Курса лекций «Межконфессиональный диалог в современном христианстве» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Курса лекций «Межконфессиональный диалог в современном христианстве»

2022-10-05 21
Курса лекций «Межконфессиональный диалог в современном христианстве» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Витковский Вадим Евгеньевич, к.ф.н., Dr. habil., Университет Гумбольдтов, Берлин

 

Лекция1. Вводные темы.

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 1-8; 49-60; 162-166; 219-224

 

Христианская литература в I в. по Р.Х.

Возникновение первых новозаветных канонов во II в. по Р.Х.

Канон четырех Евангелий.

Синоптическая проблема.

Новозаветные послания: подлинные и псевдоэпиграфические.

 

Лекция2. Евангелия от Марка и Матфея.

Мк. 14:1 – 16:8; Мф. 28:1-20; Мф. 5

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 118-138

Возникновение Евангелия как жанра.

Евангелие от Марка: происхождение и содержание.

Евангелие от Матфея: связь с Евангелием от Марка, другие возможные источники и содержание.

 

Лекция3. Евангелие от Матфея и Дилогия Луки.

       Мф. 1 – 3; Лк. 1 – 3; Деян 11:19 – 13:12

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 138-153

(факультативно: В.Е. Витковский, Новое доказательство использования Евангелия от Матфея в Дилогии Луки // Страницы, 20:3 (2016), с. 323-330)

       Евангелие от Луки и его отношение к Евангелию от Матфея.

Книга Деяний и ее отношение к Евангелию от Луки.

 

 

Лекция4. Книга Деяний и Послания апостола Павла.

       Деян. 15:1 – 16:15; Гал. 2 – 3; Рим. 1:1-17

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 153-161; 61-77; 97-103

Павел как персонаж Книги Деяний.

«Исторический Павел».

Подлинные послания Павла.

Псевдоэпиграфические послания под именем Павла («Девтеропаулины»).

Богословские концепции Павла и «синоптиков».

 

 

Лекция5. Писания, дошедшие под именем Иоанна.

       Ин. 10:40 – 12:33; Откр. 21–22

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 197-218

Послания от имени Иоанна.

«Старец» Иоанн и апостол Иоанн Зеведеев.

Четвертое Евангелие.

Откровение Иоанново.

П Р О Г Р А М М А

Курса лекций «Межконфессиональный диалог в современном христианстве»

В Московском летнем богословском институте 2021

 

Тема 1. Диалог христианских конфессий до Второго Ватиканского Собора.

Начало движения за христианское единство.Международный миссионерский совет в Эдинбурге в 1910 г. Окружное Послание Вселенского Патриархата 1920 года (1920). Создание Всемирного Совета Церквей в 1948 г.

Христианские общины и движения 1920-1950-х гг. - на пути к диалогу. Шевтонский монастырь. Малые братья и сестры Иисуса. Община Тэзе. Фоколяры.

Литература:

1. Басин И. Абсолютный ответ. http://yakov.works/spravki/1_history_bio/20_bio/1988_yuten.htm

2. Окружное Послание Вселенского Патриархата 1920 года. "Церквам Христа везде сущим". http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=189

 

Тема 2. Второй Ватиканский Собор и его значение для межконфессионального диалога.

           Конституция «Lumengentium» - католическая экклезиология. Декрет «Unitatisredintegratio» – отношение к экуменизму. Снятие взаимных проклятий 1054 г. Папой Павлом VI и Патриархом Константинопольским Афинагором (1965 г.).

Литература:

1. Unitatisredintegratio. http://www.ecumenism.com.ua/dokrus/335/

2. Lumengentium. С. 73-155. https://cathmos.ru/wp-content/uploads/2019/12/dokumenty_vtorogo_vatikanskogo_sobora.pdf

Тема 3. Межконфессиональный диалог 1960-х-1980-х гг.

Начало православно-лютеранского диалога. Диалог православной церкви и восточных православных церквей. Диалог христианских конфессий с исламом и иудаизмом: основные идеи и результаты.

Экклезиологические критерии подхода православной и католической церквей к участию в экуменическом движении. Встреча комиссии «Вера и устройство» в Лиме в 1982 г.: анализ документа «Крещение, Евхаристия и Священство». Значение Лимского документа для развития форм двустороннего богословского диалога (в католической и православных церквах). Создание сме­шан­ной ме­ж­ду­на­род­ной ко­мис­сии по бо­го­слов­ско­му диа­ло­гу ме­ж­ду ка­то­личе­ской и пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми (1979 г.).

Христианские общины и движения в 1960-1980-е гг. – реализация идей межконфессионального диалога. Монастырь Бозе. Новый Скит. Харизматическое движение в католической церкви и протестантизме.

Литература:

1.       Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами (ч. 4). https://standrews.ru/assets/files/Books/Dialog/Christine_Chaillot_TOWARDS_UNITY.pdf

2.       Куропаткина О.В. Харизматическое движение. https://bigenc.ru/religious_studies/text/4730111

3.       Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог 1959-2002 («Диалог между Евангелической церковью Германии и Русской православной церковью»).

http://www.vstrecha-center.ru/lib/book/read/625/#toc1

Список литературы

  1. Атлас современной религиозной жизни России /Под ред. С. Филатова. М., СПб.: Летний сад, 2005-2009.
  2. В поисках христианского единства. К 40-летию принятия декларации Unitatisredintegratio. М.: ББИ, 2009.
  3. Документы IIВатиканского Собора. М.: Паолине, 1998.
  4. Духовность: Формы, принципы, подходы. 1 и 2 том / Сост. К. Ваайман. М.: ББИ, 2011.
  5. Петрово служение. Диалог католиков и православных / Сост. В. Каспер. М.: ББИ, 2006.
  6. Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в настоящем и будущем. М.: ББИ, 1997.
  7. Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2005.
  8. Православие и экуменизм: Документы и материалы. 1902-1997. М., 1998.
  9. Примирение: Сборник материалов Коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре Шевтонь, Бельгия. М.: ББИ, 1997.
  10. Протестантский фундаментализм в общественно- политической жизни США // Религия и политика (реферативный сборник).- М., 1983. - С.104-128.
  11. Разумовский Д.А. Теология в эпоху постмодерна, или Постмодерн в эпоху теологии. http://www.bogoslov.ru/text/361826.html
  12. Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог 1959-2002 гг. М.: ББИ, 2003.
  13. Словарь богословских диалогов Евангелической церкви в Германии с Православными церквами (1959–2013). М.: ББИ, 2015.
  14. Тамборро А. Католическая церковь и русское православие. Два века противостояния и диалога. М.: ББИ, 2007.
  15. Учение о спасении в разных христианских конфессиях / Сост. А.Э. Бодров. М.: ББИ, 2007.
  16. Что объединяет? Что разделяет?
    Основы экуменических знаний. М.: ББИ, 2006.
  17. Шайо К. Богословский диалог между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами. М.: ББИ, 2001.
  18. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. М.: ББИ, 2002.

2.

3. Программа курса "Восточные религии в диалоге с христианством"

Сергей Владимирович Лобанов

6. Диссертант/соискатель сектора восточных философий Института философии РАН, преподаватель истории индийской философии и санскрита в ГАУГН, старший преподаватель кафедры религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), преподаватель религиоведения (спецкурса «Индуизм») в Институте святого Фомы (ранее Институт философии, теологии и истории святого Фомы), преподаватель санскрита в Культурном центре имени Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве, член международной научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ).

7.

8. Лекция 1. История христианской миссии в Индии и странах немусульманского Востока

9. Специфика христианской миссии в странах Южной Азии, Индокитая, Китая, Кореи и Японии. Краткая истории Церкви Востока (несторианской) в Индии и Китае. Особенности малабарского христианства («христиан святого Фомы») в Индии до появления португальцев (XV в.). Насаждение католицизма (XV-XVII вв.) и протестантское миссионерство (в XVII-XX вв.). Восприятие буддизма и индуизма европейскими миссионерами и ранние формы межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

10.

11. Рекомендуемые источники информации для подготовки к семинару:

12.

13. Альбедиль М.Ф. О первых христианских миссионерах в Индии. // Зографский сборник. Вып. 2 / Отв. ред. Я.В. Васильков. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 93-105:

14. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-233-3/978-5-88431-233-3_08.pdf

15. Робертсон Р., Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник, СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999: http://krotov.info/history/20/1960/robe_025.html

16. Селезнев Н. Н., Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк, М.: АЦВ, 2001:

17. http://east-west.rsuh.ru/binary/67105_50.1346610953.67664.pdf

18. Селезнев Н. Н., "Ассирийская Церковь Востока", Большая Российская Энциклопедия, т. 2. М.: БРЭ, 2005, с. 375-376: https://bigenc.ru/religious_studies/text/1835047

19.

20. Лекция 2. Миссионерская деятельность иезуитов в Индии, Китае и Японии в XVI-XVII вв. и первые попыткиинкультурации католицизма.

21. Особенности миссии ордена иезуитов в немусульманских странах Азии. Попытки рецепции и христианизации культа предков иезуитами в Китае и Японии. «Искоренение несторианской ереси» и индуистских культов на Малабарском побережье Индии. Формирование восточных (униатских) католических церквей сиро-малабарского и сиро-маланкарского обрядов. Адаптация католицизма к условиям сосуществования с местными религиями и культами.

22.

23.

24. Рекомендуемые источники информации для подготовки к семинару:

25.

26. Ванина Е.Ю. «Просвещенные философы» и «сотоварищи Иисуса». Первый контакт интеллектуальных сообществ Востока и Запада // Диалог со временем. 2011. Вып. 36. С. 35-59: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/07/1251432591/3.pdf

27. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.). М.: «Крафт+», Институт востоковедения РАН, 2000. C. 122-127. Электронная версия в формате PDF: https://www.abirus.ru/user/files/Ebooks/Missija_iezuitov-0-1.pdf

28.

29. Лекция 3. Протестантское миссионерство (в XVII-X IX вв.) и переводы Библии на азиатские языки.

30. Основные этапы деятельности протестантских миссий в Азии и их отличие от деятельности иезуитов. Переводы Библии на местные языки и их особенности. Изучение европейскими учёными азиатских языков и священных текстов индуизма и буддизма. Появление европейского образования и научных учреждений в Британской Индии.    

31.

32. Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

33.

34. Корниенко Н.Н. История распространения христианства в странах Восточной Азии: общее и особенное. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 88-91. https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-rasprostraneniya-hristianstva-v-stranah-vostochnoy-azii-obschee-i-osobennoe.

35. Лобанов С.В. Влияние индийской философской традиции на санскритские переводы Библии (на примере Евангелия от Иоанна). // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. № 9. / Отв. ред. К. А. Мозгов. М. 2014. С. 124–134. Электронная версия в формате PDF: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22263313

36.

37. Лекция 4. Коренные перемены в отношении к индуизму и буддизму в XIX-XX вв.

38. Становление исторического и сравнительного языкознания, индологии и др. научных дисциплин. Новые подходы в оценке «азиатского язычества» (т.е. индуизма и буддизма) и его религиозно-философского наследия. Бенгальское Возрождение, культурно-просветительские движения и религиозная реформация индуизма в Индии. Ранние попытки осуществления индуистско-христианского синтеза и формирования особого «индийского богословия» (БрахмабандхавУпадхьяя и др.). Свами Вивекананда и Всемирный Парламент Религий в Чикаго. Возникновение теософии и начало «увлечения» восточными учениями на Западе.

39.

40. Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

41. Бертова А.Д. Некоторые аспекты влияния христианства на формирование новых принципов образования Японии в конце XIX - начале XX в. // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Номер 9. 2015. С. 143-149. http://philosophy.spbu.ru/userfiles/east/Asiatica/Aziatika_9.pdf#page=143

42. Бертова А.Д. Философская концепция УтимураКандзо как новый путь развития японского христианства. // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Номер 8. С. 58-69: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/east/Asiatica/Aziatika-8.pdf#page=58

43. Великие дебаты в Панадуре: буддизм и христианство лицом к лицу. Пер. с англ. и монг.,вст. статья, прим. С. Ю. Куваева. Косья: ШедрубЛинг, 2019. https://www.shedrub-ling.ru/assets/images/resources/135/velikie-debaty.pdf

44.

45. Лекция 5. Особенности межрелигиозного взаимодействия христианства с буддизмом и индуизмом в постколониальную эпоху и в настоящее время.

46. Появление необуддистских, неоиндуистских и синкретических (с элементами христианства) движений и культов и их растущая популярность на Западе. Второй Ватиканский собор Римско-католической церкви и новый подход к межрелигиозному диалогу, вопросу инкультурации и т.д. «Недвойственное христианство» (Анри Лё Со и др.) в Индии, попытки синтеза дзен-буддизма в Японии (о. КакичиКадоваки, SJ) и т.п. явления. Текущее состояние и перспективы межрелигизного диалога христианства с религиями немусульманского Востока.

47.

48. Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

49.

50. БертоваА,Д. Христианские организации Японии во время Второй мировой войны и проблема признания ими своей ответственности за действия, совершенные в военный период. // Actaeruditorum. Выпуск 20. 2016. C. 29-33. https://m.rhga.ru/upload/iblock/dff/dffdb00d99b6a21fd9e65b86bd5604cd.pdf#page=29

51. КакичиКадоваки. Дзен и Библия. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2004. (Серия «Диалог»). С.147-151.

52. Костылев П. Н. Шантиванам и проблема пределов межрелигиозного диалога. // Материалы XIV международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том: 3. М.: Издательство МГУ. C. 139-140. https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/20/[email protected]

53.

54.

55.

56. Рекомендуемая литература ко всему курсу:

57.

58. Альбедиль М.Ф. О первых христианских миссионерах в Индии. // Зографский сборник. Вып. 2 / Отв. ред. Я.В. Васильков. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 93-105.

59. Аникеева Е.Н. Католическая теология религии об индийской религиозности. //Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / сост. В.К. Шохин. М.: Вост. лит., 2008. С. 295-316.

60. Аникеева Е.Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

61. Апакидзе Т.Г. Буддизм глазами европейских миссионеров. // Путь Востока. Культура. Религия. Политика. Конференция «Путь Востока». / Материалы XVI молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (25–27 апреля 2013 г.). СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. C.141-145.

62. Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

63. Бертова А.Д. Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа. СПб: Наука, 2017.

64. Горохов Д. В. Буддизм и христианство. Опыт историко-апологетического исследования. Киев, 1914.

65. Демченко М.Б. Путь Сатчитананды. М: Ганга, 2008. http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BC%D0%B0%D0%BA_1.pdf

66. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.). М.: «Крафт+», Институт востоковедения РАН, 2000. Электронная версия в формате PDF: https://www.abirus.ru/user/files/Ebooks/Missija_iezuitov-0-1.pdf

67. КакичиКадоваки. Дзен и Библия. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2004. (Серия «Диалог»).

68. Лобанов С.В. Влияние индийской философской традиции на санскритские переводы Библии (на примере Евангелия от Иоанна). // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. № 9. / Отв. ред. К. А. Мозгов. М. 2014. С. 124–134. Электронная версия в формате PDF: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22263313

69. Лобанов С.В. «Ведическая культура» НРД неоиндуистского происхождения в самоидентификации и повседневной жизни их последователей // Материалы круглого стола «Методология исследования новой религиозности» Международной научно-практической конференции «Религия и/или повседневность», Минск, 14-16 апреля 2015 г. / под ред. В.А. Мартиновича, Р.В. Шиженского, С.Г. Карасевой. Минск: Ковчег, 2015. С. 65-73.

70. Лобанов С.В. Индуисты и индуиствующие. К вопросу о статусе последователей неоиндуистских культов неиндийского происхождения. // Сектоведение: Альманах. Том VII. Минск: Минская духовная академия Белорусской Православной Церкви, 2018. С. 52-66. Электронная версия в формате PDF: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034476&fbclid=IwAR0BzMaD9ZuDVKt9uAw060AmCdjTuqY8AzxLcUOsLayFjfOqSBhB91T8cbE

71. Латхауэрс Т. Больше, чем кто-либо может сделать. Беседы дзен. М., ББИ: 2014.

72. Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении. М.: ББИ, 2005.

73. Предтеченская Ю.В. Сат-чит-ананда – мост между индуизмом и христианством. // Шабдапракаша. Зографский сборник. Вып. 1 / Под ред. Я.В. Василькова и С.В. Пахомова. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 279-289.https://www.academia.edu/8228180/Шабдапракаша_Зографский_сборник_Выпуск_1_Под_редакцией_Я_В_Василькова_и_С_В_Пахомова_СПб_ЛЕМА_2011.

74. Роберсон Р. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник. Москва: Высшая Религиозно-Философская Школа, 1999. http://krotov.info/history/20/1960/robe_025.html

75. Селезнев Н. Н., Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк, М.: АЦВ, 2001:

76. http://east-west.rsuh.ru/binary/67105_50.1346610953.67664.pdf

77. Скороходова Т. Г. Раммохан Рай, родоначальник Бенгальского Возрождения (опыт аналитической биографии). СПб: Алетейя, 2008. (Серия «Востоковедение: Учебные пособия и материалы»). 

78. Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М.: Наука, 1989.

79. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука, 1994.


 

Богословие культуры

Задание по курсу «Богословие культуры»

 

Прочесть статьи Седаковой, Тейлора, Филоненко, Пашкова (см. рассылку).

Введение в ислам

Витковский Вадим Евгеньевич, к.ф.н., Dr. habil., Университет Гумбольдтов, Берлин

 

Лекция1. Вводные темы.

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 1-8; 49-60; 162-166; 219-224

 

Христианская литература в I в. по Р.Х.

Возникновение первых новозаветных канонов во II в. по Р.Х.

Канон четырех Евангелий.

Синоптическая проблема.

Новозаветные послания: подлинные и псевдоэпиграфические.

 

Лекция2. Евангелия от Марка и Матфея.

Мк. 14:1 – 16:8; Мф. 28:1-20; Мф. 5

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 118-138

Возникновение Евангелия как жанра.

Евангелие от Марка: происхождение и содержание.

Евангелие от Матфея: связь с Евангелием от Марка, другие возможные источники и содержание.

 

Лекция3. Евангелие от Матфея и Дилогия Луки.

       Мф. 1 – 3; Лк. 1 – 3; Деян 11:19 – 13:12

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 138-153

(факультативно: В.Е. Витковский, Новое доказательство использования Евангелия от Матфея в Дилогии Луки // Страницы, 20:3 (2016), с. 323-330)

       Евангелие от Луки и его отношение к Евангелию от Матфея.

Книга Деяний и ее отношение к Евангелию от Луки.

 

 

Лекция4. Книга Деяний и Послания апостола Павла.

       Деян. 15:1 – 16:15; Гал. 2 – 3; Рим. 1:1-17

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 153-161; 61-77; 97-103

Павел как персонаж Книги Деяний.

«Исторический Павел».

Подлинные послания Павла.

Псевдоэпиграфические послания под именем Павла («Девтеропаулины»).

Богословские концепции Павла и «синоптиков».

 

 

Лекция5. Писания, дошедшие под именем Иоанна.

       Ин. 10:40 – 12:33; Откр. 21–22

Ю. Ролофф, Введение в Новый завет, с. 197-218

Послания от имени Иоанна.

«Старец» Иоанн и апостол Иоанн Зеведеев.

Четвертое Евангелие.

Откровение Иоанново.

П Р О Г Р А М М А

курса лекций «Межконфессиональный диалог в современном христианстве»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.