Ния Энку смог вдохнуть силу, чрезвычайную для фигур, сделанных из необработанного дерева. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ния Энку смог вдохнуть силу, чрезвычайную для фигур, сделанных из необработанного дерева.

2022-10-05 25
Ния Энку смог вдохнуть силу, чрезвычайную для фигур, сделанных из необработанного дерева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До эпохи Мэйдзи светская скульптура не получила развития. Статуи светских деятелей создавались прежде всего в контексте буддистского похоронного ритуала. И хотя они были довольно реалистичными, но шедевров среди них не сохранилось.

Если и была область, где художники эпохи Эдо создали нечто новое, то это - работы в бронзе, железе, слоновой кости. Небольшие фигурки животных имели успех. Эти предметы очень ценились в XIX веке на Западе. То же самое можно сказать о

Скульптура бога Фудомёо работы Энку

цуба - кованых гардах железных мечей и о нэцкэ - фигурках из слоновой кости.

КЕРАМИКА

Кузнецы, литейщики, резчики по слоновой кости подписывали свои произведения. То же самое делали и гончары. Япония гордится тем, что обладает самыми древними образцами керамики в мире. Они датируются 10 000 лет до нашей эры. Это не означает, что японская керамика развивалась абсо-

лютно обособленно. Археология доказала, что наиболее важные технологические элементы, такие как гончарный круг, печь для обжига, глазурование, фарфор, были привнесены с континента, сначала из Кореи, а затем - из Китая.

Повседневная домашняя утварь, предметы массового производства, керамика стали считаться произведением искусства благодаря чайной церемонии. В «период воюющих провинций», во времена первых чайных собраний, наиболее ценные чаши привозились из Китая. Чайная церемония не могла появиться без существования гончаров, обладавших вкусом к простоте. Они сумели отказаться от идеальных форм и гладких беспримесных материалов ради чашек несовершенной формы с шероховатостями. Тёдзиро (1516-1592), создавая стиль раку, ракуяки, сумел понять и соответствовать стремлениям Сэн-но Рикю.

Раку позднее стал одним из основных стилей чашек для чайной церемонии. В частности, он вдохновил Огата Кэндзана, младшего брата великого художника Огата Корина. Под руководством старшего брата он изучал живопись школы Кано, но также он был страстно увлечен поэзией и практиковал дзэн. Он работал в Киото, а затем последовал за своим покровителем в Эдо. Некоторые его

Ваза эпохи Эдо                       сюжеты были займ-

ствованы у его брата Корина. В отличие от образованных мужей Китая, которые, ценя картину и красивую керамику, без колебаний брались за кисть, но не считали достойным браться за глину, японские просвещенные мужи не брезговали этим занятием.

Надо сказать, что по авторитету великие гончары были сравнимы с художниками. Они основывали династии, наиболее одаренные дети или ученики продолжали искусство мастеров.

МУЗЫКА

Согласно образу Японии, распространенному благодаря укиё-э, можно было подумать, что музыка в эпоху Эдо сводилась только к игре на сямисэне, любимом инструменте кварталов развлечений. Действительность была намного разнообразнее. В эпоху Токугава продолжали существовать большинство инструментов и жанров, появившихся еще в VI-VII веках.

Гагаку, придворная музыка, включавшая инструментальную музыку, танцы, пение, была привнесена из Кореи примерно в V веке. Однако широкое проникновение этой континентальной музыки происходило главным образом в VIII веке. Японская придворная музыка китайского происхождения сохранила некоторые черты музыки эпохи Тан. Впоследствии песни, сочиненные в Японии в эпоху Хэйан, в соответствии с континентальными музыкальными нормами, также включались в репертуар. Тесно связанные с двором, который нуждался в музыке для ритуалов и церемоний, музыка и оркестры гагаку развивались синхронно с ним. Когда двор уже не имел средств для организации крупных церемо

ний, оркестр утратил свои функции, и его музыка должна была просто исчезнуть. Однако крупные культовые учреждения, такие как святилище Касуга в Нара или монастырь Ситэннодзи в современной Осаке, сохранили оркестры и живую традицию. С другой стороны, придворные продолжали играть на инструментах эпохи Хэйан. Эта придворная музыка, возвращенная благодаря Тоётоми Хидэёси, интересовала бакуфу, стремящегося приобщиться к этикету двора Киото.

Другой жанр музыки и представлений, который пользовался покровительством бакуфу и верхушки воинов, - это театр Но, Этот театр пения и танца появился в эпоху Муромати. Пользуясь покровительством сёгуна, гениальный актер Дзэами не только сочинил многочисленные пьесы, но и разработал теорию своего искусства. Но получило распространение среди всех слоев общества. Сельские жители перенесли пьесы, такие как Курокава, на северо-восток Японии. Неважно, что этот театральный жанр остался, прежде всего, аристократическим. Только сёгун или даймё могли пригласить или содержать труппу Но. Богатые любители могли изучать танец, пение, а также игру на одном из инструментов оркестра Но (барабане, флейте). Так, например, Хосокава Юсай, мастер тайной традиции Кокинсю, был также умелым исполнителем на большом барабане, тайко.

Сёме, буддистское пение, пришло в Японию вместе со всеми другими атрибутами буддизма. Оно сохранилось в монастырях до наших дней. Этот речитатив, вероятно, был одним из музыкальных направлений, который наиболее часто слышали представители всех слоев общества.

Хэйкоку, чтение Хэйкэ моногатари под аккомпанемент бива, вид мандолины с 4 или 5 струнами.

Лютня была инструментом, на котором играли слепые монахи, сопровождавшие этой игрой чтение молитв или буддистское пение. В эпоху Эдо одной из немногих профессий, доступных слепым, была профессия музыканта. Они образовывали нечто вроде корпорации, со строгой иерархией, с рангами, разрешенными властями. Но чтение наизусть Хэйкэ перестало быть их монополией, оно распространилось среди горожан.

Можно еще упомянуть сокёку, музыка на кото, вид цитры с 13 струнами, дзи-ута - местное пение, музыка кокю - вид лютни с тремя или четырьмя струнами меньшего размера, чем сямисэн, появившийся в Японии в начале XVIII века. А среди духовых инструментов, сякухатщ бамбуковые флейты с восемью отверстиями, в один сяку и восьми сун длиной (приблизительно 50 см). Этот последний инструмент был известен с эпохи Нара. Однако его возвращение связано с деятельностью странствующих монахов одной из ветвей дзэн.

Музыка кото была невероятно распространена в эпоху Эдо. Ее новая версия вела происхождение от монаха, жившего на севере Кюсю в начале XVII века, и возникла из придворной музыки, исполняемой в монастырях. Один из его учеников передал эту новую музыку знаменитому слепому музыканту Яцухаси (1614-1685). У него был ранг кэнгё, самое высокое звание в иерархии слепых музыкантов. Фактически именно Яцухаси кэнгё создал классические пьесы для кото, которую мы знаем в наши дни. Одним из его наиболее значительных достижений было, несомненно, создание нового способа составления аккордов с введением полунот, которых не существовало в придворной музыке. Одна из самых знаменитых и часто исполнявшихся пьес для

кото, Рокудан, была сочинена Яцухаси кэнгё. Она исполнялась без сопровождения пением.

Наряду с этой музыкой, которую можно было бы оценить как камерную, еще один жанр получил значительное развитие в эпоху Эдо, дзёрури, эпическое повествование, появившийся в эпоху Муромати. Этот речитатив сопровождался ритмичными ударами веера или сопровождался игрой на бива. Введение сямисэна в эпоху Эйроку (1558-1569), начиная с начала XVII века, дало развитие различным спектаклям. Этот инструмент типа трехструнной лютни был привнесен из Китая через острова Рюкю. Одним словом, можно сказать, что сямисэн сыграл главную роль в развитии самых новых жанров музыкальных произведений и спектаклей той эпохи.

В целом в начале XVII века дзёрури стал театральным жанром благодаря музыкальному сопровождению на сямисэне и добавлению марионеток. Его еще называли нингё дзёрури, повествования, сопровожденные марионетками. Почти в то же самое время сямисэн, который использовали актеры театра кабуки лишь как простой музыкальный инструмент, стал превосходным аккомпанирующим инструментом данного театрального жанра, кабуки хаясиката. Это способствовало взаимному влиянию музыки дзёрури и кабуки хаясиката. И, наконец, начиная с эпохи Канбун (1661-1672) наблюдается появление множества коротких народных песен, коута, которые были задуманы с аккомпанементом на сямисэне. Об использовании сямисэна в театре марионеток в начале эпохи Канъэй (1624-1643). Тогда в спектакле участвовали рассказчики, музыканты и кукловоды. Разделение ролей между рассказчиками и музыкантами, позволило исполнять пьесу на сямисэне более сильно и тем самым привлекать внимание зрителей к музыке. Таким образом, этот стиль смог достигнуть некоторого инструментального и художественного совершенства.

В театре кабуки этот стиль музыки появился в конце 1640 года. Вначале, как и многое новое, он появился в Киото, и лишь затем пришел в Эдо. Сями- сэн оказался тесно связанным с различными музыкальными жанрами: вокальные пьесы, утаи-моно; песенно-сказовый жанр, катари-моно. В первый входило «местное, народное пение», дзи-ута, нередко сопровождаемое сямисэном и кото. Длинные вокальные пьесы, нагаута, короткие пьесы в свободном ритме, ха-ута, появившиеся в регионе Кансай в начале XIX века и довольно быстро распространившиеся в Эдо благодаря театру кабуки. Длинные,

лирические и описательные музыкальные пьесы использовались в кабуки, чтобы подчеркнуть танцы.

Пение включало в себя очень разные жанры: дзёру- ри - эпические повествования, сэккё-буси - мелодии, сопровождающие рассказы на буддистские сюжеты, нанива-буси - народные песни сказового жанра.

Поскольку оба жанра, утаи-моно и катари-моно, начиная с конца XVII века, были очень популярны в различных слоях общества, необходимо подчеркнуть значение изданий в 1674 году нескольких упрощенных партитур пьес дзёрури и кабуки, имевших большой успех. Это событие показало особенный интерес зрителей к вокальному аспекту повествовательных пьес. В результате обучение пению, вокальным пьесам, стало распространенным развлечением.

Если о соединении сямисэна с народной песней в кругу простого народа есть свидетельства начиная с эры Каэй (1848-1853), то распространение народной песни в сопровождении сямисэна остается неизвестным. Однако, похоже, что этот союз не пережил эпоху Гэнроку (1688-1703). Очень вероятно, что проникновение и популяризация сямисэна в театральных кругах, а также в кварталах развлечений начались в середине XVIII века.

Музыку сочиняли и исполняли, главным образом, в кварталах развлечений Есивара (Эдо), Синмати (Осака), Симабара (Киото). Благодаря частным концертам, организованным богатыми торговцами в этих кварталах, из развлечения родился музыкальный жанр санкёку, музыка на трех инструментах: кото, сямисэн и кокю или сякухати. И позже, до начала эпохи Сёва, сямисэн оставался у японцев самым распространенным и популярным музыкальным инструментом.

X досуг

югэй

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

С первого взгляда эпоха Эдо представляется обществом досуга, удовольствия, развлечения. Несмотря на то, что официальная мораль, конфуцианство, в некоторые периоды достигала высокого уровня «пуританства», и на то, что в это время действительно происходило много несчастий и мятежей, все равно эта цивилизация смогла сделать свои развлечения более совершенными.

Они были самыми разными, от простых праздников и ярмарок до утонченных эстетических удовольствий. Трудно разделить пути честного человека и развлечения. Игры могли быть очень серьезным занятием.

Мацури были не только религиозными праздниками, но и развлечением, а некоторые обряды выполняли обе функции; перетягивание каната имело ритуальный смысл, но одновременно было и коллективным развлечением. Отнести ли бумажных змеев, игру в волан, карты со стихами Хякунин иссю (сборник «Стихов ста поэтов») к ритуальным или просто новогодним

развлечениям? Когда говорят, что мастера игры в го и сёги, японские шахматы, были организованы, подобно мастерам чайной церемонии или но, что им покровительствовал сёгун, понятно, что эта форма досуга воспринималась очень серьезно.

Нерабочие дни, довольно многочисленные, назывались монби, то есть день, когда носили «выходное» кимоно, на котором изображен герб семьи, мон. В этом названии присутствует некоторое искажение и игра слов: монби - день, в котором что-то есть, другими словами, день досуга. Были праздничные дни, сайдзицу, и дни торжественных религиозных служб, сюкудзицу. Даты этих праздников менялись в зависимости от святилища. Общими были только празднования Нового года, бони госэкку. Довольно часто 1-й и 15-й дни каждого месяца были также праздничными. Обязанности воинов были, по большей части, коллективными, и они исполняли их по очереди, что оставляло им довольно продолжительные периоды для досуга, которые не были полностью посвящены занятиям или тренировкам по фехтованию.

ИГРЫ

Го - стратегическая игра на доске, размеченной расположенными перпендикулярно линиями, образующими 361 пересечение. На эти пересечения ставились черные и белые камни. Цель игры состоит в том, чтобы окружить соперника. Го была очень популярна среди чиновников эпохи Нара. Первый японский трактат о игре в го датируется 913 годом. Монах Нитирэн известен тем, что был великим игроком в го. Эта игра увлекала воинов. Нитирэн преподавал ее в школе Асикага. Поэтому неудивительно, что среди учеников первого современ-

ного мастера Никкай были Ода Нобунага, Тоё- томи Хидэёси и Токугава Иэясу. Организованная подобно пути до игра в го строилась вокруг четырех семей, которые имели монополию на определение степеней и мастерства согласно системе иэмото.

Если го практически не претерпели изменения при переносе из Китая в Японию, японские шахматы, сёги существенно отличаются от своей китайской модели, которые, в свою очередь, возникли на основе индийской игры, лежащей в основе арабских, а затем и европейских шахмат. Сёги играется 40 фигурами на доске в 81 клетку. Интересная особенность сёги состоит в возможности повторно использовать фигуры, взятые у противника. Система иэмото была образована в 1604 году на основе трех семей, связанных с родом Охаси.

Двор продолжал организовывать свои традиционные виды досуга, развлечения стали их достоянием: кэмари, вид футбола, игра, в которой мяч не должен коснуться земли; цубонагэ, искусство попасть стрелой в вазу, ставшее популярным развлечением в эпоху Эдо.

За азартными играми следили, их нередко запрещали, но они существовали всегда. Самой распространенной и самой простой была игра в кости. Игра в кости, бакути, была одной из наиболее развитых форм досуга в эпоху Эдо. Ее организовывали профессиональные игроки, бакуто. Игроки должны были держать пари о том, выпадет четная цифра, тё, или нечетная, хан, на костях (из оленьего рога), выбрасываемых из бамбукового стаканчика. Те, кто вел игру, оябун, принадлежали к якудза. Слово якудза было образовано из чисел я, восемь, ку, девять, дза (сан), три, составлявших проигрышную комбинацию в игре в кости. Это было насмешливое

название для всех, кто считался исключенным из общества, маргиналами. Игра проходила в местах, называвшихся бонгодза.

Целью другой игры было получить дубль-шесть. Сугороку - название игры, похожей на триктрак.

Игра в карты, похоже, была принесена португальцами, за что и получила свое название карута (карта), однако она была сильно японизирована либо перемещением на этот новый уровень древней игры в ракушки, каиавасэ, новогодней игры Хякунин иссю, утаавасэ, либо созданием японской версии западных карт, а именно ханафуда39 или ханагарута, игра с набором из 48 карт, 12 мастей по 4 карты - сосна, сливовое дерево, вишневое дерево и т.д. Эта игра происходит от Тэнсё карута, игр, принесенных португальцами в эпоху Тэнсё (1573-1585), которые играли колодой, составленной из четырех мастей по двенадцати карт: хау (голубой жезл), оси (красная шпага), ору (золотая монета) и коппу. В нее играли так же, как с западными игральными картами в то время. От этой игры произошла сун карута эпохи Гэнроку. Один на один, сун на суммо. Колода состояла из 75 карт, разделенных на 5 мастей: дракон, воин, китаец и т.д. аналогично ханафуда. Как и в любую карточную игру, в японские карты можно было играть на деньги.

ЖИВОТНЫЕ

Влияние буддизма на японскую культуру было очень сильным, в расцвете эпохи Эдо, сёгун Цунаёси продемонстрировал это, издав в 1687 году очень строгие указы по защите животных, в особенности собак, которые получили право на подобие

39 Буквально - «цветочные карты».

приютов, за что он удостоился прозвища Его Собачья Светлость (или Собачий сёгун), Ину кубо. Во время его правления некоторые виды развлечений были прекращены, например, соколиная охота. Но Эдо была эпохой воинов, и подобная деятельность никогда не прерывалась, ни матаги, охота ради добычи на северо-востоке Японии, ни аристократическая охота, воинская забава.

Помимо того, охота на крупную дичь, кабана и оленя, практически необходимая часть военной подготовки, не прекращалась и как продолжение старинной практики. Императоры эпохи Хэйан охотились на севере и востоке от столицы. Аристократическая охота преимущественно оставалась соколиной охотой, такагари. Известная еще с доисторических времен, она очень ценилась императорами эпохи Хэй-

Соколъничий. Художник Каванабэ Тойку

ан, которые охотились из своего паланкина. Сёгуны Камакура и Муромати сохранили эту традицию, а затем она распространилась и в провинции. В 1612 году сокол Иэясу поймал журавля, так появился обычай посылать подобную добычу в дар ко двору императора. Айны с острова Эдзо (современный Хоккайдо) поставляли большую часть необходимых для такой охоты соколов. Символ военной аристократии - соколиная охота - едва пережила реставрацию Мэйдзи. Только императорский дом продолжал выращивать соколов в префектуре Сайтама.

Рыбная ловля очень древнее занятие в Японии, но приятным времяпрепровождением она становится липп> в эпоху Эдо. В это время она становится шикарным развлечением, ики. Наибольшая его популярность относится к началу XIX века, когда появились учебники, сравнивающие качества удочек, а также крючков, мух, приманок. Наиболее ценными сортами рыбы были: бычки, (хадзэ), хора, силлаго (киси), карась (фуна). Ловили рыбу в реках Эдо.

Буддизм не смог также искоренить бои животных, собачьи бои, токэн, на Сикоку. Сохранилась славная память о бойцовых собаках тоса-ину и акита-ину. Начало этого развлечения относится к эпохе Средневековья, когда даймё в «период воюющих провинций» тренировали собак для боев (Ходзё Такатоки, известный любитель таких боев, организовывал до 12 боев в месяц). Бывали также бои быков, тогю, в Иё на Сикоку или в Этиго. Направляемые своими хозяевами, два быка сталкивались лоб в лоб, и сильнейший должен был заставить отойти другого, теоретически не нанеся ему увечий. Петушиные бои, токэи, также восходят к глубокой древности. Они были одним из дворцовых развлечений эпохи Хэйан, прежде чем стали частью праздника 3-го месяца, сангацу-но сэкку.

Петух и собаки. Художник Кацусика Хокусай

Подобно другим состязаниям, во время которых заключались пари, они были запрещены, но тем не менее успешно продолжались.

Еще одно развлечение воинов, ину ои моно- учебная стрельба из лука верхом по собакам. 36 всадников в полной форме разворачивались на арене, в центре которой выпускали одну за другой 150 собак. Последний показ имел место перед генералом Грантом в ходе визита в Японию в 1879 году.

Собак, кроме больших сторожевых и боевых, также разводили и как домашних животных. Пекинесы были известны с эпохи Нара, но затем исчезли. Вновь импортированные голландцами, они были улучшены японскими заводчиками, чтобы из них получились идеальные животные-компаньоны.

Особым достижением птицеводов было выведение путем перекрестного скрещивания петухов с очень длинными хвостами.

ЗРЕЛИЩА

Летние ночи в Японии невозможно представить без фейерверка ханаби, огня из цветов, скромного и семейного или роскошного в больших городах. Этот вкус к цветам из огня восходит к эпохе Эдо, когда китайцы впервые в 1613 году продемонстрировали его Иэясу. Японские пиротехники добились в этом новом искусстве совершенства. В 1648 году фейерверк стал очень популярным. Пускаемые с моста Рёгоку, они стали одним из ежегодных событий сёгунской столицы.

Достигли наивысшего расцвета уличные зрелища с вожаками обезьян, проповедниками, исполнительницами на сямисэне, годзэ, художниками на песке, танцорами, фехтовальщиками, иаи, фокусниками, разного рода жонглерами. Весь этот народ зависел от хинингасира- старшина «не-людей». В Эдо насчитывалось пять хинингасира. Старшина из Асакуса властвовал над тремястами шестьюдесятью балаганами. Эти представления объединялись под общим названием дайдогэй, уличное искусство.

Сумо. Вид борьбы известен в Японии с древних времен. Фигурки борцов были обнаружены в захоронениях. В самых древних японских текстах начала VIII века встречаются описания поединков этих борцов. Во время некоторых сезонных обрядов двор организовывал соревнования борцов сумо. Современная их форма восходит к средневековым боям, которые организовывали святилища или монастыри для сбора пожертвований для строительных или реставрационных работ. В этом смысле сумо был таким же развлекательным спектаклем, как и спектакли театра но, кёгэн, танцы.

Г286"1

Именно в эпоху Эдо сумо оформилась в том виде, который мы знаем сегодня. Наиболее древняя классификация борцов, бандзукэ, восходит к эпохе Кёхо (1716-1735). Современная иерархия, с ёкодзуна на высшей ступени датируется 1789 годом, и первыми, кто получили этот титул, были Таникадзэ и Оногава. Они получили разрешение подниматься в круг с веревкой из рисовой соломы, вокруг талии. Эта веревка, симэнава, как правило, окружает священные пространства или предметы (деревья, скалы, здания). На турнирах борцы разделяются на две группы соперников, восточная и западная. Цель борца сумо состоит в том, чтобы заставить противника коснуться земли или выбить его из круга. Состязание происходит на дохё, приподнятой на наполовину вкопанной в землю площадке, на которой веревкой из соломы выделен круг. Эта практика получила распространение начиная с XVII века.

ТЕАТР

Эпоха Муромати дала Японии вид театра столь изысканного, что он стал развлечением аристократии. Даймё могли, не отступая от принятых в их среде правил, смотреть спектакли театра но. Многие даймё принимали у себя труппы и предоставляли в их распоряжение маски и дорогие костюмы. В замках, городских резиденциях, а также монастырях и крупных святилищах были устроены сцены для представлений но. Репертуар их был отныне почти так же закреплен, как и игра, музыка, за пятью актерскими династиями - ситэката: Кандзэ, Компару, Хосё, Конго, Кита.

Новые формы театра, дзёрури и кабуки, развивались в больших городах. Дзёрури больше известен на

1

Куклы театра бунраку

Западе под названием бунраку, которое появилось только в начале XIX века. Все начиналось с речитатива, сопровождавшегося игрой на музыкальном инструменте. Исконное название происходит из наиболее известного текста, Роман о девушке Дзёрури. В конце XVI века сямисэн заменил другой инструмент, бива, который и остался связанным с чтением эпических рассказов. Долгое время успех дзёрури основывался на качестве текста, виртуозности рассказчика и исполнителя на сямисэне. Последний элемент, марионетки, был в то время лишь довольно примитивной иллюстрацией к тексту. Великие пьесы Тикамацу стали известны благодаря чтению Такэмото Гидаю и музыкальному аккомпанементу на сямисэне Такэдзава Гонъэмона, но в то время еще не было больших мастеров-кукловодов. Выс шего расцвета этот жанр достиг в 1750 году, когда приемы кукловодов достигли своего наивысшего

развития. Для управления куклами нужны были три человека - один для ног, второй - для левой руки и третий - для головы и правой руки. Управление куклами достигло такого мастерства, что актеры театра кабуки подражали куклам. Кроме Тикама- цу, репертуар включал пьесы древней классики и современные пьесы, которые Р. Сиффер назвал мещанской драмой. Основой сюжетов спектаклей были случаи из жизни. Среди них надо отметить двойные самоубийства влюбленных, изображенные в наиболее замечательных драмах Тикамацу, таких, как Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки.

Репертуар дзёрури частично использовался и в другом театральном жанре, кабуки. Впервые термин упоминается в несколько необычном в описании танцевального спектакля некой Окуни в 1603 году, в год основания бакуфу Токугава. Этот спектакль показывали в Киото, танцовщица прибыла из Идзумо. Танцу Окуни подражали объединившиеся в труппу куртизанки, до тех пор, пока их спектакли не были запрещены в 1629 году как возбуждающие сладострастие. Женщины были заменены переодетыми молодыми людьми, однако подстрекательство к разгулу продолжалось. Это привело к появлению новых правил, требовавших давать спектакли с настоящим сюжетом. Театр кабуки появился из этих ограничений. Запрещение исполнения ролей женщинами и юношами породило оннагата, актеров, специализировавшихся на женских ролях, воплощающих нечто вроде квинтэссенции женственности. В этой области, как во множестве других, обнаруживается оппозиция между театром кабуки Эдо, жесткий стиль которого демонстрировал Итикава Дандзюро, автор пьес и актер, и стиль запада с мягкой игрой Саката Тодзюро, игравшего

 

Сцена из дзёрури

в пьесах, написанных для него Тикамацу. Кабуки способствовал развитию театральной техники, появилась смена декораций, использовались люки и дым. Дорога цветов, ханамити, проходящая посреди зала, позволяет актерам быть как можно ближе к зрителям. Публика из завсегдатаев приходит посмотреть, как любимые актеры делают удачные пассажи, принимая эффектные позы.

Театр кабуки - место дружественного взаимодействия актеров и зрителей, когда актер заставляет зал принимать участие в спектакле а зал, в моменты наименьшего напряжения наполняется шумом разговоров или заказов еды и напитков. Мир кабуки, рожденный из спектаклей куртизанок, всегда оставался близким к среде веселых кварталов.

КУРТИЗАНКИ и проститутки

Кто там не мог дождаться разговора о гейшах? Во время Первой всемирной выставки Япония отправила их в Париж, отвечая на ожидания, и надол-

го создав на Западе двусмысленный образ японской женщины.

Западные люди всегда с интересом обнаруживают цивилизации, в которых распространено более положительное отношение к сексуальности, чем господствующее в иудейско-христианской традиции. Пример Японии, вероятно, был одним из первых. Представляется, что эротические гравюры - сюн- га, «весенние» картины, кварталы удовольствий, авторитет известных куртизанок, учебники для спальни показывают общество, которое без комплексов относится к сексуальности.

Но не надо забывать, что средняя продолжительность жизни женщин Ёсивары, огромного квартала удовольствий в Эдо, редко превышала двадцать лет. На несколько ойран40 приходились сотни ёдака (козодоев) (в Киото их называли цудзигими, в Осака соко), проститутки, не прикрепленные к [публичному] дому, которые ожидали клиентов с наступлением ночи со скрученной циновкой под рукой. Дома покупали девушек у бедных крестьян, и эта практика сохранилась вплоть до запрета проституции после Второй мировой войны, в 1958 году (как, например, в фильме Мид- зогути Акасэнтитай / Улица стыда, Мидзогути).

Официальное конфуцианство испытывало некоторые сложности с управлением сексуальностью в больших городах. С кварталами удовольствий мирились как с меньшим злом.

Таким образом, для лучшего контроля проституцию в 1617 году в Эдо, в болотистом квартале был

40 Женщины, которые помимо оказания интимных услуг, еще и были искусны в танцах и игре на музыкальных инструментах. Работают они, как правило, «по вызову». Культура ойран сохраняется в современной Японии.

Я

Гиды цивилизаций

создан Ёсивара. После пожара 1657 года он был переведен за Сэнсодзи в Асакуса. В 1720 году в квартале проживало две тысячи девушек, распределенных по двумстам учреждениям. Единственным «пропуском» в квартал были деньги. Моральные установки, мибун, столь важные в обычном обществе, здесь не были приняты. Воины не имели права входа с мечами.

Как и в других слоях общества эпохи Эдо, среди куртизанок также существовала иерархия. Наверху царили тайю. Их был двадцать пять в 1660 году в Си- мабара, большом квартале удовольствий Киото. Однако это название исчезло к 1760 году. Тогда в Ёсивара нашли ойран, которые были признаны «красивее, чем цветы». Внушительным зрелищем была прогулка, можно сказать, процессия гиро, куртизанок высокого ранга, направляющихся из своего дома в тля, чайный дом, где их ожидали клиенты. Впереди них, обутых в деревянные сандалии на трех подставках, шли две ученицы, камуро, сопровождали яритэ («мадам»), за ними следовал гю (человек на все случаи жизни), который держал над куртизанкой зонтик от солнца. А затем шли масся (спутницы). Они шли как настоящие принцессы. Следующими в иерархии куртизанок после тайю были тэндзин. Обычно словом Тэндзин (небесное божество) называли ученого Сугавара-но Митидзанэ. Этим же словом называли куртизанок, чьи услуги стоили 25 монмэ серебра. День, когда праздновали Тэндзин, выпадал на 25 число каждого месяца, оттуда и произошло их название.

Одной из черт проституции в Японии, которую можно обнаружить также в Китае и даже на Западе, когда мы думаем об актрисах и танцовщицах XIX века, было то, что еще с древности некоторые куртизанки больше ценились за их таланты в ис-

 

кусстве, в поэзии, танце, музыке, театре. В этих случаях проституция отходила на второй план, уступая их талантам в искусствах. Куртизанки высокого уровня задавали тон в области моды. Их приглашение требовало изысканного мастерства в искусстве жить и больших финансовых средств. В некоторых справочниках описывались лучшие «веселые дома» и иерархия, принятая у куртизанок. В других книгах давались советы о способах вести себя наилучшим образом в этом мире элегантности.

Есивара в Эдо, Симабара в Киото, Синмати в Осаке были знамениты во всей Японии. Их примеру следовали в большей части городов. Однако попытка ограничить проституцию лишь этими кварталами оказалась тщетной. Банные заведения нередко предоставляли также и другие услуги. Ёдака просто довольствовались достаточно изолированными местами, например берегами рек. За пределами городов гостиницы предлагали услуги служанок, что можно увидеть на гравюрах. Во внутреннем море, кочевое население, которое жило весь год на лодках, продавало женщин и девушек как проститу

ток для моряков.        Куртизанка из Ёсивара

I 293 1

Истории кварталов удовольствий являлись сюжетами популярной литературы сярэбон, а затем ниндзёбон, но и в классической литературе они занимают весьма существенное место. Возможно ли представить Сайкаку без кварталов удовольствий?

САДОВОДСТВО

С самого конца XVII века садоводство упоминается среди излюбленных видов досуга горожан, особенно торговцев, по мере их восхождения по общественной социальной лестнице. Первый цветок, который можно упомянуть, хризантема, кику. Она была ввезена в Японию из Китая в эпоху Хэйан и к моменту распространения среди горожан имела уже длинную историю.

Мода на красивые хризантемы восходит к эпохе Гэнроку (1688-1704). Начиная с 1710 годов, в Киото, Осаке и Эдо, любители этого цветка начали организовываться в сообщества, ассоциации, которые проводили выставки. До наших дней дошли ноябрьские конкурсы хризантем всевозможных размеров, форм и расцветок. В Европе восточный вид хризантемы впервые был упомянут в 1688 году в Голландии. Однако настоящее увлечение большими хризантемами восточного происхождения вновь появилось во Франции только в 1789 году.

Второй цветок, который увлек японцев, был садовый вьюнок, асагао41, также привезенный из Китая в VIII веке как лекарственное растение. Его культивирование в широком масштабе началось в самом конце XVIII века. Известно, что на протяжении эры Бунка-Бунсэй (1810-1830) это

41 Ипомея.

было первое увлечение, которое затронуло все слои общества от крупных даймё до простых горожан, подобно сумасшествию с тюльпанами в Голландии в XVII веке. Спрос вызвал поиск новых видов методом отбора и скрещивания. В результате было создано множество новых видов в 1840 и 1850 годах. Это увлечение садовым вьюнком может удивить. Частично оно вызвано нестабильностью морфологии листьев, цветков и расцветок. Простые любители сумели создать новых виды листьев или новые расцветки в необычных сочетаниях. В городах главным образом ценились садовые вьюнки, на которых вырастали огромные цветы, подобные хризантемам.

Бонсай - растение, развитие которого было замедлено, чтобы создать взрослое дерево, по форме максимально приближенное к природному, но растущее в горшке. И вновь была использована китайская модель, но японцы превзошли своих учителей. Бонсай являются плодами долгого, терпеливого труда и живут практически столько же, сколько и обычные деревья. Известны экземпляры, живущие уже сотни лет. Культура бонсай, один из видов досуга аристократов, также была воспринята горожанами эпохи Эдо.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПАЛОМНИЧЕСТВА, ЗНАМЕНИТЫЕ МЕСТА, МЭЙСЁ

Со второй половины XVIII века


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.