимой монотонности каждодневной жизни, в которой мы лишены возбуждения. Как бы абсурдно это ни звучало, я думаю, что большое число людей в глубине души извращённым образом любят войну за возбуждение, которое она приносит, не взирая на связанные с ней ужас, боль и страдания. Отчасти это и является причиной, почему войны продолжаются во всё больших масштабах, несмотря на предпринимаемые усилия по сохранению мира. Если мы не хотим войн, кто заставляет нас сражаться? Правительства, которые объявляют войну, являются инструментами в руках тех людей, которые хотят воевать. Мы можем утверждать, что сражаемся в целях самообороны, но следует посмотреть на ситуацию не с точки зрения одной нации, а с точки зрения человечества в целом. Нападение и защита — это противоположные точки одного и того же желания воевать.

Так как потоки инволюции и эволюции имеют взаимно противоположные направления, предполагается, что характер и нужды тех, кто находится на Праврити- и Ниврити-марга, должны быть противоположны друг другу, что видно из следующих фактов: 1. Человек, находящийся на Ниврити-марга, сознательно пытается как можно в большей степени оградить себя от материи и разума. Человек, находящийся на Праврити-марга, бессознательно старается всё сильнее вовлечься в материю и разум. 2. Первый хочет покоя и умственного бездействия. Последний хочет возбуждения, движения, грубых ощущений. 3. Первый пытается найти внутри себя мир, силу и знания, последний — во внешнем мире ищет возбуждения, силы и чувственного удовольствия. 4. Первому приятны уединение и мирная атмосфера, тогда как последний находит такие условия невыносимыми и хочет от них убежать.

Если все модификации разума, тонкого и грубого, происходят из базовой Субстанции или целокупного Сознания, что же тогда удерживает эту базовую Субстанцию в модифицированных состояниях и не позволяет вернуться к своему изначальному, гармоничному состоянию? Обычно мы видим, что когда в результате искажения или модификации одного состояния появляется другое, в противовес возникает новая сила, которая стремится восстановить первоначальную ситуацию. Каковы же искажающие и восстанавливающие силы в данном случае? То, что эти силы существуют, совершенно понятно из наличия двух потоков инволюции и эволюции, о которых мы упоминали ранее. Следовательно, должна быть деформирующая сила, лежащая в основе потока инволюции, а также восстанавливающая сила, лежащая в основе потока эволюции. Но какова природа этих сил?

На вопрос, почему Сознание вовлекается в ум, логически ответить невозможно. Причина существования проявлений относится к категории вечных вопросов, и мы не будем здесь заниматься этой философской проблемой. И хотя интеллект не может выявить фундаментальную причину проявления (avidya), в какой-то степени он может понять его инструментальную причину. Сила, которая вовлекает целокупное Сознание в сферу ума — это сознание обособленного «я», которое централизует и сжимает свободное, чистое нецентрализованное сознавание Реальности или Сат. Это «я» действует на разных уровнях и создаёт свои собственные соответствующие уровни ума. Природа и причина появления этого «я» — вопросы спорные, и нам нет необходимости их здесь обсуждать. Однако это «я» существует и действует на разных уровнях, является субъективной силой, которая может появляться или исчезать, и факт его восприятия установлен практикой йоги. Когда это «я» растворяется на определённом уровне, ум теряет свою затуманивающую и сковывающую силу, поскольку это продукт того же «я». Сознание, соответственно, возвращается на следующий, более глубокий уровень ума, возникший и управляемый более тонкой формой обособленного «я». Такой процесс растворения «я» может повторяться снова и снова на разных стадиях Самадхи, до тех пор, пока все ментальные уровни, в которые мы вовлечены при определённом эволюционном процессе, не будут преодолены, и мы обнаружим себя в сфере целокупного сознания, из которого произошли все уровни ума. Именно об этом говорится в строфе IV-22.

Весь процесс духовного раскрытия — это, в некотором смысле, есть процесс ослабления и растворения сознания «я». Ведь если объект духовной эволюции — это достижение целокупного сознания на различных уровнях, то для практика нет другого пути, кроме как ослабить и растворить своё «я» на соответствующих уровнях, и таким образом освободить сознание от ограничивающей и сдерживающей силы.

Мы обсудили общий аспект инволюции сознания и увидели, каким образом оно становится привязанным к нижним мирам иллюзий и ограничений под влиянием чувственности и возбуждения; и чем сильнее чувственность и возбуждение, тем сильнее привязанность.

Давайте теперь рассмотрим этот вопрос более подробно и тщательно проанализируем природу данной связи, чтобы увидеть, как она приводит к затемнению сознания индивида. Инструментальной причиной этой связи, как указывалось ранее, является сознание обособленного «я». Давайте рассмотрим анатомию этого «я», которое заставляет нас отождествлять Реального Себя с различными вещами и обстоятельствами нашей жизни и тем самым выковывает сковывающие нас цепи. Реальное Я бесконечно, вечно и всегда свободно, но из-за этой таинственной тенденции становится ограниченным продуктом времени и пространства, привязанным к временным и постоянно меняющимся телам, через которые оно функционирует на нижних планах бытия. Если мы каким-то образом сможем постепенно устранить эту тенденцию к отождествлению, которая в терминологии Йоги называется Asmitā, наш ум со временем начнёт проясняться, и центр сознания автоматически и естественно будет сдвигаться вовнутрь, к центру Реальности. Чтобы показать, как это отождествление сознания отражается в нашей повседневной жизни, я привожу таблицу с несколькими характерными общими большинства людей тенденциями к отождествлению себя с теми или иными вещами.

Отождествление с физическим телом  

Я Голодный

Я Здоровый

Я Индус

Отождествление с астральным телом или эмоциями  

Я Сердитый

Я Довольный

Я Несчастный

Отождествление с ментальным телом или умом  

Я Художник

Я Ученый

Я Глупый

Отождествление с временными функциями  

Я Отец

Я Жена

Я Учитель

Данный список не полон, а приведен просто для примера. Однако этого достаточно, чтобы показать нам, как наша жизнь пронизана этими отношениями, которые, очевидно, не находятся в гармонии с реальностью существования или, иными словами, фальшивы и иллюзорны. И всё-таки они заметно влияют на все сферы нашей жизни. Они влияют на работу нашего мозга, на наше поведение и на выражение сознания. Большинство из нас думают, что раз мы разумны и цивилизованы, то уже достаточно возвысились над тенденциями отождествлять себя, если не с умом, то хотя бы с грубым физическим телом. Если мы посмотрим на первую часть таблицы, а затем честно проанализируем состояние своего ума, мы, возможно, заметим, что отождествление с физическим телом всё еще играет заметную роль в нашей жизни и сильно влияет на наши мысли и поступки. И поскольку физическое тело для нас — это объективная реальность, мы, по крайней мере интеллектуально, можем понять, что находимся под влиянием отождествления с физическим телом и материальным обладанием тех или иных вещей.

В случае с умом, эмоциями и другими более тонкими аспектами нашей жизни нам труднее отделиться от этих неосязаемых и невидимых явлений и увидеть, хотя бы с помощью интеллекта, насколько глубоко влияет на наш ум и нашу жизнь отождествление сознания с ментальными состояниями. Однако большинство из нас, кто занимаются медитацией или, по крайней мере, проводят какой-то самоанализ, могут взглянуть на эти вещи объективно и отделиться от них, если не реально, то, по крайней мере, умственно. Мы можем хотя бы осознать тот факт, что постоянно отождествляем себя с состояниями своего ума, а также позволяем этим состояниям влиять на нашу жизнь и поведение.

Наша цель при рассмотрении данных вещей — просто позволить до какой-то степени понять тот фундаментальный факт, что в нас существует сильная тенденция отождествлять себя с вещами, которые на самом деле являются внешними по отношению к нам, а не частью нашего настоящего Я. Эти разного рода и различной степени интенсивности тенденции усиливает и без того труднопреодолимые препятствия в нашем уме, которые затуманивают его видение и ограничивают свободу движения. Взятые по отдельности, они могут показаться незначительными, но все вместе производят значительное искажение, дисгармонию и неясность, заставляя ум работать ненормальным и неправильным образом, производя тем самым последующие аномалии и проблемы. Таким образом, создаётся порочный круг, который не позволяет более высокому сознанию выражаться через более низкие оболочки. Само «низшее» есть не что иное, как созданные в уме ненормальные условия, которые не позволяют Высшему Я выражаться в оболочках на более низких планах.

А теперь давайте вернёмся к таблице и проведём вертикальную черту после первой колонки, что символически будет означать, что мы избавились ото всех тенденций отождествления себя с вещами, внешними по отношению к нашему подлинному Я. Что останется, если эти тенденции и их выражения, находящиеся по правую сторону черты, исчезнут? Только «я есть», а фактически только «я», потому что «есть» — это средний член триединства, который исчезает, когда связь между двумя разрывается.      [1]Точно так же как «знание» исчезает при исчезновении «познаваемого», исчезает и представляющее собой процесс отождествления «есть», если человек больше не отождествляет себя с вещами, являющимися внешними по отношению к нему. Итак, мы видим, что остаётся только Я в качестве центра сознания, не ограниченного какой бы то ни было окружностью.

Избавление от этих аномалий в личности — прогрессивный процесс, и чем больше очищается ум, тем больше жизнь и сознание, скрывающиеся за нашим «я», начинают выражать себя через центр нашего существования. Что же это за жизнь и сознание, скрывающиеся за «я», с которыми мы имели дело, рассматривая личность? Это не Божественная Жизнь и сознание в его чистоте, но жизнь и сознание Высшего Я или Индивидуальности, скрывающейся за личностью. В действительности происходит то, что центр сознания смещается в область Индивидуальности или Высшего Я, и жизнь начинает перетекать оттуда в низшие сферы. Низшее «я» («эго») становится просто орудием Высшего Я.

Но закончена ли работа по очищению от загрязнений? Нет! В игру вступает новый и более тонкий набор отождествлений, и теперь от них нужно освободить ум, функционирующий в более высоких сферах. Проблема просто переместилась на более высокий уровень индивидуальности, и нужно снова пройти через тот же самый процесс, но только на более глубоком уровне, в более тонких сферах ума. Именно в этих сферах продвинутым Йогинам и ученикам приходится бороться, чтобы сбросить «оковы», мешающие их сознанию перемещаться на более высокие уровни бытия. Только когда ум освобождается от тонких видов отождествления и связанных с ними загрязнений, сознание может освободиться от более тонких иллюзий и подняться до сферы Монад. Это — истинное Освобождение, Дживанмукти или Просветление. Если мы изучим четвёртую главу «Йога-сутр», то получим некоторое представление о более тонких видах отождествления и привязанности соответствующих уровней, а также о методах, которые используются для избавления от них, что позволяет сознанию освободиться от оков иллюзий и приобрести истинное Просветление.

Изучение и понимание общих принципов и процессов очищения ума от соответствующих отождествлений, привязанностей и неясностей на уровне личности помогают получить некоторое представление о том же самом процессе на уровне Индивидуальности. Существуют большие различия в степенях тонкости и уровнях ума, но общие принципы те же, что соответствует афоризму: «Что вверху, то и внизу». Раз существует соответствие между низшим и высшим, и процессы на двух уровнях аналогичны, то единственный способ, с помощью которого мы можем получить некоторое представление о более тонких процессах, заключается в изучении соответствующих процессов в более низких сферах существования. От известного к неизвестному — вот правильный и единственный метод подхода к этим проблемам.

То, что мы до сих пор рассматривали, даёт нам ключ к проблеме поднятия уровня сознания с помощью ослабления своего сознания «я». Мы должны осмысленно и систематически исключать аномалии, появляющиеся в нашем уме из-за сознания «я», и это автоматически поднимет наше сознание на более высокий уровень. Как мы уже видели, аномалии возникают различными способами из-за субъективных ассоциаций ума с окружающим, или, на языке Санкхьи, из-за соединения Пуруши и Пракрити. Следовательно, они могут быть устранены при помощи субъективного разъединения ума и окружающего, без какого бы то ни было физического разделения.

Необходимо отметить, что как соединение, так и разъединение субъективны в своей сущностной природе, хотя они могут иногда вызывать также и объективное разъединение благодаря изменениям способа видения. Давайте посмотрим, что значит субъективное соединение и разъединение. Если индивид считает, что он является активным деятелем, то разъединение не означает, что он обязательно прекращает быть активным. Это означает, что он считает себя средством, с помощью которого осуществляется действие. Он просто носитель более высокой Силы, которая работает через него. Он раскрывает свой ум для этой Силы и сознательно пытается стать её агентом. Он пытается настроить свою деятельность на более значительную жизнь. Он пытается развить невыдуманное отношение. Это представляет собой истинную связь личности с более значительной жизнью, которая скрывается внутри и из-за отсутствия правильного контроля и настроя не может найти адекватного и беспрепятственного воплощения. Это общее отношение, при котором мы считаем себя ограниченным, несовершенным и частичным выражением гораздо более значительной жизни. Сознание исправит наше отношение к различным проблемам и способам выражения, а также вызовет постепенные изменения в состоянии ума. Это постепенно приведёт к исчезновению чувства эгоизма из нашей работы и деятельности, что позволит нам освободиться от своих временных функций и рассматривать себя как духовное существо, которое принимает эти функции до поры и не должно быть ограничено ими или находиться под их влиянием.

Не имеет значения, что мы считаем природой этой более значительной Жизни, воплощением которой в действительности являемся, а также пытаемся стать лучшим и более эффективным её проявлением. Это может быть наше Высшее Я, Индивидуальность, Монада, Логос, Шива, Шакти, Таттва или же Само Абсолютное. Все эти состояния сознания или уровни Реальности спрятаны один в другом, внутри неразрушимого потока бытия каждого человеческого существа, и обращаясь к Божественной Жизни внутри себя, а также открывая себя для Неё, индивидуум открывает себя и для всех уровней Реальности одновременно. Многим людям легче понять эту внутреннюю Реальность в какой-то определённой форме или функции, потому что легче испытывать преданность к чему-то конкретному и определённому, но в принципе возможно также и подчиниться безличному Существу или Принципу, хотя этот путь более труден. Бог — это и личное и безличное, и каждый может почитать Его так, как ему нравится. Но всё это теряет смысл, когда мы переходим от области названий, форм и философских концепций к внутренним реалиям духовной жизни.

 

Глава 8

«Я» И ЕГО ОСЛАБЛЕНИЕ

 

Изучение природы индивидуальности и индивидуальной уникальности Монады в Книге «Человек, Бог и Вселенная», а также природы иллюзорного «я» в предыдущей главе, подготовило почву для рассмотрения самой важной проблемы, связанной с раскрытием человеческого сознания, а именно, постепенное и непрерывное ослабление этого «я». Те, кто постоянно и глубоко изучают методы достижения высших состояний сознания и раскрытия духовной природы, должно быть, были поражены тем значительным фактом, что всё это требует, прямо или косвенно, постепенного растворения обособленного «я». И только когда низшее эго, образно говоря, умирает, — Высшее Я начинает действовать эффективно и осуществляет свою истинную природу и судьбу. А до тех пор она напоминает пленника, который содержится в жёсткой скорлупе низшего ума, создаваемой низшим «я» посредством своих желаний и иллюзий.

Именно по этой причине все системы духовной культуры помимо всего прочего направлены на постепенное устранение обособленного «я», которое обычно называют «эго» из-за эгоизма, являющегося его самой заметной характеристикой и сущностью. Хотя все эти системы направлены на ослабление «я», методы, которыми они пользуются для этой цели, не всегда одинаковы. Приверженец пути любви (Bhakta) пытается ослабить низшее «я» с помощью самоотрицания и подчинения чужой воле. Карма-йогин посвящает все действия своему Божеству и пытается соединить собственную волю с Божественной Волей. Джняна-йогин, следующий пути знания, пытается с помощью различения или viveka проникнуть в природу обособленного «я» и, осознав иллюзорную сущность такового, выйти из-под его влияния. Йогин систематично использует научный метод поднятия сознания до более высоких уровней существования, в которых сознавание Реальности постепенно становится всё сильнее, а чувство обособленности и соответствующего отождествления с оболочками, являющимися основой для «я», слабеет. Итак, все системы духовной культуры направлены на постепенное ослабление «я», хотя они используют для этого различные методы.

Принимая во внимание тот факт, что центр человеческого сознания или Монада является вечной и неразрушимой, а развёртывание неограниченных возможностей, скрытых внутри неё, происходит неповторимым образом, необходимо ясно понимать, что на самом деле означает разрушение низшей сущности, или ослабление «я». Тут возникают два противоречия. Если каждая Монада не только вечна и неразрушима, но и уникальна, как же тогда возможно уничтожить «я», являющееся самим центром жизни и её отличительной особенностью, и зачем нужно постепенно ослаблять его, а затем уничтожать? Очевидно, что то «я», которое требуется ослабить и, в конце концов, уничтожить, чем-то отличается от Монады, чьё сознание продолжает развёртываться до бесконечности в соответствии с вечной «формулой», скрытой в её индивидуальной уникальности. Мы должны иметь чёткое представление о разрушимом и неразрушимом для того, чтобы иметь возможность успешно добиваться разрушения разрушаемого и не тратить силы на попытки разрушить неразрушимое.

Мы уже обсудили природу человеческой индивидуальности и уникальности в книге «Человек, Бог и Вселенная». Мы видели, каким образом множество Монад коренятся в Абсолютной Реальности и считаются происходящими из дифференциации её сверхцелокупного состояния, обычно называемого Абсолютом. Они могут считаться центрами Сознания и Силы, которые постепенно спускаются в нижние состояния проявленного и раскрывают свои бесчисленные скрытые потенции. Именно эти центры Сознания и Силы, искры Божественного Пламени, существующего на вечных планах бытия, образуют неразрушимые элементы внутри вечно меняющихся воплощений в сфере проявления.

Кроме того, всё, что развивается, должно изменяться, а всё, что изменяется, должно разрушаться. Поэтому проявления Монады на всех уровнях и стадиях развития её потенциальности должны находиться в сфере разрушимого. Даже когда Монада приобретает статус Солнечного Логоса, это воплощение должно продолжать изменяться, потому что оно всё ещё находится в сфере проявленного. Поэтому очевидно, что нужно постепенно ослаблять не вечный Центр, вокруг которого происходит это изменяющееся развитие потенций, но то, что является продуктом изменения, или то, что сопровождает данное изменение, результатом чего будет замедление процесса развития на различных уровнях бытия. Именно в сфере процесса развития и в факторах, замедляющих или ускоряющих его, мы и должны искать это самое «я».

Если каждая Монада коренится в Абсолютной Реальности, а инволюция и эволюция — это два противоположных процесса погружения в самые глубины проявления, а затем постепенного поднятия из них и обретения изначального состояния целостности, тогда должна быть какая-то сила, которая действует как тормоз для процесса освобождения сознания от ограничений, в которые оно вовлечено, и не позволяющая ему немедленно вернуться в своё первоначальное состояние целостного существования в Центре. Эта сила в разных школах философии называется по-разному. Санкхья называет её Авидья или изначальное неведение (primeval ignorance). В ведантической философии она называется Майя или Великая Иллюзия. Здесь мы не будем вдаваться в природу этой силы. Давайте предположим, что она существует и позволяет процессу развёртывания быть постепенным. Это упорядоченный (последовательный) процесс, в котором потенции, скрытые внутри Монады, могут прорастать и развиваться точно так же, как из семени, посаженного в землю, постепенно и естественно вырастает дерево, в том случае, если оно подвергается воздействию и стимуляции естественных сил. Мы не можем здесь углубляться в вечный вопрос, почему Монада подвергается этому затемнению, а затем постепенно достигает просветления, так как выясняется, что данный вопрос связан с проблемой «причины вселенной». Всё, что мы можем понять относительно этой тайны тайн, принимая во внимание наши нынешние ограничения, так это то, что инволюция Монады в проявление посредством Майи или Авидьи необходима для раскрытия ее скрытых потенции и для осуществления самого космического процесса. Если мы глубже вдумаемся, то заметим, что космический процесс остаётся на уровне космического формирования идей, и в драме проявления не будет никакой цели до тех пор, пока один из аспектов Единой Реальности не вовлекается в проявление в форме многих Монад.

Давайте не будем углубляться в эти вечные философские вопросы и примем инволюцию и эволюцию Монад как данность, а также кратко рассмотрим их modus operandi. Данная проблема рассматривалась в ограниченной перспективе человеческих Монад в теории аффектов (klesha), которая является неотъемлемой частью философии йоги и будет кратко представлена в следующей главе. Но проблема сама по себе гораздо сложнее. Развёртывание Монады не прекращается, когда человеческое существо освобождается и достигает Дживанмукти или Кайвальи. В соответствии с оккультной теорией перед Монадой открываются новые перспективы уровней существования и достижений, и её развёртывание продолжается через все стадии, включая стадии проявления Логоса. Поэтому проблема вовлечения сознания через Майю или Авидью, а также существование «я» или индивидуальности всё ещё остается, хотя и на более глубоком уровне. Нам трудно понять хоть что-то в этих более глубоких аспектах проблемы. Мы не можем, например, сказать, какова природа этой тончайшей завесы Майи, затуманивающей сознание Солнечного Логоса и делающей возможным проявление солнечной системы. Мы не можем сказать, какова природа этого «я», Ahambhāva, через которую проявляется сама индивидуальность Солнечного Логоса. Это потому, что каждый Солнечный Логос должен быть индивидуально уникален, а каждая индивидуальная уникальность может выразить себя только через ограниченную индивидуальность, какой бы свободной от иллюзий и ограничений эта индивидуальность ни была. Все эти вещи находятся за пределами человеческого понимания. Всё, что мы можем сделать, так это попытаться постичь данную проблему в общем виде, с помощью математических символов. Дело в том, что в математической символике мы имеем дело с общими принципами и отношениями вещей, а не с содержанием этих вещей.

 

 

Изображённая здесь фигура символизирует постепенное ослабление «я» по мере того, как мы продвигаемся всё ближе к Центру своего Бытия. Концентрические окружности представляют собой различные состояния существования, соответствующие различным степеням тонкости ума и материи, через которые функционирует сознание. Как только центр сознания определённой Монады проникает на более глубокий уровень и начинает там функционировать, сознание расширяется до соответствующего данному уровню состояния, и это расширение означает исчезновение прежних ограничений и иллюзий, а также соответствующее ослабление «я». Существует соответствие между всеми этими вещами: уровнями существования, расширением сознания, степенью тонкости ума и материи, ограничениями и иллюзиями, которые управляют каждым уровнем ума и степенью ослабления «я». Все они одновременно изменяются, когда центр сознания индивида проникает вовнутрь и начинает функционировать на более глубоких уровнях. И, кроме того, они зависят от способности индивида проникнуть на определённый уровень существования и функционировать на нём.

Способность проникнуть на некий уровень ума зависит от нашего развития и, соответственно, от способности, которую мы приобрели, чтобы функционировать на этом уровне. Если Центр нашего сознания сознательно или случайно сдвигается на более глубокий уровень без соответствующей степени развития сознания, это не будет иметь никакого значения, потому что мы не сможем соответствовать явлениям данного плана. Они оказываются за пределами нашего восприятия, и мы снова погружаемся в своё привычное состояние запутанности, потрясённые и наполненные ужасом, как это было в случае с Арджуной, когда Шри Кришна показал ему Свою Божественную форму. Это объясняет, почему развёртывание сознания должно происходить изнутри, естественно и постепенно; его нельзя ускорить искусственно с помощью какого бы то ни было учителя со стороны. Мы должны стимулировать это раскрытие изнутри, встав на путь йоги, и всё, что учитель может сделать для нас, так это направить и помочь нам осуществить данный процесс более эффективно и безопасно.

Возвращаясь к точке, откуда мы начали рассматривать этот вопрос, а именно, к постепенному ослаблению «я» без уничтожения нашей индивидуальности, важно помнить то, что центр нашей индивидуальности, вокруг которого функционирует жизнь и сознание Монады, никогда не разрушается. А происходит то, что круг, символизирующий жизнь и сознание, расширяется в диаметре до бесконечности и, хотя он непрерывно приближается, однако никогда не достигает абсолютного состояния центра без периферии. Это состояние Непроявленной Реальности, сердцем которой является Абсолют. В проявлении обязательно должна существовать периферия, какой бы огромной она ни была. Мы живём в мире Реальности и то, что является ограниченным с более высокой точки зрения, может быть бесконечным с более низкой позиции и наоборот. Существуют разные степени бесконечности, и одна бесконечность может быть больше или меньше другой даже с математической точки зрения.

Преимуществом использования математических символов для понимания таких вещей, как уже несколько раз упоминалось, является то, что мы имеем дело с общими принципами и не касаемся частностей, которые могут усложнить наше исследование. Например, при рассмотрении вопроса об ослаблении «я» с помощью приведённой выше диаграммы нам не нужно задаваться такими вопросами как: «Сколько уровней бытия или состояний существования находятся между тем, на котором находимся мы, и между целокупным состоянием Абсолюта?» или «Какова природа сознания на тех уровнях и как эти состояния сознания отличаются одно от другого?» Все эти вещи опускаются при нашем рассмотрении, и мы сосредотачиваемся на базовом принципе, который необходимо усвоить.

После рассмотрения общего принципа давайте спустимся на самый низкий уровень и в общих чертах рассмотрим природу «я», которая характеризует личность, функционирующую через физические, астральные и низшие ментальные тела, и которую обычно называют «низшим я». В ходе борьбы за преодоление ограничений и иллюзий обычному практикующему приходится иметь дело с самым низшим проявлением «я», и до тех пор, пока он не поймёт это и не получит способность управлять этим «низшим собой», а также пользоваться им как орудием Высшего Себя, более тонкие формы «я» останутся скрытыми.

Далее, проблема природы низшего «я» и способов его устранения в целях подъёма на более высокие ступени сознания является весьма серьёзной и непростой. Как уже указывалось ранее, её можно рассматривать с разных точек зрения и пытаться решать различными способами. Фактически, разнообразные системы самосовершенствования, направленные на раскрытие и приобретение высоких состояний сознания, имеют различные точки зрения и методы овладения низшим «я». Поэтому мы не сможем здесь систематически и исчерпывающе осветить данный вопрос. Но так как мы обращаем внимание на общие вопросы ослабления «я» без разрушения личности, необходимо отметить, по крайней мере, несколько общих принципов, что поможет увидеть место данного вопроса в нашей жизни и позволит преодолеть проблемы личного характера. По край


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.